ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОО


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОО
Автор: Глазырина Татьяна Анатольевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад № 25 "Солнышко" города Белово"Консультация для педагогов «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОО» Составила воспитатель Глазырина Татьяна Анатольевна Белово 2025Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. В последнее время наблюдается самоустранение многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Связано это с тем, что одни родители заняты своей карьерой, другие воспринимают дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, такие родители перекладывают всю ответственность по вопросам воспитания и обучения на детский сад. Однако в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Поэтому одной из важных задач стоящей перед детским садом является оказание квалифицированной помощи семьям воспитанников через организацию нетрадиционных форм работы с родителями. Понятие «Интерактивные формы взаимодействия» Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Традиционные: 1. Наглядная пропаганда. 2. День открытых дверей. 3. Беседы. 4. Консультации. 5. Родительские собрания. 6. Родительские конференции. В современном обществе дошкольного воспитания работники дошкольного учреждения ищут новые нетрадиционные формы работы с родителями. «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду . Виды интерактивного взаимодействия1. Семейные клубы. Организация семейного клуба1. Работа Семейного клуба осуществляется на базе детского сада. 2.Заседания клуба проводятся для родителей и детей, после проведения каждого заседания Семейного клуба оформляется протокол. 3.Планирование разрабатывается в соответствии с пожеланиями и запросами родителей. 4.Формы организации работы Семейного клуба: мероприятия, психологические тренинги, анкетирование, конкурсы, видео просмотры по организации жизни детей в ДОУ, консультации, разработка информационных буклетов, круглый стол 5.Работа Семейного клуба длится в течение года. Заседания Семейного клуба проводятся - 1 встреча в две недели, а организованные мероприятия 1 раз в квартал. 2. Родительская почта. Почтовый ящик для обращений и писем от родителей педагогам и специалистам дошкольного учреждения, где каждый родитель может обратиться к воспитателю детского сада по интересующей проблеме, касаемо воспитания и развития собственного ребенка. В письмах можно будет спросить, задать любой вопрос, поделиться проблемой, либо поделиться полезной информацией, либо поблагодарить, пожелать, поздравить, предложить и многое другое. Ответ будет размещен на стенде с информацией для родителей. 3. Встречи за круглым столом. Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. Встречи за Круглым столом расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации. 4. Презентация дошкольного учреждения. Знакомство родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности ребенка. В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами 5. Дежурства родителей. Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенная помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений. В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения или замечания они могут высказать воспитателю, заведующему, 6. Тематические выставки. Создаются как для родительского коллектива всего детского сада, так и для родителей одной группы. К их оформлению можно привлекать самих родителей: поручить подбор материала по определенной теме.7.Устный журнал. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут. Важно, чтобы достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представлял значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием аудио записей, выставками рисунков, поделок, книг. Примерные темы Устных журналов, предлагаемые педагогами: «У порога школы», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и другие. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей. 8. «Дни добрых дел». Доверительные отношения между родителями и воспитателями можно установить в совместной деятельности. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании развивающей предметно – пространственной среды в группе, налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. 9.Семейный вернисаж, фотовыставки. Такие, как «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья - здоровый образ жизни». выставка - стенд «Семья глазами ребенка», где дети делятся своими мечтами. Это заставляет родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям. 10.Видеофильмы. Которые создаются по определенной тематике, например, «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду». 11.Тематические акции. Тематические акции – это еще одна из интерактивных форм работы с родителями. Они направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи семейного воспитания: Физическое развитие ребенка; Трудовое и патриотическое воспитание; Формирование экологической культуры; Подготовка к семейной жизни и другие. Заключение Разнообразие интерактивных форм с родителями позволяет педагогам улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей. Цель интерактивного взаимодействия – обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условий для диалога. Нетрадиционные формы работы - это эффективный способ обогащать и пополнять знания родителей в воспитании детей. Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.