Рабочая программа курса "Мое Оренбуржье"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа курса "Мое Оренбуржье"
Автор: Горланова Валентина Васильевна
МБОУ Гирьяльская ООШ Беляевского района Оренбургской областиРабочая программавнеурочной деятельности в 1-4 классах «Моё Оренбуржье»в рамках ФГОС НООСоставитель: учитель начальных классовГорланова В.В. С Гирьял2025-2026гПояснительная запискаРабочая программа к курсу «Моѐ Оренбуржье» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного направления. Программа данного курса представляет систему духовно-нравственных занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа, во 2- 4 классах 34 часа (1 час в неделю). Программа реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом.Актуальность курса:Цели краеведческого образования в школе значительны и разнообразны. Именно они позволяют расширить и углубить знания учащихся о природе, населении, хозяйстве, истории своего города и района. Пробудить любовь к своей малой родине, к естественным наукам.Цель: воспитание любви, бережного отношения к своей семье, школе, родному краю; создание гуманистической атмосферы в классном коллективе как важнейшего условия нравственного и интеллектуального развития. Воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.Задачи:Изучение малой родины «Моё Оренбуржье» через понятие значения своего имени, фамилии, знакомство с родословной своей семьи, профессиями родителей, достопримечательностями своей улицы, села, района, области.Способствовать формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему своей страны, села, семьи.Содействовать воспитанию толерантного отношения детей к окружающим их людям.Развивать познавательный интерес обучающихся к истории родного края, расширять кругозор, обогащать словарный запас.Формировать исследовательскую культуру у детей младшего школьного возраста.Основное направление программы курса «Моё Оренбуржье» -исследовательская и практическая деятельность. Объектом этой деятельности становится окружающая действительность. Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне школы, самостоятельно и с помощью взрослых. Ученики развивают наблюдательность, учатся проводить исследования, сопоставлять факты. Формирование исследовательской культуры младших школьников начинается с достаточно интересного материала. Ребёнок пытается узнать, что означает его имя, фамилия. Он начинает исследовать. Для этого он просматривает энциклопедии, посещает библиотеку, вместе со своей семьёй составляет родословное древо. В ходе выполнения работы расширяется и обогащается кругозор и словарный запас младших школьников.Дети сначала узнают более подробно о своей семье, о профессиях родителей. Затем знакомятся со свой улицей, на которой находится их дом, исследуют свой микрорайон, родной посёлок, район, их достопримечательности. Знания, полученные в результате исследовательских работ, найдут применение на уроках не только окружающего мира, но и на уроках русского языка, математики, истории. В результате формируются универсальные учебные действия: умение планировать свою работу, умение оценивать имеющиеся знания и умения, умение находить необходимую информацию в разных источниках, выделять главное.Выполняя такие работы, учащиеся приобретают навыки коллективной деятельности, растут патриотами своего края. 1. Планируемые результатыЛичностные действия:Обучающийся научится и приобретёт:научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.Обучающийся получит возможность для формирования:основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина Оренбургского района, чувства сопричастности и гордости за свой край.мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Оренбургского района,;чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков;эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.Регулятивные действия:Обучающийся научится:планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.Обучающийся получит возможность:уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.Познавательные действия:Обучающийся научится:используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;узнавать символику Оренбургского края;описывать достопримечательности родного края;использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;работать с атласом, глобусом и картой;находить на карте свой регион и его главный город;устанавливать причинно‐следственные связи;строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;устанавливать аналогии.Обучающийся получит возможность:самостоятельно подбирать литературу по теме;осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;работать в семейных архивах.Коммуникативные действия:Обучающийся научится:понимать различные позиции других людей, отличные от его собственной;ориентироваться на позицию партнера в общении;4.учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.Обучающийся получит возможность:готовить и выступать с сообщениями;формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.Формы и режимы занятий:В процессе обучения необходимо создать условия для активности, самостоятельности и творчества детей, чтобы обучение превратилось в личную потребность. Занятие не должно быть жестко регламентировано и недостаточно эмоционально, не должно ограничивать детей в общении друг с другом. Для этого используются следующие формы занятий:Групповые, индивидуальные, комбинированные, экскурсии по селу, в парки, музеи, игры, соревнования – эстафеты, встречи с интересными людьми, викторины, акции.Программа рассчитана на 68 учебных часов (2 раза в неделю), включая теоретические и практические занятия, (в помещении и на местности). Режим работы в течение года не одинаков: зимой в пасмурные дни преобладают теоретические занятия, весной и осенью – практические.Основными итоговыми мероприятиями являются диагностика умений детей и их достижения через сообщения, проекты, доклады.Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению, истории, окружающему миру.Важная составляющая курса поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.Одним из вариантов показателей эффективности проектно-исследовательской деятельности краеведческой тематики являются результаты выступлений учащихся на конференциях, конкурсах, турнирах и т.д. (внешняя диагностика).У младших школьников, посещающих кружок к концу начальной школы формируются (внутренняя диагностика):- Учебно-познавательные компетенции:выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?», увидеть проблему, провести самоанализ, обоснованный выбор способа или метода, пути деятельности, планирование своей деятельности.- Информационные компетенции:Структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск информации по каталогам, контекстный поиск в Интернет, формулирование ключевых слов- Коммуникативные компетенции:Слушание и понимание других, выражение себя, нахождение компромисса, взаимодействие внутри группы.Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Именно проектно-исследовательская деятельность краеведческой тематики позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций Ожидаемые результаты Учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии России, а также овладеть следующими умениями и навыками:- самостоятельно подбирать литературу по теме;- работать в читальном зале библиотеки;- готовить и выступать с докладами и сообщениями;- работать в семейных архивах;- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;- сравнивать и обобщать факты;- воспитывать бережное отношение к своему краю, к школе.- воспитывать чувство гордости за свою малую родину, за успехи своих земляков.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕУ учащихся будут сформированы:•ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, на экскурсии, дома, на улице, в общественных местах;•понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;•понимание необходимости бережного отношения к природе;могут быть сформированы:•понимание значения изучения данной программы;•понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к одноклассникам;•понимание своей сопричастности к жизни страны;•понимание красоты окружающего мира.ПРЕДМЕТНЫЕ1. Краеведческие навыки и уменияУчащийся должен: запомнить и нарисовать то, что увидел в своей школе, школьном дворе, на ближайшей улице на прогулке и экскурсии; нарисовать свой класс, школьный этаж, в целом школу, школьный двор, свою улицу и свой дом на ней, растения и животных, которые имеются при школьном дворе, улице; рассказать о том, что увидел на прогулке или экскурсии по своей школе, пр. школьном дворе, ближайшей улице, что находится в твоем классе, на этажах, как внешне выглядят школьный двор, улица, что интересного можно там увидеть, каков растительный и животный мир, Рассказать об учителях и учениках своей школы. Находясь на природе, не оставлять после себя мусора, не нарушать ее покоя. В прогулках и экскурсиях вокруг школы, не засорять территорию двора, ближайшей улицы, зеленую зону, по которым проходят маршруты; не рвать, не ломать растений, не пугать животных, не причинять им вреда. Играть в простейшие игры на знание того, что увидел не прогулке или экскурсии, проводить викторины: "Знаешь ли ты свою школу?", "Знаешь ли ты свою улицу?" и т.п.2. Туристские навыки и умения.Что одеть на прогулку или экскурсию.Одеваться по погоде. Важно, чтобы тело было защищено от холода, ветра, действия солнечных лучей, дождя.В чем и как носить необходимые для питания на экскурсии или прогулке продукты и вещи.Походной сумкой может быть любая сумка, которую можно надеть через плечо и носить на боку или спине. Она может служить для ношения вещей и продуктов питания на экскурсии или прогулке. Одна сумка может быть на двух человек. Первоклассник должен знать как ее носить и как в нее укладывать вещи и продукты.Как правильно расположиться на месте отдыха (привале) для питания и игр.Каждая группа располагается на отведенном для нее учителем месте. Складывает свои вещи. Играет в подвижные игры. Заслушиваются рассказы родителей и знатоков. Перед уходом собирается с места привала весь мусор.Как ориентироваться в своей школе и в рядом расположенных улицах.Что находится на каждом этаже школы. Как короче пройти от своего класса до столовой, спортивного и актового зала, учительской, библиотеки, пионерской комнаты и т. д., где находится твой дом, если смотреть от школы или из окна класса.Как правильно ходить на прогулке или экскурсии. 3. Правила безопасности на прогулках и экскурсияхГлавное правило: слушаться старших и хорошо себя вести.Первоклассники слушаются старших: сразу выполняют их требования, напоминают своим товарищам о требованиях взрослых. Стараются на прогулках и экскурсиях по территории своей школы, близ лежащих улиц и зеленой зоны соблюдать порядок и тишину; выполняют любые дела только с разрешения взрослых. Правила перехода улицы: по какой части улицы и по какой стороне должен ходить пешеход, чтобы не мешать другим пешеходам; правила перехода улицы со светофором, регулировщиком, без светофора и регулировщика. Пользование транспортом.Как быстро и организованно сесть в транспорт для проезда на прогулку или экскурсию в ближайшую зеленую зону или другое достопримечательное место, быстро и организованно выйти из транспорта, как надо себя вести в общественном транспорте.Осторожное поведение на прогулке и экскурсии — это внимательное наблюдение за дорогой и аккуратное преодоление встречающихся препятствий (канавка, рытвина, куст и т.д.). МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРегулятивныеУчащиеся научатся:•понимать свое продвижение в овладении содержанием программы;•понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.Учащиеся могут научиться:•осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий;•замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.ПознавательныеУчащиеся научатся:применять туристско-бытовые навыки;вести краеведческие наблюдения;играть в подвижные игры;•понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;•называть и различать окружающие предметы и их признаки;•устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).Учащиеся могут научиться:•осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;•сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;•группировать различные предметы по заданному признаку.КоммуникативныеУчащиеся научатся:•участвовать в диалоге при выполнении заданий;•оценивать действия одноклассников.Учащиеся могут научиться:•осуществлять взаимопроверку при работе в паре;•сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.Содержание КУРСА «Моё Оренбуржье»1 (33ч) – 2 класс 34 часаТематический цикл: «Наша Родина - Россия» (2 часа) Тематика занятий: Наша Родина – Россия. Государственные символы. Моя Родина. Столица нашей родины – Москва. Цель изучения цикла: понятие Родина, столица нашей родины.Тематический цикл: «Моя школа» (2 часа) Тематика занятий: обзорная экскурсия посещение школьного музея, библиотеки, классных кабинетов, столовой, спортзала. Правилами поведения в школе. Дорога в школу (рисунки). ПДД. Безопасный путь в школу. Цель изучения цикла: знакомство с Правилами поведения в школе, безопасный путь от дома в школу, из школы домой. Тематический цикл: «Природа и мы» (Осень) (1 час) Тематика занятий: обзорная экскурсия, наблюдение за природой родного края. Пословицы, загадки, ребусы об осени. Рисунки и поделки «Краски осени»Тематический цикл: «Моё село» (3 часа) Тематика занятий: Моё родное село. Улицы села. Урок-экскурсия по улицам села. Фотовыставка «Моё село». История моего села. Традиции моего села. Профессии людей на селе. Посещение детской библиотеки. Памятные места моего села. Экскурсия. Подготовка презентаций по итогам экскурсий. Защита работ. Цель изучения цикла: обогащение понятия «село» историко-культурным и экологическим содержанием.Тематический цикл: «Моя семья» (3 часа) Тематика занятий: Что такое семья? Моё имя. Мои родители. Моя бабушка. Мой дедушка. Моя родословная. Конкурс рисунков (или фотоколлажей) «Загляните в семейный альбом». Профессии моих родителей. Экскурсия на предприятия, где работают родители. Увлечения моей семьи. Цель изучения цикла: изучение истории своей семьи, моего имени, осознание родственных связей и отношений в семье, знакомство с основами генеалогии. Тематический цикл: «Символ Оренбуржья» (1час). Тематика занятий Оренбургский пуховый платок. Беседа о зарождении Оренбургского пуховязального промысла. Прослушивание песни «Оренбургский платок» Презентация «Оренбургский пуховый платок». Демонстрация, вязанных изделий местных умельцев села Яман. Рисунки детей «Платок для мамы». Цель изучения цикла: познакомить с зарождением Оренбургского пуховязального промысла, разнообразием видов вязанных шалей, показать красоту и неповторимость изделий, пробуждение эмоционально-ценностного отношения к культурному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие.Тематический цикл: «Новогодние традиции» (2 часа) Тематика занятий История празднования Нового года в России, знакомство с указом Петра I о праздновании новогодней елки. Конкурс поделок и рисунков, изготовление масок, плакатов. Цель изучения цикла: знакомство с традициями Тематический цикл: «Природа и мы» ( Зима) (2 часа). Тематика занятий Наблюдение за природой родного края. Зимние забавы. Пословицы, загадки, ребусы о зиме. Рисунки и поделки «Краски зимы» Цель изучения цикла: формирование представлений о зимней природе родного края, о неповторимой красоте нашей малой Родины.Тематический цикл: « Моя школа - моя судьба» (2 часа) Тематика занятийИстория и традиции моей школы. Показ видеофильма о школе. Конкурс рисунков «Моя школа». Выполнение коллективной работы (макета, коллажа, презентации и т.п.). Рассказ о судьбе медалистов своей школы. Сочинение на тему «Моя школа в будущем». Интересные истории из школьной жизни родителей. Разучивание песен и стихов о школе. Цель изучения цикла: изучение традиций родной школы, привитие любви к родной школе, воспитание дружеского отношения к одноклассникам, создание условий для позиционирования учащимися себя членами большой школьной семьи.Тематический цикл: «Три войны: ВОВ, Афганская, Чеченская» (1 час) Тематика занятий, Защитники Отечества, Воины – интернационалисты нашего села (биография), Пословицы о родине, стихи о родине. Открытка поздравление ко дню Отечества.Тематический цикл: «Птицы наши друзья» ( 1 час). Тематика занятий Птичья столовая Беседа «Помоги птицам», заготовка кормушек. Проект «Птицы наши друзья». Цель изучения цикла: знакомство с зимующими птицами нашего края, формирование представлений о трудностях в жизни зимующих птиц, Цель изучения цикла: воспитание чувства заботы о «Братьях наших меньших», воспитание экологической культуры.Тематический цикл: «Знаменитые люди Оренбуржья» (5 часов) Тематика занятий Знакомство с историей Оренбуржья . П. И. Рычков, И. К. Кирилов, В. Н. Татищев, И. И. Неплюев. Знакомство с биографией и творчеством Мусы Джалиля (презентация)Подвиг Мусы Джалиля (видеофильм). Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, интересными людьми. Выставка работ местных умельцев Выставка работ. Бисероплетение. Вязание крючком игрушки. Плетение из ивовых прутьев (стол, дет кроватка, стулья, корзины) Цель изучения цикла: пробуждение эмоционально-ценностного отношения к культурному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие.Тематический цикл: «Природа и мы» (Весна) (1 час) Тематика занятий Наблюдение за природой родного края. Пословицы, загадки, ребусы о весне. Рисунки и поделки «Краски весны» Цель изучения цикла: формирование представлений о весенней природе родного края, о неповторимой красоте нашей малой Родины.Тематический цикл: «Что дает наш край стране» (2 часа) Тематика занятий: Хлеб - всему голова. Беседа «Оренбуржье – хлебный край» Презентация о хлебе. Презентация «Хлеб да вода — здоровая еда». Стихи, загадки, пословицы о хлебе. Проект «Хлеб да каша, пища наша». Цель изучения цикла: бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба.Тематический цикл: «Достопримечательность Оренбурга». (2 часа) Тематика занятий: Национальная деревня. Жители моего края: народы и их традиции. Экскурсия. Цель изучения цикла: пробуждение эмоционально-ценностного отношения к культурному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие.Тематический цикл: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». (1 час). Тематика занятий: Исторические события из жизни односельчан в годы войны. Стихи о войне, рассказы о героях села, презентации и проекты о семейных героях. Экскурсии к памятнику Вечно живым.Тематический цикл: «Растительный и животный мир моего края». (2 часа) Тематика занятий: Видовой состав растительного и животного мира. Заповедные зоны. Красная книга. Крупные реки Оренбуржья Фотовыставка «Братья наши меньшие». Растения и животные Оренбургских степей и лесостепей. Животноводство и Растениеводство в Оренбургской области. Викторина «В мире животных». Подготовка презентаций по теме «Фауна и флора Оренбуржья». Цель изучения цикла: формирование представлений о растительном и животном мире родного края, знакомство с представителями фауны и флоры региона, с охраняемыми видами.Обобщение и систематизация знаний: итоговое занятие. (1 час) Что узнали, чему научились.Тематическое планирование 1,3 класс.Содержание КУРСА «Моё Оренбуржье»3 – 4 класс 34 часаТематический цикл: «Наша Родина - Россия» (2 часа) Тематика занятий: Наша Родина – Россия. Государственные символы. Моя Родина. Столица нашей родины – Москва. Цель изучения цикла: понятие Родина, столица нашей родины.Тематический цикл: «Моя школа» (2 часа) Тематика занятий: обзорная экскурсия посещение школьного музея, библиотеки, классных кабинетов, столовой, спортзала. Правилами поведения в школе. Дорога в школу (рисунки). ПДД. Безопасный путь в школу. Цель изучения цикла: знакомство с Правилами поведения в школе, безопасный путь от дома в школу, из школы домой. Тематический цикл: «Природа и мы» (Осень) (1 час) Тематика занятий: обзорная экскурсия, наблюдение за природой родного края. Пословицы, загадки, ребусы об осени. Рисунки и поделки «Краски осени»Тематический цикл: «Моё село» (3 часа) Тематика занятий: Моё родное село. Улицы села. Урок-экскурсия по улицам села. Фотовыставка «Моё село». История моего села. Традиции моего села. Профессии людей на селе. Посещение детской библиотеки. Памятные места моего села. Экскурсия. Подготовка презентаций по итогам экскурсий. Защита работ. Цель изучения цикла: обогащение понятия «село» историко-культурным и экологическим содержанием.Тематический цикл: «Моя семья» (3 часа) Тематика занятий: Что такое семья? Моё имя. Мои родители. Моя бабушка. Мой дедушка. Моя родословная. Конкурс рисунков (или фотоколлажей) «Загляните в семейный альбом». Профессии моих родителей. Экскурсия на предприятия, где работают родители. Увлечения моей семьи. Цель изучения цикла: изучение истории своей семьи, моего имени, осознание родственных связей и отношений в семье, знакомство с основами генеалогии. Тематический цикл: «Символ Оренбуржья» (1час). Тематика занятий Оренбургский пуховый платок. Беседа о зарождении Оренбургского пуховязального промысла. Прослушивание песни «Оренбургский платок» Презентация «Оренбург-ский пуховый платок». Демонстрация, вязанных изделий местных умельцев села Яман. Рисунки детей «Платок для мамы». Цель изучения цикла: познакомить с зарождением Оренбургского пуховязального промысла, разнообразием видов вязанных шалей, показать красоту и неповторимость изделий, пробуждение эмоционально-ценностного отношения к культурному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие.Тематический цикл: «Новогодние традиции» (2 часа) Тематика занятий История празднования Нового года в России, знакомство с указом Петра I о праздновании новогодней елки. Конкурс поделок и рисунков, изготовление масок, плакатов. Цель изучения цикла: знакомство с традициями Тематический цикл: «Природа и мы» ( Зима) (2 часа). Тематика занятий Наблюдение за природой родного края. Зимние забавы. Пословицы, загадки, ребусы о зиме. Рисунки и поделки «Краски зимы» Цель изучения цикла: формирование представлений о зимней природе родного края, о неповторимой красоте нашей малой Родины.Тематический цикл: « Моя школа - моя судьба» (2 часа) Тематика занятийИстория и традиции моей школы. Показ видеофильма о школе. Конкурс рисунков «Моя школа». Выполнение коллективной работы (макета, коллажа, презентации и т.п.). Рассказ о судьбе медалистов своей школы. Сочинение на тему «Моя школа в будущем». Интересные истории из школьной жизни родителей. Разучивание песен и стихов о школе. Цель изучения цикла: изучение традиций родной школы, привитие любви к родной школе, воспитание дружеского отношения к одноклассникам, создание условий для позиционирования учащимися себя членами большой школьной семьи.Тематический цикл: «Три войны: ВОВ, Афганская, Чеченская» (1 час) Тематика занятий, Защитники Отечества, Воины – интернационалисты нашего села (биография), Пословицы о родине, стихи о родине. Открытка поздравление ко дню Отечества.Тематический цикл: «Птицы наши друзья» ( 1 час). Тематика занятий Птичья столовая Беседа «Помоги птицам», заготовка кормушек. Проект «Птицы наши друзья». Цель изучения цикла: знакомство с зимующими птицами нашего края, формирование представлений о трудностях в жизни зимующих птиц, Цель изучения цикла: воспитание чувства заботы о «Братьях наших меньших», воспитание экологической культуры.Тематический цикл: «Знаменитые люди Оренбуржья» (5 часов) Тематика занятий Знакомство с историей Оренбуржья . П. И. Рычков, И. К. Кирилов, В. Н. Татищев, И. И. Неплюев. Знакомство с биографией и творчеством Мусы Джалиля (презентация)Подвиг Мусы Джалиля (видеофильм). Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, интересными людьми. Выставка работ местных умельцев Выставка работ. Бисероплетение. Вязание крючком игрушки. Плетение из ивовых прутьев (стол, дет кроватка, стулья, корзины) Цель изучения цикла: пробуждение эмоционально-ценностного отношения к культурному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие.Тематический цикл: «Природа и мы» (Весна) (1 час) Тематика занятий Наблюдение за природой родного края. Пословицы, загадки, ребусы о весне. Рисунки и поделки «Краски весны» Цель изучения цикла: формирование представлений о весенней природе родного края, о неповторимой красоте нашей малой Родины.Тематический цикл: «Что дает наш край стране» (2 часа) Тематика занятий: Хлеб - всему голова. Беседа «Оренбуржье – хлебный край» Презентация о хлебе. Презентация «Хлеб да вода — здоровая еда». Стихи, загадки, пословицы о хлебе. Проект «Хлеб да каша, пища наша». Цель изучения цикла: бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба.Тематический цикл: «Достопримечательность Оренбурга». (2 часа) Тематика занятий: Национальная деревня. Жители моего края: народы и их традиции. Экскурсия. Цель изучения цикла: пробуждение эмоционально-ценностного отношения к культурному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие.Тематический цикл: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». (1 час). Тематика занятий: Исторические события из жизни односельчан в годы войны. Стихи о войне, рассказы о героях села, презентации и проекты о семейных героях. Экскурсии к памятнику Вечно живым.Тематический цикл: «Растительный и животный мир моего края». (2 часа) Тематика занятий: Видовой состав растительного и животного мира. Заповедные зоны. Красная книга. Крупные реки Оренбуржья Фотовыставка «Братья наши меньшие». Растения и животные Оренбургских степей и лесостепей. Животноводство и Растениеводство в Оренбургской области. Викторина «В мире животных». Подготовка презентаций по теме «Фауна и флора Оренбуржья». Цель изучения цикла: формирование представлений о растительном и животном мире родного края, знакомство с представителями фауны и флоры региона, с охраняемыми видами.Обобщение и систематизация знаний: итоговое занятие. (1 час) Что узнали, чему научились.Тематическое планирование 3-4 класс Список литературы.Список литературы для учителяАнтошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис пресс, 2003.Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. М.: Генезис, 2004.Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /ОС. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. 2009. -№17. - 9 - 13с,Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. М.:Вако, 2007Концепция патриотическою воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. 2005. - №1. - 147с. Концепция духовно нравственного воспитания российских школьников [Текст] - М.: Просвещение, 2009. - 35с.Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова - Волгоград: изд. «Учитель», 2001.О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитаниешкольников. 2009. - №8 - 10 -16с.Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программаобразовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. - М.: Просвещение, 2010. 191., 204с. Наглядные пособия:Географические и исторические карты.Гербарии, коллекции насекомых, микропрепараты. Изобразительные наглядные пособия – таблицы. Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной и праздничной жизни и многое другое из жизни общества.