Мастер класс. Игровые технологии


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер класс. Игровые технологии
Автор: Шамукова Альбина Николаевна

Мастер-класс по теме«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»Подготовила: Воспитатель I категории Шамукова Альбина Николаевна Мастер-класс по теме:«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.  Игра  – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.  Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.В. А. СухомлинскийПлан проведения мастер-класса:I. Теоретическая частьII Практическая частьIII. Заключительная частьIV .РефлексияV. ЛитератураЦель игровой технологии: дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослогоЗадачи игровой технологии:Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности.Сделать воспитательный процесс управляемымЦель мастера - класса: Ознакомление участников мастер-класса с играми и игровыми технологиями в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.Задачи мастера - класса: Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в игровой технологии.Вызвать у участников мастер-класса интерес к данной технологии и желание развивать свой творческий потенциал. Развивать творческую активность педагогического коллективаI. Теоретическая часть.Так как в образовательный процесс ДОУ происходит внедрение ФГОС и содержание образования со временем усложняется, то закономерно на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка.Классификация игр социо- игровой направленности.Игры для рабочего настроя используются с целью пробудить интерес детей друг к другу, формировать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать сплочению группы, развивать адекватные способы выражения отношения к другим. Игры-разминки (разрядки) - Используются на основе принципа всеобщей доступности, элементов соревнования, смешного, несерьезного выигрыша; дают детям возможность размяться, расслабиться. Игры для приобщения к делу - Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.Игры творческого самоутверждения- При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия.Игры вольные (на воле)- Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения (их не всегда можно выполнять в групповой комнате). Известные отечественные исследователи теории и технологии педагогически организованной игры (Ю. П. Азаров, Н. П. Аникеева, В. М. Букатов, О. С. Газман, В. Ф. Матвеев, С. А. Шмаков, М. Г. Яновская) классифицируют их по разным основаниям:- по предметному оснащению – с природными материалами, игрушками, спортивным инвентарем;- по отношению к деятельности – дидактические и досуговые;- по мере творчества – игры по правилам, творческие игры;- по характеру ролевого начала – сюжетно-ролевые, игры-драматизации;- по продолжительности – кратковременные, длительные многофункциональные конкурсы и турниры.Организуя игру, воспитателю следует выбрать ее тип сообразно конкретной ситуации воспитания. I. Игры для рабочего настроя«Снежная королева»Цель: развитие умения давать доброжелательную оценку другому человеку.Ход: Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у нее есть предложение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.Магазин игрушек.Цель: развитие умения понимать друг друга, снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости. Ход: дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Не догадавшийся уходят без покупки.«Волшебная палочка»«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.Варианты: передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему. «Мост дружбы»Цель: развитие эмпатии у эмоционально отгороженных и эгоистичных детей, преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей.Ход: Воспитатель показывает детям линейку и говорит кому-нибудь из них: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное». Игру можно проводить в виде соревнований, выигрывает та пара, которая продержалась дольше других. Можно использовать секундомер. «Буквы-загадки»1. «Буква по воздуху». Дети выбирают ведущего. Он, стоя спиной к игрокам, пишет по воздуху крупную букву, остальные отгадывают. Буквы можно писать рукой, плечом, головой, ногой, коленкой и т.п., в зеркальном отражении.2. «Буква-хоровод». Группа детей, взявшись за руки, хороводом-змейкой идут за ведущим и прописывают букву, которую он загадал. Остальные отгадывают букву.3. «Строим буквы». Группа детей «строит» из себя задуманную букву как застывшую живую пирамиду, остальные отгадывают, записывают, зарисовывают. «Буквы-загадки» могут быть короткими словами-загадками (кот, яд, ус, сом, хор)«Неиспорченный телефон»Дети передают друг другу слово шёпотом на ухо, дети «ловят» слово на слух. Успешность передачи оценивается по признакам: «не поймали» слово, в передаче участвовали все играющие, последний «получил» слово переданное первым игрокомарианты :Слово, трудное слово, словосочетание, Ф.И.О., скороговорка (считалка), иностранное словоДве телефонные линии (эстафета): быстрый неиспорченный телефон. «Летает – не летает»Воспитатель называет существительные, дети выполняют заданные движения(самолёт – хлопают в ладоши или машут руками, шкаф – ничего не делают или прижимают руки вдоль тела). Тот, кто ошибается, выходит из игры. Логопед подбирает слова на неодушевлённые, одушевлённые предметы: синица, мухаУ-134, журавль, комар, ракета, парашютист, страус, акробат, тополиный пух. Варианты: растёт - не растёт, двигается – не двигается, больше – меньше, живое – неживое и др. Мохно поиграть игры «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Встань, на кого-то смотрю», «Летает - не летает».II. Игры для приобщения к делу«Эхо»Воспитатель (ребёнок-ведущий) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.). Говорящий (читающий) произносит – играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором.Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух. «Рассказ-рисунок о том, что вижу»Воспитатель (ребёнок-ведущий) просит детей описать словами то, что находится у него за спиной (использовать эпитеты, сравнения). Воспитатель (ребёнок) находит предмет или обстановку по описанию (за окном, в кабинете, в группе и т.п.). Описания должны быть понятными, чёткими, связными. «Составь слово»Дети играют в составление слов из слогов, определяют слова по слогу. Игра заключается в творческих пробах по составлению многообразных сочетаний, в собирании, чтении слов на скорость. Слоговые карточки дети соединяют, читают, записывают слова. Побеждает тот, кто соберёт больше слов.Вариант: составить слова из букв (слогов) одного длинного слова. «Пишущая машинка»Все участники игры выполняют синхронно ряд движений:Хлопают перед собой в ладошиДвумя руками хлопают по коленям (правая рука - по правой, левая - по левой)Выбрасывать вверх правую руку вправо, щёлкая пальцамиВыбрасывать вверх левую руку влево, щёлкая пальцамиВариант зменять темп движений. Вводить речевое сопровождение,III. Игры разминки-разрядки«Руки-ноги»Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т.п.), хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т.п.)оследовательность движений (хлопков), темп могут меняться. «Заводные человечки»Воспитатель предлагает детям картинки-символы (заводные человечки, которые делают зарядку). Каждая поза имеет свой номер. Дети, глядя на карточку, выполняют упражнение, несколько раз повторяя движения.Вариант: Выполнение упражнений на счёт, на хлопки – смена движений. Изменение темпа выполнения. Выполнение парами, тройками, стоя шеренгой, в ряд, полукругом и т.п. «Слова на одну букву (звук)»Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». Дети называют (пишут, читают) слова на заданный звук (букву). Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя «Ловить зверюшку»Играющие по очереди берут «билетики» с заданием кого они должны ловить (кузнечика, бабочку, чужую кошку, своего котёнка и т.п.). Играющий выполняет задание, остальные встают в том случае, если превращение произошло и «зверушку поймали». Воспитатель просит назвать «отгаданную» зверушку и сравнивает с заданием в «билетике»ариант: выполнение задания парами, тройками и т.п.IV. Игры для творческого самоутверждения«Стихи по ролям»Для игры воспитатель подбирает диалоги из стихов Чуковского, Маршака, Барто, Заходера, Михалкова, Хармса. Играющие произносят текст разными голосами, интонацией, используя разные образы (костюмы), элементы декорации. Дети открывают для себя разные взаимозависимости между конечным результатом, текстом, замыслом, приёмами исполнения. «Заданные слова»Воспитатель предлагает детям текст, которому нужно найти оправдание (сконструировать ситуацию, в которой текст произносится, выдумать персонажи, участвующих в ситуации, определить поведение самого говорящего и слушающих, понять характер произнесения слов). Начинать игру с бытовых распространённых фраз (Не делай этого, пожалуйста!), переходить к литературным (репликам из сказок, стихов, пьес-сказок и т.п.).Вариант: Играющий должен произнести «заданное слово (слова)», найдя подходящую цель, мотив, выбрав, выдумав, кому и зачем оно может быть сказано (ОГОНЬ, НЕТ, ДЕНЬ ПРОШЁЛ и т.п.),Один и тот же играющий выполняет задание разными способами, оправдывая произнесение заданных слов«Фраза с заданными словами»Воспитатель называет набор слов (лестница, человек, часы). Дети составляют предложение, используя интонацию (страшное предложение, сказочное предложение и т.п.) Разрешается изменять слова по падежам, порядок слов.V. Игры вольные (на воле)«Воробьи-вороны»Играющие делятся на 2 команды, встают напротив друг друга (команда «Воробьи», команда «Вороны»). Та команда, которую называет воспитатель(ребёнок-ведущий) – ловит, другая – убегает. Ловят и убегают до определённой черты (на 2-3 шага сзади стоящей команды). Воспитатель (ребёнок-ведущий) говорит медленно: «Во-о-о-ро-о-о-о-о…». В этот момент все готовы убегать или ловить (этот момент противоречивой готовности, исходной мобилизации каждого играющего особенно важен). После паузы воспитатель (ребёнок-ведущий) заканчивает: «…ны! (…бьи!». Играющие убегают – догоняют.Вариант: Вводится усложнение «стоп-замри»: дети разбиваются на пары и договариваются, кто в паре «воробей», «ворона». Дети на площадке располагаются хаотично. По команде: «Вороны!» «ворона» догоняет «воробья», пока не прозвучит команда «Стоп!» или «Замри!». Опоздавшие пары выходят из игры (даже если один из пары выполнил правило) «День наступает – всё оживает, наступает – всё замирает»Воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит «День наступает – всё оживает», играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит вторую часть «Ночь наступает – всё замирает», то играющие останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег)ариант: использование любых движений «День наступает – всё оживает»Использование целенаправленных движений «День наступает – всё оживает» (сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание)«Слова на одну букву (звук)»Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». Дети называют (пишут, читают) слова на заданный звук (букву). Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя. «Люблю – не люблю»Дети стоят в кругу. Воспитатель (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся» , следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю, …». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю, …»«Встань по пальцам»Воспитатель (ребёнок) становится спиной к детям, показывает на пальцах число и медленно считает до 5, после слова «замри» должно остаться столько детей, сколько было пальцев показано.«Зеркало»Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров – «зеркало»ругой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять движения.Варианты: воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие – «осколки зеркала», его отражающие-«отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный)III.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Работая в данном направлении, мы предполагаем, что в результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками сможем достигнуть следующих результатов:• дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;• у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;• дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою позицию;• у них не будет чувства страха за ошибку.IV. Рефлексия:А сейчас попрошу Вас ответить на предложенные вопросы:- Что запомнилось больше всего?- Что понравилось?- Как Вы чувствовали себя в позиции обучающихся?- Какие в связи с этим открытия, выводы для себя Вы сделали? -Возник ли у Вас интерес к использованию в социо-игр в обучений детей?