«Лэпбук, как средство реализации ФГОС ДО»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лэпбук, как средство реализации ФГОС ДО»
Автор: Суровцева Олеся Ивановна
Консультация для воспитателей ДОУ.«Лэпбук, как средство реализации ФГОС ДО» Цель: ознакомление педагогов с лэпбуком: средством реализации ФГОС ДО.В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования современные педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка. Это такая книжка-раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами разных форм, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. В этой папке собирается материал по определенной теме. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде: информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал), полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; обладает дидактическими свойствами, является средством художественно — эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова: включенность воспитателя наравне с детьми; добровольное присоединение детей к деятельности;свободное общение и перемещение детей во время деятельности; открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе). Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме. Работая над определённой темой, необходимо затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может содержать материал по всем пяти направлениям. Наполняемость лэпбука может быть разнообразной, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования. Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. Именно поэтому тематическая папка может стать незаменимым помощником в работе всех специалистов детского сада. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию. Лэпбук – разновидность метода проекта.Создание лэпбука содержит все этапы проекта: 1. целеполагание (выбор темы)2. разработка лэпбука (составление плана)3. выполнение (практическая часть)4. подведение итогов Ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с детским садом, усилия педагогического коллектива будут ненапрасными. Семья вместе с детским садом создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители — неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада. На современном этапе в работе с родителями появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. активное участие родителей в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй. Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Одной из таких форм работы с родителями является лэпбук. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Какое значение имеет использование лэпбука в работе педагогов дошкольного образования для ребенка: 1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). 2. Ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал. 3. Лэпбук способствует развитию творческого мышления, развивает познавательный интерес 4. Лэпбук, содержащий в себе множество кармашков, окошечек, книжек раскладушек, по разному раскрывающихся, будет способствовать развитию мелкой моторики детей. 5. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию. 6. Лэпбук помогает объединить родителей и детей, в ходе совместно его изготовления в процессе реализации определенного проекта. Какую пользу может принести такая тематическая папка для педагога? 1. способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования; 2. способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности; 3. способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми. 4. обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми. 5. способствует творческой самореализации педагога.Лэпбук – разновидность метода проекта.Создание лэпбука содержит все этапы проекта:1. целеполагание (выбор темы)2. разработка лэпбука (составление плана)3. выполнение (практическая часть)4. подведение итогов Для того чтобы изготовить свой собственный лэпбук нужно: во-первых, определиться с его темой. Тема может быть совершенно любой. Для детей младшего дошкольного возраста лучше брать более «широкие, обобщающие» темы - например, по временам года: зима, весна, осень, лето. То есть должна получиться книга с общеизвестными знаниями, которые для маленьких детей будут новыми. Для детей старшего дошкольного возраста необходимо брать узкие темы, несущие конкретную информацию. Можно брать общую тему, например «Космос», «Театр». После того как вы определились с темой, нужно составить план, так как лэпбук — это учебное пособие. Поэтому нужно продумать, что он будет в себя включать, какие разделы содержать, чтобы полностью раскрыть выбранную вами тему. Следующий этап — это реализация всех ваших замыслов и оформление их в красочной, информативной тематической папке. Здесь нет границ, все зависит только от вашей фантазии, воображения и желания, от того, сколько времени вы готовы затратить на изготовление данного развивающего пособия. Последним этапом работы будет представление своего продукта родителям и детям, его применение в своей педагогической деятельности и подключение родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству. На сегодняшний день в необъятных просторах сети Интернет можно встретить многочисленные примеры готовых интерактивных папок, которые можно брать за основу или приобретать готовые, подходящие по вашей теме и соответствующие возрасту детей и использовать в работе. Но лучше всего изготавливать Лэпбук самостоятельно, так как это дешевле (не все шаблоны бесплатны), уникально и более творчески, не ограничивается рамками существующего шаблона, больше ценится и бережется детьми, так как создано своими руками. Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, с родителями, детей друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса — лэпбук. Он способствует творческому развитию педагога.Литература:Интернет-ресурсы:АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ VIII Международная научная конференция Самара, 2016 г. Сборник статейwww.tavika.ru -dlja-detej /Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 32»Консультация для воспитателей«Лэпбук, как средство реализации ФГОС ДО»Подготовила:Суровцева О.И.Оренбург 2017