РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности художественно – творческой направленности «Рисуем вместе»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности художественно – творческой направленности «Рисуем вместе»
Автор: Шмелёва Лариса Викторовна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 Образовательный центр имени Героя Советского Союза М.Р.Попова ж.-д. ст. Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности художественно – творческой направленности
Рисуем вместе
Составитель:
Шмелёва Л.В, учитель изобразительного искусства
ГБОУ СОШ № 1 ОЦ ж.-д.ст. Шентала.
государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе методического конструктора Внеурочной деятельности школьников Д.В. Григорьев, П.В. Степанов (Стандарты второго поколения), М: Просвещение, 2011 г.;
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: программа Рисуем вместе предназначена для обучающихся 5-8 классов.
Формы и режим занятий.Занятия проводятся во внеучебное время в год – 34 часа, 1 час в неделю, продолжительность занятий -40 мин.
Сроки реализации программы. Программа курса рассчитана на 4 года обучения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
В современной образовательной парадигме креативные компетенции признаются важнейшими навыками будущего, что определяет особую роль изобразительного искусства в развитии подростков 11-14 лет. Этот возрастной период характеризуется активным становлением идентичности, когда художественная деятельность становится инструментом самопознания и выражения. Использование изобразительной деятельности для формирования гибкого мышления позволяет подросткам осваивать нестандартные подходы к решению задач. Таким образом, искусство трансформируется из предмета эстетического воспитания в ресурс развития когнитивной гибкости. Психологические исследования подтверждают, что в пубертатный период креативность естественно активизируется, но требует педагогической поддержки для реализации потенциала. Изобразительное искусство, с его визуально-пространственным характером, идеально соответствует потребностям подростков в экспериментировании и поиске уникального стиля. Методики, направленные на развитие воображения через художественные практики, способствуют преодолению стереотипов восприятия. Следовательно, интеграция таких подходов в образование отвечает запросам современной педагогики на персонализацию обучения.
Однако традиционные школьные программы по изобразительному искусству часто ограничиваются репродуктивными заданиями, такими как копирование образцов, что не соответствует потребностям подростков. Подобные методы подавляют оригинальность мышления, сводя творческий процесс к техническому воспроизведению. Это приводит к снижению мотивации и эмоциональной вовлеченности учащихся, особенно в кризисный период формирования идентичности. В результате упускается возможность использовать естественную склонность подростков к самовыражению через искусство.
Целью данной методической разработки является развитие творческого потенциала, нестандартного мышления и художественных навыков учащихся через освоение и использование традиционных и нетрадиционных методов рисования. С помощью внедрения в работу создания графических рисунков с помощью искусственного интеллекта.
Для достижения поставленной цели определены ключевые задачи:
Формировать у детей интереса к изобразительному искусству и самовыражению через эксперимент с художественными материалами и техниками.
Развитие мелкой моторики, воображения, творческого мышления и эмоциональной сферы.
Расширить художественного опыта через практическую деятельность в непринужденной форме.
Создание условий для раскрытия индивидуальности каждого ребенка, обучения нестандартному восприятию и передаче образа.
Ознакомит учеников с основами нейросети Шедеврум и их применение в генерации графических рисунков. Поощрять экспериментирование и индивидуальный творческий подход к созданию цифровых картин.
Практическая значимость разработки заключается в предоставлении педагогам адаптивных методических инструментов, способствующих формированию творческой автономии учащихся.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности Рисуем вместе
Первый уровень результатов (5-6 классы)
Познавательные результаты
- Формирование базовых знаний о художественных материалах, техниках и приемах.
- Ознакомление с основами композиции, цветоведения и жанров изобразительного искусства.
- Понимание роли искусства в культуре и истории.
Практические умения
- Освоение навыков работы с различными художественными материалами (акварель, гуашь, карандаши, пастель).
- Выполнение простых художественных заданий: зарисовки, наброски, эскизы.
- Развитие моторики и координации рук через рисование и лепку.
Творческие способности
- Формирование способности к самостоятельному творческому выражению и экспериментированию с цветом и формой.
- Развитие воображения и креативного мышления.
- Создание индивидуальных художественных работ с элементами сюжетной композиции.
Личностные результаты
- Повышение интереса к изобразительному искусству и эстетическому восприятию.
- Развитие усидчивости, аккуратности и ответственности за результаты творчества.
- Формирование навыков работы в коллективе и умения оценивать результаты своей и чужой творческой деятельности.
Второй уровень результатов (7-8 классы)
Познавательные результаты
- Углубленное знание основных художественных направлений, стилей и жанров.
- Понимание принципов композиции, цветовой гармонии, перспективы и светотени.
- Ознакомление с историей изобразительного искусства и значимыми художниками.
Практические умения
- Освоение сложных техник рисования и живописи (акварель, масло, тушь).
- Навыки создания художественных работ с использованием разнообразных материалов и средств.
- Развитие умения передавать объем, пространственные отношения, текстуру и свет.
Творческие способности
- Развитие способности к самостоятельному творческому поиску и самовыражению.
- Владение приемами композиционного решения и цветовосприятия в собственных работах.
- Создание оригинальных художественных проектов с сюжетом и художественной идеей.
Личностные результаты
- Формирование эстетического вкуса и осознанного отношения к искусству.
- Развитие критического мышления и умения аргументированно оценивать творческие работы.
- Воспитание дисциплины, внимательности и ответственности в процессе творчества.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса Я исследователь в 5 классе:
Познавательные УУД:
Активное восприятие и анализ художественных образов (цвет, форма, композиция)
Поиск и использование дополнительной информации о технике, художественных материалов.
Развитие творческого мышления через эксперименты с различными художественными материалами.
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД:
планирование и прогнозирование деятельности при выполнении творческих заданий;
контроль и коррекция собственной работы на основе самооценки и оценки педагога.
Коррекция действий на основе полученной обратной связи;
прогнозирование возможных результатов и поиск способов их достижения.
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои мысли чувства о произведениях искусства;
совместное планирование и реализация творческих проектов;
ведение диалога и сотрудничества с одноклассниками в совместных творческих проектах.
Уважительное восприятие мнения других, обсуждение и аргументация своих взлядов.
Личностные УУД :
-развитие интереса и эмоционально – ценностного отношения к искусству;
- формирование творческой мотивации и стремление к самовыражению через изобразительный вид искусства.
Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика;
Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов;
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса Я исследователь в 6 классе:
Познавательные УУД:
Анализ и сравнение художественных образов, развитие наблюдательности и образного мышления;
Использование разных техник, материалов и художественных средств;
Исследование исторического и культурного контекста произведений искусства;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Регулятивные УУД:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
самоконтроль и коррекция действий в процессе создания художественного продукта;
понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
навыки поиска путей решения творческих задач и адаптации при возникновении затруднений;
Коммуникативные УУД:
вырожать собственное мнение о произведениях искусства, аргументирование и обсуждение;
учет разных мнений и умение обосновать собственное;
активное слушание и уважительное отношение к мнению сверстников и педагогов;
умение договариваться, находить общее решение.
Личностные УУД :
-Формирование чувства эстетического вкуса, развитие творческой индивидуальности;
-осознание значимости искусства как формы самовыражения и культурного наследия.
Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;
Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия;
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса Я исследователь в 7 классе:
Познавательные УУД:
Анализ и сравнение элементов художественной композиции, цвета, формы и сюжета.
Восприятие и интерпретация художественных образов и символов.
Формирование навыков исследования и экспериментирования с материалами и техниками.
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД:
планирование и целепологание творческой деятельности.
контроль и коррекция собственной работы на основе самооценки и оценки педагога.
понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
прогнозирование возможных результатов и поиск способов их достижения.
Коммуникативные УУД:
обсуждение и аргументированное выражение собственного мнения о произведениях искусства;
совместное планирование и реализация творческих проектов;
умение слушать и учитывать точки зрения других участников.
Личностные УУД :
Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика;
Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов;
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса Я исследователь в 8 классе:
Познавательные УУД:
построение логической цепи рассуждений;
исследование различных художественных стилей техник и материалов;
развитие навыков критического осмысления и интерпретации произведений искусства;;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
применение творческого мышления для поиска нестандартных решений в создании художественных работ;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.
Регулятивные УУД:
умение ставить конкретные творческие задачи, планировать и контролировать процесс их реализации;
анализ и оценка собственных идей и результатов, корректировка действий на основе рефлексии;
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
организация рабочего времени и ресурсов для достижения поставленных целей;
умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.
Коммуникативные УУД:
- Эффективное воздействие в коллективных проектах, обмен художественными идеями;
- аргументированное выражение своего мнения и восприятия искусства;
- умение вести диалог и конструктивно принимать критику;
- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Личностные УУД :
-развитие осознанного отношения к творчеству и самовыражению через изобразительное искусство;
-формирование эстетических ценностей и уважения к культурному наследию;
Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения Я и хороший ученик; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения Я и хороший ученик; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
Оценивание образовательных результатов
Оценивание образовательных результатов проводиться с применением следующих критерий и инструментарий:
№ п/п
Критерии
Показатели
Инструментарий (диагностические средства)
Сроки прове-дения
1
Творческое выполнение заданий
Высокий уровень – оригинальность идей, использование разнообразных техник и материалов, самостоятельный творческий поиск.
Средний уровень – аккуратное выполнение задания, наличие творческих элементов, но с опорой на образцы.
Низкий уровень – шаблонное выполнение, минимальная творческая самостоятельность
Тест
В конце учебного года
2
Техническое мастерство
Высокий уровень – уверенное владение используемыми художественными материалами и приёмами.
Средний уровень – базовые навыки, отсутствие серьёзных ошибок.
Низкий уровень – недостаточное владение техниками, низкое качество исполнения
Творческая, практическая работа
В конце учебного года
3
Вовлеченность и мотивация
Высокий уровень – активное участие, проявление инициативы, стремление к совершенствованию.
Средний уровень – выполнение задания с интересом, но без дополнительного усердия.
Низкий уровень – пассивное участие, отсутствие мотивации.
Эвристическое задание
В конце учебного года
4.
Рефлексия и самооценка
Высокий уровень – осмысленное самоанализирование результата, умение выявлять сильные и слабые стороны своей работы.
Средний уровень – поверхностная оценка, способность объяснить выбор приёмов.
Низкий уровень – отсутствие анализа и критики собственной работы.
Беседа Вопрос-ответ
В конце учебного года
5.
Умение работать в коллективе
Высокий уровень – конструктивное взаимодействие, помощь сверстникам, активное участие в групповых проектах.
Средний уровень – выполнение своей части работы, минимальное взаимодействие.
Низкий уровень – затруднения в коммуникации, отсутствие вклада в командную деятельность
Групповой творческий проект
В конце учебного года
Данные, полученные посредством применения вышеуказанных методов, фиксируются безотметочным способом – портфолио учащегося.
Содержание курса внеурочной деятельности Я исследователь с указанием форм организации и видов деятельности
1 модуль (5 класс)

Наименование разделов и тем программы
Вид занятий
Кол-во
часов
Содержания занятий
1.
Введение. Основные и составные цвета.
Беседа
Практическая работа
3
Объяснение значения цвета в искусстве и окружающем мире
Краткое знакомство с понятием основных и составных цветов
Определение основных цветов (красный, синий, жёлтый)
Свойства основных цветов: неразложимость на другие цвета
Образование составных цветов при смешивании основных.
Демонстрация смешивания цветов на практике
Задание на смешивание красок для получения новых оттенков
2.
Основные виды и техники рисования
Изучение и практика базовых техник рисования
7
Демонстрация техник и их сочетание. Выполнение небольших упражнений с использованием разных материалов
Нетрадиционные техники рисования
Рисование в нетрадиционных техниках
5
Демонстрация и совместное выполнение упражнений по нетрадиционным техникам рисования. Свободное экспериментирование с цветом и текстурой
3.
Изучение цветового круга и цветовых сочетаний
Беседа
Презентация
5
Создание цветового круга своими руками
Подбор и смешивание цветов для создания заданных сочетаний
Применение изученных сочетаний в небольших рисунках или композициях
4.
Работа с линией, формой, композицией и светотенью.
Рисование
7
Понятие композиции как организации элементов на плоскости
Принципы композиции: равновесие, ритм, акцент, пропорции, симметрия и асимметрия
Размещение формы и линии для создания выразительного визуального образа
5.
Рисунок в графическом редакторе.
Изучение нового материала.
7
Создание контура с помощью кисти и карандаша
Применение фигур и форм (прямоугольник, круг и др.) для построения рисунка
Применение контуров и заливки
2 модуль (6 класс)

Наименование разделов и тем программы
Вид занятий
Кол-во
часов
Содержания занятий
1.
Практические, творческие задания на развитие воображения и творческого мышления.
Свободное и тематическое рисование.
10
Выбор темы и сюжета для самостоятельного творческого выражения. Использование различных художественных техник. Выполнение творческого задания под руководством учителя. Упражнения на развитие креативного мышления.
2.
Экспериментирование с разными художественными материалами.
Практика работы с различными художественными материалами
6
Знакомство с различными художественными материалами и их свойствами. Применение и сравнивание разных техник нанесения.
Основы композиционного построения произведения.
Творческое задание
5
Создание композиции с использованием линии, формы и светотени
Анализ готовых работ, выявление успешных решений и ошибок
3.
Графические реакторы
Рисование в графическом редакторе
5
Работа в графическом редакторе. Создание контура с помощью кисти и карандаша, маркера
Применение объёмных фигур и форм для построения рисунка
Применение контуров и заливки
4.
Знакомство с работами известных художников.
Восприятие произведений искусства
5
Ознакомление с биографией и творческими работами известных художников
5.
Анализ и обсуждение произведений искусства.
Восприятие произведений искусства
3
Работа над копиями и интерпретациями
известных произведений
3 модуль (7 класс)

Наименование разделов и тем программы
Вид занятий
Кол-во
часов
Содержания занятий
1.
Обзор ключевых периодов и направлений в искусстве.
Рисование по памяти
8
Изучение стилей и эпох в искусстве
2.
Влияние исторического и культурного контекста на изобразительное искусство.
Беседа.
Презентация.
Тест.
9
3.
Архитектурные стили.
Беседа.
Рисование
9
Изучение архитектурных стилей.
Построение архитектурных сооружений.
4.
Использование нейросетей и искусственного интеллекта для создания графических изображений.
Изучение нового материала
8
Создание изображений с помощью нейросетей.
4 модуль (8 класс)

Наименование разделов и тем программы
Вид занятий
Кол-во
часов
Содержания занятий
1.
Алгоритм шагов и программ для создания цифровой картинки.
Отработка навыков
9
Разработка пошаговых команд для создания определенного изображения.
2.
Создание цифровых картинок и их оформление.
Отработка навыков
8
Создание картинок с использованием мультимедийных и цифровых инструментов.
3.
Разработка группового проекта.
Проектные занятия
7
4.
Разработка индивидуального проекта
Проектные занятия
8
5.
Подготовка работ к публичному показу и презентации.
Оценка и самоанализ творческих работ.
2