Изобразительно-выразительные средства. Метафора. Подготовка к ОГЭ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Изобразительно-выразительные средства. Метафора. Подготовка к ОГЭ
Автор: Кумпинь Светлана Николаевна
Кумпинь С.Н.,
учитель русского языка и литературы
БОУ г.Омска Гимназия 3139
Изобразительно-выразительные средства
в языке художественной литературы.
Метафора
Учебная цель:повторить и углубить сведения об изобразительно-выразительных средствах (более подробно – о метафоре); отработать навыки распознавания тропов в текстах; закрепить навыки анализа художественного текста с точки зрения использованных в нем изобразительно-выразительных средств.
Развивающая:развитие умения анализировать поэтический текст с точки зрения художественных средств языка.
Воспитательная:воспитывать любовь к поэтическому слову, чувство чуткого отношения к русскому языку, к русской поэзии.
Оборудование: презентация Изобразительно-выразительные средства русского языка, раздаточный материал - приложения
Ход занятия
Слагать хорошие метафоры –
значит подмечать сходство.
Аристотель.
I. Актуализация темы.
Слово учителя (одновременно работа с презентацией, которая сделана для всей темы Тропы)
Писатель с помощью слова рисует картины образы, явления природы, предметы. И под его пером слова приобретают изобразительную силу, передают звучание, смысл, переливы цвета, смены настроения. У этих слов есть особые названия – тропы, изобразительно – выразительные средства языка.
- Вспомните, что такое тропы?
Троп – древнегреческое слово, от тропос, то есть поворот, оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими. Одно из удачных определений тропа появилось ещё в Древнем Риме и принадлежит римскому оратору Марку Фабию Квинтилиану: Троп есть такое изменение собственного значения слова или оборота в другое, при котором получается обогащение значения.
- Какие тропы вы знаете?
К простейшим тропам относятся эпитеты, сравнения. К сложным – метафора, олицетворение, аллегория, художественный символ, метонимия, синекдоха, гипербола, литота.
- Что они делают? Какую роль играют?
- рисуют, изображают, чтобы мы увидели, представили, вообразили;
- выражают отношение, чувства;
- передают мысли и эмоции автора.
Действительно, средства художественной выразительности употребляются для создания художественного образа, для придания особой выразительности, с целью воздействия на читателя.
II. Наблюдение над ролью выразительных средств в тексте.
Вспомните древнегреческий миф об Орфее и Эвридике. Орфей в мрачном царстве Аида. Вокруг него толпятся тени умерших, их стоны подобны шороху листьев, падающих поздней осенью… Подобная чуть слышному вздоху печали, замирает песнь Орфея… Его пение заставляет плакать камни и сдвигаться с места деревья… Это всё – метафоры, яркие образные сравнения. И, хотя мы знаем, что камни не могут плакать, а деревья двигаться, мы верим в происходящее, сочувствуем герою и любуемся красотой его пения.
– Прочитайте отрывок из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.
Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные куполами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуею.
Заполните таблицу:
Образные средства
Пример из текста
Метафора
Бахрома снегов
Эпитет
Черного, полного мглою (ущелья)
Олицетворение
Обнявшись с другой… речкой
Сравнение
Как змея своею чешуею,
серебряной нитью
– Попробуйте мысленно исключить тропы из текста отрывка. Что изменилось? Сделайте вывод.
– Какова роль изобразительно-выразительных средств в художественном тексте? Сегодня мы более подробно рассмотрим такой троп, как метафора.
Ещё Аристотель считал, что слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство.
- Что такое метафора? (перенесение свойств одного предмета на другой для обнаружения, подчёркивания связи явлений называется метафорой, то есть в основе метафоры лежит сходство).
- Какова роль метафоры?
- подчёркивает самый существенный признак;
- создаёт индивидуальный образ;
- производит эмоциональный эффект;
- требует духовного усилия, воображения, работы ума.
Приведите примеры метафор: шёлковые ресницы, золотые руки, железный стих (метафорические эпитеты), блистать эрудицией, утро года, горят щёки.
III. Практическая работа.
Укажите метафоры. Определите, на чём основано метафорическое употребление слов (приложение 2).
1. Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно.(Пушкин)
2. Горит восток зарёю новой. (Пушкин)
3. Приручением животных люди занимались только на заре человеческой культуры. (Пришвин)
4. И опять погрузитьсяВ сонное озеро города — зимнего холода… (А.Блок)
5. Вот плывут ее вьюжные трели,Звезды светлые шлейфом влача,И взлетающий бубен метели,Бубенцами призывно бренча. (А.Блок)
6) Но для меня неразделимы
С тобою — ночь, и мгла реки,
И застывающие дымы,
Ирифмвеселыхогоньки. (А.Блок)
7) Только
жабры рифм
топырит учащенно
у таких, как мы,
на поэтическом песке. (Маяковский)
8) Мой стих дойдетчерез хребты векови через головыпоэтов и правительств. (В.Маяковский)
9)Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жальдушисиреневуюцветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.(С.Есенин)
10) Летят стрекозы и жуки стальные,
Мерцают звезд булавки золотые,
Но никакие звезды не убьют
Морскойводытяжелыйизумруд. (О. Мандельштам)
11) По оврагам, по обрывам,Через пальцы ивнякаЛьётся тихо и пугливоЖелтолистая река. (М. Исаковский)
12) В Трамвай Поэзии, Словно в Собес, Набитый людьми и буквами Я не с передней площадки влез, Я повисел и на буфере..." (Е.Евтушенко)
13) Ни нарочно, ни по ошибке,
Ни в начале и ни в конце.
Незамерзнетручейулыбки.
На весеннем твоем лице! (М.Светлов)
14) Орел на крыше мира, словно кошка,Взъерошен ветром, дующим с Кавказа.Титан казнимый смотрит в оба глазана Зевса зверского. Так выглядит обложкабессонницы. И соки пересказаклубит луны серебряная ложка. ( Ю.Мориц)
15) Желанье той счастливой встречиС тобой иль с кем-нибудь иным,Где жар живой, правдивой речи,А не вранья холодный дым. (А.Твардовский)
б) Продолжи список метафор:
ручка двери, шляпка гвоздя … (носик чайника, спинка стула, дождь идёт, нос корабля).
Что это за метафоры? (привычные, стертые, неинтересные)
- Какую метафору можно считать удачной?
если помогает увидеть предмет;
если создаёт настроение;
если передаёт переживание, заражает им;
если запоминается и удивляет;
если она помогает взглянуть на предмет по - новому.
Продолжение занятия
- Слово – термин метафора буквально переводится как перенос. Когда два предмета или явления похожи, то на одно из них можно перенести имя другого. Степень этой похожести бывает разной. Иногда она очевидна для всех: мы настолько привыкли к выражениям типа носик чайника, железнодорожная ветка, уронить достоинство или играть на нервах, что они уже не воспринимаются как образные. Такие метафоры и называются соответственно: старые и мёртвые.
Но в искусстве мы чаще встречаемся с метафорами индивидуальными, необычными, яркими: поэт замечает сходство там, где его до сих пор никто не видел. Например, Б. Ахмадуллина создала метафору сугробов белолобые телята – и читатель вместе с поэтом удивляется и радуется: как же раньше он не замечал, что мягкие, пушистые, крутолобые сугробы и вправду похожи на ласковых белолобых телят? В этом удивлении, новом взгляде – цель поэзии.
Один и тот же предмет, даже такой простой, как, например, морковь, вызывает у поэтов разные ассоциации: метафора у М. Светлова – указательный палец моркови, а у Н. Матвеевой – в грядку забитый колышек алой моркови. Поэты видят мир особым образом, они сближают самые разные замысловатые понятия. Возьмём, например, лунный свет. На что он может быть похож? Только в поэзии начала ХХ века он уподобляется пелене, савану, шёлку, ткани, серебряным сетям, бледной пряже, золотому неводу и т.д.
Метафору называют ещё свёрнутым сравнением – потому, что в ней опущены типичные для сравнения обороты как, словно, будто, подобно. Полный путь, который проходит слово от сравнения до метафоры, выглядит примерно так.
Снег, похожий на ковры или снег как ковёр (сравнение) ( снег лежит коврами (творительный сравнения) ( ковры снегов (метафора) ( белый ковёр покрыл землю (метафора – загадка).
Аналогично: снежинки как звёздочки – звёздочки снежинок; небо как шатёр – небесный шатёр, шатёр неба.
Сравнение и метафора – родственные явления: в поэзии и в прозе они часто выполняют сходную по цели работу. Иногда термины сравнение и метафора употребляются как синонимы.
Отличительные особенности:
- сравнение двучленно, оно имеет опознавательный сигнал (как, как будто, словно, точно, что);
- метафора отличается разнообразием уподоблений.
Рассмотрим отрывок из хорошо известного вам стихотворения Ф. И. Тютчева:
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
- Назовите метафоры, которые Тютчев использовал в этом отрывке.
-Объясните, как возникли эти метафоры.
В метафоре волшебный сон слово сон употреблено в переносном значении: речь идет о зимнем состоянии леса, похожем на сон.
- Слово цепь тоже употреблено в переносном значении: это снег лежит на деревьях, как будто цепь, но в отличие от железной тяжелой цепи эта цепь легкая, пуховая.
- Почему поэт так причудливо нарисовал зимний лес? Дело в том, что автор сам удивился необычности картины и постарался не только нарисовать её, но и донести своё впечатление до нас. Чтобы и мы вместе с ним удивились, увидев по-новому красоту леса, погружённого в волшебный сон. А ведь умение удивляться – одно из главных свойств человека. Благодаря ему, совершаются открытия.
- В чем отличие метафоры от сравнения? Ведь и в том, и в другом случае перенос значения основан на сходстве.
Дело в том, что в сравнении мы видим оба предмета: и предмет сравнения, и образ сравнения: снег лежит великолепными коврами.
предметобраз
снег, как тающий сахар, лежит.
В метафоре же на предмет сравнения переносится название образа сравнения, сходного с ним, но при этом предмет сравнения не называется.
Серебряные нити сшивают землю и небо. (дождь)
Метафору еще называют скрытым сравнением.
Попробуйте разграничить сравнение и метафору:
У меня в душе ни одного седого волоса.
Как чайка, парус там белеет в вышине.
Ты вел мечи на пир обильный.
Ярким солнцем в саду пламенеет костер.
- Представьте себе морской прибой. Каким вы его видите? У каждого свое представление.
Поэты тоже видят прибой по-своему:
1) … плоские ступени длинных волн…
(Н. Матвеева)
2) … оскаленный гребень прилива…
(Н. Матвеева)
3) … волны накатное бревно…
(А. Вознесенский)
4) … колесо прибоя …
(А. Тарковский)
- Какой признак прибоя каждый из поэтов кладёт в основу своего образа? Поразмышляйте, в чём сходство и в чём различие образов прибоя, созданных разными поэтами.
… плоские ступени длинных волн… - впечатление спокойного моря.
… оскаленный гребень прилива… - впечатление шторма.
Сравнение волны с накатным бревном А. Вознесенского подчёркивает упорство волн, их решимость взять крепость берега. За счёт картинки штурма возникает олицетворение.
В метафоре А. Тарковского – колесо прибоя – главным смыслом будет безостановочность, бесконечность движения волн (сравните метафору колесо жизни).
Как мы убедились, поэты действительно видят один и тот же предмет по – разному и передают своё видение с помощью разных метафор.
Разновидностью метафоры является олицетворение – приём художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями. Это один из постоянных приёмов изображения в сказках, баснях, фантастических произведениях.
Например, у писателя Феликса Кривина предметы не просто оживают, но ещё и имеют свой характер.
Чтение сказок, определение тропов (приложение 3).
Градусник.
Ох, этот градусник,В квартире кто-то
Стеклянный паренёк,Сляжет на денёк –
Отзывчивая,А у него уже
Чуткая натура!Температура.
Шкаф
Он очень содержателенА тот, кому он служит,
И скромен: посмотри –Иной имеет вкус:
Он даже носит платьеОн разодет снаружи,
Не сверху, а внутри.А в середине пуст.
Башмак
Башмак храбрился: Что нам слякоть,
И грязь, и ливень, и пороша!
Но только с неба стало капать,
Он моментально сел в калошу.
- Скажите, какие свойства образной речи лежат в основе этих сказок?
- Олицетворение - разновидность метафоры. Оно может быть выражено прилагательным: зима седая, угрюмые тучи, печальные поляны; глаголами: вьюга злится, метель поёт; иногда глагол сопровождается олицетворяющим наречным эпитетом: река грустит лениво, лес сонно молчит.
Таким образом, олицетворяющим может быть и эпитет: весёлый снег, печальная берёза, красавица весна, волшебница – зима.
Чаще всего одушевляются художественным приёмом олицетворения явления природы. Прочитайте стихотворение А. Фета Уснуло озеро и назовите олицетворения (приложение 4):
Уснуло озеро; безмолвен чёрный лес;
Русалка белая небрежно выплывает;
Как лебедь молодой, луна среди небес
Скользит и свой двойник на влаге созерцает.
Уснули рыбаки у сонных огоньков;
Ветрило бледное не шевельнёт ни складкой;
Порой тяжёлый карп плеснёт у тростников,
Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой.
Как тихо… Каждый звук и шорох слышу я;
Но звуки тишины ночной не прерывают, -
Пускай живая трель ярка у соловья,
Пусть травы на воде русалки колыхают…
- Введите в текст изобразительно-выразительные средства языка так, чтобы картина стала зримой, конкретной (время года), выразительной. Поработайте с черновиком – помощником (приложение 5).
Встреча с … лесом.
Я шагнул на … тропинку и замер от … . Меня обступили … деревья. Рукой я дотронулся до … берёзки. Залюбовался … дубом. Замер рядом с … осинкой и пошептался с ней. Спрятался под … елью, приподняв её … . Деревья как … . У каждого свой характер, его нужно … .
(Встреча с волшебным лесом..
Я шагнул на укутанную сугробами тропинку и замер от восторга. Меня обступили сказочные деревья. Рукой я дотронулся до нежной берёзки. Залюбовался величественным дубом. Замер рядом с дрожащей от холода осинкой и пошептался с ней. Спрятался под пушистой елью, приподняв её мохнатую лапу. Деревья как люди. У каждого свой характер, его нужно понимать и уважать.)