КОС по дисциплине СПО история России


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КОС по дисциплине СПО история России
Автор: Абрамов Иван Леонидович

БОУ ВО« ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА»КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОГСЭ 01 История России программы подготовки специалистов среднего звенапо специальностям:43.02.16 Туризм и гостеприимство;51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам);51.02.03 Библиотечно-информационная деятельностьКириллов, 2025 Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) разработан на основе рабочей программы «История России»подготовки специалистов среднего звена для специальностей:43.02.16 Туризм и гостеприимство;51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам);51.02.03 Библиотечно-информационная деятельность КОС предназначены для оценки результатов освоения учебной дисциплины и включают контрольно-оценочные материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в форме дифференцированного зачета.Разработчик: Абрамов Иван Леонидович, преподаватель БПОУ ВО «Вологодский областной колледж культуры и туризма»Комплект контрольно-оценочных материалов учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» рассмотрен и одобрен на заседании предметно- цикловой комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплинПротокол № _____ от «_____ » _______________2025 г.Председатель _______________/Зеленцова А.А./СОДЕРЖАНИЕ
  • Пояснительная записка
  • Паспорт комплекса контрольно- оценочных средств
  • Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
  • Комплектконтрольно-оценочных материалов для текущего контроля успеваемости по учебной дисциплине
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших общеобразовательную программу учебной дисциплины «История России» разработана на основе:федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО);примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее – ПООП СОО); федерального государственного образовательного стандарта среднего профессиональногообразования (далее – ФГОС СПО) по специальностям: 43.02.16 Туризм и гостеприимство; 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам); 51.02.03 Библиотечно-информационная деятельность, примерной рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины «История России»); учебного плана по специальностям:43.02.16 Туризм и гостеприимство;51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам);51.02.03 Библиотечно-информационная деятельность Программа учебного предмета «Истории России» разработана в соответствии с Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации от 30.08.2021 05-1136«О направлении методик преподавания».Содержание рабочей программы по предмету «История России» разработано на основе: синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных, метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профильной направленности специальности; интеграции и преемственности содержания по предмету «История России» и содержания учебных дисциплин, профессиональных модулей ФГОС СПО.
  • Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
  • Комплект контрольно-оценочных средств (далее - КОС) предназначен для контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в рамках ФГОС СПО (оценка уровня освоения дисциплины и оценка компетенций обучающихся), освоивших программу учебной дисциплины «История России» по специальностям:43.02.16 Туризм и гостеприимство;51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам);51.02.03 Библиотечно-информационная деятельностьКОС включают контрольно-оценочные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, входит в состав фонда оценочных средств по данным специальностям. В результате освоения учебной дисциплины «История России» обучающийся должен обладать умениями и знаниями, предусмотренными ФГОС по специальностям СПО43.02.16 Туризм и гостеприимство;51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам);51.02.03 Библиотечно-информационная деятельность В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (далее - ОК):Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.
  • Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
  • В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний
  • Таблица 1 Содержательно-компетентностная матрица оценочных средств для текущего контроля
  • Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений при текущем контроле
  • Условное обозначение типов контрольных заданий:С сообщения;ИЗ - индивидуальное задание;КР контрольная работа;СР самостоятельная работа;ПЗ практическое занятие;У - устный и (или) письменный ответ на вопрос; ВСР – внеаудиторная самостоятельная работа; СК - составить кластер;СМК составить ментальную карту;Э экзамен
  • Планируемые результаты освоения учебного предмета
  • В рамках программы учебного предмета «История России» обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб):В процессе освоения предмета «История России» у обучающихся целенаправленно формируются универсальные учебные действия, включая формирование компетенций, обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности, которые в свою очередь обеспечивают преемственность формирования общих компетенций ФГОС СПО.Таблица 2 Показатели оценки сформированности ОКТаблица 3 Показатели оценки усвоенных знаний, освоенных умений
  • Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины
  • Промежуточная аттестация по дисциплине История осуществляется в форме дифференцированного зачета. Условием положительной аттестации по дисциплине на дифференцированном зачете является положительная оценка освоения всех умений и знаний по всем контролируемым показателям.В ходе освоения учебной дисциплины используются следующие виды текущего контроля успеваемости: опрос, самостоятельная работа, индивидуальная творческая работа, защита реферата, тестирование.4. Комплект контрольно-оценочных материалов для текущего контроля успеваемости по учебной дисциплинеВ состав комплекта оценочных материалов для оценки уровня освоения умений и усвоения знаний входят задания для обучающихся и пакет преподавателя.
  • Задания для обучающихся 1
  • Комплект заданий для проверки изученного материала. (входной контроль по учебной дисциплине « История») количество вариантов 2Инструкция:
  • Назначение
  • Текст заданий входит в состав комплекса оценочных средств и предназначается для входного для оценки знаний и умений аттестуемых по программе учебной дисциплины «История России» основной профессиональной образовательной программы по всем специальностям.
  • Контингент аттестуемых: обучающиеся студенты I курса по всем специальностям
  • Форма и условия аттестации: в письменном виде уровня усвоения программы
  • «История» для студентов, обучающихся по всем специальностям
  • Время тестирования:
  • подготовка 5 мин.; выполнение 35 мин.; оформление и сдача 5 мин.; всего 45 мин.
  • Текст задания всего 45 мин.
  • Вариант 1
  • Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе состоялось в:
  • а) Хельсинки; б)Брюсселе в)Страсбурге; г)Москве.
  • Начало «Холодной войны» по традиции связывают с:
  • а) созданием НАТО;б) испытанием советского атомного оружия; в)образованием ОВД;г) речью Черчилля в Фултоне.
  • М.С. Горбачев в области внешней политики провозгласил:
  • а) «новое мышление»; б)«ускорение»;в) гласность;г) военный паритет.
  • К странам Восточной Европы в послевоенный период относили:
  • а) Испанию, Грецию, Португалию; б)Польшу, Венгрию, Румынию;в) Данию, Швецию, Норвегию; г)Италию, Германию, Испанию.
  • Из военной организации НАТО Франция вышла при:
  • а) Де Голле; б)Помпиду; в)Миттеране; г)Шираке.
  • Договор о роспуске СССР в 1991 году подписали главы:
  • а) России, Белоруссии, Украины; б) России, Казахстана, Украины; в) всех республик бывшего СССР;г) всех республик, кроме Прибалтийских.
  • Моделью национального и экономического развития для Ю. Кореи стал(а):
  • а) Япония; б) США;в) Китай; г)СССР.
  • В каком году была принята конституция, в которой утверждалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество?
  • а) 1936г.;б) 1964г.;в) 1977г.; г)1993г.
  • Вывод советских войск из Афганистана состоялся:
  • а) в 1979г.; б) в 1986г.; в) в 1989г.; г) в 1991г.
  • М. Тэтчер являлась премьер- министром Великобритании в:
  • а) 1979-1990гг.; б)1978-1992гг.; в)1970-1980гг.; г)1975-1985гг.
  • Заявление о том, что «ядерная война никогда не должна быть развяза- на, в ней не может быть победителей», сделали на встрече в середине 1980- х гг. в Рейкьявике руководители:
  • а) Б.Н. Ельцин и Дж. Буш;б) Л.И. Брежнев и Р. Никсон; в)М.С. Горбачев и Р. Рейган; г)Н.С. Хрущев и Дж.Кеннеди.
  • Какое из государств сохранило свою целостность после распада двух- полюсного мира?
  • а) СССР;б) Югославия; в)Венгрия;г) Чехословакия.
  • Что из названного относилось к причинам перехода СССР и США на рубеже 1960-х-1970-х гг. к политике разрядки?
  • а) отказ СССР от влияния на страны Восточной Европы;б) достижение военно- стратегического паритета СССР и США; в)выдвижение в СССР концепции мирного сосуществования;г) установление отношений дружбы и партнерства между СССР и США.
  • Что из перечисленного относится к попыткам реформирования эконо- мики в период перестройки в СССР?
  • а) либерализация цен;б) представление полной самостоятельности предприятиям; в) отказ от государственной монополии внешней торговли; г) переход к отраслевой системе управления;
  • Отметьте 3 черты и мероприятия внешней политики СССР в 1964-1985 гг.:
  • а) инициатива ввода войск стран Варшавского Договора в Чехословакию; б) ввод советских войск в Венгрию;в) размещение ядерных ракет на Кубе;г) подписание Договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой;д) конфликт с Китаем на острове Даманский;е) ввод советских войск в Афганистан.
  • Кто возглавил «бархатную революцию» в Чехословакии:
  • а) Валенса; б) Гавел; в)Желев;г) Чаушеску.
  • К последствиям политики перестройки в СССР относится:
  • а) обострение межнациональных отношений; б)милитаризация страны;в) укрепление отношений центральной и республиканских властей; г) подъем промышленного производства.
  • Какой ряд дат связан с успехами СССР в освоении космоса?
  • а) 1945г., 1953г., 1964г.;б) 1965г., 1977г., 1982г.;в) 1969г., 1979г., 1989г.; г)1957г., 1961г.. 1975г.
  • Государство вошедшее в Варшавский договор:
  • а) Франция; б)Бельгия; в)Венгрия; г)Греция.
  • Установите соответствие между фамилиями советских руководителей и периодами их пребывания у власти. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
  • РУКОВОДИТЕЛИПЕРИОДЫА) М.С. Горбачев1) 1953-1964гг.Б) Л.И. Брежнев2) 1964-1982гг.В) Ю.В. Андропов3) 1982-1984гг.Г) Н.С. Хрущев4) 1985-1991гг.5) 1991-2000гг.
  • Политическое и идеологическое течение, отстаивающее свободу пред- принимательства, парламентский строй, демократические права и свобо- ды личности:
  • а) консерватизм; б)либерализм; в)тоталитаризм; г)плюрализм.
  • «Доктрина ограниченного суверенитета» соцстран была сформулирована:
  • а) И.В. Сталиным; б)Н.С. Хрущевым; в)Л.И. Брежневым;г) Ю.В. Андроповым.
  • Какие преобразования государственно-политической системы СССР произошли в период перестройки?
  • а) проведение выборов на альтернативной основе; б)образование Государственной думы;в) образование ряда новых политических партий; г)создание Совета Федерации;д) учреждение съезда народных депутатов; е)образование Совета Министров.
  • Какая черта характеризовала экономику СССР в 1960-е- 1980-х гг.?
  • а) первоочередное развитие легкой промышленности; б) преимущественное финансирование ВПК;в) возникновение частных банков;г) интенсивный характер развития экономики.
  • Какое понятие стало символическим обозначением разделения капита- листического и социалистического мира в период «холодной войны»
  • а) «новый мировой порядок»; б)«ядерный щит»;в) «невидимый фронт»; г)«железный занавес».Вариант 2
  • В 1962 году советские ракеты были размещены:
  • а) в Чехословакии; б) в ГДР;в) на Кубе; г) Венгрии.
  • Советско- американские соглашения о контроле над стратегическими вооружениями и ограничении систем противоракетной обороны в 1972г. в Москве подписали:
  • а) Л.И. Брежнев и Р. Никсон; б)И.В. Сталин и Г. Трумэн; в)Н.С.Хрущев и Д. Кеннеди; г)М.С. Горбачев и Р. Рейган.
  • В 1951-1964 гг. Великобританией правили:
  • а) лейбористы; б)либералы;в) консерваторы;г) неоконсерваторы.
  • Берлинская стена была возведена в:
  • а) 1960г.;б) 1961г.;в) 1962г.; г)1963г.
  • В марте 1985г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран:
  • а) Горбачев; б)Черненко; в)Рыжков;г) Ельцин.
  • В каком году в Москве был подписан Договор между СССР, США, Ве- ликобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой?
  • а) 1953г.;б) 1963г.;в) 1972г.; г)1982г.
  • Когда было образовано государство Израиль?
  • а) 1946г.;б) 1947г.;в) 1948г.; г)1949г.
  • Массовые выступления рабочих в г. Новочеркасске произошли в:
  • а) 1953г.;б) 1962г.;в) 1977г.; г)1982г.
  • Какое новое положение было включено в Конституцию СССР, принятую в 1977г.?
  • а) осуждение культа личности Сталина;б) построение за двадцать лет коммунистического общества; в) введение принципа разделения властей;г) построение в СССР развитого социализма.
  • Что из перечисленного относится к причинам разрядки международной напряженности в 1970-е гг.?
  • а) испытание первой атомной бомбы в СССР;б) осознание руководителями мировых держав опасности для мира в ядерный век даже обычной войны;в) ликвидация ОВД;г) возможность перерастания локальных войн в конфликт между военно- политическими блоками;д) установление стратегического паритета между СССР и США в ядерном вооружении;е) вывод советских войск из Афганистана.
  • Что из названного относилось к причинам возникновения забастовоч- ного движения в СССР в конце 1980-х гг.?
  • а) проведение радикальной экономической реформы;б) введение уголовного наказания за опоздания на работу; в)тяжелые условия жизни и труда рабочих;г) создание системы территориальных совнархозов.
  • В какой стране, в связи с кризисом, к власти пришел де Голль?
  • а) Италии; б)Франции; в)Марокко; г)Тунисе.
  • Одним из последствий реформы политической системы в СССР в период перестройки было:
  • а) принятие новой редакции программы КПСС; б)возрождение многопартийности;в) принятие новой Конституции СССР;г) заключение обновленного Союзного договора.
  • Система международных отношений, характеризовавшаяся балансом примерно равных сил соперничавших великих держав, называлась:
  • а) монополярной; б)глобальной;в) биполярной;г) интернациональной.
  • Какие права получили промышленные предприятия в ходе проведения экономической реформы А.Н. Косыгина во второй половине 1960-х гг.?
  • а) планировать темпы роста производительности труда; б)самостоятельно продавать продукцию за рубеж;в) устанавливать размеры заработной платы;г) отказываться от централизованного планирования; д)относительно свободно распоряжаться прибылью; е)сдавать в аренду производственные помещения.
  • Какие черты из перечисленных характеризовали политическую систе- му СССР в 1970-е-середине 1980-х гг.?
  • а) отказ от критики культа личности И.В. Сталина;б) отсутствие оппозиционных настроений в обществе; в) рост и укрепление партийного аппарата;г) ослабление руководящей роли КПСС в обществе; д) стремление сохранить политическую стабильность;е) отказ от жесткого идеологического контроля в сфере культуры.
  • «Отцом разрядки» называют:
  • а) К.Аденауэра; б) В. Брандта; в) Г. Коля;г) Дж. Картера.
  • Подготовленный в 1991г. в Ново- Огареве проект обновленного Союзного договора предполагал:
  • а) увеличение прав союзных республик; б) усиление центральной власти;в) передачу всех полномочий в совместное ведение;г) утверждение русского языка как общегосударственного.
  • Какая мера не была предпринята правительством М. Тэтчер:
  • а) приватизация государственных предприятий; б)приватизация муниципального жилья;в) «антипрофсоюзная» политика;г) увеличение государственных дотаций на социальные нужды.
  • Установите соответствие между датами и событиями в истории СССР. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
  • ДАТЫСОБЫТИЯА) 1953г.1) отстранение Н.С. Хрущева от властиБ) 1964г.2) избрание Ю.В. Андропова Генеральным секретарем ЦК КПССВ) 1982г.3) заявление Президента М.С. Горбачева об отставкеГ) 1991г.4) смерть И.В. Сталина5) утверждение В.С. Черномырдина в должности премьер- министра
  • Демонстрация на Красной площади в Москве в знак протеста против ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию произошла в:
  • а) 1950г.;б) 1956г.;в) 1968г.; г)1982г.
  • Попытка отстранить от власти Президента СССР М.С. Горбачева в 1991г. была предпринята:
  • а) Президентом России Б.Н. Ельциным; б)членами ГКЧП;в) Верховным Советом СССР; г) Верховным Судом СССР.
  • Какое изменение произошло в международных отношениях после распада СССР?
  • а) сокращение числа стран- членов блока НАТО;б) выход РФ из Организации Объединенных Наций;в) превращение США в единственную сверхдержаву мира;г) ухудшение отношений РФ со странами Азиатско- Тихоокеанского региона.
  • Что из перечисленного характеризовало экономику СССР в 1960-1964 гг.?
  • а) деятельность совнархозов;б) существование акционерных банков;в) свободное хождение иностранной валюты;г) частная собственность на средства производства.
  • Какое понятие относится к периоду проведения в СССР политики пе- рестройки?
  • а) идеологический диктат; б)децентрализация;в) чековая приватизация; г)культурная революция.Эталоны ответов теста Вариант 1: «Входной контроль»Вариант 2: «Входной контроль»Критерии оценивания теста
  • Задания для обучающихся 2
  • Комплект заданий для проверки изученного материала. (Тематический контроль по основным темам и разделам») Инструкция:
  • Назначение
  • Текст заданий входит в состав комплекса оценочных средств и предназначается для оценки текущих знаний и умений аттестуемых по программе учебной дисциплины «История» основной профессиональной образовательной программы по всем специальностям
  • Контингент аттестуемых: обучающиеся студенты I курса по всем специальностям
  • Форма и условия аттестации: в письменном виде уровня усвоения программы
  • «История» для студентов, обучающихся по всем специальностям
  • Время тестирования:
  • подготовка 5 мин.;выполнение 35 мин.; оформление и сдача 5 мин.; всего 45 мин.
  • Текст задания Тест по истории
  • Вариант 1
  • В области экономики апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС взял курс на:
  • А) отказ от административно-командной системы управления Б) приватизациюВ) создание рыночной экономики Г) ускорениеД) радикальные экономические реформы
  • Вьетнамский народ вел борьбу против французских колонизаторов в период:
  • А)1945-54 гг. Б) 1971-72 гг.В) 1964-68 гг.Г) 1973-74 гг.Д) 1954-64 гг.
  • Начало «Холодной войны» по традиции связывают с:
  • А) созданием НАТОБ) Корейской войной 1950-1953 гг.В) Испытанием советского атомного оружияГ) образованием Организации Варшавского договора Д) речью У.Черчилля в Фултоне
  • Моделью национального и экономического развития для Ю.Кореи стал(а):
  • А) ЯпонияБ) Западная Европа В)СШАГ) Китай Д) СССР
  • Беловежское соглашение 1991 г. Объявило
  • А)принятие новой Конституции СССР Б)вывод советских войск из ГДРВ) роспуск СССР, создание СНГ Г)создание ГКЧПД) роспуск КПСС
  • «Холодная война» охватила период:
  • А) 90-е годы XX векаБ) 30-40ые годы XX века В)40-80ые годы XX века Г)20-30ые годы XX века Д)начало XX века
  • В конце XX века произошел распад государства:
  • А) Болгария Б)Румыния В)Югославия Г)ПольшаД) Албания
  • С целью сохранения и укрепления СНГ в 1993 году:
  • А) был введен безвизовый режимБ) была создана единая рублевая зона В) был введен единый паспортГ) был принят устав СНГД) были введены миротворческие силы ООН
  • Сущность политики « тэтчеризма» в Англии
  • А) Отмена репрессивного закона о профсоюзахБ) введение новой комплексной системы социального образования В) повышение заработной платыГ) широкомасштабная приватизация в государственном секторе Д) национализация крупной промышленности
  • США принял активное участие в войне против С. Вьетнама в:
  • А) 1954-68 гг.Б) 1970-73 гг.В) 1969-70 гг.Г) 1965-85 гг.Д) 1965-73 гг.
  • 5 августа 1963 г. в Москве был подписан договор:
  • А) мораторий на ядерное испытаниеБ) ограничение обычного вооружения в Европе В)сокращение ракет среднего радиуса действияГ) запрещение испытаний ядерного оружия в 3-х средах: Д)ограничение стратегического вооружения
  • К странам Восточной Европы в послевоенный период относили:
  • А) Испания, Португалия, Греция Б)Польша, Венгрия, Румыния В)Дания, Норвегия, ШвецияГ) Франция, Бельгия, Голландия Д)Германия, Италия, Испания
  • В 80-90ые годы XX века самых высоких темпов экономического роста в Латинской Америке достигла:
  • А) Бразилия Б)Венесуэла В)КубаГ) ЧилиД) Аргентина
  • Президент Египта, один из инициаторов создания Движения неприсо- единения
  • А) Дж. Неру Б)Г.А. Насер В)СадатГ) СукарноД) Кастро
  • Антисоциалистическое выступление в Венгрии произошло в
  • А) 1945г. Б) 1951г. В) 1956г. Г)1953г. Д)1959г.
  • Лейбористское правительство в Великобритании с 1945 по 1951г. воз- главлял:
  • А) У. Черчилль Б)К. ЭттлиВ) М. Тетчер Г)А. ИденД) Г. Макмиллан
  • Инициаторами создания НАТО были:
  • А) СШАБ) Великобритания В)ФранцияГ) США и ВеликобританияД) Великобритания и Франция
  • Великобритания предоставила Индии статус доминиона в:
  • А) 1945 г.Б) 1948 г.В) 1947 г.Г) 1946 г.Д) 1949 г
  • В середине 50-х годов XX века этот регион стал одним из наиболее важных в мировой политике:
  • А) Южно-Восточная Азия Б)БлижневосточныйВ) Восточная Европа Г)Южная АзияД) Центральная Америка
  • М. Тэтчер являлась премьер-министром Великобритании в:
  • А) 1979-90 гг.Б) 1978-1992 гг.В) 1970-1980 гг.Г) 1975-1985 гг.Д) 1979-1995 гг.Вариант 2
  • Политика «тэтчеризма» предполагала:
  • А) полную занятость населения Б)бюджетный дефицитВ) создание «государства благоденствия»Г) государственное регулирование экономикиД) ограничение государственного регулирования экономики
  • Годы французско-вьетнамской войны:
  • А) 1945-1954Б) 1946-1954В) 1946-1955Г) 1947-1954Д) 1947-1953
  • Берлинская стена пала:
  • А) 9сентября 1989г. Б)9октября 1989г. В)9ноября 1989г.Г) 9августа 1989г. Д)9декабря 1989г.
  • « Буря в пустыне» - это
  • А) Действия многонациональных сил ООН против Иранского вторжения в Кувейт.Б) Война на территории Африки. В)Конфликт в Эфиопии.Г) Экологическая катастрофа.Д) События в районе Халхин Гол.
  • Годы правления М. С. Горбачева:
  • А) 1985 – 1991 г.Б) 1963 – 1982 г.В) 1982 – 1985 г.Г) 1953 – 1964 г.Д) 1991 1995 г.
  • После объединения ФРГ и ГДР первое общегерманское правительство канцлер
  • А) А. Меркель Б)В. БрандВ) Г. Шредер Г)Г. КольД) Э. Хонеккер
  • Берлинская стена была возведена в
  • А) 1960году Б)1961г.В) 1962г. Г) 1963г. Д) 1964г.
  • Германия была разделена на две части:
  • А) в 1945г. Б) в 1947г. В) в 1948г. Г) в 1949г.Д) в 1950г.
  • Государство вошедшее в Варшавский договор:
  • А) Бельгия Б)Австрия В)Венгрия Г)Монголия Д) Греция
  • 19-21 августа 1991 года произошли события в СССР:
  • А) Очередной съезд народных депутатов. Б)Вывод советских войск из Афганистана. В)Попытка государственного переворота. Г)Выборы президента России.Д) Референдум по проблеме сохранения СССР.
  • В 1947-1948 гг. в странах Восточной Европы завершился процесс утверждения единовластия, получивший название:
  • А) «Буржуазная революция».Б) «Буржуазно-демократическая революция». В)«Либерально-демократическая революция». Г)«Национально-освободительное движение». Д)«Народно-демократическая революция».
  • Провозгласили создание Германской Демократической Республики:
  • А) 7октября 1949года Б)20июня 1948года В)14августа 1948года Г)7сентября 1949годаД) 20сентября 1949года
  • ГКЧП был создан 19августа 1991года, так как:
  • А) 20августа предполагалосьподписание нового Союзного договора Б) Для решения проблемы Прибалтийских республик.В) СлучайноГ) 17августа резко ухудшилось состояние здоровья М.С. Горбачева.Д) 18августа М.С. Горбачев передал свои полномочия вице-президенту.
  • США и НАТО в марте1999г. подвергли бомбардировкам территорию:
  • А) ИранаБ) Сербии и края Косово. В)ИракаГ) Острова Гренада Д)Кувейта
  • Год образования ФРГ:
  • А) 1951 г.Б) 1945 г.В) 1948 г.Г) 1947 г.Д) 1949 г.
  • В 1962 году советские ракеты были размещены:
  • А). Во Вьетнаме. Б)В Чехословакии. В) В ГДР.Г) В Монголии.Д) На Кубе.
  • Власти ГДР по согласованию с СССР возвели в одну ночь стену вокруг Западного Берлина и установили контрольно-пропускные пункты на границе:
  • 5 марта 1960 г.
  • Б) 4 июля 1959 г.В) 10 мая 1967 г.Г) 13 августа 1961 г.Д) 1 сентября 1975 г.
  • В 1978 году в Афганистане свергнут режим:
  • А) М.ДаудаБ) Х.Амина В)М.Юсуфа Г)Н. Тараки Д)Б. Кармаля
  • Ограниченный контингент советских войск присутствовал в Афганистане в период:
  • 1970-1980 годы.
  • Б) 1979-1989 годы.В) 1985-1995 годы.Г) 1980-1990 годы.Д) 1975-1985 годы
  • Сущность Перестройки в СССР в 1980-ые годы:
  • Научно-технический прогресс плюс ускорение.
  • Б) Ограничить производственно-экономическую демократию. В) Развить механизм социалистической экономики.Г) Непризнание рыночных отношений. Д)Ограничить иностранный капитал.Эталоны ответов теста Вариант 1 «Тематический контроль»Вариант 2 «Тематический контроль»4. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине « История России» Промежуточная аттестация по учебной дисциплине проводится в форме дифференцированный зачет.I ПаспортКОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины «История России» .II Задание для обучающегося.Курс: II курсИнструкция по выполнению и текст заданияIII Проверяемые результаты обученияВ результате изучения учебной дисциплины «История России» обучающийся должен:знать/понимать:основные периоды государственно-политического развития в XX-XXI вв., особенности формирования партийно-политической системы России;итоги «шоковой терапии», проблемы и противоречия становления рыночной экономики, причины и итоги финансовых кризисов 1998, 2008-2009 гг., основные этапы эволюции внешней политики России, роль и место России в постсоветском пространстве;основные тенденции и явления в культуре; роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; ретроспективный анализ развития отрасли.уметь:ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России;выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально- экономических, политических и культурных проблем;пользоваться историческими источниками, научной и учебной литературой, средствами ИКТ;раскрывать смысл и значение важнейших исторических событий;обобщать и анализировать особенности исторического и культурного развития России в XX-XIX вв;давать оценку историческим событиям и обосновывать свою точку зрения с помощью исторических фактов и собственных аргументов;анализировать информацию о балансе и запасах углеводородов в различные периоды развития страны;демонстрировать гражданско-патриотическую позицию. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
  • IV Пакет экзаменатораУсловия проведения
  • Дифференцированного зачета проводится в традиционной устной форме
  • Количество вопросов для испытуемого 50 вопросов
  • Максимальное время выполнения задания 30 минут
  • Оборудование: комплект учебно-наглядных пособий «История России»
  • Технические средства обучения компьютер; карты, документы, хроники, мультимедиапроектор.
  • Задание для студентов:
  • Интересы США, Великобритании, Франции и СССР в Европе и мире по сле Войны.
  • Новая ядерная политика США, претензии на мировое господство.
  • Образование Организации Североатлантического договора (НАТО).
  • Рост антиколониального движения. Образование новых независимых государств, вследствие крушения колониальных империй.
  • Германо-американские отношения на современном этапе.
  • Российско-германские отношения на современном этапе.
  • Объединение германии и проблемы последующего развития. Постиндустриальное немецкое общество.
  • Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны». Война и раскол Кореи.
  • Приход к власти коммунистов в ряде стран Европы и Азии.
  • Идея коллективной безопасности. Новый расклад сил на мировой арене.
  • Нарастание социальных проблем в американском обществе в 60-x годах. Антивоенное и студенческое движение.
  • Превращение США в финансово-экономического и военно- политического лидера западного мира.
  • Экономические, геополитические итоги Второй мировой Войны для США.
  • Влияние «холодной войны» на освободительные движения. Трудности преодоления отсталости.
  • Доктрина «сдерживания». План Маршалла. Начало «холодной войны».
  • Провозглашение Федеративной Республики Германии и образование ГДР.
  • Доктрина национальной безопасности и внешняя политика Германии в период «холодной войны».
  • Восточноевропейский социализм как общественная модель.
  • Организация Варшавского договора (ОВД). Совет экономической взаимопомощи.
  • События в Венгрии, Чехословакии.
  • Советско-американские переговоры об ограничении стратегических вооружений.
  • Ввод советских войск в Афганистан.
  • Расширение границ НАТО на Восток.
  • Роль ООН в урегулировании региональных конфликтов.
  • Великие страны. КНР.
  • Роль СССР в подавлении социально-политического движения в странах Восточной Европы.
  • Экономическое и политическое положение Японии после Второй мировой Войны.
  • Российско-японские отношения.
  • Положение Китая после II мировой Войны.
  • Провозглашение курса на превращение КНР в «Великое социалистическое государство».
  • Китай на современном этапе развития.
  • Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века.
  • Экономическое положение Индии после второй мировой войны.
  • Перестройка в СССР и её воздействие на социально-экономическое и политическое положение государств Восточной Европы.
  • Провал экономических реформ «перестроечного образца».
  • Кризис коммунистических режимов и спад «социалистического лагеря», причины.
  • Распад СССР и конец «холодной войны».
  • Пост тоталитарная Восточная Европа: социально-экономические и политические требования.
  • Национальный вопрос в постсоциалистической Восточной Европе.
  • Демократические революции в Восточной Европе конца 1980-xначала 1990-xгодов.
  • Два пути развития латиноамериканских стран: «строительство социализма» (Куба, Чили, Никарагуа) или интеграция в мировую экономику (Мексика, Бразилия).
  • Кубинская революция и её влияние в остальных странах Латинской Америки.
  • Смена государственных руководителей в США и СССР, начало оттепели в отношениях сверхдержав.
  • Карибский кризис (1962 год).
  • Противостояние Военных блоков.
  • Проблемы национальной безопасности в международных отношениях.
  • Новая Россия в новом мире. Россия и НАТО.
  • Разоружение и проблема выживания человеческой цивилизации.
  • Международный терроризм как социально-политическое явление.
  • Россия и СНГ в укреплении безопасности на постсоветском пространстве.
  • Критерии оценкиТЕМЫ ПРОБЛЕМНЫХ ЭССЕ. (для среза знаний)1.Внутренние и внешние причины распада Советского Союза.2.Значение Перестройки.3. Уроки ГКЧП.4.Последствия Чернобыльской трагедии.5.Уроки октября 1993 г.6.Политическая поляризация российского общества 7.Политическая культура: взаимодействия власти и оппозиции. 8.Противдействие коррупции в современной истории 9.Проблемы восстановления Чечни10.Демографический кризис и будущее России11.Пандемия коронавируса и ее влияние на российскую историю 12.Эффективность шоковой терапии»13.Плюcн и минусы российской приватизации 14.Сильные и cлaбые стороны Конституции 1993 г. 15.Эволюция российской культуры16.Смена элит в начале 1990-x гг17.Влияние бытовых изменений на социальное развитие18.Проблемы судебно-правоохранительной системы19.Москва и регионы: проблемы цетрализации и федерализма20.Экологические проблемы и современная Россия21.Цифровая трансформация poccийского общества22.Монополия и конкуренция в российской политике и экономике23.Эволюция гocceктopa в российской экономике24.Свобода слова и художественного высказывания в современной России25.Сырьевая зависимость российской экономнки26.Развитие и проблема мегаполисов28.Развитие и проблема мaлыx городов 29.Развитие и проблемы села30.Индустриальный и постиндустриальный пути развития31.Причина исламистского терроризма 32.Религиозное возрождение и его последствия 33.Уроки декоммунизации34.Плюcы и минусы пенсионной реформы35. Спорт и политика в современной России36.Особый путь России: реальностъ, идеология, мифология 37.Трахсформация российского образования и педагогики 38.Иэменение роли России в мировой политике39.Россия и США 40.Россия и Белоруссия41.Реальное и мнимое единство постсоветского пространства 42.Россия и Евросоюз43.Россия и Украина44.Россия и Китай45.Россия и мобильные вызовы 1.Критерии оценки Проблемное эссе оценивается по двум группам критериев: критерии оценки содержания и критерии оценки защиты .РецензияНазвание работы: ________________________________________________________Ф.И.О. автора (полностью)________________________________________________Оценка работы в баллах: да- 3 балла частично -2балла нет – 0 балловМаксимальное количество -42 баллаИтоговая оценка работы: Балов ___ Оценка:______Преподаватель __________________ Абрамов И.ЛДата ____________ ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ЗАЩИТЫ ПРОБЛЕМНОГО ЭССЕМаксимальное количество баллов оценку публичного выступления 18 балловПреподаватель: И.Л.АбрамовИтоговая сумма баллов складывается из суммы баллов, полученных за содержание и за защиту проектного эссеИтоговая оценка выставляется по следующей шкале:Дифференцированный зачет ВАРИАНТ Задание 1(категория действий В)Выберете один правильный вариант ответа на предложенные вопросы:1. Первым Президентом России был:А) В.В. Путин Б) Б.Н. ЕльцинВ) М.С. Горбачёв Г) Е.Т. Гайдар2. Первые годы проведения рыночных реформ в России (1992–1993 гг.) были отмечены:А) частичным преодолением дефицита продовольственных товаровБ) полной макроэкономической стабилизациейВ) ускорением развития военно-промышленного комплексаГ) увеличением доходов большинства населенияЗадание 2 (категория действий П)Измените высказывания, чтобы они стали верными:1. «Холодная война» - это ведение военных действий в условиях зимы.2. «Перестройка» - реконструкция устаревших промышленных объектов.Задание 3 (категория действий А)1. Установите соответствие: к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов. 1. «Застой» А. Н.С.Хрущёв2. «Перестройка» Б. И.В.Сталин3. «Карибский кризис» В. Л.И.Брежнев4. «Железный занавес» Г. М.С.Горбачёв2.Установите, какое событие связывает эти понятия между собой:Куба, СССР, США, ядерные ракеты, угроза мировой войны, октябрь 1962г. __________________?Задание 4 (категория действий С)1. Сформулируйте основные принципы «нового политического мышления» во внешней политике СССР в период перестройки. Назовите не менее двух принципов.2. Сформулируйте, в чём суть «экономической реформы Косыгина». Назовите не менее двух факторов, этого явления.Задание 5 (категория действий О)1. Ниже приведены две точки зрения на причины распада СССР:А. Некоторые современники считают, что решающую роль в распаде СССР сыграли лидеры трех бывших республик Союза – России, Украины, Белоруссии.Б. К распаду СССР привели объективные причины, факторы, нараставшие в течение десятилетий.Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее двух фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.2. Сравните экономическую политику в период «перестройки» 1985– 1991 гг. и в период реформ 1990-х гг. в РФ. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что различным (не менее двух различий).ВАРИАНТ Задание 1(категория действий В)Выберете один правильный вариант ответа на предложенные вопросы:1. Какое событие означало окончание процесса разрядки международной напряженности в конце 1970-х гг.?А) Карибский кризис Б) создание НАТОВ) разрушение Берлинской стены Г) ввод советских войск в Афганистан2. Прочтите отрывок из выступления руководителя нашей страны и укажите его фамилию.«… Этот год стал для наших граждан… не только временем новых надежд и достижений. Произошли события, ставшие, я уверен, очень значимыми буквально для каждого в нашей стране. И одновременно - серьезным испытанием для всей России. Это варварская агрессия против Южной Осетии. И, конечно, набирающий обороты глобальный финансовый кризис…».А) М.С. Горбачев Б) Б.Н. ЕльцинВ) В.В. Путин Г) Д.А. МедведевЗадание 2 (категория действий П)Измените высказывания, чтобы они стали верными:1. «Культурная революция» - политика китайского руководства, направленная на повышение уровня образования и общей культуры в стране.2. «Беловежские соглашения» - результат переговоров о статусе заповедника «Беловежская пуща»Задание 3 (категория действий А)1. Установите соответствие: к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов. 1) завершение вывода советских войск из Афганистана А) 19932) распад СССР Б) 19623) Карибский кризис В) 19894) принятие Конституции современной России Г) 1991 2. Установите, какое событие связывает эти понятия между собой:Гласность, кооперация, регулируемый рынок, Чернобыль, «сухой закон»_________________Задание 4 (категория действий С)1. Сформулируйте основные последствия периода «Застоя» в СССР. Приведите не менее двух примеров.2. Сформулируйте основные последствия второй мировой войны для международных отношений. Приведите не менее двух последствий.Задание 5 (категория действий О)1. Сравните внешнюю политику СССР в 50-60-е гг. и в период 70-80-х гг. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что различным (не менее двух различий).2. Ниже приведены две точки зрения на политику М.С.Горбачева в период перестройки:А. Перестройка была жизненна необходима и спасла страну от потери независимости.Б. М.С.Горбачев выполнял заказ «Запада» и все проводимые мероприятия были направлены на ослабление СССР и его подчинение США и Западной Европе.Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее двух фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.ВАРИАНТ Задание 1(категория действий В)Выберете один правильный вариант ответа на предложенные вопросы:1. Обострение международной обстановки в начале 1960-х гг. проявилосьА) во вводе советских войск в АфганистанБ) в освоении космического пространстваВ) в создании ядерного оружияГ) в возникновении Карибского кризиса2. Что из указанного характеризует экономическое развитие России в начале 1990-х гг.?А) усиление государственного вмешательства в экономикуБ) поддержка военно-промышленного комплексаВ) осуществление приватизации государственных предприятийГ) установление государственного контроля за ценами на товарыЗадание 2 (категория действий П)Измените высказывания, чтобы они стали верными:1. «Разрядка» - это прекращение деятельности какой-либо международной организации.2. «Международный терроризм» - организация террористов, составленная из граждан различных государств.Задание 3 (категория действий А)1. Установите соответствие: к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов:1. Корейская война А. 1979-1989 гг.2. «Шестидневная война» Б. 1964-1975 гг.3. Афганская война В.1950-1953 гг.4. Вьетнамская война Г.1967 г. 2. Установите, какое событие связывает эти понятия между собой:«Белый дом», октябрь, Б.Ельцин, парламент, танки___________________________Задание 4 (категория действий С)1. Сформулируйте, в чём суть политики мирного сосуществования. Приведите не менее двух признаков.2. Сформулируйте основные направления социально-экономической политики российского государства в 1990-е гг. Приведите не менее двух примеров.Задание 5 (категория действий О)1. Сравните внутреннюю политику СССР в периоды «застоя» и «перестройки». Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что различным (не менее двух различий).2. Ниже приведены две точки зрения на внутреннюю политику, проводимую первым президентом России Б.Н.Ельциным:А. Непродуманной социально-экономической политикой Б.Ельцин поставил страну на грань распада, разрушил экономическую систему, создал условия для криминализации страны.Б. Б.Н.Ельцин заложил основы демократического политического устройства России, создал условия для развития рыночной экономики.Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее двух фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.ВАРИАНТ Задание 1(категория действий В)Выберете один правильный вариант ответа на предложенные вопросы:1. Что из перечисленного характеризует политическое развитие Российской Федерации вначале XXI в.?А) укрепление роли федерального центра Б) принятие Конституции РФВ) учреждение поста Президента РФ Г) проведение референдума о восстановлении СССР2. Что из перечисленного было характерно для экономического развития России в первой половине 1990-х гг.?А) высокий уровень доходов государственного бюджетаБ) повышение конкурентоспособности отечественных предприятийВ) усиление зависимости от иностранных займов и капиталовложенийГ) стабильное развитие сельского хозяйстваЗадание 2 (категория действий П)Измените высказывания, чтобы они стали верными:1. «Железный занавес» - специальное приспособление, призванное разделять враждующие стороны.2. «Парад суверенитетов» - торжественное шествие представителей различных субъектов Российской Федерации.Задание 3 (категория действий А)1. Установите соответствие: к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов:1. Чернобыльская авария А. «Застой»2. Афганская война Б. «Лихие девяностые»3. Первая чеченская война В. «Оттепель»4. Карибский кризис Г. «Перестройка»2. Установите, какое явление связывает эти понятия между собой:Беслан, 11 сентября 2001, «Норд-Ост», Аль-Каида, Басаев, Чечня____________________Задание 4 (категория действий С)1. Сформулируйте основные направления деятельности президента В.В.Путина по укреплению «вертикали власти» вначале 21 в. Приведите не менее двух направлений.2. Сформулируйте основные причины югославского кризиса 1990-х гг. Назовите не менее двух причин.Задание 5 (категория действий О)1. Сравните внутреннюю политику России в 1990-х гг. и вначале 21 в. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что различным (не менее двух различий).2. Ниже приведены два высказывания о войне в Афганистане:А. Афганская война стала актом агрессии СССР против суверенной страны, когда СССР преследовал свои геополитические интересы в регионе.Б. Ввод советских войск в Афганистан был актом дружеской помощи братской коммунистической партии и защитил Афганистан от американского влияния.Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее двух фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.ВАРИАНТ Задание 1(категория действий В)Выберете один правильный вариант ответа на предложенные вопросы:1. Что было одной из причин возникновения «холодной войны»?А) отказ СССР от принятия «плана Маршалла»Б) создание Совета Экономической ВзаимопомощиВ) атомная бомбардировка ХиросимыГ) расхождение интересов бывших союзников по антигитлеровской коалиции2. Что было одним из последствий выступления ГКЧП?А) переход советского руководства к политике гласностиБ) ослабление центральной власти в СССР, распад СоюзаВ) консолидация сил КПССГ) принятие новой Конституции СССРЗадание 2 (категория действий П)Измените высказывания, чтобы они стали верными:1. «Гонка вооружений» - соревнования на скорость прохождения дистанции между мобильными ракетными комплексами.2. «Оттепель» - кратковременное потепление вовремя зимних холодов.Задание 3 (категория действий А)1. Установите соответствие: к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов:1. Первый президент Российской Федерации А. Л.И.Брежнев2. Первый президент СССР Б. В.В.Путин3. Генеральный секретарь ЦК КПСС В. Б.Н.Ельцин4.Действующий президент Российской Федерации Г. М.С.Горбачёв 2. Установите, какое событие связывает эти понятия между собой:Б.Ельцин, «Беловежские соглашения», М.Горбачев, СССР, СНГ__________________Задание 4 (категория действий С)1. Сформулируйте основные последствия августовского путча 1991 года. Назовите не менее двух последствий.2. Сформулируйте основные задачи внешней политики СССР по окончании второй мировой войны. Приведите не менее двух задач.Задание 5 (категория действий О)1. Сравните распад СССР в 1991 году и распад Югославии 1993-1998 гг. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что различным (не менее двух различий).2. Ниже приведены две точки зрения на внешнюю политику США на рубеже 20-21 вв.А. После распада СССР внешняя политика США стала откровенно агрессивной и направлена на установление американского влияния во всем мире, навязывания остальным народам «Американской системы ценностей».Б. В связи с растущей угрозой международного терроризма и исламской экспансии на Запад США выступают в роли защитника Западной цивилизации от новых угроз.Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее двух фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.5.2. Время на подготовку и выполнениеподготовка 5 мин.;выполнение 1 час 20 мин.;оформление и сдача 5 мин.;всего 1 час.30мин Критерии оценкиЗа правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка – 1 балл.За не правильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.При выполнение сложных заданий (категория действий литера А, С, О.) за каждое правильно выполненное действие в структуре задания начисляется один балл.. Максимальное количество баллов – 19 баллов, что является 100% результатом. Исходя из этого итоговая оценка за зачет определяется по приведенной ниже шкале:Шкала оценки образовательных достижений3.2. Информационное обеспечение 3.2.1. Основные источники1. Зуев М.Н. История России ХХ – начала ХХI века: учебник и практикум для СПО / М.Н. Зуев, С.Я. Лавренов. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 299 с. — Серия: Профессиональное образование. - Режим доступа:  /viewer/ istoriya-rossii-hh-nachala-hhi-veka-437457#2. Кириллов В.В. История России: учебник для СПО/ В.В. Кириллов, М.А. Бравина. –3-е изд.,перераб. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2024. – 502 с.  — (Серия: Профессиональное образование).- Режим доступа:  /viewer/istoriya-rossii-434006# 3. История России XX – Начала XXI века: учебник для СПО / под ред. Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2024. – 270 с. — Серия: Профессиональное образование. - Режим доступа:  viewer/istoriya-rossii-ХХ-nachala-XXI-veka-434007#4. Карпачев, С. П. История России: учеб. пособие для СПО / С. П. Карпачев.-2e изд., перераб. и доп.-М. : Издательство Юрайт, 2022.-248 с.- (Серия: Профессиональное образование).- Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/ istoriya-rossii-431898# 5.Сафонов ,А.А. История (конец ХХ – начал ХХI века): : учебник для СПО/ А.А. Сафонов, М.А.Сафонова. –2-е изд.,перераб. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2022. – 261 с.  — (Серия: Профессиональное образование)3.2.3. Дополнительные источники 1. Всеобщая история в 2 ч. Часть 2. История Нового и Новейшего времени: учебник для среднего профессионального образования /под редакцией Г.Д. Питулько. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 296 с.— (Профессиональное образование).- Режим доступа: viewer/vseobschaya-istoriya-v-2-ch-chast-2-istoriya-novo2. История России (1914-2015): учебник для СПО /под ред. М.В. Ходякова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 563 с.— (Серия: Профессиональное образование). — Режим доступа: viewer/istoriya-rossii-1914-2015-406275# 3.2.4.Интернет-ресурсы, в том числе ресурсы цифровой образовательной среды для использования в образовательнойдеятельности
  • Национальнаяэлектроннаябиблиотека.Режимдоступа: https://нэб.рф
  • Социальная сеть «ВКонтакте». Режим доступа:
  • Сервисвидеозвонков«ЯндексТелемост».Режимдоступа:
  • Национальнаяэлектроннаябиблиотека.Режимдоступа:
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Режим доступа:
  • Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов. Режим доступа:
  • Университетская электронная библиотека. Режим доступа: Infolio
  • Информационныйпортал«История».Режимдоступа:
  • Военнаялитература:собраниетекстов.Режимдоступа:
  • Родина: российский исторический иллюстрированный журнал. Режим доступа:
  • ИсторияРоссииоткнязейдоПрезидента.Режимдоступа:
  • ИсторияРоссииоткнязейдоПрезидента.Режимдоступа:
  • Онлайн-платформа «Цифровой образовательный контент». Режим доступа: