"С географией мы дружим!" (внеурочное мероприятие)
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "С географией мы дружим!" (внеурочное мероприятие)
Автор: Негурица Ирина Анатольевна
Негурица И.А., учитель географии. Разработка внеклассного мероприятия.Познавательное путешествие «С географией мы дружим!»Внеклассное мероприятие по географии для учащихся 6 -7 классов.Цель: развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся на основе формирования познавательной активности к предмету «География».Задачи:- совершенствовать практические навыки по предмету;- расширить кругозор на основе привития навыков самостоятельной работы с дополнительными источниками информации по предмету;- развивать инициативу, логическое мышление, сообразительность, память, связную речь;- воспитывать потребность познания нового, культуру общения, умение работать в группе.Оформление:1) девиз: «И в час досуга можно расти, если разумно и с пользой его провести»2) высказывания: Познания и странствия неотделимы друг от друга К.Г. Паустовский (советский и российский писатель) География – мост между природой и обществом Н.Н. Баранский (советский географ)- интерактивный экран с цифрами;- схемы топографических знаков;- портреты известных путешественников;- задания командам; - лист оценивания.План мероприятия.1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.2. Инструктаж учителя по проведению мероприятия (работа жюри, игра команд, игра с болельщиками).3. Проведение мероприятия.4. Подведение итогов.5. Награждение победителей.6. Фото на память.Организационный момент. Звучит спокойная мелодия. Вступительное слово учителя. Ребята, попробуйте ответить на вопросы «Нужна ли нам география? Сталкиваемся ли мы с ней в жизни?». Иногда мы слышим и отрицательный ответ. А ведь роль географии в жизни человека сложно переоценить. Мы с ней сталкиваемся везде, т.к. она связана с реальной жизнью каждого. Это природа, труд, хозяйственная деятельность, отдых, просмотр новостей, чтение книг и др. Какой же вывод можно сделать? Правильно, можно сказать, что география - это неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Лучше, чем русский В. Г. Белинский и не скажешь: «География — та арена, на которой проходит человеческая жизнь» Сегодня мы отправляемся в познавательное путешествие, чтобы еще раз убедиться в значении географии. Предлагаю участие двух команд по 5 человек от класса. Итак, мы начинаем...Представление каждой команды. Команды готовят заранее эмблему и название команды, девиз. В приветствии озвучивают готовность отправиться в круиз.Слова учителя:Но что ж, друзья! Вперед! Вас парус зовет!Синие-синие здесь океаны, всюду - повсюду разные страны,Где-то озера, реки, границы, можно увидеть также столицы.Синеют полушария, плывём по ним легко:Америка и Африка совсем недалеко!По карте в путь отправиться затеян круиз наш. Вам, думаю, понравится сегодня здесь у нас! Покажете находчивость, уменье и веселье!Желаем всем удачи в круизном приключении!Инструктаж мероприятия. Учитель: На экране - игровое поле Конверты с заданиями для команд1. Море Приборов 2. Море СообразительностиМоре СловМоре ВниманияМоре ОшибокМоре СокровищМоре Капитанов Море Географическое Море ШуточноеЛист оценивания для жюриКто из команды первым ответит на вопрос: Осадки для лыжника – это…(снег), тот первым тянет из шкатулки номер с цифрой, чтоб начать игру. В игре участвуют также группа болельщиков и жюри (учителя, старшеклассники и родители).Учитель: Желаем удачи и дружными быть! И всем командам к финишу доплыть!1. Море Приборов. Задание: отгадайте, о каких приборах идет речь. Первой команде: 1. Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу. Со мной пойдёшь – дорогу обратно легко найдёшь … (компас).2. Есть специальная труба, в ней Вселенная видна, видят звезд калейдоскоп астрономы в … (телескоп). Ведро для измерения количества осадков … (осадкомер). 4. Две сестры качаются, правды добиваются, а как добиваются, сразу останавливаются …(весы).Второй команде:1.На стене весит тарелка, на тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперед нам погоду узнает» … (барометр). 2. Клюв на севере, на юге... Петушок на спице... (флюгер).3. В стужу и зной за окном я вишу, всё о погоде тебе расскажу: дома сидеть, или выйти гулять, тебе я могу подсказать … (термометр).4. Ног нет, а ходят, рта нет, а скажут: когда пора спать, а когда пора вставать… (часы).2. Море Сообразительности. Задание: отгадайте шарады, где в ответах географические названия и термины. Первой команде: 1. Слог первый – морское названье востока,Второй же – в земле вырывают глубоко,А целое можно узнать без труда:Его окружает сплошная вода. (Ост-ров)2.Я замерзаю в холоде полярном,Хоть и лежу с запасами тепла.Мой первый слог - название собакиИль столб, как острая игла;Второй мой слог - одна из форм рельефа,Но на немецком языке, А целое - найдете вы на карте в далеком уголке. (Шпиц-берген)3.Я - сибирская река,Широка и глубока.Букву «е» на «у» смени –Стану спутником земли. (Лена - Луна)4. Первое - летучая вода,В бане русской встретите всегда.А второе - есть машины маркаИз российского, ребята, автопарка.Все же вместе – европейская столица,Этот город модницам всем снится. (Пар-иж)5.Часть первая – мост,Но без буквы конечной.Вторая – звучитНа болоте беспечно.А целое – местность,Любимая пламенно,Которую людиЗовут Белокаменной. (Мос-ква)6.Первый слог - местоимение,Второй - весенний месяц яркий,В конце частица для смягчения,А в целом - остров очень жаркий. (Я-май-ка)Второй команде:1.Арифметический я знак,В задачнике меня найдешьВо многих строчках.Лишь «о» ты вставишь, зная как,И я - географическая точка. (Плюс – полюс)2. Взглянув на карту, ты узнаешь, Что я – французская река,Но если буквы переставишь –Укрою я в себе зверька. (Рона-нора)3. Как инструмент меня ты ценишьВ искусной плотничьей руке, Но если «д» на «б» мне сменишь, Во мне утонишь как в реке. (Долото - Болото)4.Вот вам лёгкая шарада:К ноте «н» прибавить надо.Нота больше не поёт,А рекой она течёт. (До - н)5. Мой первый слог — животное морское.За ним охотятся порой.А междометие — второй.Все - государство, но какое? (Кит - ай)6.Мой первый слог – число с нулями,У всех людей – последних два,А вместе – догадайтесь сами:Всем городам она глава. (Сто - лица) Игра с болельщиками (за правильный ответ - небольшой приз). Задание № 1 в приложении. 3. Море Слов. Задание: используя слова, найдите или образуйте географическое название или термин.Первой команде: Какая река России спряталась в этих словах: Родственник жирафа ----- (Окапи).Обувь индейца -------- (Мокасины).Искусство пения ----- (Вокал).Птица с черно-белым нарядом и длинным хвостом ------ (Сорока). (Ока)2.Какая река зарубежной Азии спряталась в этих словах:Надутая домашняя птица ----- (Индюк).Коренной американец ------ (Индеец).Очень умный ребенок --------- (Вундеркинд).Орех с горчинкой ------- (Миндаль). (Инд)3.Сделайте из лужи нору. Второй команде:1. Какая река Африки спряталась в этих словах: Пряность для теста и мороженого ------ (Ваниль). Пропавшие овощи и фрукты ----- (Гниль). Место для хранения овощей --------- (Хранилище).Жидкость для клякс ------- (Чернила). (Нил) 2.Какая река Франции спряталась в этих словах;Головной убор королей ------ (Корона).Птица, потерявшая сыр ------ (Ворона).Город Ромео и Джульетты ------ (Верона).Орудие для рыхления почвы ------ (Борона). (Рона).3.Сделайте из луга лесИгра с болельщиками (за правильный ответ - небольшой приз). Задание № 2 в приложении. 4. Море Внимания. Задание: исправьте на правильные предложенные высказывания. Первой команде:1. Солнце за день устаёт, На ночь спать оно идёт На полянку, за лесок, Ровно-ровно на восток. (Не на восток, а на запад.) 2. Знать, ребята, вам пора, Что Байкал у нас - гора. (Не гора, а озеро.) 3. Знает каждый капитан: Волга - это океан. (Не океан, а река.) 4. Солнце и небо багряного цвета. Ночь начинается после рассвета. (Не после рассвета, а после заката.) 5. Слышу подсказку Вити-дружка, Что Джомолунгма - большая река. (Не река, а гора.) Второй команде: 1.Высокие сосны слева и справа,Семья их лесная зовётся дубрава. (Не дубрава, а бор.)2.Белые медведи ходят-бродят по лесу,А их братья бурые - по Северному полюсу. (Поменять медведей местами.)3.На пруду есть развлечение:На спине плыть по течению. (Не на пруду, а на реке, ведь течение только там.)4.Есть отличная примета:Выпал снег - встречайте лето. (Не лето, зиму.)5.Листопаду дали старт -Наступил ведь месяц март. (Не март, а сентябрь.)5. Море Ошибок. Задание: в предложенном тексте найдите ошибки, объясните свой выбор. Первой команде:Рассказ моряка. Мы приближались к Антарктиде, воздух становился влажным и теплым. Небо было чистым, но громадная волна – цунами мешала плыть, то поднимая, то опуская наше судно. Ночью в пути помогала ориентироваться яркая Полярная звезда. Увидев остров, мы решили высадиться, но нам помешали белые медведи, которые дружно выбежали из березовой рощи.(Вблизи Антарктиды воздух будет сухим и холодным; цунами все сметает на своем пути, поэтому плыть невозможно, всех накроет огромной волной; Полярную звезду, которая показывает на север, в Южном полушарии не видно; белые медведи живут близи Северного полюса, а не Южного; вблизи Антарктиды из-за сурового климата не может быть никаких деревьев).Второй команде:Рассказ охотникаЭто было в пустыне Сахара, мы шли по черноземной почве. Вдруг перед нами обнаружились следы тигра. Три дня мы гонялись за животным, даже верблюды пали и не выдержали жажды и жары. Стараясь не падать духом, обжигая ноги о раскаленный песок, мы увидели лес. К нашему счастью пошел сильный продолжительный дождь, жара снизилась, стало легче дышать.(В пустыне не бывает черноземной почвы; тигры в пустыне не водятся; верблюды приспособлены к зоне пустынь и выносят жару и нехватку воды; в пустыне не растут леса; дождей в пустыне не бывает, причем сильных и продолжительных).Игра с болельщиками (за правильный ответ - небольшой приз). Задание № 3 в приложении. 6. Море Сокровищ. Задание: соберите карту, найдите условное обозначение клада и определите его географические координаты. Учитывается, кто быстрее соберет карту и точнее определит координаты. (Физическая карта мира наклеена на картон, а затем разрезана на кусочки, где на одном из островов любого моря указан знак «красный крест» - место клада). Игра с болельщиками (за правильный ответ - небольшой приз). Задание № 4 в приложении. 7. Море Капитанов. Капитану первой команды:Нота в море …(соль)Пожар на небе …(зарево)Ковер на болоте или озере …(ряска)Газон, придуманный природой …(луг)«Дрова» с болота …(торф) Шоссе для катера …(река)«Шагаю с картой» (называя географический термин, связанный с понятием «географическая карта», сделать шаг; капитаны делают по очереди, не повторяясь, за каждый ответ без паузы – 3 балла).Капитану второй команды:Холм из песка…(дюна)Вата в природной коробочке…(хлопок)Палка в глобусе…(ось)Рабочее место Кусто…(океан)Водоем после дождя…(лужа)Птица-плод…(киви) «Шагаю с картой» (называя географический термин, связанный с понятием «географическая карта», сделать шаг; капитаны делают по очереди, не повторяясь, за каждый ответ без паузы – 3 балла).8. Море Географическое. Задание: отгадайте метаграммы, где зашифрованы географические термины и названия. Первой команде:1.С «О» – не груша и не сливаЖелтый цитрусовый плод.С «А» могу я стать заливомЭто вмиг произойдет. (Лимон-лиман)2.С буквой «Я» – это шторм, изверженье,Наводненье, паденье кометы,А без «Я» – то плоды вдохновенья,Что нам дарят любые поэты. (Стихия-стихи)3.С буквой «З» оно блестит,В сейфах банковских лежит, С буквой «Б» - гнилое место,Там земля как будто тесто. (Золото – болото)4. С «У» – она есть у людей, Лапой звать то у зверей.С «Е» – длиннющий водоем,Не стоит водица в нем. (Рука-река)5.С «А» – России река, Но не Волга, не Ока,С мягким знаком – враг труда,Не дружи с ним никогда (Лена-лень)Второй команде:1.Он бредет едва-едваИ кричит: «Устал! И-а!»Букву «С» на «Р» сменил -Город-птицу получил. (Осел -Орел)2.Халат из этой ткани сшили,И получился он на славу.Но будет озеро в Сибири,Коль «Л» припишем к слову справа. (Байка-Байкал)3.Глубока и полноводна, Россия вся гордится мной.А «И» ты спереди прибавишь -То стану птицей я лесной. (Волга-Иволга)4.На дне реки в прохладной тьме, Скрываюсь я века.Но вот ты «Н» прибавил мне,Я - в Африке река. (Ил-Нил)5.Я к углеводам отношусь,Сластенам нужен я всегда.Но я в пустыню превращусь,Едва ко мне прибавишь «А». (Сахар-Сахара)Игра с болельщиками (за правильный ответ - приз). Задание № 5 в приложении. 9. Море Шуточное. Задание: ответьте на шуточные вопросы.Первой команде:1.Зелёный платок уронили в Желтое море. Каким его вытащили из воды? (мокрым)2.Какой мыс самый тонкий и острый? (мыс Игольный)3.Каким озером любуются в театре? (Лебединым озером)4.Как называется остров в океане, в котором не растёт кокос и не ловится крокодил? (остров Невезения)5.Где все животные с сумками бегают? (в Австралии)6. Когда человек бывает рекой? (когда его зовут Нил)Второй команде:1.Какой остров называет себя спортивной одеждой? (Ямайка)2.Какой остров, потеряв букву, становится геометрической фигурой? (Куба)3.Какую цепь нельзя поднять? (Горную цепь)4.Какое государство можно носить на голове? (Панаму)5.Какой город может парить в воздухе? (Орел)6.Какую твердую горную породу заставляют грызть учащихся в школе? (гранит науки)Приложение. Задания для болельщиков. Задание № 1 Топография 1. Определить топографические знаки: а) фруктовый сад, б) заросли кустарников, в) луг, г) овраг, д) железнодорожная станция, е) деревянный мост, ж) смешанный лес, з) вырубка и) болото.Задание № 2 Географический терми- Тёплый, холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной... (дождь).- Метеоритный, транспортный, финансовый, воздушный, людской, дождевой, водный, грязевый, речной... (поток).- Наземный, подводный, спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся... (вулкан).- Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной...(песок).- Живая, мертвая, огненная, жёсткая, мягкая, мутная, прозрачная, проточная, пресная, солёная... (вода).- Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, дождевые, грозовые... (облака).- Звёздный, весёлый, холодный, теплый, сильный, слабый, порывистый, южный, северо-западный... (ветер).- Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, магнитная, длинная, кроткая, сейсмическая, морская, приливно-отливная... (волна).- Тёплая, дружеская, непринуждённая, напряжённая, здоровая, загрязнённая, земная, солнечная... (атмосфера).- Молочная, подземная, бурная, спокойная, широкая, узкая, извилистая, горная, сплавная, судоходная... (река)- Политическое, научное, плавное, быстрое, морское, теплое, холодное, стоковое.. (течение).- Благодатная, подготовленная, плодородная, рыхлая, влажная, песчаная, черноземная... (почва).- Снежная, пыльная, песчаная, разрушительная... (буря).Задание № 3 «Черный ящик». Что в древнем Египте делали из фиников, в древней Руси – из кленового сиропа, сахара, патоки, меда, а в Европе из засахаренных фруктов? (конфеты). Отгадавший получает приз из черного ящика – конфеты. Задание № 4 Викторина 1. Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог (карта).2. Не видать её корней, вершина выше тополей, всё вверх и вверх она идёт, но не растёт (гора).3. Взамен дубов, берёз и липы ты увидишь эвкалипты, в окошко глянешь поутру - по полю скачут кенгуру (Австралия).4. Карты в нём одна к одной сшиты в типографии. Он теперь всегда с тобой - гид по географии (атлас).5. Он и летом и зимой - между небом и землёй, хоть всю жизнь к нему иди - он всё будет впереди (горизонт).6. Ну а в этой части света проживает полпланеты, и, конечно, здесь, без спора, самые большие горы (Азия).7. Все обходят это место: здесь земля как будто тесто, здесь осока, кочки, мхи...Нет опоры для ноги (болото).8. Ветер в море бушевал, превращая волны в вал. Натворил немало дел и куда Нептун смотрел (шторм, буря).9. Не понятно где теперь я? Степи тут зовутся «прерия». Здесь у них пастух любой называется «ковбой» (Америка).10. Уменьшенная модель Земного шара – это … (глобус).11. Условная линия на плане, которая соединяет точки с одинаковой абсолютной высотой? (горизонталь). 12. Азимут измеряется в … (градусах). 13. Широта бывает… (северной и южной). 14. Условная мера, показывающая, во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении на карте или плане - это… (масштаб). 15. Легенда карты – это … (условные знаки). 16. Угол между направлением на север и направлением на предмет, измеряется в градусах по ходу часовой стрелки? (азимут). 17. Долгота бывает… (западной и восточной). 18. Точка, у которой только одна координата - это… (полюс). 19. Как называется линия, до которой нельзя дойти? (горизонт). 20. Самая длинная параллель - это… (экватор).Задание № 5 1. Есть один полярный остров,Он внутри, как самовар.Там из расщелин в скалах острыхСо свистом вылетает пар.И в тот не сунешься поток:Водичка словно кипяток. (Исландия)2.Смотри: они все длинные-предлинные. И словно режут шар земной на дольки апельсинные (меридианы) 3. Почему кенгуру не боятся тигров? (потому что тигры в Австралии не живут)Где ветер дует круглый год только на север? (в Антарктиде)5.Этот город очень странный,Чересчур всегда туманный,Там не видят дальше носа.Корабли трезвонят в склянки,Люди днём идут с огнём,Все живут, как будто в банкеСо сгущённым молоком. (Лондон)6.Мы знаем эту линию то черную, то синюю. На карте эта линия очень нам нужна. Чтоб нам не спутать вдруг, где там север, где там юг (экватор).7.Может ли бурый медведь победить белого? (нет, т.к. они живут в разных полушариях).Литература:1. Агеева И.Д. Весёлая география на уроках и праздниках: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 249 с.2. «Веселая география на уроках и праздниках» И.Д. Агеева, М. – «Сфера», 2004 г. 3. «Вопросы и задачи по географической карте и глобусу» В.А. Жучкевич, Минск – «Высшая школа» 1981 г. 4. «География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям» Н.А. Касаткина, Волгоград – «Учитель», 2003 г. 5. «География. 6 класс. Поурочные планы» И.И. Нагорная, Волгоград – «Учитель», 2007г. 6. «Дидактические материалы по физической географии 6 класс» Н.Н. Ладилова, М.–«Просвещение», 1998 г. 7. «Занимательные вопросы по географии» Н.М. Гробштейн М. – «Просвещение», 1965г. 8. «Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6 – 8 классы» / сост. С. Г. Зубанова. Ю. В. Щербакова. – М.: Глобус, 2009. 9. Зотова А.М. Игры на уроках географии. 6-7 классы: метод.пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2005. - 127 с. 10. Крылова О.В. Интересный урок географии: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2000. - 95 с.11. Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 112 с.12. «По страницам занимательной географии» Г.П. Пивоварова, М. – «Просве-щение» 1999 г. 13. «Тематический и тестовый контроль по начальному курсу географии» О.В. Чичерина, М. – «Сфера», 2000 г.