"Педагогическая мастерская по теме: «Продуктивные задания как средство достижения планируемых результатов ФГОС».
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Педагогическая мастерская по теме: «Продуктивные задания как средство достижения планируемых результатов ФГОС».
Автор: Киршина Юлия Анатольевна
Педагогическая мастерская по теме:
Продуктивные задания как средство достижения планируемых результатов ФГОС.
Составитель – Киршина Ю.А., учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория
Здравствуйте, уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас на нашем педагогическом совете.
Мы с вами поздоровались, а вы, возможно, не успели поздороваться с каждым из присутствующих.
Предлагаем, не терять времени и выполнить эту приятную миссию!
1. Энергизатор: Энергизатор Необычное приветствие.
-Скажите, в какой стране мы живем? Как принято здороваться в нашей стране? Поздоровайтесь с соседом справа и слева. (участники практически выполняют ритуал приветствия.)
- А теперь рассчитайтесь на первый-второй, образуйте два круга. Первые внутренний, вторые внешний круг и …
- Представьте себе, что вы сейчас жители необычной страны. А в каждой стране свои обычаи приветствия друг друга. Внешний круг двигается по часовой стрелке здороваясь с каждым новым человеком, до тех пор, пока не вернется к своей первой паре.
-А приветствие будем следующим: поздоровайтесь: спинами, коленками, лбами, носами, щечками.
Когда все вернуться на свои места.
- Поздоровались, молодцы. А теперь поприветствуйте друг друга:У тебя носик, у меня носик.
У тебя щечки, у меня щечки.
У тебя ушки, у меня ушки.
Ты мой друг и я твой друг.
Мы любим друг друга.Ну, вот и поздоровались, а теперь присаживайтесь на места.
2. Самоконструкция.
- Вы так активно приветствовали друг друга и перемещались по кругу, что создали ветер, и он перепутал нам задания для нашего педсовета. Просим помощи в наведении порядка. Работать будем в парах с тем человеком с которым вы закончили здороваться, вспомнили… Найдите свою пару.
Необходимо перепутавшиеся карточки распределить на две группы. (участники находят свою пару и распределяют задания на две группы).
Примеры заданий (для выполнения даются вперемежку):
Репродуктивные (традиционные)
Продуктивные
Перечислите, какие территории удалось завоевать Александру Македонскому?
Почему Александра Македонского называют Завоевателем?
Сформулируйте определение классического и романтического героя
Сравните Пророк А.С. Пушкина и Пророк М.Ю. Лермонтова. Определите, в чем принципиальная разница между героями этих произведений?
Назовите черты присущие очерку.
Докажите, что рассказ Севастополь в декабре месяце является очерком.
Определите площадь прямоугольника
Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.
Назовите признаки такого литературного жанра как повесть?
Докажите, что произведение С. Голицына 40 изыскателей - является повестью.
Что такое имя числительное?
Почему имя числительное относится к классу имен?
- Несколько пар сообщают результаты своей работы.
- Попрошу теперь объяснить принцип деления на две группы заданий. (участники отвечают)
3. Выход на тему педсовета.
- Таким образом, тема нашего педсовета будет касаться … (ответы участников: репродуктивных и продуктивных заданий)
- А продуктивные задания в нашей деятельности это, что? … (ответы участников: … это средства для достижения результата в обучении)
- Тема сформулирована как:
Продуктивные задания как средство достижения планируемых результатов ФГОС.
4. Теоретический материал по теме:
- А для того, чтобы разобраться в этом обратимся к теории (презентация).
1) Определение понятий.
Репродуктивные задания – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде. Они помогут получить предметные знания и умения.
Продуктивные задания – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) не содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде, в тексте и иллюстрациях есть подсказки, помогающие их выполнить. Они часто проверяют, сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями, и поэтому они, как правило, более интересные.
Я думаю, будет неправильно говорить, что продуктивные задания появились только с новыми стандартами. Я думаю, Вы со мной согласитесь, что продуктивные задания вошли в практику педагогов ещё до разработки ФГОС. Радует, что теперь им отводится почетное место в образовании будущих поколений.
Продуктивные задания, действительно, для ребят более интересны и важны, чем репродуктивные. Помните как в той сказке, где сын бросился доставать в очаг деньги, заработанные своим трудом и брошенные туда отцом, хотя когда они ему доставались легко, он никак не реагировал на поступок отца. Так и здесь, ведь продуктивные задания не содержат готового ответа в учебнике в легко воспроизводимом виде, надо подумать, поискать подсказки в тексте, либо в иллюстрациях. Именно они формируют практический опыт школьника, проверяют: сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями.
2) Примерная классификация продуктивных заданий:
1. Выделение главного в мини-тексте по заданному основанию важности и формулирование суждения.
2. Поиск и отбор информации в полноценном тексте и любом источнике информации по заданному основанию.
3. Построение умозаключений – обобщений-выводов.
4. Доказательство, в т.ч. подведение под понятие.
5. Определение причин и следствий.
6. Группировка по заданному основанию.
7. Сравнение по указанным критериям.
8. Формулирование определения понятия по тексту.
9. Классификация (группировка с иерархией).
10. Анализ явления и формулирование обобщения-вывода.
11. Определение своей аргументированной оценки, отношения к…
12. Определение личных качеств, черт характера человека по его поступкам.
3) речевые клише для формулировок продуктивных заданий:Каким образом можно…использовать для…?
Что подразумевается под…?
На что похоже…?
Каким образом…связано с тем, что мы изучили ранее?
В чем разница между …и…?
Какой аргумент можно привести против…?
Что, на ваш взгляд, является причиной… и почему?
Чем вы можете аргументировать свой ответ?
Что случится, если…?
В чем сильные и слабые стороны…?
Что мы уже знаем о…?
Каким образом…влияет на…?
Объясните, почему…? Объясните, как…?
В чем смысл…? Почему важно..?
Чем похожи…и…?
Какой…является лучшим и почему?
Сравните … и … на основании…
Согласны ли вы с утверждением, что…?
4) Черты репродуктивных и продуктивных заданий (групповая работа)
- А теперь постарайтесь определить общие и отличительные черты репродуктивных и продуктивных заданий.
А) Для этого, надо заглянуть под свой стул и найти номер вашей группы. (участники распределяются на 4 группы для работы)
Б) Задание заполнить таблицу: Репродуктивные и продуктивные задания
Общие черты
Одни и те же информационные единицы
Линии сравнения
Отличия
Репродуктивные задания
Продуктивные задания
В каком виде содержится ответ в учебнике?
В готовом, легко воспроизводимом виде
В готовом, легко воспроизводимом виде нет, только в подсказках.
В чем сложность?
Требуют запоминания и воспроизведения.
В своей структуре содержат алгоритм, последовательность действий.
Какие задания вызывают больший интерес?
С трудом концентрируют внимание
Более интересны
Что проверяют?
Предметные знания и умения
Умение применять полученные знания.
- Каждая группа озвучивает по очереди одну из отличных линий сравнения.
- Затем обсуждается, совместно, есть ли общие черты?
- Прошу всех вернутся на свои места.
5. Постановка проблемы.
Таким образом, какая основная проблема вытекает из всего?
Варианты проблемы:
- Как из репродуктивного задания сделать продуктивное?
6. Разрыв (энергизатор)
А сейчас проявим фантазию и порисуем. Для этого с вашим коллегой справа вы образуете пару. Задача, соединив руки, взять карандаш и нарисовать продукт продуктивного задания одновременно, вдвоем, при этом, не произнося ни слова. (Участники делятся на пары и выполняют задания.)
Затем все возвращаются на места и быстро, по очереди представляют свои работы.
7. Самоконструкция.
Ну что, теперь попробуем на практике постараться решить проблему нашего педсовета, из репродуктивного задания сделать продуктивное.
Делимся на 5 групп (группы образуются по названию цитрусовых: апельсин, лимон, мандарин, лайм, свити)
- Вам даны задание репродуктивного характера, превратите их продуктивные.
Репродуктивные задания:
Как люди используют энергию?
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Ответьте на вопросы.
Сможет ли лифт поднять 4 – х человек массой 80, 100, 65 и 40 кг, если грузоподъемность лифта 400 кг?
Перечислите отличия растений от животных.
Прочитай текст и расскажи, какой закон открыл Исаак Ньютон?
Возможные варианты переделок в продуктивные:
Поработайте в паре: один называет источник энергии, другой – способ его использования в хозяйстве.
Спишите текст, найдите орфограммы в словах, объясните (обоснуйте) орфограммы.
Представь, что ты–попал в такую ситуацию: твоя семья пришла в гости, надо подняться на 8-й этаж, грузоподъемность лифта-400 кг, сможет ли данный лифт поднять твою семью на 8 этаж?
Лягушонок прыгал и кричал: Я – зелёный, значит, я растение! Что ему ответил умный утёнок Кряк?
Представь, что самолетик – это Луна, а Миша – Земля. Что будет, если самолет не раскручивать? А то будет, если обрезать веревку?
- В результате мастер задает репродуктивных вопрос, группы поочереди представляют свои варианты продуктивных заданий.
8. Социоконструкция.
составить алгоритм работы с продуктивным заданием
А теперь постарайтесь составить алгоритм работы с продуктивным заданием в правильной последовательности. Для определения порядка действий используйте глаголы – подсказки.
Вариант готовой работы
Порядок выполнения продуктивного задания
1. Осмыслите задание: прочитайте и объясните своими словами, что требуется сделать.
2. Найдите информацию, нужную для выполнения задания, в тексте, в иллюстрации и т.п.
3. Преобразуйте информацию так, чтобы получить ответ по заданию: выделить главное, найти решение, причину, обосновать свою позицию и т.п.
4. Запишите, если необходимо, решение в требуемой форме: таблица, список, текст, числовая запись.
5. Составьте мысленно ответ, используя слова: я считаю что…, потому что, во-первых, во-вторых,…..
6. Дайте полный ответ (расскажите о своем решении), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
Группы представляют результаты своей работы.
После ответов на экране показан верный вариант алгоритма.
Игра Ассоциация.
Итак, мы научились создавать продуктивные задания, значит, средства, при помощи которых можно добиться результатов на современном уроке у нас в руках. Главное, что должен обеспечить современный урок – это создание комфортной обстановки и тогда наши ученики будут чувствовать и понимать нужность и полезность получаемых ими знаний.
Предлагаю поиграть в игру Ассоциация. На первые буквы слова КОМФОРТ подберите ассоциации к словосочетанию современный урок.
Участники сидя в кругу по очереди называют ассоциации на любую из букв слова комфорт, связанную с понятием современный урок
К
Компетентность
Критичность
Креативность
Культура
О
Органичность, основательность
Отдача, оптимально
Открытие, Ответственность
Образованный, осознанный
М
моделирование
мотивация
методика
мастер
Ф
Фантазия
формирование
функциональный
фундамент
О
Отдых, осмысленный
Открытие, организованный
обучение
Опора, озарение
Р
Радость
развитие
Рост
Результат, рефлексия
Т
Тепло
Творчество
Талант
темп
9. Рефлексия.
“Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё.
Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
Все у меня в руках!
На доску прикрепляется плакат с изображением ладони.
Большой палец – Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать…,
указательный – Здесь я получил (а) …,
средний – Мне здесь совсем не понравилось…,
безымянный – Психологическая атмосфера …,
мизинец – Мне здесь не хватало….
Участники пишут свои ответы на отдельных карточках-листочках, которые затем прикрепляются к общему большому рисунку руки, на тот палец, к вопросу, записанному на котором был дан ответ.
Наш педсовет проходил в форме мастерской, информация о ней и некоторые выдержки по рассматриваемой теме представлены в буклете.
Всем большое спасибо за работу!