Развивающая предметно пространственная среда в группе раннего возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развивающая предметно пространственная среда в группе раннего возраста
Автор: Синякова Оксана Николаевна Щеголькова Наталья Сергеевна

Справка по результатам организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФОП ДО и основной образовательной программой дошкольного образования (ООП ДО) ДОО в группе раннего возраста «Сказка». Развивающая предметно-пространственная среда группы построена в соответствии с ФОП. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывали ведущую роль игровой деятельности в развитии детей. Это в свою очередь является, основным средством формирования личности ребёнка обеспечивает его эмоциональное благополучие и является источником его знаний и социального опыта. Функции предметно пространственной развивающей среды:Познавательная - удовлетворяет потребность ребёнка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность; Коммуникативная - стимулирует речевое развитие и позволяет ребёнку познать азы общения и взаимодействия;Оздоровительная - укрепляет физическое развитие стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья; Творческая - приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации. Организованное пространство в группе обеспечивает для детей безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливание организма каждого из них, а также несёт эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Пространство группы организованно в виде хорошо разграниченных зон (уголков), оснащённых необходимым количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и т. п.). Все предметы доступные детям. Воспитатель, Щеголькова Наталья Сергеевна организовала развивающую предметно-пространственную среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, облегчить индивидуальное гармоничное развитие ребёнка. Несмотря на разграничение уголков, пространство динамичное, подвижное и легко изменяемое. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребёнку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть её результаты. Подобная организация пространства позволяет детям выбирать для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей. Предметно-пространственная развивающая среда в группе раннего возраста организованна с учётом требований ФОП и чётко прослеживает все пять образовательных областей:
  • Социально-коммуникативная;
  • Познавательная;
  • Речевая;
  • Художественно-эстетическая;
  • Физическая.
  • Игра-основной вид деятельности малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создаёт условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Больница», «Парикмахерская». Для поддержания интереса игровой деятельности, обеспечивают сменяемость материала. Он соответствует возрасту и безопасен в использовании.Созданное игровое пространство, внесение новых атрибутов в сюжетно-ролевые игры обеспечивает развивающий эффект, ребёнок имеет представление о себе, о семье и о мире. Основной приоритетной задачей в программе модернизации российского образования, является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Одним из средств решения обозначенных задач становится организация здоровья сберегающей предметно-развивающей среды. В группе создан «Спортивный уголок», который гармонично вписывается в пространство группы. Оснащён оригинальными видами нестандартного оборудования, разнообразным физкультурным инвентарём, что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, что в полной мере реализует их потребность в двигательной активности. В делении уголков также учитывался гендерный подход. Уголки для мальчиков содержат машины, конструктор, строительные инструменты. У девочек разнообразные куклы, коляски, кроватки. Уголки для совместных игр насыщены игрушками и для мальчиков и для девочек. Уголок конструирования: различные строительные материалы, разных размеров и форм. Где малыши строят мебель, гаражи, дома, дороги. Запоминают и называют формы и цвет. А игрушки (медведи, зайцы, гномы, самосвалы, грузовики, легковые автомобили, каталки, паровозы, рули и т. д.), помогают ребёнку обыграть их постройку. Уголок пользуется у детей большой популярностью, поскольку реализует их потребность в игровой и двигательной активности. Уголок творчество (по рисованию, лепке) Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Главная задача - пробудить в ребёнке веру в его творческие способности, заинтересовать, дать ему возможность получать новые впечатления. Разнообразный изобразительный материал: цветные карандаши, фломастеры, цветные, восковые мелки и т.п., а гуашью мы рисуем совместно с детьми по их инициативам; трафареты по темам, пластилин; стеки, печатки; салфетки из ткани; доски для рисования фломастером и мелком, мольберт, магнитные планшеты, белая и фоновая бумага, «незаконченный сюжет», который находится в свободном доступе, что позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение. Воспитатель Наталья Сергеевна поощряет самостоятельность в использовании изобразительных материалов для преодоления у детей чувства неуверенности. Уголок книги.Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относится к книге - одна из задач, которую ставит перед собой каждый воспитатель. Особую роль в приобщении детей к книги отводит книжному уголку. При формировании уголка учитывают реализуемую программу и индивидуальные особенности этого возраста. Ярко, красочно оформленные книги, предметные и сюжетные картинки, тематические альбомы («Игрушки», «Животные», «Сказочные герои», иллюстрации к сказкам и т.д.), привлекают внимание малышей, которые с удовольствием их рассматривают и учатся общаться. Жителем книжного уголка является постоянный персонаж «петушок золотой гребешок». В присутствии детей воспитатели изготовили аптечку для книг, которую оснастили клеем, кисточками, бумагой и т. д. Объяснили детям, что книги мы бережём, но иногда им тоже нужна «скорая помощь». Совместно с детьми «полечили» книгу, которая в это нуждалась. Малыши любят, когда педагоги читают с ними книги и рассматривают картинки, поэтому здесь в группе много яркой, красочной и интересной литературы по программе и интересам. Рядом с уголком книги находится Театральный уголок. Любимые и знакомые сказки, потешки, прибаутки обыгрывают при помощи различных видов театра: пальчиковый, кукольный, настольный, театр на фланелеграфе. Театрализованная игровая деятельность стимулирует эмоционально-речевое развитие и индивидуальные творческие способности детей. Большой интерес у детей вызывает уголок ряженья. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, маски зверей. Дети получают удовольствие и массу положительных эмоций, пытаются имитировать некоторых животных, повторяют несложные реплики героев сказок. В музыкальном уголке располагаются разнообразные музыкальные и шумовые инструменты, которые доставляют детям много радостных минут и, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малышей. Воспитатели играют с детьми в музыкальные игры: «Что звучи?», «Оркестр», «Угадай, на чём играю?». Уголок «Волшебный сундучок» (сенсорный уголок).Дидактические пособия, которые здесь представлены, доступны для детей, они яркие, разнообразные, полифункциональные т.к. при их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и расширяются представления детей об окружающем мире. Уголок природы, благодаря нему дети получают базовое представление о мире растений, животных, учатся наблюдать, рассуждать, мыслить логически. В любое время года уголок природы выглядит ярко и красочно, что безусловно привлекает детей. В уголке природы созданы условия для самостоятельного экспериментирования с реализуемой программой и возрастными особенностями детей. Проводя элементарные опыты и наблюдения, дети знакомятся со свойствами воды, песка, глины, камешков, бумаги, природного материала и др. веществ и материалов. Они с удовольствием экспериментируют, рассматривают наглядный материал, который находится в свободном доступе. Таким образом, формируется экологическая культура, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, эстетическое восприятие явлений природы. Уголок уединения Каждому ребёнку необходимо своё личное пространство, где он может побыть один, остаться наедине со своими мыслями. В группе есть такой островок тишины и спокойствия - уголок уединения. Отделён от других зон лёгкой ширмой. Мягкие подушки, коврики и книги, фото альбомы - всё это позволяет ребёнку комфортно расположиться, отдохнуть и с новыми силами познавать окружающий мир. В холле группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь расположен информационный уголок для родителей, где помещена необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, выставка детского творчества. В группе существует уютное место отдыха - это спальная, где находятся кровати для дневного сна детей. Весь интерьер спальни выдержан в гамме тёплых постельных тонов, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.Вывод: Такую организацию развивающей предметно-пространственной среды, считаем рациональной, так как она учитывает требования ФОП, все основные направления развития ребёнка третьего года жизни и способствует его благоприятному развитию. У детей развиваются познавательно психологические процессы, интеллектуальная сфера, коммуникативные умения, эмоциональная личностная сфера. Организованная среда снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, синдром тревожности в отсутствии близкого взрослого. Дети спокойно входят в группу сверстников, и проявляют друг к другу чувство симпатии. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть в сообществе. Активная позиция малыша и радость освоения являются показателем правильного направления в работе воспитателя.