«Проект «Звук - волшебник»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Проект «Звук - волшебник»
Автор: Самойлова Ирина Викторовна
Проект Звук - волшебник
ФИО автора: Самойлова Ирина Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
место работы: МБДОУ ЦРР д/с №56 Сказка
адрес электронной почты: tvg1961@mail.ru
В 2025 году совместно с детьми и родителями старшего дошкольного возраста был реализован проект Звук – волшебник. Он был направлен на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста, располагал детей к экспериментированию и открытиям, оригинальному самовыражению в творчестве.
В ходе проекта дети знакомились с шумовыми и музыкальными звуками, озвучивали стихи с помощью жестов, музыкальных инструментов и самодельных шумовых инструментов. Выступали перед малышами с озвученной сказкой.
По количеству участников проект был подгрупповой, по направленности – исследовательский, творческий, а по длительности – краткосрочный.
Продуктом проектной деятельности детей стала выставка детских музыкальных инструментов, изготовленных своими руками из бросового материала, созданных совместно с родителями, воспитателями и музыкальным руководителем
Актуальность: В дошкольном возрасте ребёнок чувственным путём познаёт окружающий его мир. Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные. Необходимым становится создание условий для активного экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей, и они хотят играть сами. Дети познают мир через игру, поэтому надо им дать в руки музыкальные инструменты, пусть даже самые простые: погремушки, барабаны, трещотки, колотушки, деревянные ложки, колокольчики. Такие инструменты-игрушки можно сделать самим, вместе с детьми.
Представление об окружающем мире у ребёнка в большей степени складываются в результате собственного опыта. Исследование детьми звука, помогает ребенку понять через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предметов.
Экспериментируя со звуками, ребенок начнет по-иному воспринимать окружающий мир, научится разбираться в свойствах и качестве звуков, подбирать звуковое сопровождение для передачи образа.
Цель проекта: Развивать музыкальные и творческие способности на основе интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности через создание самодельных музыкальных инструментов в партнерском сотрудничестве взрослых и детей. Повысить у детей интерес к звучащим предметам и инструментам через упражнения, игры, сказки.
Задачи проекта:
Побуждать детей экспериментировать со звуком, чтобы установить зависимость качества звука от свойств используемых материалов.
Поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных игрушках-инструментах.
Воспитывать любознательность, интерес к музыкальной деятельности,
умение взаимодействовать в коллективном музицировании.
На 1 подготовительном этапе мы подбирали методическую литературу, изучали материалы интернет-ресурсов, собирали различный бросовый материал.
Информирование родителей по теме проекта проходило по различным направлениям:
- оформление наглядной информации в родительский уголок
- консультации
-Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов
Проблемная ситуация возникла, когда я рассказывала, что дети младшей группы просят показать им сказку. Спросила у детей, как можно показать сказку?
Дети предлагали варианты (прочитать сказку, рассказать сказку, показать театр….. )
Я сообщила, что еще сказку можно показать с помощью различных звуков.
Дети выразили желание научиться показывать сказку с помощью звуков.
Когда проходила беседа о звуках, окружающих нашу жизнь, были заданы вопросы:
можем ли мы сами воспроизводить звуки и как?
можем ли мы использовать полученные путем собственного опыта навыки в игре на музыкальных инструментах и как?
Мы обратили внимание на то, что у нас малое количество и однообразие музыкальных игрушек-инструментов для показа музыкальной сказки.
Вывод: Их можно сделать своими руками.
Было проведено вводное музыкальное занятие по определению у детей знаний о музыкальных и шумовых звуках и мы приступили к исследованиям и экспериментированию.
На 2 этапе активной деятельности на музыкальных занятиях дети музицировали и импровизировали на инструментах-самоделках и таким образом знакомились с деревянными, шуршащими, стеклянными звуками. При помощи шумовых инструментов дошкольники выполняли различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:
Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.
Импровизация звуковых картин на заданную тему.
Звуковая иллюстрация стихов.
Сказки-шумелки.
Музыкальные загадки и игры.
В совместной образовательной деятельности дети в Музыкальной лаборатории
проводили эксперименты 1: Откуда рождается звук?
Эксперимент 2 - Звуки разные нужны, звуки разные важны.
На протяжении всего проекта проводились опыты:
•Музыка или шум?; •Почему все звучит?, •Откуда берется голос?,
•Как распространяется звук, Почему Мишутка пищал?, Как сделать звук громче?.
В процессе работы открылась творческая мастерская по изготовлению шумовых инструментов из бросового материала, а затем интереснейшая совместная работа
по озвучиванию различных потешек, рассказов, сказок.
3 этап – заключительный. Продуктами проекта стали:
мини-музей шумовых инструментов: шумелки, гремелки, шуршалки, звонилки, пищалки.
Показ для малышей сказок - шумелок Теремок, Репка
Заключение
Экспериментирование со звуком и изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает изобретательность детей, но и позволяет сделать взаимоотношение родителей с детьми более интересными и плодотворными.
Играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.