Использование методов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в рамках логопедического часа


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование методов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в рамках логопедического часа
Автор: Газарова Кнара Борисовна

Использование методов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в рамках логопедического часа Аннотация: В этой статье автор раскрывает тему широкого использования сказки в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, ее значении и разнообразии методов. Ключевые слова: сказкотерапия, коррекционная работа, нарушения речи. Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями приобретает в последние годы особую актуальность. В коммуникативной деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта.Все это приводит, как правило, к неустойчивой, чаще всего, заниженной самооценке, неуверенности в собственных силах, к возникновению барьеров в межличностном взаимодействии, к искажению эмоционально-волевой сферы.Главная задача педагога заключается в помощи ребенку и его семье.Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая различные нарушения.Но, к сожалению, специалист не всегда может добраться до проблем ребёнка… и на помощь приходит сказка. Сказкотерапия – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).  Это стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё.Сказка – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание и развитие ребёнка. Она является посредником между внутренним миром педагога и душами воспитанников.В современной педагогике выделяют следующие методы сказкотерапии:- Работа над уже существующей сказкой- Арт-терапевтическая работа по сюжету сказки- Самостоятельное написание сказки- Драматизация или инсценировка написанной сказки- Работа над окончанием сказки.Наблюдая за героями, ребенок учится решать проблемы. Мы можем тактично направить мысли, чувства, поступки детей в нужное русло. Главной установкой становится здоровая идея, что все можно изменить и исправить.Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной, эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения. И задача специалистов — так окружить ребёнка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой – коррекцией.Использование сказкотерапии в обучении дошкольников способствует: - Снятию эмоционального напряжения;- Созданию игровой доверительной атмосферы в группе;- Установлению межличностных контактов между детьми;- Формированию у детей адекватной самооценки, принятия своих отрицательных сторон;- Развитию мышления и воображения в процессе сочинения сказок;- Развитию у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;- Развитию коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.Опыт работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи позволяет утверждать, что использование сказок в качестве материала для коррекционной работы не теряет своей актуальности и в наше время информационных технологий.Этому способствуют следующие особенности сказок:- язык народной сказки, отточенный множеством поколений, является наиболее доступным для восприятия и понимания ребенком с ОВЗ;- на основе сюжета сказки возможно создание практически неограниченного количества игровых заданий и упражнений, затрагивающих все сферы психического развития ребенка – памяти, мышления, восприятия, воображения, речи;- любая сказка несет в себе ярко выраженный эмоциональный заряд, который автоматически переносится и на предлагаемые педагогом обучающие и развивающие задачи и способствует созданию устойчивой положительной мотивации к совместной деятельности ребенка и взрослого;В содержание коррекционной работы педагога с использованием сказкотерапии входят речевые игры и упражнения, направленные на активизацию речемыслительной деятельности детей, наглядно-образного и отвлеченного мышления, что в дальнейшем способствует социальной адаптации.Коррекционно-развивающие занятия с использованием сказки, проводимые в непринужденной игровой обстановке, имеют целенаправленное воздействие и создают оптимальные условия для развития речи детей. В практике своей работы, мы часто обращаемся к сказке, применяя различные методы сказкотерапии в ходе коррекционного часа.Так, организуя воспитанников, настраивая их на работу, проводим пальчиковые игры, психогимнастику или игры малой подвижности с героями знакомых детям сказок, о которых читаем в течение недели.В ходе фронтальной работы применяем игры на развитие различных сторон речи детей: фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза; игры на развитие лексико-грамматического строя или связной речи, психических процессов.Во время индивидуальной работы с детьми по заданиям учителя-логопеда мы используем различные методы сказкотерапии в работе над изучаемой лексической темой, такие, как назови ласково, посчитай до 5, в какой сказке встречался данный предмет, продолжи сказку и т.д.Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты самокоррекцией.Каждый ребенок получает свое задание: это может быть обводка, штриховка, раскрашивание, лепка, рисование, сбор конструктора, печатание, шнуровка, вырезывание, аппликация, дидактическая игра, в общем то, что вызывает у ребенка затруднения и требует дополнительной тренировки. И опять, на помощь приходит сюжет из сказки, который подходит под лексическую тему недели или сказочный герой, которому нужна помощь.В результате коррекционной работы, применяя различные методы и приемы сказкотерапии:- автоматизируются поставленные звуки;- обогащается словарный запас детей, лексико-грамматическое оформление речи;- развивается и совершенствуется просодическая сторона речи, обеспечивающая интонационную выразительность: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность;- сказки помогают детям правильно строить диалог. Дети с удовольствием не только слушают сказки, но и сочиняют начало, середину, конец, продолжение сказки, рисуют героев или сюжет. Заключение. Роль сказок в развитии детей дошкольного возраста трудно переоценить. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы. Сказкотерапия для дошкольников с ОВЗ является одним из самым эффективным методов, направленным как на всестороннее развитие малыша, так и на развитие его коммуникативных навыков.  Благодаря сказкотерапии, дети учатся преодолевать барьеры в общении, лучше чувствовать друг друга, дружить, находить выражение эмоциям, чувствам, состояниям. Данный вид деятельности помогает сблизить не только родителей с детьми (общие интересы), но и педагогов с родителями.