Формирование духовно-нравственных основ у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной сказкой


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование духовно-нравственных основ у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной сказкой
Автор: Алиева Нарзида Викторовна

Формирование духовно-нравственных основ у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной сказкой Аннотация: В статье фокусируется внимание на роли сказки как своеобразном для ребенка средстве постижения жизни, способе познания и осмысления окружающих явлений и моральных установок общества. Русская народная сказка, будучи плодородной почвой, способна взрастить и преподать развивающейся личности духовно-нравственные ценности и опыт жизни.Ключевые слова: дошкольная педагогика, сказка, духовно-нравственные ценности. В настоящее время проблема нравственного воспитания детей остро стоит перед обществом. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромное количество информация: СМИ, школа, детский сад, кино, интернет. Все чаще встречаются примеры жестокости детей, агрессии друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Все это побуждает педагогов находить эффективные способы формирования нравственных представлений у детей с раннего возраста.Сказка - неотъемлемая часть фольклора. По словам К.Д. Ушинского, «сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности отношений  между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка…». Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. В процессе своего развития человек сталкивается с различными аспектами жизни, включая как положительные, так и отрицательные явления.Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование ценностного отношения к жизни и включает в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, которые придают высокий смысл делам и мыслям человека. В настоящее время российское общество только начинает формировать ориентиры для своего духовно-нравственного развития. Постепенно появляются проблески настоящей духовной культуры, восстанавливаются забытые национальные традиции. Это свидетельствует о том, что общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, что является необходимым условием его развития и существования.В связи с этим крайне важно создать функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях. Эта система должна быть основана на ценностях традиционной духовной культуры и направлена на развитие телесного, психического и духовного здоровья ребёнка.Преодоление нравственного кризиса общества требует решения вопросов духовно-нравственного развития и воспитания на государственном уровне. Это находит отражение в нормативных документах:1. Одной из основных целей отечественного образования, определенной в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, 2012), является духовно-нравственное воспитание ребенка (ст. 2. п. 1).2. Федеральная образовательная программа (ФОП ДО)- (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028) позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:1) Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина РФ, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;2) Создание единого ядра содержания ДО, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социо-культурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю икультуру своей семьи, большой и малой Родины.3) Обеспечить ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания. Пункт 14.1 ФОП ДО3. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в которой отмечено, что «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования».4. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» впервые говорит о том, что именно традиционные духовно-нравственные ценности народа, их сохранение и трансляция обеспечивают суверенитет и национальную безопасность России.5. Конституция Российской Федерации.Осмысливая с дошкольником народную сказку, педагоги и родители имеют возможность обсудить вместе с ребенком моральные стороны поступков тех или иных персонажей. При этом необходимо помнить, что мнение старших относительно героя сказки, будь то одобрение или порицание имеет важное значение для ребенка, и он будет стараться быть похожим на того персонажа, которого одобрили родители, либо будет стараться не поступать так, как вел себя отрицательный по мнению взрослых персонаж. Ценности, выраженные в народных сказках, способны стать основами духовно-нравственного поведения дошкольника. Копируя образы поведения добрых персонажей сказок, а именно их доброту, справедливость, достоинство и честь, ребенок способен возвести их в идеалы для собственного поведения. Таковые в будущем могут стать вектором, определяющим способ поведения, ценности и смысл жизни.Сказка открывает для ребенка мир человеческих взаимоотношений, порой трудный и неоднозначный, но в то же время она дает ребенку возможность откликнуться на все происходящее в нем, и выработать собственную модель поведения, основанную прежде всего на духовно-нравственных ценностях. Более того, сказка способна дать ребенку ключи к познанию самого себя и собственного места в мире.В дошкольном возрасте, именно тогда, когда закладываются социальные и моральные нормы и происходит процесс социализации, необходимо обучать ребенка нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Народная сказка в этом сложном деле – надежный помощник, способный не просто зачитывать нотации, а через модели правильного и неправильного поведения, формировать моральные и ценностные качества.Дошкольник воспринимает мир, как сказку. Мир «общается» с ним на языке звезд, растений и животных, рек и гор, времен года и суток. Поэтому народные сказки близки детям, они создают единый культурный язык диалога с миром, тонкости которого ребенок постигает через сказки. По мнению Н.В. Фоменко, для того, чтобы ценности, декламируемые в народных сказках, стали нравственными, нужно более целенаправленно вырабатывать их в старшем дошкольном возрасте, когда, в силу возрастных особенностей и становления самосознания личности, ребенок уже способен усвоить элементарные суждения и проявлять их в деятельности.В этом возрасте дошкольник способен перенять у сказки всё то лучшее, что она может ему дать: инструментарий мышления, эмоциональное мироощущение, социокультурные образцы в доступной форме, а также духовно-нравственные ориентиры. Таким образом, сказка для дошкольника является особым средством постижения жизни, способ познания и осмысления окружающих явлений и моральных установок общества. Русская народная сказка, будучи плодородной почвой, способна взрастить и преподать ребенку духовно-нравственные ценности, высокие чувства и опыт жизни.