"В гости к Ёжику"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "В гости к Ёжику"
Автор: Чайникова Наталья Равильевна

Конспект занятия по ритмике «Осенний лес»Возрастная группа: 4-5 лет (средняя группа)Продолжительность: 20-25 минутИнтеграция образовательных областей по ФГОС: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Цель: Развитие музыкально-ритмических способностей, творческого воображения и эмоциональной отзывчивости средствами ритмики в рамках осенней тематики.Задачи:
  • Образовательные:
  • Упражнять в различных видах ходьбы и бега (на носках, высоко поднимая колени).
  • Закреплять умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки (быстро/медленно, плавно/отрывисто).
  • Учить передавать в движении образы осенней природы (листочки, деревья, зверюшки).
  • Совершенствовать навык ориентировки в пространстве.
  • Развивающие (зона "превышения" ФГОС):
  • Развивать творческую инициативу и способность к импровизации (самостоятельный выбор движений, "оживление" воображаемых объектов).
  • Развивать сенсорное восприятие и исследовательский интерес через "проживание" образов (какой листочек на ощупь? как шуршит листва?).
  • Развивать эмоциональный интеллект: умение распознавать и выражать мимикой и телом разные эмоции (радость, удивление, осторожность, грусть).
  • Стимулировать образное мышление и фантазию.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
  • Формировать навыки взаимодействия в коллективе (выполнение движений в парах, в общем кругу).
  • Воспитывать умение слушать музыку и реагировать на ее окончание.
  • Оборудование и материалы:
  • Музыкальный центр и флешка с подборкой музыки.
  • Осенние атрибуты: разноцветные листья из бумаги или ткани (по 2 на каждого ребенка), большой разноцветный парашют или легкая ткань.
  • Иллюстрации осеннего леса.
  • Воображаемые "лужи" (круги из голубой ткани или обручи).
  • Маска или шапочка для "Ёжика".
  • Ход занятияI. Вводно-организационный этап (2-3 минуты)(Дети входят в зал под спокойную, лирическую музыку, например, П.И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песня»).Педагог: Здравствуйте, мои дорогие друзья! Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие к Ёжику. Где живёт Ёжик?Правильно в лесу! Мы отправляемся в волшебный осенний лес, в гости к Ёжику! Но чтобы попасть туда, нам нужно превратиться в маленьких путешественников. Вы готовы?II. Основная часть (15-17 минут)1. Ритмическая разминка «По лесной тропинке» (3-4 минуты)(Музыка – ритмичная, маршеобразная, например, детские песенки-марши)Педагог: Отправляемся в путь! Тропинка узкая, идем друг за другом.
  • Ходьба друг за другом по кругу.
  • Ходьба на носочках: «Тише-тише, а то спугнем лесных жителей».
  • Ходьба с высоким подниманием колен: «А теперь перешагиваем через большие кочки!»
  • Легкий бег: «На пути полянка, побежим по ней легко!»
  • Ходьба с остановкой: «Вот и пришли!»
  • 2. Общеразвивающие упражнения «С добрым утром, лес!» (4-5 минут)(Музыка – спокойная, но с четким ритмом)Педагог: Мы в лесу! Давайте поздороваемся с его жителями.
  • «Просыпаются деревья»: И.п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Медленно поднять руки через стороны вверх, потянуться – вдох. Опустить – выдох. (4-5 раз).
  • «Веточки качаются на ветру»: И.п. – то же. Наклоны туловища вправо-влево, руки над головой. (По 3-4 раза в каждую сторону).
  • «Ёжик ищет грибочки»: И.п. – стойка на коленях, упор на ладони. Выпрямить и поднять правую ногу назад, голову опустить – «свернуться в клубочек». Вернуться в и.п. То же левой ногой. (По 3 раза).
  • «Весёлый зайчик»: И.п. – основная стойка. Прыжки на двух ногах на месте, с имитацией лапок зайчика у груди. (2 серии по 8-10 прыжков).
  • 3. Основные движения и танцевально-ритмические композиции (6-7 минут)а) Игра-имитация «Осенние листочки» (с листочками в руках)(Музыка – вальс А. Хачатуряна «Танец с саблями» (отрывок) или любая другая летящая, вальсовая)Педагог: Подул легкий ветерок, и с деревьев полетели листочки. Какие они красивые!
  • Кружимся, как листочки (вращение на месте).
  • Плавно показываем, как листочки летят вниз (медленные приседания с подниманием и опусканием рук).
  • Бегаем врассыпную по залу, изображая полет.
  • Музыка замолкает – листочки упали на землю (дети приседают или ложатся на ковер).
  • б) Творческая задача «Ветер и листья» (работа с парашютом/тканью)(Музыка – динамичная, с контрастами: то громко и быстро, то тихо и медленно)Педагог: А теперь давайте сами станем Ветром! Мы возьмем этот большой разноцветный парашют – это наша полянка с листьями.
  • Дети берутся за края парашюта.
  • Тихий ветерок: плавные, медленные движения, легкая рябь.
  • Сильный ветер: резкие, быстрые движения, волны.
  • Вихрь: все идут по кругу в одну сторону.
  • Затишье: парашют медленно опускается на пол.
  • в) Игровая ситуация «Через лужи»(Музыка – игривая, отрывистая)Педагог: После дождика в лесу появились лужи. Нужно перейти через них, чтобы не намочить ножки!
  • Дети по очереди перепрыгивают через воображаемые "лужи" (обручи или круги из ткани): на двух ногах, с места.
  • III. Заключительная часть (3-4 минуты)1. Коммуникативная игра-импровизация «Ёжик в гости к нам пришел»(Музыка – тихая, загадочная)Педагог: Ребята, посмотрите, кто это к нам выбежал? (Входит ребенок в маске ёжика или педагог берет игрушку). Это ёжик! Он хочет с нами поиграть. Давайте встанем в круг.Ёжик (педагог): Здравствуйте, ребята! Я собирал в лесу грибы и яблоки и очень устал. Помогите мне, пожалуйста, сделать зарядку!
  • Дети вместе с «Ёжиком» повторяют 2-3 простых, плавных движения (например, «покатать яблочко», «потереть лапки»).
  • 2. Релаксация «Прощание с лесом»(Музыка – спокойная, релаксационная, звуки природы)Педагог: Наше путешествие подходит к концу. Солнышко садится, в лесу становится тихо. Давайте присядем на полянку, закроем глазки и послушаем звуки осеннего леса.*(Пауза 30-40 секунд, звучит музыка со щебетом птиц, шорохом листьев)*.Педагог: Вы слышите? Шелестят листья, поют свои прощальные песенки птички... Лес прощается с нами до следующего раза. Давайте медленно вдохнем аромат осенней хвои и листвы... и выдохнем. Молодцы!3. Рефлексия (выход из образа)Педагог: Открываем глазки. Мы снова в нашем зале.
  • Вам понравилось в осеннем лесу?
  • Кем вам больше всего понравилось быть: листочком или ветром?
  • Что интересного вы сегодня увидели?
  • Педагог: Вы были сегодня прекрасными путешественниками! На память о лесе каждый возьмет по волшебному листочку. (Дети берут листочки и под спокойную музыку выходят из зала).Образовательные результаты, превышающие ФГОС:
  • Ребенок проявляет инициативу: самостоятельно выбирает, каким листочком быть (кленовым, березовым), как кружиться, как дуть ветру.
  • Ребенок экспериментирует: исследует возможности своего тела и материалов (парашют) для передачи образов.
  • Ребенок выражает эмоции: через пластику показывает радость полета, осторожность при ходьбе, усталость ёжика, умиротворение во время релаксации.
  • Ребенок действует в воображаемой ситуации: полноценно "вживается" в роль, что говорит о высоком уровне развития игры и воображения.