Развитие речи в средней группе "Путешествие в осенний лес. Дикие животные и их детеныши»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи в средней группе "Путешествие в осенний лес. Дикие животные и их детеныши»
Автор: Голубкова Наталья Александровна
Конспект занятия по развитию речи в средней группеТема: «Путешествие в осенний лес. Дикие животные и их детеныши»Возрастная группа: Средняя (4-5 лет)Время: 20-25 минут.Интеграция образовательных областей:· Познавательное развитие· Речевое развитие· Социально-коммуникативное развитие· Физическое развитиеЦель: Активизация и обогащение словарного запаса детей по теме «Дикие животные наших лесов».Задачи:· Образовательные: · Закреплять в активном словаре названия диких животных (белка, еж, медведь, заяц, лиса, волк) и их детенышей. · Упражнять в умении образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лисенок, зайчонок, медвежонок). · Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже единственного числа (кого нет? – нет медвежонка, нет лисенка). · Учить отвечать на вопросы полным предложением.· Развивающие: · Развивать связную речь, память, внимание, словесно-логическое мышление. · Развивать общую и мелкую моторику.· Воспитательные: · Воспитывать интерес к родной природе, бережное отношение к животным. · Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи.Материалы и оборудование:· Демонстрационный: Мягкая игрушка или кукла-перчатка «Старичок-Лесовичок», магнитная доска, картинки с изображением диких животных (белка, еж, медведь, заяц, лиса, волк) и их детенышей, макет осеннего леса.· Раздаточный: Конверты с разрезными картинками «Собери животное» (2-3 части) по количеству детей.· Аудиозапись: Звуки леса (пение птиц, шум ветра), спокойная музыка для физкультминутки.---Ход занятияI. Организационный момент (2-3 минуты)(Дети сидят на стульчиках, расположенных полукругом.)Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Посмотрите, какая сегодня чудесная погода. Но за окном уже поздная осень, стало холодно, дует ветер. А вы хотите отправиться в путешествие?Дети: Да!Воспитатель: Тогда мы с вами отправимся в осенний лес. Чтобы попасть в лес, давайте закроем глазки и представим, что мы едем на поезде.(Включается аудиозапись со звуками леса и стуком колес.)Воспитатель: «Чух-чух-чух, ту-тууу!» Вот мы и приехали. Открываем глазки.II. Вводная часть. Сюрпризный момент (2 минуты)(На магнитной доске висит макет осеннего леса. Появляется игрушка Старичок-Лесовичок.)Старичок-Лесовичок (голос воспитателя): Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Я – Старичок-Лесовичок, хозяин леса. Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости. В моем лесу живут разные звери. Но сейчас, поздней осенью, им нужно готовиться к зиме. Поможете мне узнать, кто где живет и как зовут их детей?Дети: Поможем!III. Основная часть (12-15 минут)1. Беседа по картине «Осенний лес» и дидактическая игра «Кто в домике живет?»Воспитатель (от имени Лесовичка): Посмотрите на мой лес. Кто же здесь прячется?(Воспитатель по очереди выставляет картинки с животными на макет леса или на доску.)· Воспитатель: Кто это рыжий, с пушистым хвостом, живет в норе? Дети: Это лиса. Воспитатель: Правильно! А как зовут детеныша лисы? Дети: Лисенок. Воспитатель: Молодцы! Лиса – лисенок. (Закрепляет на доске картинку лисенка).· Воспитатель: А это кто серенький, трусишка, длинные уши? Дети: Заяц. Воспитатель: А его детеныш? Дети: Зайчонок. Воспитатель: Верно! Заяц – зайчонок.(Аналогично разбираются: медведь – медвежонок (живет в берлоге), волк – волчонок, белка – бельчонок (живет в дупле), еж – ежонок.)2. Игра «Назови ласково»Воспитатель: Ребята, Лесовичок говорит, что все звери в лесу – его друзья, и он называет их ласково. Давайте и мы попробуем.· Лиса – лисичка.· Заяц – зайчик.· Волк – волчок.· Медведь – мишка.· Белка – белочка.· Еж – ежик.(Воспитатель побуждает детей отвечать полным предложением: «Лису можно ласково назвать лисичка»).3. Физкультминутка «Зайка беленький сидит» (2 минуты)Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем и превратимся в зайчат!Зайка беленький сидит (садятся на корточки)И ушами шевелит. (подносят ладошки к голове, шевелят ими)Вот так, вот так,И ушами шевелит.Зайке холодно сидеть, (обхватывают себя руками)Надо лапочки погреть.Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,Надо лапочки погреть.Зайке холодно стоять, (встают)Надо зайке поскакать.Скок-скок, скок-скок,Надо зайке поскакать. (прыгают на двух ногах)Кто-то зайку испугал, (садятся на стульчики, прикладывают палец к губам)Закричал зайка: «Ай-ай!»И – скорей ускакал!4. Дидактическая игра «Кого не стало?» (с детенышами животных)Воспитатель: Молодцы, как ловко вы скачете! А теперь, Лесовичок, проверь, какие у нас внимательные ребята.(На доске картинки с детенышами: медвежонок, лисенок, зайчонок, бельчонок.)Воспитатель: Ребята, запомните, кто здесь есть. Теперь закройте глазки.(Воспитатель убирает одну картинку.)Воспитатель: Открывайте глазки. Кого не стало?Дети: Не стало лисенка. (Важно следить, чтобы дети отвечали полным предложением).(Игра повторяется 2-3 раза).5. Практическое задание «Собери животное» (работа за столами)Воспитатель: Ребята, пока мы играли, ветер разбросал фотографии наших зверят. Давайте поможем Лесовичку их собрать.(Дети проходят за столы, где лежат конверты с разрезными картинками (2-3 части).)Воспитатель: Соберите картинку и скажите, кто у вас получился.(Дети собирают пазлы. Воспитатель подходит, помогает, спрашивает: «Кого ты собрал?» – «Я собрал медвежонка».)IV. Заключительная часть (3 минуты)Воспитатель: Все собрали? Молодцы! Лесовичок, посмотри, какие у нас умелые ребята!Старичок-Лесовичок: Спасибо вам, ребята! Вы такие умные, внимательные и добрые. Вы мне очень помогли. Теперь я точно знаю, что в моем лесу все звери и их детеныши готовы к зиме. Но мне пора, а вам уже скоро возвращаться в детский сад.Воспитатель: Да, нам пора прощаться. Давайте поблагодарим Лесовичка и попрощаемся с ним.Дети: До свидания, Старичок-Лесовичок!Воспитатель: Закрываем глазки... «Чух-чух-чух, ту-тууу!» Вот мы и снова в нашей группе. Понравилось вам путешествие? О ком мы сегодня говорили? (Ответы детей). Вы сегодня были такие молодцы, все старались, хорошо отвечали. Лесовичок оставил для вас угощение – лесные орешки (можно дать печенье в виде листочков или просто похвалить).