РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Ланцова Ирина Александровна

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.Сенсорное развитие ребенка младшего школьного возраста — это формирование его представлений о внешних свойствах предметов, таких как форма, цвет, величина, положение в пространстве, запах, вкус, а также развитие у дошкольника восприятия. Сенсорное развитие необходимо как для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, так и для многих видов трудовой деятельности, потому что оно формирует основу общего умственного развития ребенка дошкольного возраста и имеет самостоятельное значение. Дидактические игры являются самым эффективным средством сенсорного развития школьников, так как они направлены на развитие способностей различать форму, цвет, размер и другое. Такие игры представляют собой игровое обучение, которое основано на стремлении ребенка входить в воображаемое положение, действовать по мотивам, предлагаемой игровой ситуацией. Необходимо планомерно и систематически включать сенсорное развитие во все моменты жизни школьника и в первую очередь в процессы познания окружающих его предметов, их свойств и качеств. Таким образом в педагогической работе с младшими школьниками мы регулярно используем дидактические игры, которые способствуют сенсорному развитию детей. Благодаря игре, как ведущего вида детской деятельности, у ребенка формируются все сенсорные эталон.В виду того, что игра является самым любимым и естественным видом деятельности младших школьников, игровые формы, в частности, дидактические (развивающие) игры приобретают особое значение. Основой нашей работы по данной теме стали: изучение и анализ данной проблемы в литературе, рассмотрение многолетнего опыта работы педагогов-дошкольников, и, конечно же, педагогические наблюдения за познавательной активностью детей в процессе дидактических игр. Обратив пристальное внимание на сенсорное развитие наших воспитанников, определили цель работы в данном направлении: развитие познавательной активности младших школьников средствами дидактических игр по сенсорному развитию. Нами были определены следующие задачи: - пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе; - формировать и совершенствовать у младших школьников сенсорное восприятие, обогащая их чувственный опыт; - повысить компетентность родителей в вопросе развития сенсорных способностей детей. Так как одним из условий, гарантирующих сенсорное развитие младших школьников, является единство влияний со стороны всех участников педагогического процесса, и особая роль при этом отводится родителям, свою педагогическую деятельность в данном аспекте мы начали именно со взаимодействия с ними. С использованием подгрупповых бесед, консультаций, памяток предоставляли родителям наших воспитанников интересный материал, направленный на сенсорное развитие младших школьников. В индивидуальных беседах делали акцент не только на успехах ребенка, но и на то, на что еще необходимо обратить внимание, рекомендовали методы и приёмы, направленные на решение данного вопроса. Особо активные родители приняли участие в пополнении центра сенсорики. Их умелыми руками был изготовлен сенсорный коврик и некоторые дидактические игры.Работа над центром началась с начала учебного года. В соответствии с темами недели, он пополнялся все новыми дидактическими играми по теме «Осень». Осенняя одежда, овощи, деревья, грибы и т.д. Таким образом, в нашей группе появился центр сенсорного развития, состоящий из дидактических игр, изготовленных, в основном нами, и при содействии родителей воспитанников. Тематика игр соответствует сезону и календарному планированию образовательной деятельности. (В дальнейшем, когда дети станут старше, предполагается совместное изготовление игр) Дидактические игры прежде всего являются подходящей формой обучения сенсорным эталонам младших школьников. Поэтому, необходимо вызвать у детей интерес и желание к игровой деятельности, прежде чем ее начать. При планировании игр, упражнений по знакомству детей с цветом, величиной, формой, развитию мелкой моторики пальцев рук - следовали принципу последовательности, учитывающего поэтапное усложнение заданий. В таких играх как «Опавшие листочки», «Собери грибы в корзинку», «Ежик собирает грибы» знакомили детей с контрастными цветами. Для игр «Какой мяч больше», «Большие и маленькие», «Опавшие листочки», «Овощи в огороде», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)», направленных на определение величины предварительно подготавливали игрушки разных размеров: кубики, мячики, коробки, потому как в них используется большое количество предметов. Эти игры способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. Также, в процессе игры у младших дошкольников закрепляются представления о величине предметов. А игры «Волшебная коробочка», «Чудесный мешочек» проводим с целью развития тактильных ощущений. Для того, чтобы ребенок мог с пользой для себя овладеть дидактической игрой, необходимо знакомить его с правилами, которыми мы объясняем ему по ходу игры: например, в игре «Подбери листик по силуэту», знакомим с правилом с одновременным показом. Считаем, что определять методы и приёмы организации дидактической игры, педагог должен согласно целевым ориентирам, а также их индивидуальных особенностей младших школьников. В данной работе можно использовать групповые, подгрупповые и индивидуальные формы организации. Сенсорное развитие младших дошкольников через дидактические игры осуществляется, как в совместной и самостоятельной деятельности, так и в режимных моментах. Ознакомление детей с окружающим миром, особенно с природой предоставляют большие возможности для сенсорного развития. Поэтому использование дидактических игр целесообразно как часть образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи в конструктивно-модельной деятельности. Дидактические игры могут быть совершенно разными, и необязательно для них покупать дорогие игрушки. Заинтересовать ребенка, независимо от того, сколько ему лет, несложно, ведь он сам стремится к исследованию мира, желает вступить с ним во взаимодействие. В процессе игры у детей развиваются и усваиваются все сенсорные эталоны; у них формируются умения сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение, что способствует познанию окружающего мира. Поэтому мы стремимся делать каждый день для своих воспитанников маленьким праздником.