Проект "Мы память бережно храним"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "Мы память бережно храним"
Автор: Степанова Юлия Григорьевна

БУ «Урмарский комплексный центр социального обслуживания населения» Министерства труда и социальной защиты Чувашской РеспубликиОтделение диагностики и социальной реабилитации несовершеннолетних Проект по патриотическому воспитанию«Мы память бережно храним …»2025 год – Год памяти и славы.Автор проекта: специалист по работе с семьей Степанова Ю.Г.Урмары 2025Информационная карта проектаЦель проекта: формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения обучающихся, педагогов, родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию.Задачи проекта развивать:
  • патриотические чувства и сознание воспитанников;
  • воспитывать удетей ценности гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющие модель их жизненного поведения;
  • сохранять и развивать чувства гордости за свое страну и народ;
  • изучать героическое прошлое нашей страны;
  • воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • подготовиться к достойной встрече 75-летия Победы;
  • совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;
  • формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
  • утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений.Направления деятельности: историко-краеведческое-духовно- нравственное-гражданско-патриотическое- героико-патриотическоеЮридический и фактический адрес: п. Урмары, ул. Молодежная, 2.Сроки проекта: январь 2025 – декабрь 2025СодержаниеАктуальность проектаОснование для разработки проектаЦель и задачи проектаСроки и этапы реализации проектаОжидаемые результаты проектаМеханизм реализации проектаОсновные направления проектаИнформационные, технические ресурсы проектаМетодическое обеспечение проектаМероприятия по реализацииНаучная новизна проектаТеоретическая значимость проектаПрактическая значимость проектаОценка эффективности проектаЭкономичность проектаСписок литературыАктуальность проекта.«…даже само слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное значение. Это чувство гордости перед своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения» В.В.Путин.Развитие российского государства и общества, модернизация общего образования и введение федеральных государственных стандартов второго поколения ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения.В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества. Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает президент Российской Федерации, отмечая, что «...грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с патриотическим воспитанием молодежи. Эта тема вечная, но очень сложная».Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность школы, общественных объединений и организаций по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию учащихся именно как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения и воспитания делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе. Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего отечества.В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, наш проект, который направлен на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, мы считаем особенно актуальным.Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с раннего детства.Актуальность проекта бесспорна: в 2020 году будет 75 лет – со Дня Победы.  Казалось бы, совсем немного, на самом деле – целая вечность. Ветераны, некогда ходившие целыми колоннами на парадах и шествиях, звеня орденами и медалями, нынче растворились в людской массе: иногда по праздникам можно увидеть немногочисленный состав пожилых людей с орденскими планками и медалями на груди. Их осталось очень мало. Время  неумолимо стирает связующие нити с прошлым.  А страна пожинает плоды бездушия, цинизма и абсолютного незнания исторической правды представителями «потерянного»  поколения, которому не прививалось патриотическое воспитание. Было и такое время.  Поэтому, ради нашего прошлого, настоящего и будущего, надо сделать все возможное, чтобы не было у нас больше  поколений – «Иванов, не помнящих родства».В преддверии празднования 75-летия Победы нужно еще раз, еще много раз прикоснуться к истории – истории нашего героического народа. Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становиться содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Именно здесь сохраняется нить поколений педагогов, выпускников, родителей, всех тех, кто причастен к процессу обучения и воспитания. Обращение к духовному опыту предшествующих поколений – важнейший фактор формирования нравственности и патриотизма.Я, как автор проекта «Мы память бережно храним…»уверена, что при его реализации в детях будет заложено начало понимания высоких гражданско - патриотических чувств: любовь к Отечеству, чувство гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения, чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине.Проект «Мы память бережно храним…»разработан в соответствии программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2020 года». Он содержит серьёзную и системную работу по формированию нравственных качеств личности воспитанников, работу ума, души и сердца ребёнка. Необходимо создавать условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, которые являются ярким примером служения своей семье, краю.Основание для разработки проекта:
  • Конвенция ООН о правах ребёнка.
  • Конституция РФ.
  • Закон РФ "Об образовании".
  • Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
  • Цель проекта:формирование у воспитанников гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения воспитанников, специалистов, родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию.
  • Задачи проекта:
  • развивать патриотические чувства и сознание воспитанников;
  • воспитывать у воспитанников ценности гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющие модель их жизненного поведения;
  • сохранять и развивать чувства гордости за свое страну и народ;
  • изучать героическое прошлое нашей страны;
  • воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • подготовиться к достойной встрече 75-летия Победы;
  • совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения воспитанников, их творческой активности;
  • формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого воспитанника верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
  • утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений.
  • Сроки и этапы проекта
  • Проект реализуется с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 годаОжидаемые результаты проекта.Реализация проекта будет способствовать:
  • повышение ценностного отношения воспитанников отделения помощи семье и детям к проблемам патриотического развития;
  • совершенствованию действующей системы работы отделения помощи семье и детям по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
  • использованию эффективных форм патриотического воспитания детей в 2020 году в отделении помощи семье и детям.
  • Ожидаемые результаты проекта, их социальная и воспитательная значимостьВ результате реализации проекта ожидается:- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;- повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне;- приобщение воспитанников к боевым и трудовым традициям народа;-вовлечение воспитанников в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность;- в познавательной сфере: развитие творческих способностей воспитанников;- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;- в духовно-нравственной сфере: осознание воспитанниками высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:
  • Создание информационного стенда по патриотическому воспитанию.
  • Развитие у детей чувства любви к Родине, родному краю, школе.
  • Формирование у детей готовности к защите Родины.
  • Воспитание уважения детей к подвигу ветеранов войны.
  • Активизация творческого потенциала воспитанников.
  • Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.
  • Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья воспитанников, повышение эффективности деятельности по охране здоровья воспитанников.
  • Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию воспитанников.
  • Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию детей:
  • ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО.
  • ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА.
  • ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА.
  • СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ.
  • Механизм реализации проекта.Основные принципы организации патриотического воспитания:Принцип целостно-смыслового равенства.У специалиста по работе с семьей и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой, же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.Основные направления проекта.гражданско-патриотическое – формирование постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга;историко – краеведческое – формирование гордости к историческому прошлому своей Родины, уважения к традициям предков;героико – патриотическое – знакомство с историческими и знаменательными датами в истории государства, воспитание чувства гордости к героическому прошлому предков;духовно – нравственное – понимание и осознание воспитанниками высоких нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни.Формы работы, используемые при реализации проекта:
  • мероприятия: смотры-конкурсы; выставки.
  • мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры и
  • круглые столы; классные часы, беседы, диспуты, викторины.
  • коллективные творческие дела.
  • возложение венков к памятнику погибшим в годы войны.
  • спортивные состязания.
  • встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими.
  • экскурсии.
  • презентации.
  • изучение истории и культуры родного края.
  • взаимосвязь с субъектами образовательной деятельности;
  • Информационные ресурсы.Информационная база учреждения, специальная литература, сайт учреждения, позволит всегда найти необходимую информацию, транслировать ход реализации проекта.Технические ресурсы.Техническое обеспечение учреждения. А конкретно в учреждении имеется:.
  • Мультимедийное оборудование.
  • Фотоаппарат
  • Музыкальный центр, телевизор.
  • Методическое обеспечение проекта.Методическое обеспечение проекта предполагает:
  • Использование комплекса методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия их форм и методов работы.
  • Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного опыта.
  • Активное использование метода коллективно-творческого дела.
  • метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, различные методики изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на воспитание (анкетирование).Мероприятия по реализацииНаучная новизна проекта.Научная новизна проекта состоит в том, что:- на основе анализа нормативно-правовой базы организации патриотического воспитания воспитанников во внеурочной деятельности и обобщения опыта данной работы будет разработана современная организационно-методическая модель данного направления воспитания;- будут разработаны и апробированы критерии оценки результатов и эффективности патриотического воспитания в системе внеурочной работы отделения помощи семье и детям, позволяющие целенаправленно модернизировать содержание, формы и методы патриотического воспитания в зависимости от его целей.Теоретическая значимость проекта.Теоретическая значимостьрезультатовпроектазаключается в том, что обоснованные в нем основные тенденции развития патриотического воспитания воспитанников во внеурочной деятельности могут стать важным ориентиром для создания проектов другими учреждениями данной сфере;нормативно-правовая база, разработанная в процессе формирования системы патриотического воспитания – может быть использована при разработке подобных моделей в других образовательных учреждениях социальное обслуживание семей и детей Практическая значимость проекта.
  • авторский подход к формированию информационной составляющей патриотического воспитания сможет продемонстрировать новые возможности при формировании патриотического характера мировоззрения у воспитанников.
  • Оценка эффективности проектаОценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.Нравственно-духовные параметры:1. сформированность гражданских навыков:- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;- умение принимать и защищать свои решения;- готовность к участию в общественных делах;- готовность к образованию;2. сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:- патриотизм и любовь к Родине;- права и свободы человека и гражданина;- знание символики Российской Федерации;- национальное самосознание;- уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.Количественные параметры:1. включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;2. качество отношений воспитанников друг к другу.3. участие воспитанников в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;4. Количество мероприятий, проводимых по гражданско-патриотическому воспитанию5. 100% участие воспитанников, участвовавших в мероприятиях, в спортивных играхСписок литературы.
  • Бурлаков А.И., Похилюк А.В. О некоторых особенностях современных условий формирования патриотического сознания молодежи// Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. СПб., 2002.
  • Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе/ А. Быков // Воспитание школьников. – 2006. – № 6. – С. 5 – 11.
  • Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 8 – 11.
  • Информационно-методическое издание для преподавателей “Основы безопасности жизнедеятельности”, № 1-12, М.2000 г.
  • Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий//Социс, №8,2006
  • Лукьянова В.П. Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы: Дис. канд. пед. наук. М., 2003.
  • Малякова Н. Школа, где все мальчики готовятся служить в Армии / Н. Малякова // Воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 12 – 15.
  • Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия / В. Микрюков // Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 2 – 8.
  • Научно-популярный журнал “Военные знания” № 1-12, 2000 г. М.
  • Нечаев М. П. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2010. – № 7. – С. 20 – 26.
  • Савина Н. Н. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 28 – 33.
  • Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи// Социс, №4,2007; с. 37-43
  • Тяжельникова Е. Ю. «Граждановедение» как средство социализации школьников: воспитание в учебном процессе / Е. Ю. Тяжельникова // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 25 – 27.
  • Устякин В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла. Дис. канд. пед. наук. М., 2006.
  • 15. Кудрявцев Л.Д.Современное общество и нравственность. М., “Наука”, 2000г. 16. Крючков Ю.А.Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.