Современные инновационные образовательные технологии


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные инновационные образовательные технологии
Автор: Шакарова Мери Самсоновна

Шакарова М. С.учитель,МБОУ «Оскольская ООШ»Белгородская область Новооскольский районс. ОскольскоеСовременные инновационные образовательные технологии Сегодня методика обучения переживает трудное время, связанное с изменением целей образования, разработкой ФГОС, построенных на компетентностном подходе. Трудности возникают еще из-за того, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов. Поэтому все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс инновационных образовательных технологий. Для осознанного и умелого выбора из имеющегося видов педагогических технологий нужны те, которые позволяют достигнуть оптимальных результатов в обучении и воспитании. Педагогическая технология отвечает на вопрос «Как учить результативно?» Анализ существующих определений, позволил выделить критерии, составляющие сущность педагогической технологии: определение целей обучения (почему и для чего); отбор и структура содержания (что); оптимальная организация учебного процесса (как); методы, приемы и средства обучения (с помощью чего); реальный уровень квалификации педагога (кто); объективные методы оценки результатов обучения (так ли это). Таким образом, «педагогическая технология» – это построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.2. Современные методы обучения – активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную,технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения. К инновационным направлениям или современным образовательным технологиям в приоритетном национальном проекте «Образование» относятся:развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективная система обучения; исследовательские методы обучения; технология решения задач; проектные методы обучения; технологии модульного обучения; использование в обучении игровых технологий (ролевые, деловые и другие виды обучающих игр); обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии. Современному педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения современных образовательных технологий. Тем более это находит отражение в должностных инструкциях, в аттестационных материалах. Использование инновационных образовательных технологий является одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога. Поэтому нам необходимо более интенсивно внедрять в свою работу современные технологии. Конечно, для применения некоторых из них у нас не хватает времени, средств и даже знаний, так как современные технологии используют новейшие достижения науки, техники, психологии и т.п. Но элементы технологий вполне доступны. Например, интерактивные технологии или групповые технологии обучения – это обучение, основанное на диалоговых формах процесса познания. Это работа в группах, учебная дискуссия, игровое моделирование, деловая игра, «мозговой штурм» и т.п. Такие формы обучения важны для обучающихся, так как они позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать точки зрения других. Развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся происходит как в общении микрогрупп, так и в диалоге между группами. Эта форма обучения психологически привлекательна для обучающихся, она помогает выработать навыки сотрудничества, коллективного творчества. В данном случае обучающиеся не становятся наблюдателями, а сами решают трудные вопросы. Каждая группа находит интересные аргументы в защиту своей точки зрения. Организация групповых взаимодействий в учебной деятельности может быть различной и включает следующие этапы: индивидуальная работа; работа в парах; принятие групповых решений. Группы организуются по усмотрению преподавателя или же «по желанию». Учитывается, что слабому обучающемуся нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный собеседник. Можно поместить обучающихся с противоположными взглядами, чтобы обсуждение проблемы было живым и интересным. Есть в группах и «должности»: наблюдатель, мудрец, хранитель знаний и т.д., при этом каждый из обучающихся может побывать в той или иной роли. Через работу в постоянных и временных микрогруппах уменьшается дистанция между обучающимися. Они находят подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят её пользу для дела, которым занята группа. Только нестандартная постановка проблемы вынуждает искать помощи друг у друга, обмениваться точками зрения. Периодически составляется рабочая карта урока, в которой записываются: вопрос, над которым работает группа, состав участников, самооценка каждого участника с точки зрения группы. Для самооценки и оценки даются точные критерии в карте, чтобы не возникало существенных разногласий. Учащиеся с желанием берут на себя роль эксперта. Таким образом использование интерактивной технологии обучения влияет на формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышает эффективность усвоения программного материала. В контексте интерактивного обучения разработана технология, которая получила название кейс-метод. Обучающиеся получают от учителя пакет документов (кейс), с помощью которых или выявляют проблему и пути её решения, или разрабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. Разбор кейсов бывает как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания). Отличительная черта кейс-метода - создание проблемной ситуации из реальной жизни. При обучении данного метода формируются: аналитические навыки, умения отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию и уметь восстанавливать их; практические навыки; творческие навыки. Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, которые способствуют развитию креативности у педагога и обучающихся. Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно решать. Нужно учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности обучающихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.Информационно-коммуникационные технологи сегодня можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития обучающегося. Этот способ позволяет обучающимся интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Информационные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс. В современной школе новые образовательные технологии должны стать составной частью традиционной методики преподавания. Литература: 1. ФГОС по направлению подготовки. UPL: 2. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструированиеситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учеб.-метод.пособие для педагогов школ. СПб.: КАРО, 2008.3. Шакарова М.С., 2025