«Православные традиции как средство духовно-нравственного воспитания в детском саду и дома»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Православные традиции как средство духовно-нравственного воспитания в детском саду и дома»
Автор: Руденко Инна Леонидовна

«Православные традиции как средство духовно-нравственного воспитания в детском саду и дома»«Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». /В.А. Сухомлинский/ Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Все начинается в семье. И отношение ребенка к жизни, к окружающим его людям и к природе берет начало в семье. Недаром говорится: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому; родители пример ему» Формирование положительного образа семьи, дома, отца и матери - одна из главных задач духовно–нравственного воспитания не только семьи и детского сада.С чего начать? Я начала работу по духовно – нравственному воспитанию со знакомства с родителями. В этом мне очень помогли анкеты, индивидуальные беседы с родителями. Очень корректно, ненавязчиво я пыталась выстроить портреты семьи детей посещающих нашу группу. Как правило, анкеты показывают, что:
  • основная часть родителей моих воспитанников считают себя православными людьми, однако, они, нечасто бывают в Храме, а духовное родство с Православной Церковью ощущают, в основном, только через традиции и национальную культуру;
  • что многим родителям просто неизвестно, как именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения;
  • что родители не до конца оценивают значение сенситивного возраста детей для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений;
  • что именно в этом возрасте закладываются главные понятия.
  • И не случайно, ведь практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста показывает, что в работе с семьей необходимо уделять основное внимание. Это предусмотрено и Федеральным законом «Об образовании в РФ» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в ст.44, которого говорится о том, что «…родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами». И хотя по закону они обязаны заложить основы физического, духовно-нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, но выполнить эту работу самостоятельно некоторым молодым родителям не под силу. На помощь приходим мы, педагоги детского сада и помогаем родителям осознать, что:
  • в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками;
  • что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом.
  • Вера – дело сугубо личное и мы как будто не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель моей работы с родителями: познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.Я довольно долго изучала программы по духовно-нравственному воспитанию, созвучные нашей философии, и, в конце концов, на основе программ:
  • «Программа для дошкольного образования. «Социокультурные истоки», Камкин А.В., Кузьмин А.И.
  • «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Н. Князева, М.Д. Маханева.
  • «Зернышки добра» авторская программа воспитателя Кузиной Е.А. Данная программа построена на комплексно-тематическом принципе, в основу которого заложен календарь праздников. Недаром народная мудрость гласит: «Не от еды растет дитя, а от радости». И это действительно так! Ведь праздник – это день, когда душа трудится в радости, в каждом празднике живет свое слово, свои герои, свои памятные даты. В праздник мы радуемся, благодарим, миримся, вспоминаем и поминаем. В празднике собраны тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, трудом взрослых, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
  • Праздники Руси – это целая философия, история русского народа, православного государства, это философия традиций нашей Руси.Праздничный круг - одна из самых эффективных форм духовно-нравственного воспитания в работе с родителями. Совместное участие в праздниках помогает: объединить семью, наполнить ее досуг новым содержанием, находит эмоциональный отклик в сердцах детей и взрослых. Создание условий для проведения праздников, подготовка атрибутов и костюмов, сопровождение праздников выставками совместного детского и взрослого творчества способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.Так что такое традиции? Праздники государственные, исторические, православные – это древнейшая традиция любого народа, а в России это вообще целая философия.Это связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа, ведь традиции вобрали в себя все «разумное, доброе, вечное», что создавалось лучшими людьми России. А православные праздники – это уникальная возможность раскрытия личности ребенка и вовлечение его семьи в совместную деятельность по воспитанию в нем нравственных качеств Годовой праздничный круг (ГПК) – это многовековые традиции русского народа. Я постарались использовать этот опыт и создала свой годовой праздничный круг.Задачи ГПК:
  • Расширять преставления о государственных, народных и православных праздниках.
  • Формировать чувства сопричастности к всенародным торжествам.
  • Знакомить с историей возникновения праздников.
  • Воспитывать бережное отношение к обычаям и праздничным традициям.
  • Формировать нравственные представления о русском характере, выносливости, силе.
  • Доброй традицией в нашем детском саду стало проводить и отмечать православные праздники.Каждый год мы отмечаем Новый год, Рождество Христово. Затем отмечаем Пасху. В этот день наши дома наполняются ароматами вкусных куличей, горящих свечей и вербы. Раскрашиваются красками разноцветные пасхальные яйца. В украшенных комнатах дети и взрослые читают духовную лирику, поют, танцуют, пьют чай. Конечно, мы не обходим стороной и Троицу - праздник Русской березки. Нет дерева сердцу милей. С помощью родителей изготавливаем веночки, украшаем березки: ленточками и лоскутками. И дети водят хороводы, читают стихи, участвуют в конкурсах. А в сердце разгорается искорка любви к Родине, к северной природе. А потом отмечаем «Яблочный Спас». И дети, и родители узнают о народных, православных традициях; пополняют «Копилку народной мудрости»:
  • От одного порченого яблока загнивает целый воз.
  • Яблочко познается по вкусу, цветок – по запаху, а человек – по добрым делам.
  • А наши мамочки и бабушки и воспитатели, могут удивить всех своими кулинарными идеями.И праздник «Покров» продолжает знакомить наших воспитанников с природоведческой народной мудростью «До покрова осень – за Покровом зима идет!», и еще раз говорит о Божьей Матушке – Царице Небесной, под покровом которой живет вся Россия. В этот праздничный день дети придумывают интересные поделки из овощей и фруктов. На посиделках поют песни и частушки. И обязательно обходят группы и детский сад со словами «Покров, Покров, покрой наш дом теплом и добром». Традицией стало в нашем детском саду к каждому празднику оформлять мини-музеи с помощью родителей:
  • «Колокола и колокольчики»
  • «Голубая страна Гжели»
  • «Золотая Хохлома»
  • «Пасхальная корзинка»
  • Назначение мини-музеев - духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей.Это же назначение имеет и организация фотовыставок и семейных газет к праздникам и интересным событиям, а в последнее время и мультимедиа презентации:
  • «Вся Россия рада – у нас Масленица»;
  • «Мой папа в армии служил – мой папа службой дорожил»;
  • «Нет на свете родней, милой мамочки моей»;
  • «Ловись рыбка большая и маленькая»;
  • «У меня живет дружок»;
  • «Праздник светлой Пасхи»;
  • «Я горжусь своей семьей».
  • Совместно с родителями проводим тематические акции:
  • «Покормите птиц зимой» - изготавливаем кормушки для зимующих птиц.
  • «Человек собаке друг» - проводим беседу, воспитываем любовь к бездомным животным.
  • Помощь слабому, проявление радушия, чувство ответственности, взаимной заботы, щедрости и любви всегда было традицией на Руси.Возрождение семейных народных традиций актуальная тема для нашего детского сада. Так много лет у нас проводятся встречи в «Семейной гостиной». Гости в ней - мамы и папы, бабушки и дедушки, и, конечно, дети. Последние встречи проходили по темам:
  • «Отец – хозяин, добрый друг и наставник»
  • «Как мы всей семьей встречаем Рождество»
  • «Идеи интересного выходного дня с семьей»
  • «Фольклор в воспитании детей»
  • «Мой ласковый и нежный друг» - о домашних питомцах
  • В «Семейной гостиной» проходят выставки семейных гербов, родословных, фотографий из семейного альбома, просматриваются маленькие семейные видеозаписи.Встречи в «Семейной гостиной» сразу с 3-мя поколениями решают важнейшие задачи:
  • активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности;
  • проявление чувства доброжелательности к окружающим, сочувствия при огорчении, радости за удачи других, стремление не судить о других детях плохо;
  • возникновение чувства симпатии к людям независимо от их национальности;
  • подводит детей к пониманию духовных и нравственных ценностей.
  • Духовно-нравственное воспитание, в детском саду, не принесет ожидаемой пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, которые оставили наши предки. А та работа, которая ведется в детском саду:
  • повышает компетентность родителей в вопросах семейного духовно-нравственного воспитания;
  • восстанавливает преемственность семейных поколений, дети получат необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях;
  • помогает осуществлять обмен опытом семейного воспитания и традиций разных семей;
  • определяет новые формы партнерского взаимодействия педагогов с родителями.
  • А главный результат, на который и направлена моя работа, - усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным, и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.Семья – любви великой царство. В ней вера, праведность и сила. Семья – опора государства, Страны моей, моей России.