Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка
Автор: Губина Тамара Николаевна

Открытый урок посвящённого 80-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.)Актуальность темыТема Великой Отечественной войны остаётся актуальной для воспитания подрастающего поколения. С каждым годом всё меньше остаётся свидетелей тех событий, поэтому особенно важно сохранить память о подвиге советского народа, передать знания о героическом прошлом молодёжи.2025 год объявлен Годом защитника Отечества — это подчёркивает значимость сохранения исторической памяти и уважения к подвигам предков.Авторская концепция урока, посвящённого 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годовОсновная идеяСоздать у студентов глубокое, многослойное восприятие событий Великой Отечественной войны через синтез исторического знания, эмоционального сопереживания и творческого осмысления. Показать, что память о войне — это не только даты и факты, но и живые человеческие истории, которые формируют нравственный фундамент общества Цель урокаСформировать у учащихся глубокое уважение к историческому прошлому страны, развить патриотические чувства, закрепить знания о Великой Отечественной войне и её героях.. Задачи:Образовательные:формировать умение обобщать и систематизировать знания о Великой Отечественной войне;- развивать навыки критического мышления и работы с информацией;Развивающие:- стимулировать зрительно – поисковую активность, слуховое восприятие, память, логику;- развивать мыслительные процессы детей;Воспитывающие- воспитывать уважение к памяти погибших и ветеранов;- способствовать формированию чувства патриотизма. Оборудование:Презентация о Великой Отечественной войне-звучит на фоне музыки «Священная война»Музыка из песни «Журавли».Карты, фотографии и документы эпохи войны.Книги и статьи о Великой Отечественной войне.  Ход урокаI. Организационный моментВступительное слово учителя: Добрый день, дорогие друзья! сейчас послушаем фрагмент музыки: Звучит песня «Священная война» (1–2 куплета). - О чем мы сегодня на уроке будем говорить?- Какова наша цель?Глубокое уважение к историческому прошлому страны, развить патриотические чувства, закрепить знания о Великой Отечественной войне и её героях.Да наш урок посвящен 80-летию Великой Победы. Указом Президента Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным от 16 января 2025 года №28 2025 год – объявлен Годом защитника Отечества. А сколько было у нас героев защитников Отечества? Не хватит одного урока чтобы вспомнить их поименно, но мы собрались сегодня чтобы вспомнить героев наших дедов и прадедов. Пусть же наш урок будет им данью и искренней благодарностью за их совершенные бесценные подвиги.II. Актуализация знаний читают наизусть стихотворение Ольги Бергольц «Никто не забыт — ничто не забыто»Никто не забыт и ничто не забыто,На все поколенья и все времена.Сединами живших и кровью убитых,Оплачена страшная эта война.Нет радости большей, чем радость Победы,Но горечь утрат отзывается в нас.И пусть не стыдятся почтенные деды,Безудержных слёз, что струятся из глаз...И если б их видели те, кто погибли,Сказали: «Не плачьте, а будьте верныМечтам нашим светлым. Тому, что достигли.И стойкими будьте. Такими, как мы.Мы этой Победой себя утверждали.Свободу несли человечеству мы.А верой в Победу, которую ждали,Ещё до сих пор поражается мир»...Пусть люди запомнят, что было не с ними.Узнают, как вдовы всё верность хранят.И ждут стука в дверь они, вечером синим,Забыв, что любимые сном вечным спят...Никто не забыт и ничто не забыто.Хоть радость Победы до боли грустна.И молимся мы за живых и убитых,Когда к нам в Россию приходит весна. (Играет чуть слышно музыка из песни «Журавли»). Преподаватель: «Никто не забыт, ничто не забыто» является мощным напоминанием о важности памяти, уважения к прошлому и ответственности за будущее. Оно призывает к сохранению исторической памяти и уважению к тем, кто пожертвовал своей жизнью ради блага нашего многонационального государства и за каждую человеческую жизнь в нем. Студенты отвечают на вопросы учителя:- Ребята, что вы знаете о Великой Отечественной войне?" Великая Отечественная война (1941–1945 гг.) — одно из самых трагичных и значимых событий в истории человечества. Она стала частью Второй мировой войны и затронула жизни миллионов людей.- Какие крупнейшие битвы произошли в ходе Великой Отечественной войны? Назовите основные даты22 июня 1941 года — начало войны, нападение войск нацистской Германии на Советский Союз (операция «Барбаросса»).Сентябрь 1941 — январь 1944 года — блокада Ленинграда (872 дня).Июль 1942 — февраль 1943 года — Сталинградская битва.Лето 1943 года — Курская битва.Январь 1945 года — начало Висло-Одерской операции.27 января 1945 года — освобождение концлагеря Освенцим.Апрель 1945 года — начало Берлинской операции.9 мая 1945 года — День Победы, подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии.Ключевые события и фактыДлительность войны — 1418 дней (3 года, 10 месяцев и 18 дней).Масштаб мобилизации: СССР мобилизовал более 34 миллионов человек.Людские потери: более 26 миллионов советских граждан (около 8 миллионов — военные).Разрушения: уничтожено 1 710 городов и 70 000 деревень.Партизанское движение: подпольщики подрывали вражеские коммуникации, устраивали засады, распространяли информацию среди населения.Помощь союзников: программа ленд-лиза (поставки продовольствия, техники, вооружения и медикаментов от США и Великобритании).Роль женщин: от 600 000 до 1 000 000 женщин сражались на фронте; 87 женщин получили звание Героя Советского Союза.Участие животных: более 60 000 собак прошли службу на фронтах; верблюды использовались для транспортировки орудий под Сталинградом; кошки боролись с крысами в блокадном Ленинграде.Подвиги: многочисленные примеры героизма, в т. ч. оборона Брестской крепости, танковый бой экипажа Зиновия Колобанова (уничтожено 22 немецких танка за 30 минут), воздушный таран И. Иванова (22.06.1941), подвиг Матвея Кузьмина (повторил подвиг Ивана Сусанина).Последствия и памятьНюрнбергский процесс (1945–1946 гг.) — осуждение главных нацистских преступников.Реконструкция страны: длилась десятилетиями после войны.Укрепление международного авторитета СССР.Память о войне: монументы, музеи, ежегодные празднования Дня Победы, сохранение исторической правды. - Какие города носят звание города-герои?(Прослушиваются ответы учащихся). III. Изучение нового материалаПреподаватель : Слово предоставляется Егорову Никите .Добрый день! Я расскажу вам о том, почему и как столица нашей Родины город Москва получила звание города-героя.С началом операции «Тайфун» немецкие бомбардировщики стали регулярно проводить массовые налеты на город. Всего за время Битвы за Москву было совершено 122 бомбардировки. Однако до города смог долететь лишь каждый десятый из них, остальные были сбиты советскими лётчиками и зенитчиками или вынуждены были повернуть обратно, не добравшись до цели. 7 ноября на Красной площади прошёл парад в честь годовщины Октябрьской революции, имевший огромное моральное значение. Он воодушевил всех советских людей. Пока советские солдаты на фронте ежедневно совершали подвиг, сдерживая нацистов, отступали, но не допускали прорыва врага, Москва работала как гигантский транспортный узел. С учётом массового героизма советских людей, проявленного при защите столицы, указом от 8 мая 1965 года Москве было присвоено почётное звание города-героя.Слово предоставляется Шарогодскому Костантину - Одной из первых удар противника приняла на себя Брестская крепость. Её оборона на протяжении месяца обеспечивалась силами 3,5 тысяч солдат, почти все из которых погибли. 22 июня в 4 часа 15 минут по московскому времени Брестская крепость подверглась массированному обстрелу, разрушившему значительную часть строений, уничтожившему большое число бойцов гарнизона. Несмотря на то, что крепость фактически не была готова отражать неожиданный удар противника, советские солдаты сорвали план немцев быстрого штурма крепости. Но всё же силам вермахта удалось взять всю крепость в кольцо блокады. У отрезанных от внешнего мира защитников не было надежды на подкрепление сил извне, их положение осложнялось и тем, что бои велись сильную жару, а запасов воды и еды не хватало. Почти все участники обороны Брестской крепости погибли.Слово предоставляется  Кулакову Дмитрию-  Волгоград (Сталинград) один из самых известных и значимых городов, носящих звание города-героя. Летом 1941 года немецко-фашистские войска развернули массированное наступление на южном направлении, стремясь захватить Кавказ, Крым, Придонье, нижнюю Волгу и Кубань – самые плодородные земли СССР. В первую очередь под удар попал город Сталинград, наступление на который было поручено уже в 1942 году 6-й армии под командованием генерал-полковника Паулюса.Советское командование 12 июля сформировало Сталинградский фронт, призванный остановить наступление войск противника на этом направлении. 17 июля 1942 года началось одно из самых великих и масштабных сражений в истории Второй мировой войны – Сталинградская битва. Несмотря на стремление нацистов захватить город как можно быстрее, битва продолжалась 200 долгих дней и ночей и стала одной из самых кровопролитных битв в истории человечества.Преподаватель : (показывает фото - видеоматериалы памятников Волгограда из личного архива) На защиту города были направлены милиционеры, моряки Волжского флота, войска НКВД, курсанты и добровольцы. В народное ополчение записались около 50 тысяч добровольцев из числа горожан.Сейчас в городе –герое Волгограде находится множество памятников, посвященных Великой Отечественной войне. Среди них знаменитый мемориальный комплекс на Мамаевом кургане – возвышенности на правом берегу Волги. Во время битвы за Сталинград здесь шли самые ожесточённые бои. На Мамаевом кургане захоронены примерно 35 тысяч воинов-героев. Для увековечения памяти павших здесь в 1959 году был сооружён мемориал «Героям Сталинградской битвы».(Играет чуть слышно музыка из песни «Журавли»). Милочкина Екатерина  Да, никто не забыт и ничто не забыто! Обязанность каждого из нас помнить о тех, кто страдал или погиб, и уважать их память, передавать ваши знания о страшных днях войны вашим новым поколениям- детям и внукам.В сегодняшнем быстроменяющимся мире очень важно хранить память о тех людях, кто ушёл защищать нашу землю, будь то солдаты, погибшие на войне, или гражданские лица, пострадавшие от конфликтов. Это выражение служит напоминанием о том, что каждый человек имеет свою историю, и его вклад не должен быть забыт.Сегодня мы проводим игру-викторину Я уверена, ребята,  что каждый из вас, так или иначе, соприкасался с темой войны. И сегодня мы узнаем, кто же всё-таки из вас большой знаток этой темы. А тот, кто знает совсем немного, тот поймёт, что необходимо углубить свои знания о войне, т.к. это наша история и мы  обязаны её знать и помнить! Миллионы солдат отдали свои жизни во время ВОВ, за то, чтобы мы с вами сейчас жили мирно и счастливо! А этого забывать нельзя! Викторина  ВОПРОСЫ ИГРЫ-ВИКТОРИНЫ:1. «Памятные даты» (Слайд 2)1.Когда началась Великая Отечественная война?  (22 июня 1941 года в 4 часа утра) (Слайд 3)2.Назовите дату окончания Великой Отечественной войны (9 мая 1945 года) (Слайд 4)3.Назовите даты начала и окончания Второй Мировой войны.(1 сентября 1939года-2 сентября 1945 года) (Слайд 5)4.Назовите даты начала и снятия блокады Ленинграда (8 сентября 1941 года-27 января 1944 года) (Слайд 6)2. «Города – герои» (Слайд 7)1.Какая крепость первой одержала удар фашистских войск. Её оборона длилась 30 дней.  (Брестская крепость – герой)  (Слайд 8)2.Какой город героически сражался в блокадном кольце 872 дня?  (Город-герой Ленинград) (Слайд 9)3. Какому городу-герою посвящены эти поэтические строчки:   Не раз, и не два он в сраженьях пылал,   Но возрождался из пепла,   И городом славы России он стал,   В боях его мужество крепло.  (Город-герой Севастополь) (Слайд 10)4.Именно в битве за этот город весь мир увидел первое в истории поражение фашисткой армии. За свой беспримерный подвиг город награжден высшей наградой государства - орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». (Город-герой Москва) (Слайд 11)3. «Герои Великой Победы» (Слайд 12)1.Назовите имя летчика, который после ампутации обеих ног продолжал летать и сбил 7 вражеских самолетов.  (Алексей Петрович Маресьев(Слайд 13)2.Пионер-герой, участвовавший в 27 боевых операциях, устранивший 87 немецких офицеров и солдат, взорвавший 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. (Леня Голиков) (Слайд 14)3.Рядовой красноармеец, закрывший своим телом амбразуру грота в бою у деревни Чернушки. (Александр Матросов) (Слайд 15)4.Кому присвоено народом звание «Маршал Победы» (Георгий Константинович Жуков) (Слайд 16)4.«Военная техника» (Слайд 17)1.Лучший танк Советской армии во время Великой Отечественной войны.  (Танк«Т-34»)  (Слайд 18)2.Название ракетной установки, которая была изобретена незадолго до начала войны. (БМ-13 «Катюша») (Слайд 19)3.Как назывался немецкий тяжелый танк времен ВОВ?  («Тигр») (Слайд 20)4.Как назывались самолеты, сделанные из дерева и фанеры, на которых воевали «ночные ведьмы» - женщины – летчицы? (У-2; ПО-2 или «Этажерки») (Слайд 21)5. «Памятники Победы» (Слайд 22)1.Как называется главный скульптурный  монумент города Волгограда (общая высота которого 87 метров, а высота женской фигуры – 52 метра)?  («Родина – мать зовет» (Слайд 23)2.Назовите имя русского солдата, памятник которому стоит в Болгарии.  (Алеша) (Слайд 24)3.В честь какого подвига в центре Берлина воздвигнут памятник «Воин – освободитель»? (Сержант Николай Масалов спас немецкую девочку) (Слайд 25)4.Как называется мемориальный архитектурный ансамбль, расположенный у Кремлевской стены в Александровском саду в Москве. В центральной части мемориала расположена ниша из полированного лабрадорита с рельефной надписью: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».  («Могила Неизвестного Солдата») (Слайд 26)6.«Калейдоскоп войны»  (Слайд 27)1.Чей голос прозвучал по Всесоюзному радио, оповещая о начале Великой Отечественной войны (Диктора Всесоюзного радио Юрия Борисовича Левитана) (Слайд 28)2.Что такое «дорога жизни»?  (Единственная дорога через Ладожское озеро, связующая блокадный Ленинград с Родиной) (Слайд 29)3.Зачем во время войны окна заклеивали крест - накрест бумагой или тканью?  (Чтобы стекла не выбило ударной волной от взорвавшегося снаряда) (Слайд 30)4.С какой целью использовали дирижабли во время Великой Отечественной войны?  (Для защиты городов, промышленных и военных объектов, они не позволяли вражеским самолетам снижаться для прицельной бомбардировки) (Слайд 31)IV. Закрепление материала Преподаватель: Победа в Великой Отечественной войне — результат массового героизма на фронте и самоотверженного труда в тылу.Война продемонстрировала единство многонационального советского народа перед лицом угрозы.Память о Великой Отечественной войне — часть культурного и исторического наследия России и других постсоветских стран VI. ЗаключениеПодведение итогов урока, обсуждение важности исторической памяти.Ребята отвечают на вопросы:Как мы можем сохранить память о войне?Как мы можем почтить память тех, кто воевал?Что же означает фраза «Никто не забыт, ничто не забыто»?«Никто не забыт, ничто не забыто» является мощным напоминанием о важности памяти, уважения к прошлому и ответственности за будущее. Оно призывает к сохранению исторической памяти и уважению к тем, кто пожертвовал своей жизнью ради блага нашего многонационального государства и за каждую человеческую жизнь в нем. .Использованная  литература:
  • Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне: в 12 т. – М.: Современник, 1988.
  • Военно-патриотическое воспитание в школе / авт.-сост. М.В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2005.
  • 1418 дней войны: Из воспоминаний о Великой Отечественной / сост. Е.Н. Цветаев, В.С. Яровиков. – М.: Политиздат, 1990.
  • Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. – М.: Советская Россия, 1983.
  • Яковлев Н.Н. Весна Победы. – М.: Педагогика, 1985.