Методика преподавания развитие речи в группах раннего возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методика преподавания развитие речи в группах раннего возраста
Автор: Никифорова Наталья Валерьевна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок»Методика проведения занятий по развитию речи в младшей группе детского сада.Воспитатель: Никифорова Н.В.Р. п. Чик. 2025 год.Аткуальность: С дошкольниками четвертого года жизни проводятся специальные занятия по развитию речи. На этих занятиях проводится работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову. Во второй младшей группе чаще всего организуются занятия, состоящие из одной части, в ходе которых воспитатель формирует у малышей интонационную выразительность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношение, вызывает интерес детей и эмоциональный отклик. С детьми 3-4 лет проводятся также комбинированные занятия, состоящие из двух самостоятельных частей. Допустимы самые разные варианты комбинирования.Варианты комбинирования:
  • Чтение произведения художественной литературы + отработка умения вести диалог;
  • Чтение (заучивание стихотворения) + совершенствование правильности речи;
  • Рассматривание сюжетной картины + игры (упражнения) на обогащение и активизацию словаря;
  • Дидактическая игра на формирование звукопроизношения + игры (упражнения) на развитие двигательной активности.
  • Приемы, вызывающие эмоциональный отклик у ребенка:
  • Чередование наглядных приемов (таких, как сюрпризное появление игрушки, знакомство, демонстрация игрушки, ежа) с игровыми. Например, воспитатель знакомит детей с игрушкой, Еж, с его песенкой, учит их четко и правильно произносить звук «ф» и отрабатывает произношение звука, используя дидактическую игру «Звуковой кубик», чередует с подвижной игрой: «Кто как ходит», применяя кубик действия «Животные». (ВИДЕО №1)
  • Чередование хоровых и индивидуальных ответов детей (как словесных, так и двигательных), которые разнообразят занятия, помогают вовлечь в работу всех малышей, значительно повышают речевую активность каждого из них;
  • Использование разнообразных демонстрационных материалов (игрушек, предметов, картинок, фигурок и т.п.). Их появление радует детей, помогает поддерживать устойчивое внимание;
  • Использование заданий, выполняя которые дети могут сменить позу, подвигаться (заглянуть под стол, отыскивая «спрятавшуюся» собачку). Игровой характер таких заданий побуждает ребенка принять воображаемую ситуацию. Это вносит оживление в занятие, предупреждает возникновение утомления; учит детей игровым действиям.
  • Специально организованное общение воспитателя с детьми непосредственно после занятия. По приглашению педагога малыши рассматривают игрушки, которые использовались на занятии, разговаривают с педагогом, продолжают игру, которой завершилось занятие.
  • Приемы словарной работы:
  • Рассматривание предмета, установление его назначения; сообщение детям названия предмета, показ характерных действий с ним;
  • Называние детям деталей предмета и их качеств (у чайника длинный нос), характеристика особенностей внешнего вида (сверху крышка, сбоку ручка);
  • Использование вопросов, предполагающих ответ действием. Эти вопросы позволяют выяснить, есть ли нужное слово в пассивном словаре ребенка;
  • Многократное повторение ребенком нового слова: вслед за воспитателем; при ответе на вопрос воспитателя; при заучивании рифмовки и т.п.
  • Сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух, различение по вкусу, запаху). Например, педагог показывает несколько предметов. Выделяет группу предметов, которые тонут, а которые нет. Затем предлагает детям взять по одному предмету, провести эксперимент, опустив в воду, и сделать вывод, «Что плавает? что тонет?»
  • Во второй младшей группе проводятся дидактические игры на группировку знакомых детям предметов: посуды, одежды, игрушек, мебели, овощей. Младшие дошкольники осваивают и учатся использовать в своей речи обобщающие слова, называть конкретные предметы, входящие в группу, и указывать на признак, позволяющий объединить те или иные объекты, разные по названию и внешнему виду. Этапы обучения группированию предметов.
  • Воспитатель, используя подходящий момент, показывает группу предметов, объясняет, как и почему их можно назвать одним словом.
  • Уточняет, конкретизирует и обогащает представления детей о предметах, входящих в данную группу, проводит дидактические упражнения по активизации словаря прилагательными (помидор красный, арбуз большой).  
  • Предлагает задания на группировку предметов.
  • Полученные знания закрепляются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. (ВИДЕО №2)Значение артикуляционной гимнастики
  • Четкое произношение гласных и наиболее простых по артикуляции согласных звуков. Для того, чтобы речь была отчетливой и ясной, дети должны научиться хорошо открывать рот. Контролировать выполнение с помощью зеркала.
  • Подвижность языка, способствует четкому произношению звуков м, п, б, и т.п. четкое произношение звуков о, у во многом обусловливает появление у ребенка, в будущем, шипящих, сонорных, и свистящих звуков. 
  • Повторение простых чистоговорок за воспитателем. Методика повторение звуков, выполняет функцию языкового тренажера. (ВИДЕО№ 3)
  • Приемы формирования диалогической речи:
  • Обучение детей понимать вопросы и отвечать на них;
  • Обучение детей задавать вопросы;
  • Близкое к тексту воспроизведение сказок, стихотворений по иллюстрациям, мнемотаблицам, или наизусть; (ВИДЕО №4)
  • Рефлексии занятия - это важный этап занятия. Позволяет подвести итог занятия. Дети, отвечают на вопросы:
  • Кто к ним приходил?
  • Где они были?
  • Что делали?
  • Кому помогали?
  • Понравилось ли им занятие? (ВИДЕО №5)
  • Получают награду (раскраску, книгу, угощение, игрушку и т.д.)У детей формируется мотивация, получать новые знания, умения, навыки.Вывод: Готовясь к занятию, педагогу необходимо тщательно подбирать демонстрационный и дидактический, раздаточный материал. Если рассказ воспитателя получается недостаточно эмоциональным, надо включить в него фразы, содержащие вопрос, восклицание, прямую речь. От эмоциональности педагога зависит степень заинтересованности детей, как следствие: успех занятия.