Интегрирован
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрирован
Автор: Хабибуллина Нурия Наильевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 53 «Ёлочка» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Золотая осень"Выполнила: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 53«Ёлочка»Жиркова Наталия НиколаевнаТамбов 2019План-конспект по развитию речи в старшей группеТема: « Золотая осень».Цель: развитие интереса к художественной литературе, приобщение детей квосприятию поэтической речи.Задачи:Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях устанавливать простейшие связи между ними; обобщить сведения об осени; учить внимательно слушать поэтическую речь; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением. Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.Здоровьесберегаюшая: создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.Методические приемы:Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,Практические: дидактические игры и упражнения.Словарная работа: желтеют, моросит, листопад, сухими, солнце, листья.Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах, целевые прогулки на природу.Материал: Фланелеграф; картинки с признаками осени, мяч, осенние листья, веточка рябины, запись « Времена года», картинки на осеннюю тему.Ход занятия:Организационный момент. Воспитатель в костюме осени заходит в группу и показывает веточку рябины. -Здравствуйте, ребята! Вы отгадали кто я? (Осень)-Посмотрите, что я вам принесла в подарок? (веточку рябины)Ребята, передавая по кругу веточку рябины, рассматривают её. -Какое время года нам напоминает эта веточка?-Какие приметы осени вы знаете? (Становится холоднее, желтеют, затем опадают с деревьев листья, перелётные птицы улетают на юг, дни становятся короче, зимующие звери и птицы делают заготовки на зиму) -Молодцы, ребята!Игра с мячом.-Ребята, давайте встанем в кружок. У меня есть волшебный мяч, кому я брошу, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний листик.Вос. - листья осенью (что делают?) –Реб. Листья осенью желтеют и опадают.Вос. - Дождь осенью (что делает?) –2 реб. Дождь осенью моросит, идет.Вос. - урожай осенью (что делают?) –3 реб. Урожай осенью убирают.Вос. - птицы осенью (что делают?) —4 реб. Птицы осенью улетают.Вос. - деревья осенью(что делают?) —5 реб. Деревья осенью роняют листья.Вос. – звери осенью (что делают?)—6 реб. Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.Чтение рассказа Виталия Бианки « Сентябрь» Звучит запись « Времена года».Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени. У осени своё рабочее расписание, как у весны, только наоборот. Она начинает с воздуха. Высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. В том месте, где черешок сидит на ветке, образуется дряблый поясок. Даже в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвётся с ветки тут - жёлтый берёзовый, там - красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнёт по земле.Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши у себя в дневнике: «началась осень». С этого дня, вернее с этой ночи, потому что первый заморозок всегда бывает под утро, - всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодёры, не сорвут с леса весь роскошный летний наряд.Исчезли стрижи. Ласточки и другие летовавшие у нас перелётные собираются в стаи - и незаметно, по ночам, отбывают в дальний путь. Воздух пустеет. И холодеет вода: больше уж не тянет купаться…И вдруг - как память о красном лете - устанавливается вёдро: тёплые, ясные дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки… И радостно блестит в полях свежая молодая зелень.- Бабье лето стаёт, - улыбаясь, говорит народ, поглядывая на жизнерадостную озимь. В лесу всё готовится к долгой зиме, вся будущая жизнь надёжно прячется, тепло укутывается - все заботы о ней прерваны до весны.Одни зайчихи никак не могут успокоиться, всё ещё не могут примириться, что лето прошло; опять принесли зайчат! Листопадничков. Появились тонконожки-опёнки; лето кончилось.Вопросы детям:Ребята, какие краски у осени? Какие краски у дождя?Какое небо осенью?Как изменился лес осенью? Поляна? Молодцы, ребята! -Ребята, сейчас я взмахну своей волшебной палочкой и вы превратитесь в грибы, деревья и ягодки.4.Подвижная игра « Гриб, дерево, ягодка»Дети бегают врассыпную по комнате, помахивая руками, как крыльями. Когда ведущий говорит: «Гриб!»- дети приседают; «Дерево!»- замирают, подняв руки вверх; «Ягодка!»- встают на колени и поднимают сцепленные в замок руки вверх. 5. Пальчиковая игра: «Осенние листья». -А для следующего задания нам надо размять свои пальчики.Раз, два, три, четыре, пять, (Загибаем пальчики, начиная с большого.)Будем листья собирать. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)Листья берёзы, (Загибаем пальчики, начиная с большого.)Листья рябины,Листики тополя,Листья осины,Листики дуба мы соберём,Маме осенний букет отнесём. («Шагаем» по столу средним и указательным пальцем)6. Практическая часть: Дидактическая игра: «Составь картину осени». - Итак, посмотрите, у нас есть фланелеграф и различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года. Воспитатель предлагает составить осеннюю картину. ( Дети оставляют картину осени). Итог занятия:Вот наше занятие подошло к концу, Вы очень порадовали меня, вы так много знаете обо мне, скажите, ребята:Какое произведение мы прочитали? (Виталия Бианки « Сентябрь») О каком времени года мы говорили на занятии? (осень)Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)Что бывает только осенью? (отлет птиц , листопад, сбор урожая.)Что понравилось на занятии?Молодцы, ребята всем спасибо!Используемая литература:1. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2006.2. Развитие речи в детском саду. Старшая группа Гербова В.В – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.