Картотека игр на развитие слухового внимания, речевого и фонематического слуха


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Картотека игр на развитие слухового внимания, речевого и фонематического слуха
Автор: Дремина Светлана Сергеевна

Картотека игр на развитие слухового внимания, речевого и фонематического слухаДидактическая игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа». «Закончи слово»Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кошка, гла – за) . «Угадай слово»Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку. «Сплетем венок из предложений»Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.«Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)».Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.«Волшебные кубики»Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н]. «Веселый поезд»Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).«Нужные знаки»Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.«Найди братца»Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.Материал: Предметные картинкиХод: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.«Красный – белый»Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ'].«Кто как разговаривает?»Цель:  расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:Корова  мычитТигр  рычитЗмея шипитКомар пищитСобака лаетВолк воетУтка крякаетСвинья хрюкаетВариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.«Кто где живёт?» Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом  «в».Ход: Бросая  мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.Вариант 1.педагог: – Дети:Кто живёт в дупле? елка.Кто живёт в скворечнике? кворцы.Кто живёт в гнезде? тицы.Кто живёт в будке?-Собака.Кто живёт в улье? чёлыКто живёт в  норе? иса.Кто живёт в логове? олк.Кто живёт в берлоге? едведь.Вариант 2.педагог: ети:Где живёт медведь? берлоге.Где живёт волк ?-В логове.Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».  «Подскажи словечко»Цель: развитие мышления, быстроты реакции.Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:– Ворона каркает, а сорока?Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:– Сорока стрекочет.Примеры вопросов:– Сова летает, а кролик?– Корова ест сено, а лиса?– Крот роет норки, а сорока?– Петух кукарекает, а курица?– Лягушка квакает, а лошадь?– У коровы телёнок, а у овцы?– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? «Что происходит в природе?»Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.Игру желательно проводить по темам.Пример: Тема «Весна»педагог: ети:Солнце – что делает? ветит, греет.Ручьи – что делают? егут, журчат.Снег – что делает? емнеет, тает.Птицы – что делают? рилетают, вьют гнёзда, поёт песни.Капель – что делает? венит, капает.Медведь – что делает? росыпается, вылезает из берлоги.«Кто как передвигается?» Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.педагог: ети:Собака тоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…) «Горячий – холодный» Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.педагог: ети:Горячий олодныйХороший -плохойУмный лупыйВесёлый рустныйОстрый упойГладкий шероховатый«Что происходит в природе?»Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.Игру желательно проводить по темам.Пример: Тема «Весна»Педагог :-Дети:Солнце – что делает? ветит, греет.Ручьи – что делают? егут, журчат.Снег – что делает? емнеет, тает.Птицы – что делают? рилетают, вьют гнёзда, поёт песни.Капель – что делает? венит, капает.Медведь – что делает? росыпается, вылезает из берлоги. «Кто может совершать эти действия?»Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.педагог:- Дети:Идёт еловек, животное, поезд, пароход, дождь…Бежит учей, время, животное, человек, дорога…Летит -птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек… «Из чего сделано?» Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».педагог: ети:Рукавички из меха еховыеТаз из меди едныйВаза из хрусталя рустальнаяРукавички из шерсти ерстяные«Кто кем был?» Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:Цыплёнок – яйцом                                           Хлеб – мукойЛошадь – жеребёнком                                     Шкаф – доскойКорова – телёнком                                            Велосипед – железомДуд – жёлудем                                                    Рубашка – тканьюРыба – икринкой                                               Ботинки – кожейЯблоня – семечкойДом – кирпичёмЛягушка – головастиком                                 Сильный – слабымБабочка – гусеницей                                         Взрослый – ребёнком «Что звучит?» Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.«Что бывает осенью?»Цель: учить временам года, их последовательности и  основным признакам.Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их. «Лови да бросай – цвета называй» Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.педагог:- Дети:Красный ак, огонь, флагОранжевый пельсин, морковь, заряЖёлтый ыплёнок, солнце, репаЗелёный-огурец, трава, лесГолубой  ебо, лёд, незабудкиСиний- колокольчик, море, небоФиолетовый лива, сирень, сумерки «Чья голова?» Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».Например:У рыси голова – рысьяУ рыбы – рыбьяУ кошки – кошачьяУ сороки – сорочьяУ лошади – лошадинаяУ орла – орлиная  « Четвёртый лишний»Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.Например: голубой, красный, зелёный, спелый.Кабачок, огурец, тыква, лимон.Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.«Один – много»Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.Пример:Стол – столы             стул – стульяГора – горы               лист – листьяДом – дома                носок – носкиГлаз – глаза              кусок – кускиДень – дни                прыжок – прыжкиСон – сны                  гусёнок – гусятаЛоб – лбы                 тигрёнок – тигрята  «Подбери признаки» Цель: активизация глагольного словаря.Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос  и находят картинку  к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.«Животные и их детёныши» Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок. «Что бывает круглым?»Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)