"Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста с ОНР посредством нетрадиционных техник рисования
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста с ОНР посредством нетрадиционных техник рисования
Автор: Гольцова Тамара Игоревна
Тема: Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста с ОНР посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности .«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать.На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне…» (Э. Успенский) Рисование имеет большое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития ребенка, играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Художественное творчество является важнейшим средством познания окружающей действительности и положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка, так как именно рисование связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью детей. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение близкое по замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования , привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию, позволят стать работам детей более выразительными, яркими и оригинальными.2. Актуальность опыта Проблема развития творческих способностей детей актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых подходов и решений. Современная концепция образования и воспитания также в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности, так как традиционная система образования перестает удовлетворять современным требованиям, выполнять социальный заказ общества. 3.Новизна опытаНа занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники рисования используются редко. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности. Одно из достоинств данного опыта заключается в том, что он дает не разрозненные советы и рекомендации по приобщению ребенка к творческой деятельности, а целостную продуманную систему занятий и мероприятийТема моей работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста с ОНР посредством нетрадиционных техник рисования.»Цели и задачиЦель темы самообразования:- повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства, компетентности, умений;- создание условий для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством использования нетрадиционных технологий. Для достижения поставленной цели, я определила следующие Задачи: Определить проблемы и особенности развития творческой одаренности обучающихся с ОНР.Рассмотреть возможность развития творческих способностей детей во внеклассной работе.Определить педагогические условия, благоприятные для развития творческих способностей детей с ОВЗ. Определить основные направления воспитательной работы и педагогические задачи по развитию креативных способностей обучающихся во внеурочной деятельности.Определить и апробировать технологии, методы и приемы, способствующие формированию творческих способностей.Определить эффективность воспитательной работы, направленной на развитие творческих способностей обучающихся с ОНР. Актуальность выбранной темы определяется необходимостью планомерного и систематического подхода к решению вопросов развития детей с нарушением речи, их познавательных интересов, творческих способностей для их подготовки к самостоятельной жизни.Реализация педагогического опытаМой опыт работы реализовывался в период с сентября 2023г. по 2025г.Свою образовательную деятельность разделила на з этапа:1 этап – начальный (аналитико-диагностический) – 2023г.На начальном этапе были обнаружены проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня развития творческих способностей детей. Проведен анализ литературных источников, сравнение, анализ обобщение передового педагогического опыты.2 этап – основной (практический) – 2023-2024г.Организована работа по подбору и апробация новых форм и нетрадиционных техник рисования.3 этап – заключительный (Аналитико-обобщенный) – 2025г.Творческие способности - далеко не новый предмет для исследования. Эта проблема вызывала огромный интерес людей всегда. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которым мы будем его наполнять.Теоретической базой данной работы являются труды педагогов прошлых лет и современности - Л. С. Выготского, Д. Б. Богоявленской, В. А. Сухомлинского, В. В. Зеньковского, Л. В. Жарова, К. Д. Ушинского, И.П. Волкова, Б.М. Кедрова, Д. Б. Эльконина. Д.Б. Богоявленская выделяет то, что основным показателем творческих способностей является интеллектуальная активность, сочетающая в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач. В. А. Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуального полнокровного труда. Творческий подход учителя к учебному процессу, по его мнению, способен пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты.И.В. Львов считает творчество не всплеском эмоций, а неотделимой частью знаний и умений. Эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, придают ему силы, но пробуждают творческий акт лишь проверенные знания и умения. Больше всего мне близка точка зрения К. Д. Ушинского, который утверждал, что самостоятельность учащихся в добывании знаний принесёт больше плодов, чем готовый материал, предоставленный наставником.Такие исследователи как: Никитина А. В., Давыдова Г. Н., доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.В начале реализации опыта мною были выявлены следующие проблемы:1. Неуверенность детей в себе.2. Неумение давать оценку своей и чужой деятельности.3. Дети слабо проявляют инициативу, самостоятельность.4. Многие дети не знают о существовании разных средств выразительности.Мною была проведена диагностика:• Оборудовано место для подгруппового занятия с детьми.• На столе размещены различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми• Предложено детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.• По ходу фиксировала: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.• Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.В результате проведённого исследования, я поставила перед собой цель: развить творческие способности, через использование нетрадиционных техник рисования, такие как:1. Уметь видеть средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки2. Быстро усваивать приёмы работы в новых нетрадиционных техниках3. Владеть основными изобразительными и техническими навыками рисования4. Передавать в рисунках некоторое сходство с реальным объектом5. Обогащать образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках6. Уметь создать яркий нарядный узор7. Уметь самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками8. Уметь объективно оценивать свою и чужую работуВ работе я придерживалась следующей последовательности по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования:• экспериментирование;• знакомство с нетрадиционной техникой;• творческое преобразование;• получение оригинального рисунка;• использование приобретенного опыта.Результат работы воспитанника зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать его внимание, побуждать к деятельности при помощи дополнительных стимулов.Такими стимулами могут быть:• игра, которая является основным видом деятельности детей;• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому человеку, им важно почувствовать себя значимыми;• музыкальное сопровождение и т. д.В работе использовала интеграцию всех образовательных областей:• Социально-коммуникативное развитие• Познавательное развитие• Речевое развитие• Художественно-эстетическое развитие• Физическое развитиеМною использованы следующие Методы нетрадиционных техник рисования:1. « Монотипия»Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет.2. «Печатание листьями»Технология рисования. Лист дерева покрывается красками, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов.3. «Рисование нитками».Технология рисования. Разрезать нить на отрезки длиной 7 –10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.4. «Печатание бумагой».Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист.5. . «Рисование методом напыления(набрызг)»Технология рисования. На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.6. «Клеевая техника(витражи)»Технология рисования. Простым карандашом нанести на бумагу контур предмета. В тюбике с канцелярским клеем (можно клей ПВА)сделать маленькое отверстие, чтобы он вытекал тонкой струйкой. Аккуратно обвести клеем контур. Дать высохнуть. Закрасить пространство внутри контура красками.7. «Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами»Техника рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на чистом листе.8. «Рисование методом тычка(поролоновый тычок)»Техника рисования. На чистом листе рисуется контур, какого – либо предмета. Гуашевую краску развести водой до консистенции густой сметаны и налить в блюдца. Поролоновый тычок при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка.9. «Пуантилизм»(ватная палочка или тонким концом кисти)Техника рисования. Сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.10. . "ГраттажТехника рисования. На плотную бумагу(картон) нанести плотный слой свечи, чтобы не оставалось пробелов, затем нанести черную или цветную плакатную тушь. Дать высохнуть сутки. Затем тонкой палочкой нанести рисунок.11. Рисование свечой (проступающий рисунок).Техника рисования. На лист бумаги нанести рисунок тонким концом свечи. Затем затонировать рисунок гуашевыми или акварельными красками. Рисунок нарисованный свечой незатонируется. 12. Рисование по сырому.Техника рисования. Влажной от воды(немного отжатой) губкой промакиваем всю поверхность бумаги. Затем рисуем изображение гуашью, акварельными красками, мелками, пастелью. Получается эффект размытого, прозрачного рисунка.13. .«Печатание спичечным коробком»Техника рисования. Край спичечного коробка окунается в краску и делается оттиск на бумаге. Дорисовывать детали.14. .«Оттиск поролоном»Техника рисования. Вырезать контуры на поролоне. Гуашевую краску развести водой до густой жидкой сметаны и налить в блюдца. Прижать поролон к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу.15 Рисование жесткой кистью(щетина).Техника рисования. Нарисовать карандашом или фломастером контур рисунка. Затем жесткой кистью набираем гуашь разведенную до густоты сметаны( опускаем вертикально в гуашь). Лишнюю краску промакиваем на салфетке. Наносим краску на контур вертикальными движениями, оставляя след от кисти . Получается эффект " пушистой шерстки". Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисованииПринципы построения работы по рисованию:1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.4. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.Нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Важно отметить, нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы школьников в целом. В своей работе использовала такие формы работы организации и проведении занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.Для совместной деятельности были использованы следующие материалы:• Набор разнофактурной бумаги.• Дополнительный материала (природного, бытового, бросового).• Художественно-изобразительный материал.• Нетрадиционные инструментов для художественного творчества.• Образцы рисунков по различным нетрадиционным техникам;• Демонстрационный наглядный материал.Организация предметно-развивающей среды.Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая творческая среда, которая должна стимулировать ребенка на активную деятельность.При организации предметно - развивающей творческой среды в изобразительной деятельности нужно учитывать потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно и доступно пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе, также необходимо учитывать индивидуальные возраст дошкольников.Таким образом, художественная предметно-развивающая среда полностью обеспечивает принцип доступности и максимально комфортное состояние детей в группе.Законченные работы обязательно выставляем на доске или раскладываем на столе в конце занятия. Анализ художественной деятельности важен для развития детского творчества, прежде всего тем, что дети видят результаты своей деятельности, учатся решать изобразительные задачи. Дети с удовольствием любят рассматривать свои работы, говорить о них. Эту активность педагог должен поддерживать, развивать. Анализ работ обязательно связывается с изобразительной задачей. Оценивается не сам ребёнок, а его рисунок. Итог подводит вся группа.Организация работы с детьмиВ основу моей работы положена идея обучения без принуждения, основанная на искреннем интересе ребенка в выполнении задания. Это придает малышу уверенности в своих силах, ставит его в позицию творца. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, могучее дерево, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.В своей работе применяла следующие методы:- метод наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);- игровой метод- метод обследования (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности).Для вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс проводились такие мероприятия как:• выставка совместного творчества детей с родителями• творческий конкурс и др.Мною были проведены следующие мероприятия:Родительское собрание «Нетрадиционная техника рисования» «Влияние нетрадиционной техники рисования на развитие речи детей младшего школьного возраста».Взаимодействие с педагогамиПри обобщении опыта отводила главную роль работе с педагогами:1. Провела консультацию для молодых педагогов «Многообразие нетрадиционных техник рисования»2. Консультация «Рисование бросовым материалом»3. Провела семинар - практикум по теме: «Рисование витражными красками»4. Мастер – класс «Пластилинография»5. Выступила на МО с докладом «Нетрадиционные техники рисования»6. Доклад на педсовете :Развитие творческих способностей детей с ОНР во внеурочное время, через нетрадиционные техники рисования»7. Составила картотеку «Нетрадиционное рисование»8. Составила картотеку игр и упражнений по нетрадиционному рисованиюРезультативность развития воспитанниковВ ходе реализации опыта были получены следующие результаты:1. Дети научились видеть средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки.2. Начали быстро усваивать приёмы работы в новых нетрадиционных техниках.3. Научились владеть основными изобразительными и техническими навыками рисования.4. Научились передавать в рисунках некоторое сходство с реальным объектом.5. Научились обогащать образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках.6. Научились создавать яркий нарядный узор.7. Научились самостоятельно выбрать тему рисования и получать результат, пользуясь нетрадиционными техниками.8. Научились объективно оценивать свою и чужую работу.Сравнительная диаграмма развития творческих способностей детей в рисовании на начальном и заключительном этапе.По результатам заключительной диагностики выяснилось, что дети знают особенности нетрадиционного рисования, соотносят образы нетрадиционного искусства рисования с образами других видов искусств. Они активно проявляют творчество, создают необычный, оригинальный рисунок, используя все приемы и способы с помощью разнообразных материалов. Ребята пользуются изобразительным материалом правильно и уверенно. Дети творчески работают над созданием рисунка, используют разнообразные нетрадиционные приемы и техники рисования в процессе работы, с интересом описывают настроение готовой картины.Но необходимо ещё поработать над техническими навыками нетрадиционного рисования, чтобы изображение получалось более четкое.Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.ВыводВ ходе моего исследования была изучена и проанализирована научно-методическая литература по развитию рисования в младшем школьном возрасте.В процессе рассматривания вопроса о нетрадиционных техниках рисования были выявлены многие техники. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольниковТаким образом, могу с уверенностью сказать, что именно нетрадиционное рисование в большей степени способствует развитию у детей творчества и воображения, а также повышает уровень изобразительных навыков и умений детей. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.Воспитанники стали активно участвовать в различных конкурсах и викторинах . Имеют дипломы победителей Международного и Всероссийского значения.Результативность педагогической деятельностиРезультатом своей работы я считаю не только процесс развития младших школьников во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать.Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрастает интерес к нетрадиционным техникам рисования и изобразительной деятельности. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, приобрели опыт эстетического восприятия. Они проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. В результате развития изобразительной деятельности современными нетрадиционными средствами повысился уровень эмоционального благополучия дошкольников.Дети проявляют больше самостоятельности, инициативы, творчества.Могут сочетать несколько технологий для создания задуманного образаВоспитанники стали активно участвовать в различных конкурсах и викторинах . Имеют дипломы победителей Международного и Всероссийского значения. Организация совместных творческих выставок, разнообразных конкурсов повышает авторитет в глазах ребенка, позволяет сплотить детей и их родителей на основе совместной деятельности, помогает родным лучше узнать и понять своего ребенка.