"Волшебное путешествие"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Волшебное путешествие"
Автор: Полянская Ольга Григорьевна
КОНСПЕКТитоговой организованной образовательной деятельности на тему: «Волшебное путешествие»для детей группы компенсирующей направленности для детей ЗПРПодготовила и провела:Полянская Ольга Григорьевна, Воспитатель разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, первой квалификационной категории.Цель: развитие познавательной сферы и формирование элементарных математических представлений.Задачи:Образовательные: закрепить представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике; умение правильно называть их пространственное расположение: посередине (в центре), вверху, в нижнем правом углу, в нижнем левом углу; закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах 5;закрепить знание детьми цифр от 1 до 5.Развивающие:развивать наглядно-образное и логическое мышление;развивать зрительное и слуховое внимание; развивать творческое воображение;развивать мелкую моторику;развивать умение думать и рассуждать, работать по образцу;активизировать интеллектуальную активность с помощью вопросов.Воспитательные:воспитывать активность, самостоятельность, умение слышать воспитателя;формировать умение понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно;формирование условий для умения действовать в соответствии с инструкцией взрослого;способствовать доброжелательному отношению друг с другом;способствовать умению работать в коллективе.Направление образовательной деятельности: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.Методы и примы: беседа, объяснение, игра, загадки.Предварительная работа: беседы и рассматривание картин по теме, дидактические игры.Оборудование: глобус; «ковер-самолет» украшенный геометрическими фигурами; дерево с цифрами; цифры от 1 до 5, на обратной стороне которых знаки, обозначающие схему путешествия; ворота; речка; мостик-образец из палочек Кюизенера; наборы палочек Кюизенера на каждого ребенка; образец-схема моста из папочек Кюизенера; объемные геометрические фигуры: 3 куба, 3 прямоугольные призмы, 2 цилиндра и 1 конус; листы для рисования на каждого ребенка; 3 мольберта.Место проведения: музыкальный зал.На столе стоит глобус.Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Это маленькая модель земли. На земле много интересных стран, городов, рек. Вот бы побывать там! А что ребята, я предлагаю нам отправиться в путешествие. На чем можно отправиться в путешествие?Воспитанники: На корабле, пароходе, катере и т. д.Воспитатель: Нам нужен такой транспорт, чтобы можно было быстро совершить путешествие и быстро вернуться назад. А я знаю такой транспорт - это ковер - самолет.Воспитатель встряхивает ковер и говорит волшебные слова, дети повторяют. Затем стелет ковер на полу.Воспитатель: Ребята, встаньте перед ковром - самолетом и рассмотрите его хорошенько. Какой он красивый, необычный, интересный! А чем же он украшен?Воспитанники: Наш ковер - самолет украшен кругами, квадратами, треугольниками и прямоугольниками.Воспитатель: Вы все, назвали фигуры, а как их можно обозначить одним словом?Воспитанники: Геометрические фигуры. Воспитатель: Какие фигуры находятся вверху ковра?Воспитанники: Вверху ковра находятся прямоугольники. Воспитатель: Илья, посчитай, сколько их?Ребенок считает прямоугольники.Илья: 1, 2, 3, 4, 5, всего 5 прямоугольников. Воспитатель: А ты, Дамир, посчитай в обратном порядке.Ребенок считает прямоугольники в обратном порядке.Дамир: 5, 4, 3, 2 ,1. Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие фигуры находятся в центре или в середине ковра?Воспитанники: В середине ковра находятся разноцветные квадраты.Воспитатель: Ребята, какие фигуры находятся в нижнем правом углу? Воспитанники: В нижнем правом углу находятся круги. Воспитатель: А теперь расскажите, ребята, где находятся треугольники?Если дети затрудняются, можно задать другой вопрос: «В каком углу?».Воспитанники: Треугольники находятся в нижнем левом углу. Воспитатель: А как вы думаете, одинаковое ли количество треугольников и кругов на ковре? Ответы детей.Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы это проверить? Воспитанники: Надо посчитать треугольники и круги. Считают.Воспитатель: Тагир, сколько треугольников у нас на ковре?Тагир: На ковре четыре треугольника. Воспитатель: Илья, сколько кругов на ковре?Илья: На ковре пять кругов. Воспитатель: Каких фигур больше?Воспитанники: Кругов больше, чем треугольников.Воспитатель: Правильно, кругов – пять, треугольников четыре. Какое число больше?Воспитанники: Пять, чем четыре. Воспитатель: Как сделать так, чтобы их стало поровну? Воспитанники: Добавить один треугольник или убрать один круг. Воспитатель: Линар, сделай так, чтобы фигур стало поровну. Ребенок уравнивает фигуры одним из названных способов.Воспитатель: Линар, что ты сделал? Линар: Я убрал один круг.Воспитатель: Сколько теперь стало кругов и треугольников?Воспитанники: Кругов и треугольников стало поровну, одинаковое количество, по шесть, кругов стало столько же, сколько треугольников. Воспитатель: Вот теперь, ковер готов к полету. Садитесь на него, закройте глаза, сейчас мы отправимся в путешествие. Звучит музыка.Воспитатель: Ну, вот мы и прилетели. Перед нами ворота в неизвестную (загадочную) страну, но они заперты, и войти мы не можем. Нужно решить логические задачки и ворота откроются.Логические задачи:Воспитатель: Круг - это цифра, фигура или число? Воспитанники: Фигура.Воспитатель: Что выше - дерево или трава? Воспитанники: Дерево.Воспитатель: У кого больше лап - у котёнка или у кошки? Воспитанники: У них одинаковое число лап.Воспитатель: На какой руке у вас больше пальцев - на правой или на левой? Воспитанники: Поровну.Звучит музыка, ворота открываются, и дети проходят через них.Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какие интересные деревья растут в этой стране. Одно из них перед нами. Что на нем растет? Воспитанники: Цифры. Воспитатель: Сорвите все по одной цифре, внимательно посмотрите на неё. Я предлагаю вам стать по - порядку. У кого цифра один? Тот, у кого цифра 1 станет рядом со мной, а остальные за ним, по - порядку. Дети строятся по порядку.Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру. Вы теперь не девочки и мальчики, а цифры. У каждой цифры есть соседи - это те цифры, что стоят справа и слева от вас.Воспитатель: Цифра три, назови своих соседей. Воспитанник: Соседи цифры 3 - два и четыре.Воспитатель: А у цифры пять соседи. Воспитанник: Соседи цифры 5 – четыре.Воспитатель: Цифра 2, назови своих соседей. Воспитанники: Соседи цифры 2- один и три.Воспитатель: Пришло время вспомнить сказки, в которых встречается число три. Воспитанники: «Три поросенка», «Три медведя».Физкультминутка "Три медведя"Три медведя шли домой.Папа был большой-большой.Мама чуть поменьше ростом.Ну, а сын – малютка просто.Очень маленький он был,С погремушками ходил.Воспитатель: Ребята, теперь вы не цифры, а снова мальчики и девочки. Переверните цифры, на обратной стороне вы увидите схему нашего маршрута. Сейчас мы подойдем к мольберту, и будем ставить знаки. Повернитесь направо и идите за мной. Воспитатель: Ставьте цифры по - порядку. Дети ставят цифры обратной стороной и видят перед собой схему.Воспитатель: Перед вами схема нашего путешествия. Где мы уже побывали? Воспитанники: Прошли через ворота, встретили необычное дерево. Воспитатель: А что нас ждет впереди? Воспитанники: Речка, замок и художник. Воспитатель указкой показывает знаки.Воспитатель: А вот и река! Как же нам перейти через нее?Воспитанники: Нужно построить мост. Воспитатель: Вы у меня хорошие строители и сейчас мы будем строить мост. Если каждый справится со своей работой, то у нас появится один большой мост через нашу реку. Пройдите за столы. Перед тем, как вы приступите к работе, я предлагаю внимательно изучить схему. Наш мост состоит из четырех рядов. Рассматривать схему моста начинаем снизу вверх.Воспитатель: Из скольких палочек состоит первый ряд? Воспитанники: Первый ряд состоит из одной длинной палочки.Воспитатель: Сколько палочек во втором ряду? Воспитанники: Во - втором ряду две палочки. Воспитатель: Переходим к третьему ряду. Из скольких палочек состоит третий ряд?Воспитанники: Третий ряд тоже состоит из двух палочек.Воспитатель: Рассмотрите четвертый ряд. Сколько палочек в четвертом ряду? Воспитанники: В четвертом ряду три палочки. Воспитатель: Приступайте к работе. Работа с раздаточным материалом.Воспитатель: Работу вы свою закончили. Давайте подойдем к реке и посмотрим, есть ли на ней мост? Дети подходят к реке.Воспитатель: И речка журчит и мостик стоит. Проходите ребята за мной.Воспитатель: По следующему знаку нашего маршрута мы должны оказаться у замка, но я его не вижу - вокруг одни развалины. Что же нам делать?Звучит аудиозапись голоса: «Ребята! На нашу страну налетел ураган и разрушил замок. Помогите, пожалуйста, его построить заново. Слушайте внимательно, что нужно сделать. Нужно взять 3 куба и поставить их на фундамент. Затем, на кубы, положить 2 прямоугольные призмы, на них поставить 2 цилиндра, на конус положить прямоугольную призму, а сверху поместить конус».Воспитатель: Дети не переживайте, я запомнила всё, что необходимо сделать. Только слушайте меня очень внимательно. Воспитатель: Илья, Амир и Самира, возьмите кубы, поставьте их на фундамент. Дети выполняют задание.Воспитатель: Хорошо, дальше строим.Воспитатель: Тагир и Дамир возьмите прямоугольные призмы и положите их на кубы.Воспитатель: Молодцы.Воспитатель: Ирек и Илья возьмите по 1 цилиндру и поставьте их на прямоугольные призмы.Воспитатель: Правильно.Воспитатель: Осталась последняя фигура. Это - конус. Сейчас я его поставлю, и он украсит наш замок. Педагог ставит конус на цилиндры.Воспитатель: Замок готов.Воспитатель: Ребята, мы с вами уже были строителями: строили мост, замок. Последним знаком на нашей схеме был, кто? С палитрой в руках? Воспитанники: Художник.Воспитатель: И сейчас мы с вами превратимся в художников, нарисуем картины и украсим ими замок. Ребята, пройдите и сядьте за столы. Мост можно убрать, так как он нам больше не нужен.Воспитатель: Перед вами листы бумаги с геометрическими фигурами, дорисуйте их так, чтобы получилась картинка или предмет. Дети рисуют под тихую музыку.Воспитатель: Нашу картинную галерею мы поместим рядом с замком. Дети рассматривают картины.Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Возвращаемся на ковер-самолет. Садитесь, ребята, мы возвращаемся домой. Закройте глазки. Звучит музыка.Воспитатель: Ребята, вот мы и вернулись из путешествия. Наше путешествие было долгим, но увлекательным. Воспитатель: Ребята, что вам запомнилось больше всего?Ответы детей.Воспитатель: Наша встреча подошла к концу. Вас ждут в дальнейшем новые увлекательные путешествия.