Музыкальное воспитание как часть общей системы воспитания учащихся
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Музыкальное воспитание как часть общей системы воспитания учащихся
Автор: Саврасова Татьяна Александровна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Монастырщинская детская школа искусств» Методическая разработка"Музыкальное воспитание как часть общей системы воспитания учащихся"форма проведения: методический советадресат: педагоги, родителиавтор составитель: Т.А.Саврасова (преподаватель МБУДО «Монастырщинская ДШИ»)п.Монастырщина2025г.Пояснительная запискаСодержание Список литературыСписок электоронно - образовательных ресурсов 1.Пояснительная записка Актуальность:Патриотическое воспитание – вечная проблема педагогики. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке.Музыкальная педагогика сегодня, как никогда, богата инновациямиметодического, информационного, психологического характера. Но, вместес тем, нельзя забывать о традициях, на которых основывается любойпедагогический процесс. Воспитание патриотизма всегда было одной из основополагающих задач педагогики в нашей стране. Сейчас пришло время «собирать камни» и взращивать в душах наших детей высокое чувство любви к Родине.Цель работы – формирование музыкального мышления, восприятие произведений патриотического характера на уроках фортепиано. Задачи:1.Обучающие:- изучение народной музыки, знакомство с историей народа, его традициями и обычаями;- повышение эффективности и качества обучения,-обеспечение мотивов познавательной деятельности.2. Развивающие:- развитие мышления,- воспитание вкуса;- воспитание уважения к истории, традициям музыкальной культуры;- постижение основных пластов мирового музыкального искусства: произведений композиторов - классиков.3. Воспитательные:- способствовать более целостному восприятию и глубокому пониманию изучаемого материала.- изучение произведений, связанных с историей Отечества;- постижение основных пластов мирового музыкального искусства: произведений композиторов - классиков.2.Содержание1.Сущность понятия «патриотическое воспитание», его цель, задачи и принципы.Младший школьный возраст является сенситивным периодом для воспитания духовно-нравственных качеств, в частности, патриотизма. Такие психологические характеристики ребенка младшего школьного возраста, как эмоциональность, внушаемость, подражательность, позволяют авторитетному для ребенка взрослому успешно закладывать основы будущей жизненной позиции индивида. Особая роль отводится патриотическому воспитанию как одному из компонентов общего духовно-нравственного развития человека. Патриотическое воспитание детей — это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребѐнка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Обратимся к компонентам патриотического воспитания: потребностно-мотивационному, когнитивно-интеллектуальному, эмоционально-чувственному, поведенческо-волевому. Потребностно-мотивационный компонент патриотизма формируется при положительной оценке истории Родины, восхищении ее героями; при непосредственном общении со знаменитыми людьми, изучении истории родного края. Эмоционально-чувственный компонент состоит из формирования у детей патриотических чувств, взглядов и убеждений. Теоретические знания о патриотизме должны быть усвоены младшим школьником и переведены им с помощью эмоционального осмысления и переживания в сферу ценностных установок. Усвоенные знания становятся, в итоге, мотивами поведения ребенка. Для успешного усвоения знаний необходимо направить мыслительную деятельность ребенка на создание собственного мнения на ту или иную ситуацию. Поведенческо-волевой компонент представляет собой способность ученика к активному проявлению своей позиции в области патриотизма. В данный компонент входит культура межнациональных отношений. Учитывая данные компоненты, необходимо планировать воспитательную деятельность. Патриотическое воспитание, проявляющееся в передаче теоретических патриотических знаний и убеждений, преобразуется в личности в патриотическое сознание, которое, в свою очередь, является базой для патриотической деятельности. Патриотическое воспитание осуществляется на основе формирования нравственных качеств учащихся. Младший школьник восприимчив к усвоению общественных правил и норм поведения. Именно младший школьный возраст создает предпосылки для формирования гражданственности. Младший школьник начинает познавать социальную сферу общества; учится оценивать общественные ситуации на основе эмоционального отклика. Известно, что учитель является авторитетом для ученика. Воспитательное воздействие учителя формирует ценностную сферу личности ученика, являясь базой дальнейшего нравственного развития личности ребенка. Внимание ученика к нравственной стороне поступка, желание идеализировать поступки, оценивать их с естественной, морально-здоровой позиции, желание получить ответную оценку окружающих, склонность к подражанию, внушаемость, авторитет учителя делают данный период сенситивным для усвоения основ морали, осознанного общественного поведения, воспитания нравственных качеств, ориентации на духовные ценности. Учащийся дает оценку ситуации, событию, исходя из собственного эмоционального отклика. Учитывая данную возрастную специфику, необходимо подбирать правильные способы воздействия, такие, как практические действия патриотической направленности, вовлечение в игровую деятельность на внеклассном мероприятии соответствующей тематики и проч. Младший школьник не способен в полной мере усвоить таких широких понятий, как Родина, Отечество. Любовь к родине проявляется у ребенка в любви к семье – окружению, в котором ребенок живет. Таким образом, формировать чувство патриотизма необходимо, используя доступные в понимании ребенку ситуации, обращенные к его жизненному опыту. Прочувствованное эмоциональное отношение к своему окружению является базой для дальнейшего развития патриотизма. Учитывать эмоциональность ребенка необходимо при проведении воспитательных мероприятий. Ученик должен включиться в рассказ учителя, эмоционально пережить его. Практическая деятельность в процессе воспитания патриотизма должна быть понятна и приятна ребенку. Содержанием патриотического воспитания детей школьного возраста можно выделить следующие моменты: • приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.• знакомство с семьей, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями; • организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости; • в широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.2.Возможности музыкальной деятельности в патриотическом воспитании учащихся Патриотическое воспитание - многофакторный процесс, включающий в себя обучение, воспитание и развитие. В процессе поэтапного воспитательного процесса ученик переходит от примитивных представлений о патриотизме к осознанию и принятию высших идеалов, выработке положительных правил поведения, патриотически-ориентированной практической деятельности. Наука выделяет, и это подтверждается сегодняшней практикой, преобладание в данном возрасте эмоционально-чувственного восприятия действительности, наглядно-образного мышления, живость воображения, эмоциональной отзывчивости, склонности к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения с взрослыми, персонажами художественных произведений. Средства искусства – мощнейшие орудия воздействия на формирующуюся духовную и нравственную сферы личности ребёнка. Музыка занимает особое место в воспитании духовной нравственности учащихся, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию. Музыкальная деятельность в силу ее эмоциональности привлекательна для ребенка. Именно музыка помогает формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной и эстетической культуры ребенка – актуальная задача сегодняшнего дня. Музыкальное воспитание как часть общей системы воспитания учащихся общеобразовательных учреждений преследует высокую цель – воспитать человека - гражданина. Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью подготовки их к предстоящей работе в любых областях жизни. Испокон веков являющееся сокровищницей духовной культуры музыкальное искусство признается одним из глубочайших источников и средств развития ребенка. Основным содержанием музыкальных произведений признаются чувства; музыка обладает специфической способностью воспроизводить внутреннюю структуру эмоций во всей сложности и многообразии оттенков и вторгаться в чувственную сферу ребёнка, стимулируя процессы познания и освоения духовно-нравственных ценностей. До сих пор в музыковедении содержанием музыкальных произведений считалось богатство чувств (настроений, переживаний). Нас же, кроме этого, в музыке интересует ее ценностное содержание. А. Н. Сохор пишет: «Музыка тогда становится мощным орудием воспитания, когда композитор чисто музыкальными или внемузыкальными (ассоциативными) средствами направляет мысль слушателя на определенный объект, превращая тем самым беспредметные настроения в так называемые предметные, или высшие, чувства (любовь, ненависть, гнев, восторг) и целенаправленные волевые устремления (решимость, героизм и т. д.). В этом случае музыка способна не только выразить, но и усилить, развить, активизировать такие нравственные качества, как патриотизм, мужество, стойкость, душевная щедрость, доброта». Музыка как вид искусства имеет существенную особенность в ярко выраженном эмоциональном характере воздействия. Музыка не учит и тем более не поучает, а предлагает модели эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира. Определяющий фактор в музыкальном искусстве – его гуманистическая направленность, присвоение личностью извечных человеческих ценностей – любви, красоты, добра, достоинства, жизнелюбия. Музыка – предмет и источник духовного общения, совершенствования. Огромна ее роль в передаче народных, национальных ценностей и патриотических традиций. И, наконец, весьма важная особенность этого вида искусства – возможность эмоционально воздействовать на человека в самом раннем возрасте, когда воспринять живопись и книгу он еще не может. Музыкально-эстетическое развитие оказалось универсальным средством преодоления социокультурных проблем и противоречий XX века, позволяющим достичь внутреннего духовного равновесия человеческой личности. Воспитательный потенциал музыкального искусства, будучи направленным на личность, обеспечивает формирование еѐ нового типа, которому свойственна художественно-эстетическая активность, в свою очередь стимулирующая его социальную активность. Формирование социально определѐнного типа приобретает всё более углубляющийся общечеловеческий характер. Эта тенденция отражает фундаментальные преобразования в социокультурном развитии общества. Музыкальное воспитание является средством активизации духовного потенциала личности, компенсирующим недостаток его проявления в других областях социальной духовной жизни; это универсальное средство духовного развития человеческой личности, в определённой мере способствующее гармонизации её общественного бытия. Таким образом, ведущими признаками, определяющими духовно-нравственное развитие личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке. Средствами музыки осуществляется патриотическое воспитание учащихся, усвоение ими материала об историческом прошлом нашего народа, о его мужестве в борьбе с иноземными захватчиками. Участие детей в художественно–творческой деятельности способствует формированию патриотизма. У Корляковой С.Г. читаем: «Можно с уверенностью утверждать, что сформировать патриотизм у учащихся невозможно в полной мере без использования богатейшего потенциала, который заключает в себе музыкальное искусство». Воспитание патриотизма осуществляется с помощью знакомства учащихся с одним из символов России – гимна Российской Федерации. Как известно, патриотом можно, в частности, назвать гражданина, знающего и уважающего символы своего государства. Знание текста гимна, автора его слов и музыки – базовое требование к гражданину и основа патриотического воспитания средствами музыкального искусства. Прослушивание музыкальных произведений великих русских композиторов, таких как М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, П.И. Чайковский о подвигах русских героев и Родине позволяет ребенку осознать важность патриотического чувства, его красоту через эмоциональное включение в прослушивание и дальнейший анализ композиции. Слушание музыкальных произведений, имеющих историческое содержание – еще один мощный инструмент патриотического воспитания младших школьников. Воспринимая музыкальные произведения данной тематики, ученики узнают о памятных датах Отечества, великих сражениях и силе духа народа. Прослушиванию должны предшествовать установки на восприятие. В частности, можно попросить детей запомнить образы, которые будут возникать при прослушивании композиции; чувства и эмоции, вызываемые данным произведением. Мысли, чувства и переживания, вызванные музыкальными произведениями, становятся основой нравственно-ценностного и духовно-ценностного отношения к окружающему. В основе любой духовной ценности личности лежит совокупность нравственных ценностей. Существует закономерная связь между духовной ценностью, ее содержательной вариативностью в музыкальных произведениях и совокупностью нравственных качеств. 3. Формирование устойчивого нравственно-патриотического чувства у учащихся на уроках фортепиано в ДШИ. Характер занятий в классе фортепиано, разнообразие учебного репертуара, использование различных методов работы позволяет на практике осуществить такой комплексный подход. Так, например, патриотическое воспитание органично может сочетаться с нравственно-эстетическим, художественным, экологическим воспитанием и др. Пути воспитания патриотизма на уроках фортепиано разнообразны. Это ивыбор репертуара, и использование интеграции искусств. Одно из ведущих значений в музыкальном обучении имеет репертуар. Какизвестно в музыкальной школе изучаются произведения разных жанров, стилей, национальностей. Большое место занимают программные произведения, наиболее доступные и понятные детям, связанные с природой, танцами и т.д.Патриотическое воспитание на уроках фортепиано может осуществляетсячерез: постижение основных пластов мирового музыкального искусства:фольклора, и духовной музыки, произведений композиторов-классиков; введение ребенка в мир музыки посредством интонаций, образоврусской музыкальной культуры «от родного порога»; знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями иобычаями; знакомство с историей Отечества, символикой, историческимнаследием; изучение основных жанров фольклорных сочинений; К музыкальным произведениям, способствующим формированию чувствапатриотизма можно отнести следующие:- произведения, посвящённые родине, родному краю, героическим образам;- произведения, связанные с образами природы родного края, птиц иживотных, живущих в нём;- пьесы, посвящённые национальным традициям – народным праздникам итанцам и др. Учитывая региональный компонент, воспитание чувства патриотизма уучащихся на уроках фортепиано целесообразно осуществлять с помощьюмузыкальных произведений композиторов данного региона. Для достижениябольшей эффективности в воспитании патриотизма целесообразно использовать на уроках фортепиано произведения видов искусств - живописи, поэзии, литературы. Благодаря этому происходит всестороннее воздействие на развитие учащихся. Важную роль в этом процессе играют образные ассоциации, позволяющие объединять эти искусства. Понятие патриотизма сложное и связано с мыслями и чувствами. Оченьважно поведение преподавателя на уроке, как он говорит, о чем он говорит, его отношение к тому, что он делает и о чем он говорит. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых. Дети любят подражать взрослым. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием педагогов. Большую помощь в воспитательной работе оказывает устное народное творчество – пословицы и поговорки, загадки, песни, былины, которые знакомят детей со славными подвигами богатырей святорусских – защитников земли русской. Такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству»,«трудовой подвиг» и т.д. прививаем на конкретных фактах из жизни взрослых – участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Подводим детей к тому, что мы победим в В.О. войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Поэтому важно, чтобы преподаватель смог так объяснить учащемуся, чтобы тот в свою очередь смог понять, как данный конкретный образ в музыке связан именно с ним, с его родиной, и смог эмоционально его прочувствовать. В этом могут помочь различные методические приёмы, среди которых можно выделить некоторые основные:- вербальные (словесные) методы – пояснения, применение образныхассоциаций, метафор и поэтических сравнений;- художественные - использование на уроке взаимодействия разных видовискусств;- современные аудиовизуальные средства. Рассмотрим кратко на нескольких музыкальных примерах возможностипрактической реализации этого принципа с применением некоторых изперечисленных приёмов. Тема народной музыки затронута творчеством русских композиторов, итесно сплетена со сказочными персонажами. Д.Б. Кабалевский сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека». Русская народная песня — сокровищница песенного творчества, «образецправды и красоты», бесценное достояние русского народа, являющегосяпредставителем России, а значит выразителем её интересов, истории и культуры. Русская народная песня — это исповедь славянского народа о России, ееВеликом прошлом, настоящем и будущем. Народными напевами питалась и русская музыкальная классика. На творчество русских композиторов народные лирические песни оказали сильное влияние. Композиторы широко пользовались лирическими мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их. Нередко, мелодия, рождённая фантазией композитора, напоминала народную. «Создаёт музыку народ, а мы, художники, её только аранжируем (перекладываем музыку, украшаем)», - сказал когда-то М.И. Глинка. Музыкальное наследие русского композитора П.И. Чайковского основано на русской народной песенности, так в финале 1-й и 4-й симфоний Чайковского звучат русские песни «Цвели цветики» и «Во поле береза стола».лучшим произведениям М.И. Глинки и П. И. Чайковского относятсяпроизведения, написанными на фольклорной основе - «Камаринская». Особое место занимает русская песня в творчестве русского композитора Н. А. Римский–Корсаков. В своих симфонических произведениях и операх,композитор использует мелодии разного характера: Это белочка, в опере«Сказка о царе Салтане», используется мелодия русской народной мелодии «Во Саду ли, в огороде». В опере «Золотой петушок» звучит тема царя и шествие войска на войну. В замечательном 3-м концерте для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова фортепиано, как солист, просто и тихо запевает свою мелодию, которую затем, как хор, подхватывает оркестр. «Я хотел, - писал Рахманинов, - спеть мелодию на фортепиано, как поют её певцы». Детские музыкальные альбомы русских композиторов: К. Лядов «Сказочные картинки», посвящённые сказочным персонажам: «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора» и др.; цикл фортепианных пьес М. Мусоргского «Картинки с выставки» — в котором композитор изобразил яркие сатирические образы, театральность; П. Чайковский«Детский альбом», произведения до сих пор так любимы детьми и взрослыми.Хочется упомянуть и о современных композиторах, чья музыка, интересна нетолько своей молодикой, но и ритмикой. Циклы фортепианных пьес: С. Баневич «Снежная королева», «Русалочка»; В. Фадеев: «Нам не тесно и не скучно»,«Веселая карусель», «Брат и сестра»; Ж. Металлиди: «Дом с колокольчиком»,«Лесная сказка», «Самый лучший день», «Золотое кольцо России»,«Воспоминания о Севере», «Эрмитажные зарисовки», «Музыкальные портреты литературных героев». Каким патриотизмом и любовью пронизаны произведения современных композиторов.На примерах произведений, посвящённых образам родной природы, важновоспитывать у детей любовь и бережное отношение к ней. Примерами могутбыть: цикл фортепианных пьес Д. Кабалевского - «По лесам и горам», «Укостра» «На реке»; цикл произведений П. Чайковского «Времена года».Для наглядности можно использовать картины и фотографии природы родного края, подчёркивая её красоту и многообразие. В народной музыке, образы животных и птиц и явления природы, нередко носят символичный характер. Например, ласточка является символом семьи и семейного благополучия, образ реки символизирует течение жизни. Многие музыкальные произведения посвящены цветам, где они символизируют какое-либо чувство или сравниваются с красотой девушки, а соловей – это небольшая птичка, известная своим мелодичным пением. В пьесе под названием «Соловушка» с одной стороны передано доброе и нежное отношение к этой птице, с другой, через её образ выражена глубокая печаль, вызванная расставанием с родным краем. Применение при изучении пьесы фотографий с изображением соловья, поэтического текста, вокального произведения в записи, или прослушивания пение самой птицы, поможет ученикам лучше понять содержание пьесы, почувствовать её характер. В целях воспитания интереса к истории своей страны, наряду с обязательной программой, необходимо включать в репертуар переложения для фортепиано песен военных лет. Эти произведения можно активно использовать в классах музицирования, фортепианного ансамбля. Связь с поэтическим текстом или рассказами, литературными и мемориальными воспоминаниями, будет способствовать лучшему пониманию учениками содержания произведений. Патриотическое воспитание на уроках фортепиано несет в себе важныепредпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемойчасти духовной культуры школьников, что является общей целью массовогомузыкального образования. Таким образом, мы видим, что занятия в классе фортепиано позволяют осуществлять широкий спектр воспитательного воздействия, в том числе и патриотического воспитания. Но для этого необходим тщательный подбор музыкальных произведений в системе интеграции искусств и использования разнообразных методических приёмов. В заключение хочется подчеркнуть, что патриотическое воспитание –вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоспитании. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Произошла потеря общественного идеала. Средства массовой информации распространяют тотальную пошлость, антиколлективизм, антипатриотизм, вседозволенность, культ силы и жестокости, отказ от ценностей образования, познания, отечественной культуры. Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощьюкаких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувствопатриотизма. Единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину (то место, где он родился, живет, учится).Поскольку музыка – это самое эмоциональное искусство, то и в патриотическом воспитании необходимо добиваться не только понимания музыкальных образов, но и яркого эмоционального отклика учащихся ипобуждения сделать что-нибудь хорошее для близких, родных и простонезнакомых тебе людям.3.Список литературыАпраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе, Москва. Просвещение 1999.130.С.Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис-пресс, 2002 Адаменко С.Н. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005. - № 4. - С. 23. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации /Под ред. Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – М., 2006, С. 192.Белобородова В.К. Музыкальное восприятие к теории вопроса: Музыкальное восприятие школьников. М.: 2000.-237.с.Верисокин, Ю. "День Победы" [Текст] : литератур.-музык. композиция / Ю. Верисокин // Воспитание школьников. – 2001. – № 3. – С.57-63Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // Народное образование – 2005. - №6. – С. 59.Голунов С.В. Патриотическое воспитание в Росси: за и против [Текст] / С.В. Голунов // Вопросы образования / гл. ред. Я.Е.Кузьминов. – М., 2012. – с. 258-272.Горная, Т. И. Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников средствами народной музыки [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. И. Горная ; Башкир.гос. пед. ун-т. – Уфа, 2004. - 22 с.Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993. – 360 с.Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе:Москва, 2000г.с. 320.Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. Елизарова Е.Г. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста. Москва, 2013 г.Куберский И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта. Санкт – Петербург, 1997- 576.с.Кленов А.С. Я познаю мир: Детская энциклопедия. М.: 1999г с.864.Климина Н. И., С. П. Афанасьева, Н. А. Чурилова, В. И. Ковалѐва «Героико-патриотическое воспитание молодѐжи. Опыт. Методика. Современность»//Журнал «Народное творчество Новосибирской области», 2009 г. - №1.Корлякова, С. Г. Патриотическое воспитание детей и молодежи средствами музыкального искусства [Электронный ресурс] / С. Г. Корлякова // Наука и современность. – 2012. – № 18. – С. 74-78. Кормишенкова, Е. М. Патриотическое воспитание учащихся образовательного учреждения средствами музыки [Электронный ресурс] / Е. М. Кормишенкова // Альманах современной науки и образования. – 2009. – № 10-1. – С. 72-73. – Режим доступа : . Криворученко В.К. Патриотизм [Текст] / В.К. Криворученко // Знание. Понимание. Умение / гл. ред. В.Е. Сактоев. – М., 2008. – с. 249 – 251.Куберский И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта. Санкт – Петербург, 1997- 576 с. 66Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М., Юрайт, 2001 – 607 с. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы. – М., 2001, С. 280.Мазур, М. А. Эволюция понятий патриотизма и патриотического воспитания [электронный ресурс] // Киберленинка. 2010. URL: (дата обращения: 17.10. 2015).Мазыкина Н.В., Монахов А. Л. Равнение на победу. Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. - М.: Изд-во ЦГЛ, 2004. Матушкин С.Е. «Воспитание патриотизма как педагогическая проблема»//Вестник ОГУ №11 (130)/ноябрь 2011. Метлик И.В. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебновоспитательном процессе / Ж. «Воспитание школьников», № 2 - 2012.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль. Академия развития: 2003.-260.с. Мусина В.Е. «Патриотическое воспитание школьников». Учебнометодическое пособие, 2013 г. 34. Педагогическая энциклопедия. Т. 3. М.: Изд-во "Советская энциклопедия". М.; 1996. — 879 с. Проект Федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации» от 5 марта 2012 года. Ружа В.А. Социокультурный подход как методологическая основа социологической интерпретации понятия патриотизм [Электронный ресурс] / В.А. Ружа // Современные исследования социальных проблем, 2012. Сохор А.Н, Социология и музыкальная культура [Текст] / А.Н.Сохор. – М.: Советский Список электоронно - образовательных ресурсов.