Организация внеурочной деятельности на уроках труда (технологии)


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация внеурочной деятельности на уроках труда (технологии)
Автор: Жирков Виталий Федотович

Организация внеурочной деятельности на уроках труда (технологии )                В своей работе я пытаюсь формировать и развивать творчески мыслящую личность ребёнка, способную принимать нестандартные решения в различных ситуациях. На мой взгляд, творчеству можно и нужно учить, направляя процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих задатков и способностей учащихся с раннего возраста. Чем раньше развивается эта деятельность, тем существеннее и значительнее результаты. Уроки технологии позволяют сделать это с начальной школы,  и передать детей среднему звену по цепочке.        Источниками полноценного развития ученика выступают два вида деятельности.
  • Во-первых, это учебная деятельность, которая направлена на овладение учащимися знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.
  • Во-вторых, это творческая деятельность, которая способствует проявлению у детей воплощения их собственных идей, направленных на создание нового.
  • В результате, любой учащийся в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, так как каждый из них по-своему талантлив. Дети от природы любознательны. Для развития их способностей и раскрытия таланта нужна умелая поддержка со стороны учителя.        Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желания  трудиться с охотой и интересом. Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу.        Переработанная и составленная мною рабочая программа решает вопросы обучения не только традиционным технологиям обработки материалов, но и специальным, необходимым при выполнении конкретных изделий.        Исходя из наличия материальной базы, станочного парка, акцент в содержании моей рабочей программы сделан на разделы декоративно-художественной обработки древесины: выжигание, выпиливание лобзиком, резьба по дереву (контурная, геометрическая, плоскорельефная), токарная обработка древесины.Художественная обработка древесины у многих народов — самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства. Художественная обработка древесины, в частности резьба по дереву, способствует гармоничному развитию учащихся, воспитанию у них трудолюбия, высоких нравственных качеств. Занятия резьбой отвечают запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному творчеству. Взяв в руки резец, сделав первые узоры, ученик испытывает радость первого своего достижения. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.        Знакомство с художественной обработкой древесины начинаю с геометрической резьбы. Она наиболее доступна и не требует сложных инструментов. Для этого вида резьбы используется любая древесина. Причем композиционные комбинации трехгранных узоров позволяют создавать мотивы геометрического, растительного и анималистического характера. Основной элемент узора – треугольник.                Работа над декоративным образом требует от учащихся умения наблюдать, вырабатывает способность к абстрактному мышлению и обобщению.        На занятиях по художественной обработке древесины моя задача состоит в том, чтобы научить учащихся создавать красивые, ритмичные, эмоционально насыщенные композиции, соответственно выбранному материалу и функциональному назначению предмета.        Творчество по законам красоты - вот что я стараюсь привить своим воспитанникам, стремлюсь воспитать у них эстетический вкус, приучаю к радующей глаз работе. Всегда напоминаю учащимся, что любое изделие должно быть выполнено красиво и аккуратно. Предлагаю полюбоваться текстурой древесины. Подчёркиваю, что резьба, роспись на изделиях и выжигание, покрытие лаком выявляют прелесть природного материала.        Именно на уроках художественной обработки древесины органично сочетаются решение творческих задач с необходимостью овладения специфическими трудовыми навыками, вырабатывается точность и координация движений. Например, накалывая элементы геометрической резьбы при некоторой тренировке, учащиеся без дополнительной разметки определяют центры лучей треугольника и глубину накола. Эта точность координации контролируется двигательными ощущениями рук. Работа над изделиями декоративно-прикладного искусства, несмотря на свою интенсивность, не утомляет учащихся, так как периодически чередуются операции, а, следовательно, и рабочие позы. Поэтому статическая работа мышц в одном положении продолжается недолго. Это способствует укреплению здоровья, повышению выносливости, выработке у ребят множества двигательных умений и навыков, содействует приспособлению организма к интенсивной работе.        Проводимые занятия по художественной обработке дерева носят, в основном, практический характер. Приёмы работ учащиеся осваивают при выполнении каждого задания. При знакомстве с первым узором «сколышки» учащиеся узнают первый простой приём. В следующем узоре «треугольник» ребята знакомятся с другим более сложным узором. Дальнейшее знакомство с геометрической резьбой происходит на создании и выполнении композиций на основе   комбинации освоенных узоров.        Одна из особенностей проведения уроков по художественной обработке древесины состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Детям очень хочется довести каждую свою работу до конца, так сказать, получить готовую продукцию. На уроках стараюсь избежать поручать им выполнение какой-либо одной операции, а дать комбинацию многих заданий, рекомендую самим выбрать изделие. Порой они выбирают работу выше собственных сил и умений, но интерес к ней побеждает все, мальчишки преодолевают препятствия ради того, чтобы увидеть свое детище законченным рядом с работами других. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над своим изделием, провожу выставки-итоги на каждом уроке, при этом отмечаю результативность и значимость труда.        Большое значение имеют выставки, проводимые в школе, так как именно здесь работу детей увидят и оценят друзья, учителя и родители.        Все дети любят мастерить, особенно мальчишки. Уже с малых лет они, подражая взрослым, стремятся сделать что-то настоящее. Став школьниками, они пытаются удовлетворить свою жажду творческой деятельности на уроках технологии. Но для того, чтобы развить технический интерес и склонность детей к конструированию и одновременно с этим решить проблему свободного времени учащихся, одних уроков недостаточно. Детей необходимо увлекать творчеством, организуя внеклассную деятельность.        Я как учитель стремлюсь заинтересовать как можно больше учащихся творчеством. Работа кружка способствует более быстрому установлению плодотворных и творческих взаимоотношений, делая нас единомышленниками, сближая наши интересы и увлечения.      Очень важно, прежде всего, разбудить у ребят    интерес    к    труду,     полезной деятельности. Одними беседами и наставлениями не обойтись. Создание красивых вещей - процесс творческий. А творчество основывается на мастерстве.        Когда ученик достигнет определённого уровня навыков и умений в ремесле, получит значительный багаж знаний, он сможет воплотить свои творческие идеи в реальные изделия и подняться на более высокую ступень мастерства.Я помогаю своим ученикам найти себе дело по душе, используя для этого художественную обработку древесины. Вот так, различными путями, ненавязчиво стараюсь способствовать развитию творческого начала.В результате обучения ожидается: сформированность у детей самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, потребности в саморазвитии; развитое воображение, фантазия, осознание своих творческих возможностей.Итогом работы служат выставки детского творчества в школ, участие в муниципальных, республиканских и всероссийских творческих конкурсах, создание альбомов и газет с использованием детских работ, участие наших школьников в различных акциях.