"Инновационные подходы к организации воспитательного и образовательного процесса"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Инновационные подходы к организации воспитательного и образовательного процесса"
Автор: Гущина Антонина Владимировна

Инновационные подходы к организации воспитательного и образовательного процесса.     Проводимые реформы образования в настоящее время, направленные на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования к организации работы детских садов. Применение инновационных подходов к воспитательному и образовательному процессу в дошкольном учреждении является важным условием совершенствования системы дошкольного образования.Инновация — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. [1] В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.Дошкольное образовательное учреждение — один из социальных институтов, отвечающий на важнейшие, жизнеобеспечивающие запросы общества. В наше время во главу угла общество ставит цели и задачи, прежде всего направленные на развитие личности. А значит, основной функцией современного дошкольного учреждения (любого вида и типа) становится целенаправленная социализация личности, т.е. введение растущего человека в мир природных и человеческих связей и отношений, «погружение» его в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.Система управления дошкольным учреждением может эффективно функционировать только тогда, когда все ее составные звенья отвечают требованиям сегодняшнего дня. Развитие же учреждения предполагает инновационный подход, совершенствование структуры всей организации детского сада, переход на горизонтальный корпоративный принцип управления, при котором руководители целенаправленно совершенствуют свою деятельность и деятельность своих сотрудников.Для выстраивания такой управленческой системы необходимым условием становится формирование высокомотивированных профессионально подготовленных руководителей и педагогов, умеющих работать с учетом ситуационного, системного и проектного подходов, предполагающих качественные изменения в дошкольном учреждении. Что касается руководителя учреждения, то он в первую очередь должен быть носителем нового управленческого мышления, ориентированного на интеграцию усилий сотрудников, широкое использование культурно-этических инструментов управления.[2]Дошкольные учреждения, применяя инновационные образовательные технологии, имеют возможность совершенствовать свою деятельность по воспитанию и обучению дошкольников и добиваться более высоких результатов в работе, что позволяет повышать качество образования на начальной его ступени. Без нововведений, без применения новых методов и подходов невозможно качественное развитие детских дошкольных учреждений.Центральным звеном образовательной системы является педагог. Именно он совершенствует свои методы работы с детьми, применяет новые разработки в процессе воспитания и обучения, совершенствует приемы преподнесения детям того или иного образовательного материала.Концепция модернизации российского образования  предъявляет высокие требования к работе педагогов, она направлена на повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка.Все это требует от педагогических работников нового комплекса умений – проектировать развитие образовательной системы или собственной образовательной деятельности. Современный педагог-профессионал должен быть способен к таким новым видам деятельности, как формулировка проблемы, разработка средств ее решения, деятельностная проработка понятий, рефлексия результатов реализации проекта, построение содержательной коммуникации с другими субъектами образовательного процесса.В процессе совершенствования форм методической работы с педагогическим коллективом, направленном на повышение профессиональной компетентности воспитателей, в нашем дошкольном учреждении стали повсеместно применять проектный метод.Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывают возможности для педагогического творчества.При выборе инновационных подходов к построению педагогического процесса в нашем дошкольном учреждении стремятся повысить квалификацию педагогов, поднять авторитет учреждения и завоевать доверие родителей. Перед педагогами была поставлена задача - постоянно совершенствовать профессиональное мастерство, т.к. это способствует повышению качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.Одним из успешных решений задач инновационной деятельности является профессиональный уровень, психологическая готовность к новому участников инновационного процесса. В нашем ДОУ начали работу по совершенствованию с глубокого всестороннего анализа воспитательно-образовательного процесса, профессиональных и творческих возможностей педагогов. В процессе анализа наработанного опыта нашего дошкольного учреждения были замечены определенные закономерности, влияющие на творческую индивидуальность каждого воспитателя.Осознать свои творческие возможности и применять их в работе с детьми может не каждый педагог. Многим воспитателям была необходима помощь при собственном творческом раскрытии, более того помощь была необходима и в нахождении этому применения в общей работе всего детского сада.Педагогический коллектив столкнулся с проблемой нехватки знаний и умений методически грамотно построить взаимодействие с детским и родительским коллективами по изучаемой проблеме. Именно этот факт, подтолкнул педагогов к осознанию того, что есть необходимость учиться или самообразовываться. Исходя из этого, в нашем ДОУ приветствуется и поощряется самообразование воспитателей, посещение семинаров, практикумов и тренингов, направленных на совершенствование образовательной деятельности в ДОУ, а также на изучение проектного метода.Инновационная деятельность в нашем ДОУ реализуется через групповые тематические проекты, которые направлены на работу педагога с детьми по основным разделам программы воспитания и обучения в детском саду. Программа включает в себя художественное и эстетическое развитие детей, физкультурно-оздоровительные занятия, экспериментально–исследовательскую и социальную работу.Прежде чем внедрить тот или иной проект в воспитательно-образовательный процесс, он активно обсуждается на методических собраниях сотрудников ДОУ. Проект может быть скорректирован и дополнен методическими разработками других воспитателей. Таким образом, происходит передача опыта и идей между воспитателями в детском саду и в воспитательно-образовательный процесс внедряется все самое интересное. Также имеется возможность скорректировать возможные проблемы и ошибки в проекте на основе опыта воспитателей, уже внедрявших аналогичный проект в свою педагогическую практику.Также после проведения того или иного проекта происходит его обсуждение на собрании воспитателей, которое позволяет выявить достоинства и недостатки проектов. По итогам обсуждения проведенных мероприятий и изучения продуктивной деятельности детей педагоги выносят предложения по возможной  корректировке проектов, методов, приемов работы с детьми и родителями, определяют дальнейшие перспективы данного проекта: продолжить накопление материала для обобщения опыта работы по данной проблеме; взять за основу тематического плана; включить конспекты занятий и развлечений в уже имеющийся в ДОУ цикл мероприятий по данной лексической теме и т.д.В практике нашего дошкольного учреждения были реализованы следующие проекты:
  • А.Барто. «Игрушки»  
  • Творческая проектная деятельность «Домики»
  • Проектная работа на тему: «Берёзка – символ  России»
  • Проектная работа на тему «Краски природы в литературных произведениях»
  • Проект А.Барто. «Игрушки»  направлен на ранний возраст. Проект имеет цель - теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие успешность развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста в процессе формирования познавательной активности к игрушкам.  В основу проекта положена следующая гипотеза: развитие эмоциональной отзывчивости у детей в процессе формирования познавательной активности к игрушкам будет успешным, если:
  • создать  условия  психологической  защищённости,  эмоционально – положительной  атмосферы  во время совместной игровой деятельности  педагога  с  детьми;
  • предметно - развивающая среда соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • использовать на занятиях и вне занятий игры, стимулирующие развитие эмоциональной сферы ребенка;
  • помочь ребенку вынести свои внутренние переживания вовне через жесты, мимику, движения, речь;
  • развивать эмоциональную отзывчивость в контексте познавательной активности к игрушкам;
  • использовать методы педагогической интеграции.
  •  В процессе подготовки проекта была проведена предварительная работа по подготовке строительного материала, нарисованы картинки по стихотворениям А. Барто, собрана коллекция книг, подготовлена консультация "Какие игрушки выбирать детям".[3]Родители активно откликнулись на просьбу поделиться воспоминаниями своего детства  на тему "Моя любимая игрушка".В процессе реализации проекта в тесном взаимодействии с родителями созданы коллекции лошадок, самолётов, грузовиков. Ежедневно в гости к детям приходили любимые игрушки из произведений А.Барто, менялись картинки по теме дня, разучивались стихи.  Закончился проект праздником: "Игрушки в гости пригласим - сладким чаем угостим!".  Дети стали бережнее относиться к игрушкам, у них появилось чувство сопереживания к окружающему. Творческая проектная деятельность «Домики» была направлена на детей второй младшей группы. Проект был краткосрочным. Его основными целями были         формирование у детей первоначального представления о семье; воспитание интереса к своему имени;         развитие системы продуктивного взаимодействия участников воспитательного процесса; развитие социализированности, активности детей.Проектная работа на тему: «Берёзка – символ  России» была реализована во второй младшей группе. Проект являлся долгосрочным, информационным и творческим. Он был направлен на знакомство детей с целостной картиной мира, формирование оценочного, эмоционального отношения к окружающему миру, активизацию мышления в процессе специально смоделированной ситуации, воспитание бережного, заботливого отношения к деревьям и окружающей природе.Проектная работа на тему «Краски природы в литературных произведениях» была проведена в средней группе. Цель данного проекта познакомить детей с произведениями о природе. В ходе реализации проекта дети знакомились с рассказами, стихами  и сказками о природе, получали знания о ростительном мире через художественные произведения. Проект направлен на воспитание способности наслаждаться художественным словом, учить употреблять его в собственной речи. Детям загадывались загадки,  декламировались народные высказывания,  прослушивали звуки живой природы. Проект направлен на то, чтобы с помощью произведений о природе способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к природе, научить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненной работе. Также в ходе проекта была проведена работа с родителями, направленная на расширение представления родителей о детской литературе, приобщение родителей к семейному чтению литературных произведений.Анализ результатов внедрения проектов в деятельность ДОУ позволил сделать следующие выводы:
  • Применение проектного метода помогает систематизировать образовательный процесс в ДОУ, позволяет оптимально совмещать различные методы обучения для усвоения определенной темы;
  • Проектный метод позволяет раскрыть и проявить творческие способности воспитателей, заинтересовать и  привлечь родителей, способствует выявлению и развитию творческих способностей детей;
  • Обсуждение проводимых проектов в ДОУ позволяет обмениваться профессиональными знаниями, выявлять ошибки, недочеты и использовать успешный опыт другими педагогами, что также способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • Изучение проектной деятельности опытных педагогов позволяет передавать опыт более молодым и менее опытным воспитателям.
  • Также в нашем дошкольном учреждении широко применяется принцип индивидуализации образования. Сопровождение развития ребенка становится неотъемлемым элементом дошкольного образования в условиях ее модернизации. Индивидуализация образования — процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной образовательной деятельности. Технология сопровождения развития ребенка позволяет решать эту задачу. Сопровождение ребенка гарантирует помощь и поддержку любому ребенку с учетом его индивидуальных возможностей - потенциала развития, потребностей и интересов. [4]Внедрение инновационных подходов в воспитательно-образовательный процесс ДОУ позволяет найти подход к каждому ребенку, выявлять его таланы и способствовать развитию личности.цесс, ориентированный на решение традиционных дидактических задач репродуктивного обучения, строится как «технологический», конвейерный процесс с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами, говорят о применении технологического подхода к организации учебного процесса. Развитие у обучающихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт есть цель поискового подхода, который ориентирован на порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов. Современный процесс обучения, так называемый инновационный, требует новых подходов к технологиям обучения, так как именно они влияют на эффективность процесса обучения в целом. Чтобы понять, что же такое инновационный процесс обучения, необходимо определить, что инновации – это не просто шаг вперед, толчок к развитию. Инновации – это результат разработки, применения и анализа новых идей, которое несут в себе позитивное решение различных проблем потребителей с целью их удовлетворения на практике. В мире оформились две иллюстрированные концепции, довольно активно цитируемые и в настоящее время в вопросах образования: «конус опыта», который позже лег в основу «пирамиды обучения» Эдгара Дейла. Данные концепции демонстрируют, как зависит образовательный результат от использования различных средств содержания образования, или зависимость между методами обучения и степенью усвоения материала. Становится понятно, что лекция («чтение» материала) - малоэффективный метод обучения. Отсутствие визуальных средств (слайды, иллюстрации) не позволяют освоить материал больше чем на 5% его содержания. Достойный уровень понимания, запоминания материала обеспечивает лишь «активное обучение», которое предусматривает всеобщее вовлечение в образовательный процесс. Выделяют шесть основных методов обучения: практика, трансляция материала, разбор и анализ ситуаций, игра, имитация и проект [1]. С целью повышения эффективности процесса обучения используют одновременно несколько методов обучения. Инновационная образовательная технология предполагает передачу не просто предметных знаний, а компетенций, т.е. их применений на практике, на основе полученного опыта при решении различного рода задач. Кроме того, инновации должны быть мобильными, и иметь возможность передачи с помощью современных средств коммуникации. Достойные технические средства позволяют использовать дистанционные формы обучения. Технология обучения – это, прежде всего, технология построения учебного процесса. Необходимо отметить, что данные технологии отличаются конкретикой, ориентацией на достижение учебных целей, оперативной обратной связью. Технология обучения характеризуются следующими основными признаками: научность; системность; действенность; управляемость. Педагогические технологии определяют учебный процесс и деятельность преподавателя соответственно. Важно не только овладеть какими-либо технологиями, но и уметь их грамотно применять, т.е. конкретизировать цели, уделять много времени дополнительной подготовке к занятию, объективно оценивать результаты, и на основе их анализа корректировать процесс обучения [7]. 2016, Том 4, номер 4 (499) 755 50 99 ISSN 2309-4265 5 13PDMN416 В современной педагогике существуют различные классификации технологий обучения, приведем некоторые из них: по признаку новизны; по результату обучения; по ориентации средств и методов обучения на определенные структуры личности; по доминирующей учебной форме; по характеру педагогического взаимодействия; по характеру познавательной деятельности. Важно помнить, что каждая технология обучения не является универсальной, она позволяет решить определенный круг задач, но не все задачи, стоящие перед обучением. Более того, для применения той или иной технологии нужно убедиться, что именно это конкретная технология наиболее эффективна в данной ситуации. Проблема современных образовательных технологий — это поиск тех оснований, которые позволяли бы отличать стандартные технологии от технологий инновационных, развивающих самостоятельность мышления субъекта учения, формирующих инновационное поведение, т.е. отвечающих целям и задачам современного образования. Использование в педагогической практике образовательных технологий стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Важнейшей частью и формой реализации подобных технологий является внедрение проектной деятельности в обучение. Если обратиться к истокам возникновения данного метода, то можно сказать, что он вовсе не новый, поскольку возник еще в начале прошлого века в США и носил название «метод проблем». Теоретической основой метода является «прагматическая педагогика» философа Дж. Дьюи, согласно которой условия успешности обучения – познавательная активность ребенка, проблематизация учебного материала, связь теории с практикой, обучение в игровой и трудовой деятельности [5]. Русские педагоги (С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер и А.У. Зеленко) в начале XX века также активно интересовались и пропагандировали проектную деятельность в качестве метода обучения. Формирование основ проектной деятельности, элементов проектной культуры является одной из основополагающих задач современного этапа развития системы образования. Исследования многих педагогов (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, П.С. Лернер, В.Д. Симоненко, В.М. Монахов и др.) показали, что актуальность обучения методом проектов на современном этапе развития обусловлена возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс. В процессе реализации проектного обучения обучающиеся овладевают не только базовыми навыками, знаниями и умениями, но и всесторонне развиваются как личности, а также приобретают опыт самообразования и саморазвития. В справочной литературе «метод проектов» определяется как система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов». Исследователи чаще всего определяют метод проектов именно как систему обучения, направленную не только на приобретение базовых знаний, умений и навыков, но и на развитие творческих способностей и формирование интеллектуальных возможностей в процессе разрешения проблемных ситуаций (Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, Н.Г. Сергеева и др.). 2016, Том 4, номер 4 (499) 755 50 99 ISSN 2309-4265 6 13PDMN416 В основе метода проектов при обучении лежит развитие, в первую очередь, познавательных интересов, а реализация проекта всегда предполагает наличие конкретного значимого результата, который применим на практике. Практическая направленность проектов очень важна, так как учащиеся могут использовать свои разработки в будущей профессиональной деятельности [4]. Конышева А.В. считает главными целями проектного обучения следующие: демонстрация исследовательского опыта, приобретенного в процессе обучения; мотивация личного интереса к проблеме исследования; создание условий для активного развития личности; создание условий для самостоятельного мышления; формирование умения работать в коллективе; развитие навыков самостоятельного поиска информации и т.д. [6]. Проектное обучение развивает одну из самых важных в социальном взаимодействии компетенций – навыки групповой работы, что является одним из самых слабых навыков обучающихся в России. Поскольку навыки групповой работы являются важным компонентом практически всех видов деятельности человека, то их формирование необходимо осуществлять целенаправленно в процессе обучения на любой его ступени, от дошкольного образования до высшего и послевузовского. Это требует наличия специальных организационных мероприятий и педагогического воздействия на процесс становления навыков коллективного взаимодействия, как факторов развития готовности обучающегося к активной адаптации в социуме и профессиональной успешности. Основу процесса становления проектных компетенций личности составляют: вопервых, объективные макрофакторы социального порядка; во-вторых, мезофакторы действия ближайшей среды, в третьих, микрофакторы, объективно-ситуационные факторы. Для того чтобы проектное обучение было реализовано в системе образования в полной мере необходимо соблюдение таких требований и принципов как: проект должен быть включен в воспитательную и образовательную системы; перед учащимися должны стоять реальные проблемы; деятельность учащихся должна быть целесообразной; работа учащихся должна быть активной, осмысленной, самостоятельной; проект должен быть структурирован (с указанием ожидаемых результатов на каждом этапе). Для эффективного формирования навыков проектной групповой работы, необходимо создание в образовательной организации специальной образовательной среды, которая структурно и содержательно должна включать интегрированное учебно-мотивационное, воспитательное и развивающее пространство. Учебное пространство обеспечивает преимущественно формирование когнитивного компонента. Мотивационное пространство обеспечивает формирование мотивационного компонента и включает в себя различные формы коммуникации и внешней оценки деятельности обучающихся. Воспитательное пространство целесообразно определять как совокупность окружающих обучающихся социально-ценностных и значимых ситуаций, обстоятельств, событий, содействующих формированию проектных компетенций. Развивающее пространство включает в себя деятельность, способствующую стимулированию познавательной активности обучающихся, посредством их участия в работе над коллективными проектами. Участие в такой 2016, Том 4, номер 4 (499) 755 50 99 ISSN 2309-4265 7 13PDMN416 деятельности обеспечивает переход от усвоения теоретических знаний к их практическому применению. Не прибегая к детальному анализу традиционных методов организации учебного процесса, заметим, что решать поставленные выше проблемы, на наш взгляд, целесообразно путем внедрения в учебный процесс активных методов обучения на базе проектной технологи обучения. Именно такие методы обучения способствуют: эффективному усвоению знаний; позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; формируют ценностные ориентации личности; повышают познавательную активность; развивают творческие способности; создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности студентов и формированию проектной компетентности и навыка. Анализ педагогического опыта внедрения проектного метода обучения позволил выстроить модель включения проектной деятельности в различные предметы основной образовательной программы на разных уровнях, способствующих формированию проектных компетенций: 1. Определение формируемых в результате проектной работы образовательных результатов. 2. Конкретизация цели (целей) использования проектного подхода к освоению конкретного предмета, с учетом его специфики. 3. Детальная проработка (переработка) содержания дисциплины под задачи проектного подхода. 4. Выявление возможностей включения проекта в процесс изучения дисциплины. 5. Разработка методики проведения учебного проекта. Возможно с привлечением методистов, тьюторов или других педагогических работников. 6. Включение проектного блока в процесс изучения дисциплины. 7. Оценка результатов использования проектного блока через механизмы рефлексии, самооценки и экспертной оценки. 8. Обсуждение результатов использования проектного метода в образовательном процессе на методическом объединении. 9. Фиксация проектного блока в структуре рабочей программы изучения дисциплины или как самостоятельного ресурса поддержки метапредметных результатов обучения. После того, как учебный проект является апробированным и интегрированным в структуру образовательной программы тем или иным способом, можно рассмотреть основные этапы его реализации в образовательном процессе. Работа над любым проектом включает в себя четыре этапа: подготовка, выполнение, защита и оценка проекта. При подготовке проекта обучающиеся знакомятся с проблемой, изучают ситуацию и составляют план его выполнения. Выполнение проекта – самый трудоемкий этап, включающий в себя работу с различными источниками информации, поиск и отбор необходимых материалов, творческие рассуждения, формирование и формулирование собственных мнений, взглядов на проблемную ситуацию. Форму защиты своего проекта (индивидуальная, парная, групповая) обучающиеся выбирают самостоятельно. Также очень важно на этапе защиты проследить рефлексию, это позволит школьникам более ответственно подойти к разработке проекта и осознать практическую значимость своей работы. Оценка проектной работы должна осуществляться по заранее предъявленным критериям. 2016, Том 4, номер 4 (499) 755 50 99 ISSN 2309-4265 8 13PDMN416 Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что метод проектов позволяет максимально приблизить процесс обучения к практике, что позволяет школьнику постепенно подготавливаться к будущей профессиональной деятельности, и это несомненное преимущество проектного метода перед традиционными методами обучения, поскольку учащиеся накапливают опыт до включения в самостоятельную профессиональную деятельность. Также стоит отметить, что подготовка к работе над проектом ставит перед учащимися цели самостоятельного поиска и отбора информации. Так, в процессе работы над проектом у обучающихся происходит освоение материала через творчество. Использование инновационных технологий в образовании – неотъемлемая часть образовательного процесса. Проектная деятельность как форма реализации подобных технологий должна быть гармонично вплетена в образовательный процесс наряду с другими методами, формами и технологиями. Процесс реализации проектной технологии позволяет развивать самостоятельность мышления и формирует инновационное поведение, соответствуя целям и задачам современного образования. ЛИТЕРАТУРА 1. Анисенко А.В., Бурлакова Ю.В. Факторный анализ выбора профессии абитуриентами // Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции (Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина). – Нижний Новгород, 2015. С. 133-135. 2. Егоров Е.Е., Васильева Л.И. Некоторые проблемы повышения качества управления образовательной организацией // Современные научные исследования и инновации. 2014. №12-2 (44). С. 227-231. 3. Егоров Е.Е., Васильева Л.И. Разделение педагогического труда в школе: предпосылки и последствия // Современные научные исследования и инновации. 2015. №7-4 (51). С. 102-106. 4. Зверева Н.М., Николина В.В. «Преподавателю вуза: полезная педагогика» - Н. Новгород: НГПУ, 2011. 5. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку – Минск, 2003. 6. Мендель Б.Р. Современные инновационные технологии в образовании и их применение – Новосибирск, 2013. 7. Минюк Ю.Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 6-8. 8. От проектного вуза к публичной образовательной корпорации: нестандартные решения 2015 / Составители В.А. Житкова, Е.А. Седых, А.В. Чанчина / под общей редакцией проф. А.А. Федорова Нижний Новгород: Мининский университет, 2015. 9. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М.Ю. Олешков и В.М. Уваров. – М.: Компания Спутник+, 2006. - 191 с. 10. Учебно-методический портал. . 2016, Том 4,