Познавательно-экспериментальная деятельность в детском саду как одно из условий реализации ФГОС ДО
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Познавательно-экспериментальная деятельность в детском саду как одно из условий реализации ФГОС ДО
Автор: Хоботнева Екатерина Николаевна
Познавательно-экспериментальная деятельность в детском саду как одно из условий реализации ФГОС ДО Хоботнева Екатерина Николаевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 1», г. Камызяк, Астраханская область.Аннотация: В статье рассматриваются современные способы организации познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста , используя занимательные опыты и эксперименты. Ключевые слова: экспериментирование, познавательная деятельность, опыты, «Детское экспериментирование претендует на рольведущей деятельности в период дошкольногоразвития ребенка».Академик Подъяков Н.Н.Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе какпознавательного, так и общего психического развития детей дошкольноговозраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем большеновой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет егоразвитие.Известно, что познание мира живой и неживой природы, установлениепричинно-следственных связей происходит успешнее в процессеопытнической деятельности и экспериментирования.Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами,материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности.Пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными,яркими, верными образами окружающего мира, оказывает на негоположительное влияние.Для удовлетворения своих познавательных потребностей у детей естьразличные с п о с о б ы п о з н а н и я: Действия и собственный практический опыт; Объяснения, рассказы, наблюдения и др; Знакомство с различными источниками информации: книги,телевидение, компьютер и др.Для реализации у ребенка способностей к экспериментированию надо создатьусловия, и тогда он сохранит первые впечатления. Следует учесть наличиеспециального оборудования. Ни в коем случае не использовать столовыепредметы (ложки, чашки и др.) надо показать, что исследование – это научныйподход изучения того или иного предмета. Поэтому, чтобы получить точныйрезультат. Надо работать строго со специальным оборудованием (пробки,колбы, микроскопы, держатели, спиртовки и др.)Исследования можно проводить в играх с природным и предметнымматериалом, например:- «Строительство дома»- дети на машинах грузят и возят: песок, камни,доски, укрепляют их между собой, узнают их свойства и качества и т.д.;- «Строительство моста» - выбирают подходящий материал, для того,чтобы он был прочным, мог выдержать любые перегрузки;- «Оденемся на прогулку» - дети выполняют практическую работу, узнаютсвойство тканей, последовательность одевания;- «Искупаем куклу» - знакомятся со свойствами воды, мыла, действиемводных процедур на организм человека и др.;- «Из чего можно построить дом» - ребенок вспоминает видыстроительного материала, подбирает сопутствующие материалы,представляет, как его будет строить, воспроизводит в мыслях его общийвид;- «Как перебраться через реку?»;- «На что похоже?»;- «Как сварить пшенную кашу?» и т.д.Чувствительные:- «Что можно делать с теплой водой?» - ребенок трогает руками воду,передает свои ощущения: хочет купаться, мыть посуду, стирать белье, игратьс игрушками и т.д.;- «Колючий коврик» - дети ходят босиком, убеждаются, что это приятнаяпроцедура, исследуют, на какие участки кожи воздействуют колючки и др.Интересны эксперименты с животными: морской свинкой, улитками,рыбками, ежиком. Дети убеждаются в том, что животные способныреагировать на доброту, тепло, свет, корм; дети учатся быть заботливыми ивнимательными.Используя в эксперименте растения, дети с удивлением узнают, что это тожеживые объекты, и по-другому начинают относиться к ним в окружающейсреде.Увлекательно проходят исследования по изучению и ознакомлению сразнообразными механизмами, часами: настенными, водяными, солнечными,песочными, ручными, часами-кулонами, электронными; пружинами,магнитами, конструкторами, ключами, замками и др.Для проведения полноценного исследования мало иметь определенноеоборудование, важно, чтоб воспитатель обладал знаниями в области биологии,химии, физики, ботаники, природоведении, мог грамотно, с научной точкизрения, объяснить детям результат исследования.Целесообразно подводить итоги эксперимента в игровой, интересной форме,обязательно поощрять детей за их старание, внимание, наблюдательность.Успех проведения исследований зависит от совместного желания ребенка ивоспитателя.Задача педагога: научить ребенка соблюдать мерыпредосторожности- безопасности при самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты. Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы. Выполняют простейшие поручения. Произносят фразу: «Я хочу сделать …..»Работа с воспитанниками данной возрастной группы направлена на созданиеусловий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления сявлениями и объектами окружающего мира.Средняя группа от 4 до 5 лет. Действия детей более целенаправленные и обдуманные. Визуальный контроль взрослых необходим в целях безопасности ипоощрениявоспитанников. Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельныхявлений. Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарныефиксирования.Старшая группа от 5 до 6 лет. Даются задания по прогнозированию результатов. Опыты проводятся поэтапно. Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы. Вводятся длительные эксперименты. Воспитанники хорошо запоминают правила безопасности, но из -занесформированности произвольного внимания могут их забыть.Подготовительная группа от 6 до 7 лет. Проведение экспериментов – норма жизни. Проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезу, проверяют ихистину, умеют от нее отказаться. Воспитанники проявляют инициативу. Могу делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений. Самостоятельно убирают оборудование после проведенных опытов.Работа с родителями Родительское собрание «Исследовательская деятельность и детскоеэкспериментирование, что это такое?» Анкетирование родителей «Чем занять ребенка дома?» Консультация для родителей: «Как научить ребенка исследованию?» Рекомендации для родителей «Экспериментируем дома с водой» Консультация на тему: «Развиваем познавательные способности,внимание и мышление дошкольников – учим ребенка бытьлюбознательным» Фотовыставка «Экспериментируем с водой дома» Изготовление совместных поделок, детей и родителей из бросовогоматериала и бумаги на тему «Фантазируем и экспериментируем вместе»,«Природа и фантазия».«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила.» А .Энштейн«Творчество - разновидность поисковой активности» В.С.Ротенберг Литература:1. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты длядошкольников». М. ТЦ «Сфера», 2010г.2. М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова «Деятельность дошкольников вдетской экспериментальной лаборатории» – Изд. «Учитель» 2015г.;3. Воронкевич О. А. «Дневник занимательных экспериментов для детей6- 7 лет». – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС»,2014.4. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе». Методическиерекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2015.5. Попова О. В. Рабочая тетрадь по опытно –экспериментальной деятельности (подготовительная к школе группа):учебно – методическое пособие для педагогов ДОО. – СПб: ООО«Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015.6. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельностьдетей среднего и старшего дошкольного возраста »; СПБ Детство Пресс2015г.