Использование элементов ТРИЗ как метода создания технологических инноваций и средства активизации познавательной деятельности учащихся


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование элементов ТРИЗ как метода создания технологических инноваций и средства активизации познавательной деятельности учащихся
Автор: Соловьева Татьяна Витальевна

Использование элементов ТРИЗ как метода создания технологических инноваций и средства активизации познавательной деятельности учащихсяВыбор этой темы неслучаен. Педагогическая практика показала, что традиционные методы уже не позволяют добиваться желаемых результатов в обучении учащихся. Современный преподаватель должен владеть как минимум тремя языками: своим родным языком, иностранным языком и языком технологий…А чтобы учащиеся учились с интересом, их надо вовлекать в творческие процессы на уроках и во внеурочное время, предоставлять им самостоятельность, помогать раскрывать скрытые возможностиНаучить детей работать творчески, осмысливать задания, исходя из собственного жизненного опыта, искать собственный путь решения проблемы — вот задачи современного учителя. Технология ТРИЗ, которую учитель использует на своих уроках, эффективно работает на развитие креативного мышленияТРИЗ (теория решения изобретательских задач) — это философия решения проблем, основанная на логике, данных и исследованиях, а не на интуиции Внедрение и использование современных образовательных технологий в средней школе становится неотъемлемой частью системы образования. Там, где традиционная методика бессильна, приходят на помощь новые технологии. ТРИЗ (теории решения исследовательских задач) является одной из них.Сегодня в качестве одного из перспективных направлений развития современного образования является создание модели выпускника, обладающего развитыми познавательными потребностями, стремящемуся к саморазвитию и самореализации, умеющего использовать полученные знания на практике и ориентироваться в современном информационном пространстве.К тому же, в нашем динамично развивающемся обществе у каждого человека возникает потребность овладения иностранными языками, в частности, английским, как языком международного общения. И тут учителя часто сталкиваются с проблемой: способности к языкам у всех обучающихся разные. ТРИЗ – решение так называемых «открытых задач», то есть задач, не имеющих единственно правильного решения.Что значит «открытые задачи»? Существуют «закрытые и открытые задачи». Формула закрытой задачи: чёткое условие + утверждённый способ решения + единственно правильный ответ. Шаг влево, шаг вправо от утверждённого способа решения (а значит, и мышления) – снижение оценки. А жизнь требует умения решать задачи другого типа. Это задачи, в которых не всегда понятно условие, нет чёткого стандартного пути решения, зато возможны разные варианты ответа. Такие задачи называются - открытыми[6].ТРИЗ направлены на практическое воспитание творческой, нестандартно мыслящей личности, способной найти выход даже из самой сложной ситуации и справиться со всеми задачами, поставленной перед ней.Элементы ТРИЗ можно применять на любом этапе урока. Данные технологии подойдут для изучения, отработки и закрепления материала при формировании ключевых компетенций на уроках английского языкаКак построить работу, чтобы поддержать познавательный интерес и повысить познавательную активность учащихся Познавательная деятельность - это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Ведущая идея ТРИЗ - Сохраняя основную форму урока, используя приёмы ТРИЗ, придать учебному занятию оригинальность, нестандартность, креативность, повышая этим интерес детей к процессу обучения. Г.С. Альтшуллервтор ТРИЗ говорит - Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления, тем самым активизирует познавательную деятельность учащихся. Преимущества ТРИЗ. 1.Доступность и посильность.2. Использование в любой системе обучения.3. Инструмент для развития системного творческого мышления, фантазии, воображения.4. Использование изученных алгоритмов в последующей работе, в иных жизненных ситуациях. Педагогические задачи: Воспитательные:- развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи;- формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности. Образовательные: - повышение уровня общей образованности учащихся; - формирование положительного отношения детей к учебному процессу;- умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи; - целенаправленное развитие системно-диалектического мышления. Развивающие: - развитие памяти, внимания, логики и интеллекта;- развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления); - развитие пространственного мышления; - развитие речи; - умение анализировать, синтезировать, комбинировать;- развитие творческого воображения. Приёмы методики ТРИЗ. Грамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание учащихся, но и включить детей в активную деятельность с первых минут занятия.Начало урока. «ПОСЛОВИЦА-ПОГОВОРКА»Учитель начинает урок с пословицы или поговорки, относящейся к теме урока.«ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ»Учитель начинает урок с высказывания выдающегося человека, относящегося к теме урока. «ЭПИГРАФ»Учитель начинает урок с эпиграфа к данной теме. Необъявленная тема.Прием, освежающий восприятие и познавательную деятельность. Учитель сообщает, что к началу урока было получено сообщение от инопланетянина. Как он выглядит – это загадка. Если ребята правильно сделают задания на уроке, они получат фоторобот жителя другой планеты и смогут его нарисовать. За каждое выполненное задание они будут получать часть описания инопланетянинаПрием «Фантастическая добавка» Это универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урокарием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду.Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.Пример использования приёма: «Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем название животных, которые там обитают (ogddog, tca - aet , taccat)Методический приём «Составление загадок» Придумывание и отгадывание загадок развивает и воспитывает учащихся, формирует детскую индивидуальность, развивает у них творческое воображение, речь, пополняет словарный запас, знакомит с окружающим миром, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, оживляет урок. Составление загадок никогда не надоедает детям: им нравится раскрывать тайны, загадывать секреты. «Составление загадок»Модель 1. С опорой на сходство по признаку1. Придумать, о чем будет загадка.2. Выделить у этого объекта основные 3-4 свойства.3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством. Добавить слова - связки и получить загадку.Модель 2. С опорой на отличиеПодумать, на какой объект похожа отгадка и чем от него отличается.Модель 3. С опорой на действие Загадки можно составлять на уроках, а также предлагать детям данное задание в качестве домашнего. На уроке такая работа проходит активно, живо, с интересом. Алгоритм составления загадок Выбрать объект.Выбрать от 1 до 3 свойств объекта – видимых, слышимых, осязаемых, вкусовых, постоянных или изменчивых.Каждое выделенное свойство дополнить образом, который возникает по ассоциации.Составить предложение об исходном объекте. Представить себя на месте исходного объекта и описать связанное с этим впечатление.Выделить из пунктов 3 и 4 наиболее яркие, интересные и оригинальные описания, объединить их в небольшой рассказ или стихотворение. Приём « Лови ошибку» Прием , концентрирующий внимание учащихся. Учитель показывает детям картинку по теме и коротенькие текстовые описания. Учащиеся должны смотреть на картинку и корректировать текст. Работа может носить как устный (базовый уровень) так и письменный (продвинутый уровень) характер. Приём «Развивающий канон» Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях. Пример: square – shape = red -? tiger – wild animal = cow - ? potatoes – vegetables = apple - ? Приём «Удивляй!» Направлен на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.Тема: “Наука и современные технологии” , 11 классУчитель: Would you like to taste bluefruit? (Не хотели бы вы попробовать фрукты синего цвета?Предлагается обсудить пользу и вред ГМО-продуктов. Методический приём «Да-нетка» Задача: - задать вопрос, который отсекает половину всех остальных вопросов;- угадать объект, который задуман.Правила: - загадывать можно часть речи, часть слова, лексическое значение слова, цифру, число, литературного героя, название растения, то есть любой объект с любого предмета;- можно отвечать фразами: «Да», «Нет», «Нет информации», «Не имеет значения». Развивает умения выделять различные признаки объектов, осуществлять классификации по различным основаниям;- формирует умение систематизировать уже имеющуюся информацию;- развивает умение слушать и слышать друг друга;- способствует положительному эмоциональному настрою учащихся, захватывает необычностью, яркостью;- активизирует детскую познавательную потребность и активность. Методический приём «Рюкзак»Прием рефлексии изучения учебного материала. Чаще используется на уроках после изучения большого раздела. Ученик должен понять и зафиксировать свои продвижения в учебе. Можно использовать картинку, которая переходит от одного ребёнка к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания и умения по данной теме). Методический приём «Системный лифт»Приём «Системный лифт» предполагает создание уровневого ряда понятий от узких к более широким. Выбранный объект, слово, понятие «катается» в «системном лифте», при этом устанавливаются различные логические связи и формируется системность. Приём используется для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта Методический приём «Создай паспорт» Приём используется для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.Может быть использован для создания характеристик.Тема: “Мир вокруг нас” , 8 классПредлагается заполнить паспорт планеты Земля:Имя –Прописка –Внешний вид –Личные качества –Метод ассоциацийДанный метод позволяет создать новый, оригинальный продукт на основе уже изученного материала Тема: «Дом» Форма работы: группа из 3-4 человекадача: описать дом своей мечты. Даны слова: a garden, a swimming pool, flying beds и т.д. Пример : I have a big house. There are 10 rooms, three swimming pools and a beautiful garden on the roof. There is a flying bed in my room… Методический приём «Расселение»Приём используется при работе с копилками слов, помогает учить детей классифицировать объекты, обобщать материал; развивает умение выполнять операции анализа и синтеза, так как учащиеся не только разделяют объекты на две группы, но и называют признак, по которому они это сделали.Методический приём “Конструктор”Прием анализа-синтеза информации. Учитель дает ребятам словосочетание (к примеру, числительное + прилагательное + существительное и говорит правила конструктора, например: меняем все прилагательные на противоположные, а числительные увеличиваем. Таким образом, из одного и того же словосочетания у ребят получатся разные. Этот прием хорошо систематизирует не только словарный запас по теме, но и учит лучше ориентироваться в понятии «части речи».seven big apples eight small apples Методический приём «Телепередача»Прием, вносящий нотку релаксации и позволяющий школьникам почувствовать себя в роли телеведущих. Ребятам предстоит провести передачу на определенную тему, например «сейчас в мире». Она будет включать рассказ о сезоне, погоде и одежде людей в данный момент на улицах. Каждому телеведущему выдается картинка со своим городом мира, о котором он и будет рассказывать. Такую игру можно организовывать по разным темам Приёмы ТРИЗ помогают пробудить интерес детей к деятельности на учебном занятии, так как дают возможность рассуждать, анализировать, творить, самостоятельно добывать знания. Использование приёмов методики ТРИЗ существенно повышает познавательную активность учащихся в изучении содержания учебного материала, позволяет разнообразить учебную деятельность, помогает вовлечь в процесс познания всех учащихся. На уроках с использованием приёмов ТРИЗ даже самые замкнутые учащиеся с удовольствием включаются в работу. Генрих Альтшуллер всегда говорил, что обучение – это очень сложный и длительный процесс. Абсолютно у каждого ученика и педагога в этом процессе могут быть как успешные периоды, так и периоды затруднений и даже отчаяния, когда кажется, что прогресса не достичь. По словам Альтшуллера, главное, это помнить, что самолет – всегда взлетает против ветра. Это сложно. Но потом он летит, и это оправдывает все усилия. Любая цель должна быть очень маленькой и конкретной, и только тогда она точно осуществима!