Интегрированный урок обучения грамоте "«Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. Строчные согласные буквы «л», «м»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированный урок обучения грамоте "«Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. Строчные согласные буквы «л», «м»
Автор: Муратова Ольга Витальевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СОШ Аннинский Лицей
Интегрированный урок обучения грамоте
Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,].
Строчные согласные буквы л, м.
Учитель начальных классов
Муратова Ольга Витальевна
Анна
2017
Тема: Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. Строчные согласные буквы л, м.
Цели: познакомить со звуками [л], [л,], [м], [м,] и буквами л, м; отрабатывать навыки слогового чтения с изученными буквами; обогащать словарный запас обучающихся; развивать интерес к чтению; научить писать строчные буквы л, м.
Оборудование: картинка или игрушка Гнома; карточки с буквами л - 2 шт., м - 9 шт.; индивидуальные доски; карточки с таблицей букв
Ход урока.
Структура урока, работа учителя
Работа обучающихся
1. Организационный момент
- Доброе утро, мальчики, доброе утро, девочки. Доброе утро, всем, кто хорошо отдохнул на каникулах. Доброе утро, всем, кто скучал по нашим занятиям.
- Встаньте кругом вокруг парт, возьмитесь за руки. Поприветствуем друг друга:
Я твой друг, ты мой друг, мы за руки возьмёмся, друг другу улыбнёмся. И дружно за работу возьмёмся.
Машут рукой.
Хоровое чтение с движениями
2. Изучение нового материала
- Сегодня в гости к нам пришёл гном Изюминка. Он познакомит нас с новыми звуками и буквами. Тогда мы сможем прочитать текст Гном.
На доске текст:
Гном.
Гном мал и мил. У гнома астры, маки, маргаритки. У гномика гамак.
- Гном предлагает поиграть.
Игра Доскажи словечко. Отгадывайте, слушайте первый звук в слове.
Заставил плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а … (лук)
Серый волк в густом лесу встретил рыжую … (лису)
На скамейке у ворот Лена горько слёзы … (льёт)
- Какие звуки в начале каждого слова? ([л], [л,])
- Звуки [л], [л,] обозначаются буквой л.
Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш. В Степанов
Из скольких элементов состоит печатная буква Л? (2-3). На что она похожа? (на шалаш, букву А, …)
Отгадывание загадок
Дети называют звуки и их расположение в словах
Печатание на индивид. досках
буквы л
Работа по таблице букв.
- Возьмите карточки с таблицей букв. Попробуем среди букв найти и зачеркнуть букву Л.
р
з
ш
в
у
д
ы
л
ф
л
м
л
и
м
о
н
в
а
в
у
с
е
п
р
е
н
м
в
в
п
ч
т
ц
л
е
с
й
и
у
а
я
о
л
д
ж
э
х
н
з
ъ
ч
н
г
ш
щ
з
х
а
ъ
л
л
у
н
а
в
л
п
д
л
у
с
ж
э
з
х
о
ъ
в
и
к
м
л
е
в
с
т
ч
л
п
в
и
т
ь
б
ю
о
в
а
а
ч
Поиск и зачёркивание букв л
Фонетический разбор, составление схем слов.
- Откроем Буквари на стр. 68. Рассмотрите первый кубик с луком. Назовите слово лук. Сколько слогов? Первый звук? Второй? Последний?
О О О
Рассмотрим второй кубик с рисунком люстры. О О О О О О
Составление схем в учебнике на стр. 68
Подведём итог: Звуки [л], [л,] обозначаются буквой л
Физкультминутка.
На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз!
Повторяем упражненье, делаем быстрей движенья.
Раз – вперёд наклонимся. Два – назад прогнёмся.
И наклоны в стороны делать мы возьмёмся.
Приседание опять будем дружно выполнять.
Раз, два, три, четыре, пять … Кто там начал отставать?
На ходьбу мы перейдём и урок наш вновь начнём.
Выполнение движений
- Рассмотрите с каким звуковичком за руку держится звуковичок буквы Л? (М) Почему? (согласные, похожи печатные и письменные буквы) Определим звонкие они или глухие? (звонкие) Дополним их костюмы. Нарисуем шляпки-звоночки.
Слушание звуков, определение звонкости, рисование шляп звуковичкам
Фонетический разбор, составление схем слов.
- Вернёмся на стр. 68. Рассмотрите третий кубик с цветком. Назовите слово мак. Сколько слогов? Первый звук? Второй? Последний?
О О О
- Отгадайте загадку:
Упадёт не плачет,
Ножек нет, а скачет.
Он упрямый и пузатый,
Больно бьют его ребята.
Отчего беднягу бьют?
Оттого, что он надут. (мяч)
мяч. О О О
Составление схем в учебнике на стр. 68
Подведём итог: Звуки [м], [м,] обозначаются буквой м
Стихи о букве.
Взявшись за руки, мы встали,
И на М похожи стали.
Буквы Л за руки взялись,
Буквой М они назвались.
Эта буковка начнёт
Мышку, мячик, мыло, мёд.
Пробуют изобразить буквы
- Рассмотрите письменные и печатные буквы л и м. Чем они похожи и чем отличаются?
Печатание буквы М на индив. досках
Работа по таблице букв.
- Возьмите карточки с таблицей букв. Попробуем среди букв найти и зачеркнуть букву М.
м
а
л
и
н
а
ю
м
а
к
й
а
я
ч
с
м
с
ы
м
т
ф
ц
ш
н
м
г
ш
ш
ю
б
ч
ы
е
и
и
р
о
и
щ
х
ц
ч
а
р
н
п
р
о
м
и
я
у
к
и
а
а
н
щ
е
ъ
м
о
с
т
ш
л
ю
э
т
б
а
в
м
т
б
ь
м
а
р
т
й
с
и
ь
ж
з
х
ъ
о
ю
ч
м
м
о
р
о
з
м
с
м
Поиск и зачёркивание букв м
Шуточный вопрос: Что внутри земли стоит? (М)
Работа в прописях № 3
- Поучимся писать буквы на стр. 10-11.
Главное правило – буквы Л и М начинаем писать снизу вверх, после других букв они соединяются нижним соединением.
Письмо букв л и м на стр. 10-11
Зарядка для пальчиков.
В гости к пальчику большому приходили прямо в дом
Указательный и средний, безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья, друг без друга им нельзя!
Выполнение поглаживаний
Соединить пальцы
-Кого вы видите на 10 странице? (гнома) Заштрихуем его. Как его зовут? (Изюминка)
Штриховка гнома.
3. Артикуляционная зарядка.
1. Рано утром высунулся из окошка-ротика широкий-широкий язычок. (Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд)
2. Язычок может быть узким-преузким, как иголочка. Вот таким.
(Рот открыть, язык высунуть далеко вперёд, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 10-15 секунд)
3. Язычок может быть широким, как лопаточка и узким, как иголочка. Лопаточка-иголочка. Широкий-узкий. Попеременно расслаблять и напрягать, как в упражнении № 1 и № 2
4. У языка дома были часики. У часиков был маятник. Он качался вправо-влево. Тик-так, тик-так.
(Высунуть язык и двигать им из одного уголка рта в другой влево-вправо. Повторять 15-20 раз)
5. У часиков были стрелки, они ходили по кругу. Вот так: тик-так, тик-так.
(Высунуть язык, облизывать сначала верхнюю губу, потом нижнюю по кругу. Повторить 10 раз, потом поменять направление)
6. Утром язычок просыпался, умывался и садился завтракать. Он ел вкусные пирожки. Много пирожков съел язычок. Хорошо позавтракал.
(Рот открыть, широкий язык убрать за верхние зубы в форме трубочки. Удерживать 10-15 секунд.)
Выполнение движений
4. Чтение слогов с новыми буквами.
- Мы подготовились к чтению. Прочитаем слоги с новыми буквами на стр. 10.
- Назовите слоги с мягкими согласными, подчеркнём их.
- Читаем с разной интонацией: с радостью, с удивлением, пропойте, с грустью, с вопросами.
Чтение слогов.
Подчёркивание зелёным карандашом.
5. Чтение слов с новыми буквами.
- Прочитаем 1 столбик. В какую игру играют буквы?
- Подчеркните буквы, которые изменили слова.
- Продолжим: киса – кипа - Кира
Печатают в Букваре
- Прочитаем 2 столбик.
- Что происходит со словами? (меняется буква в середине слова)
- Назовите мягкие согласные, подчеркните.
Чтение, подчёркивание
- Прочитаем 3 столбик.
- Что общего можно отметить у этих слов? (трёхсложные, оканчиваются на на)
- Какое слово лишнее? (лимоны – заканчивается на –на-)
- Что можете сказать про 2 последних слова? (имена)
Чтение слов
Физкультминутка.
На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз!
Повторяем упражненье, делаем быстрей движенья.
Раз – вперёд наклонимся. Два – назад прогнёмся.
И наклоны в стороны делать мы возьмёмся.
Приседание опять будем дружно выполнять.
Раз, два, три, четыре, пять … Кто там начал отставать?
На ходьбу мы перейдём и урок наш вновь начнём.
Выполнение движений
6. Работа в прописи.
- Поучимся писать слоги с изученными буквами: ол, ом.
Самостоятельно повторить слоги, подчеркнуть мягкие согласные.
Письмо в прописи на стр. 10-11
- Письмо односложных слов на стр. 10.
Чтение – слоги – гласные – письмо. Что можно сказать про ударение? (в односложных словах не ставим)
- Подчеркнём мягкие согласные в словах лик и мил
Письмо односложных слов на стр. 10.
Письмо двусложных слов: локон и колос.
- Что общего в этих словах? (ударение падает на первый слог, по 2 гласных о)
- Обратим внимание на соединения буквы О
Письмо двусложных слов на стр. 10.
Зарядка для пальчиков.
В гости к пальчику большому приходили прямо в дом
Указательный и средний, безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья, друг без друга им нельзя!
Выполнение поглаживаний
Соединить пальцы
7. Интеллектуальная разминка. Блиц-опрос.
Все ответы на вопросы начинаются на букву М
- Самый короткий месяц в году? (май)
- Польза от коровы? (молоко)
- Подземный городской транспорт? (метро)
- Исполнитель музыкального произведения. (музыкант)
- Любимое лакомство детей в жаркие дни? (мороженое)
- Столица нашего государства? (Москва)
- Друг Карлсона? (Малыш)
- Лакомство кошки? (мышка)
- Девочка, попавшая в гости к трём медведям? (Машенька)
- Герой книги К. Чуковского, умывальников начальник. (Мойдодыр)
Хоровые ответы стоя
8. Работа с текстом.
- Вернёмся к нашему тексту. Кто теперь сможет его дополнить пропущенными буквами и прочитать?
- Ответы на вопросы: Каков гном? Что растёт у гнома в саду?
На доске прикрепить карточки с буквами и прочитать текст самостоятельно, вслух
- Прочтём этот текст в учебнике на стр. 68.
- Сколько предложений в данном тексте? (3)
- Какие слова непонятны? (гамак – подвесное полотнище или сетка для лежания)
- Чтение предложений.
Физкультминутка
Мальчики – зайчики, девочки – белочки. Зайчики дружат со звуками [л], [л,]; белочки дружат со звуками [м], [м,].
Условие игры: если в слове встречается звук [л] или [л,] – подпрыгивают мальчики-зайчики; если в слове встречается звук [м] или [м,] – подпрыгивают девочки-белочки.
ПАЛКА, МАК, ЛИНЕЙКА, МЁД, ЛАМПА, ПЛИТА, МАСТЕР.
подпрыгивают мальчики –зайчики и девочки-белочки..
9. Работа в прописи.
- Прочитаем предложения на стр. 11
- Какие слова написаны с большой буквы? Почему? (имена) Подчеркните их.
- Назовите предлоги и обведите. (у)
- Какое ещё маленькое слово есть? (и – союз) – обведём красным цветом.
Подчёркивают
Обводят
Физкультминутка.
На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз!
Повторяем упражненье, делаем быстрей движенья.
Раз – вперёд наклонимся. Два – назад прогнёмся.
И наклоны в стороны делать мы возьмёмся.
Приседание опять будем дружно выполнять.
Раз, два, три, четыре, пять … Кто там начал отставать?
На ходьбу мы перейдём и урок наш вновь начнём.
Выполнение движений
- Прочитаем словарные слова: класс, лимон, молоко.
- Запишем, подчеркнем и запомним их.
Класс – комната для занятий; коллектив учеников; ступень образовательной школы.
Что за ли? Что за мон?
В звуках нету смысла,
Но когда шепнёшь: лимон, -
Сразу станет кисло.
Любят дети молоко.
Любит слово буква О,
Покатилось молоко,
Укатилось далеко,
Потому что у него,
Как колёса – буква О.
Чтение, запись, подчёркивание.
10. Работа со стихотворением со стр. 69.
- Прочитайте название произведения и автора.
-Чей дом? Где гном?
Чтение заголовка и автора
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА С ДОСКИ:
Весёлый гном, кормит белок, мишки, мышки, зайчишки, игрушки, еноты, дятлы, орешки, олешки, косули, кроты, бобрята, зяблик, загадка, детишки, девчонки, мальчишки,
кропотливые – старательные, усердные до мелочей, медлительные.
сказки-побаски – побасенки – короткий рассказ выдумка
былина – рассказ о том, что было
дом тесовый – из обтёсанных брёвен, тесать – очищать от неровностей топором
патлы – длинные косматые волосы
Чтение слов с доски
Физкультминутка.
На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз!
Повторяем упражненье, делаем быстрей движенья.
Раз – вперёд наклонимся. Два – назад прогнёмся.
И наклоны в стороны делать мы возьмёмся.
Приседание опять будем дружно выполнять.
Раз, два, три, четыре, пять … Кто там начал отставать?
На ходьбу мы перейдём и урок наш вновь начнём.
Выполнение движений
1 АБЗАЦ:
- С кем гном делит свой стол?
- Как названы звери? (ласково, как в сказке)
2 АБЗАЦ:
- С кем дружен гном? Кому помогает?
3 АБЗАЦ:
- Чем гном делится с детишками?
4 АБЗАЦ
- Кто зовёт гнома? (Автор)
- Каким вы представили гнома? Почему у него так много друзей?
- Что надо делать, чтобы иметь много друзей?
11. Итог урока.
- С какими звуками мы познакомились? Дайте им характеристику. (согласные, звонкие, парные по твёрдости-мягкости)