Если с книгой дружить
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Если с книгой дружить
Автор: Вялкова Олеся Витальевна
Игра-викторина«Если с книгой дружат, то живут не тужат!»Подготовила и провела: Вялкова О.В.Цели: повторить изученные произведения; воспитывать интерес к литературным произведениям; прививать любовь к чтению и бережное отношение к книгам; развивать устную речь, внимание, память.Ресурсы: иллюстрации из сказок, рисунки сказочных героев, книги, конверты с материалом к конкурсу «Пословицы и поговорки», портреты писателей и поэтов, стулья, пиджаки, альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры.Ход викториныВедущая: - Угадайте: Кто, молча учит, Без языка, а обо всем говорит? Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком, Разговаривает с нами Терпеливым языком.Обуч-ся: Это книги.Ведущая: - Правильно. (Обращает внимание обуч-ся на выставку книг.) Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище и, бывает, что не всегда ценим и бережём ее. Но вдумайтесь, ведь книга – это надежное средство передачи знаний от поколения к поколению. Книги не только знакомят нас с прошлым, но и позволяют разобраться в настоящем и, словно крылья, уносят нас в будущее. Это единственная «машина времени», с помощью которой можно совершать увлекательные путешествия. Со страниц книги перед нами встают и Древний Рим, и старая Русь. Книга позволяет побывать в любых частях земного шара, познакомиться с жизнью замечательных людей. Книга – источник знаний, бодрости духа.Сейчас я вам кратко расскажу историю рождения книг, ведь они живут уже несколько тысяч лет. Но не всегда они были такими, какими мы видим их сегодня. Печатные книги возникли не сразу,Писец переписывал каждую фразу,Глаза уставали, дрожала рука.И так продолжалось века и века. - В старину люди очень ценили книги. Они стоили дорого, так как создавались медленно, ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строку за строкой. Писал летописец гусиным пером или острой палочкой на папирусе, бересте или пергаменте (тонкой телячьей коже). Труд летописца был очень тяжёл.Без людей, без друзей, в одиночкуОн на строчку нанизывал строчку.Перепишет всего пару книгИ, глядишь, уже дряхлый старик. - И вот 10 веков назад во всех европейских странах, в том числе и в России, стали изготавливать бумагу. Более 400 лет назад в России Иван Фёдоров и его помощники стали печатать первые книги. И вот, наконец, наступил этот срок,Когда был придуман печатный станок.И стала доступною книга в сто крат,И был человек очень этому рад.Машина умнела, умнела, а нынеДоверили книгу великой машине,Чтоб мы получили книгу, над нейПоработало очень много людей. - Сама машина, даже самая умная, одна сделать для нас книгу не сможет. Люди, каких профессий прикладывают немало сил для создания книги? (ответы учеников).Чтобы сделать бумагу, трудятся лесорубы и сплавщики (ведь бумагу для книг делают из древесины). Писатели, поэты, учёные пишут тексты, художники рисуют иллюстрации. Наборщики, переплётчики и ещё многие другие люди создают книги в типографии. Как видите, печатный станок помогает людям сделать книгу, но главным всё-таки остается труд человека.Книга прошла нелёгкий и длинный путь, прежде чем попасть к нам. Нельзя обращаться с ней небрежно.Если каждый из ребятТебе бы надо уважатьПорвёт листы, обложку,Труды их и заботы –Во что же книгу превратятБеречь и книгу, и тетрадь,Ребята понемножку?Не мять, не пачкать, не трепатьЧтоб книги были у детейСтраницы, переплёты.В библиотеке, в школе,Нам книги – лучшие друзья,Трудились множество людейОни дают нам счастье.На фабрике и в поле.А эта книга – и моя,Трудились твой отец и мать.Да и твоя отчасти!Ведущая: - Спасибо за ваше внимание. А сейчас конкурсы для вас:Конкурс №1 «Пословицы и поговорки»Ведущая: - Существует много пословиц, поговорок о книге, чтении. Вспомните и соберите пословицы и поговорки из предложенных слов, как можно больше.Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.Нужно уметь читать между строк.Без книги, как без солнца, и днем темны оконца.Книга — лучший подарок.Книга – твой друг, без нее как без рук.С книгою жить – век не тужить.Книга мала, а ума придала.Кто много читает, тот много знает.С книгой поведешься – ума наберешься. Конкурс № 2 «Писатели и поэты»Ведущая: – У любой книги есть свой автор. Сейчас вам будут представлены портреты писателей и поэтов, а вам нужно будет назвать их фамилии (С.Я. Маршак, С.В. Михалков, Ш. Перро, А.С. Пушкин, Н.Н. Носов, К.И. Чуковский, И.А. Крылов, Г.Х. Андерсен, А. Барто.)Конкурс № 3 «Хорошо ли ты знаешь сказки?»Ведущая: - Я сейчас буду показывать иллюстрации из сказок, а вы по очереди определять и называть сказки.Конкурс №4 «Отгадай загадку»Ведущая: - Назовите произведение и автора. Скорей бы приблизился вечерИ час долгожданный настал,Чтоб мне в золоченой каретеПоехать на сказочный бал.Никто во дворце не узнает,Откуда я, как я зовусь.Но только лишь полночь настанет,К себе на чердак я вернусь.(«Золушка», Ш. Перро.) С букварем шагает в школу Деревянный мальчуган.Попадает вместо школыВ полотняный балаган.Как зовется эта книжка?Как зовется сам мальчишка?(«Золотой ключик, или Приключения Буратино», А. Толстой.) Сейчас потолкуемО книжке другой –Тут синее море,Тут берег морской…Старик вышел к морю,Он невод забросит, кого-то поймает, Чего-то попросит.О жадной старухеРассказ тут пойдет.А жадность, ребята,К добру не ведет…И кончится делоВсе тем же корытом,Но только не новым,А старым, разбитым.(«Сказка о рыбаке и рыбке», А. С. Пушкин.) Появилась девочкаВ чашечке цветкаИ была та девочка Чуть больше ноготка.В ореховой скорлупке Девочка спала,Вот какая девочка, Как она мала!Кто читал такую книжку,Знает девочку-малышку?(«Дюймовочка», Г.-Х. Андерсен.) Кто-то за кого-то Ухватился крепко:Ох, никак не вытянуть!Ох, засела крепко!Но еще помощникиСкоро прибегут…Победит упрямицуДружный общий труд.Кто засел так крепко?Может, это… («Репка», русская народная сказка.) Кто-то пасть свою открыл,Кто-то что-то проглотил.Потемнело все вокруг.Ой, какой везде испуг!Но медведь сразил врага,С ним расправа недолга!Струсил враг и воротилТо, что в небе проглотил!(«Краденое солнце», К. Чуковский.) Фруктово-огородная страна,В одной из книжек-сказок есть она.А в ней герой – мальчишка овощной, –Он храбрый, справедливый, озорной.(«Чиполлино», Дж. Родари.) Скачет лошадь непростая –Чудо-грива золотая.По горам парнишку носит,Да никак его не сбросит.Есть у лошади сынок –Удивительный конек,По прозванью…(«Конек-Горбунок», П. Ершов.) Столяр Джузеппе-Сизый нос Полено в дом принес. Он начал что-то мастерить, Полено стало говорить. Кто в том полене говорил? Кого Джузеппе мастерил?(«Золотой ключик, или Приключения Буратино».А. Толстой.) С грядки старушка цветок сорвала,Девочке Жене его отдала.В цветке, в лепестках есть волшебная сила.Их девочка Женя о чем-то просила…Что надо сказать, лепестки обрывая?Как называется сказка такая?(«Цветик-семицветик», В. Катаев.) Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной.Он сам, того не ведая, несет ее домой.Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответьНазванье этой сказки… («Маша и медведь», русская народная сказка.) Девочка хорошая по лесу идет,Но не знает девочка,Что опасность её ждет.За кустами светитсяПара злющих глаз,Кто-то страшный встретитсяДевочке сейчас.Кто расспросит девочкуОб ее пути?Кто обманет бабушку,Чтобы в дом войти?Кто же эта девочка?Кто же этот зверь?На загадку можетеОтвечать теперь!(«Красная Шапочка».Ш. Перро.) В этой книжке именины,Много было там гостей.А на этих именинахПоявился вдруг злодей.Он хотел убить хозяйку,Чуть ее не погубил,Но коварному злодеюКто-то голову срубил.(«Муха-цокотуха», К. Чуковский.)Конкурс №5 «Музыкальный»Ведущая: - Вам необходимо исполнить песню:- Колобка;- козы из сказки «Волк и семеро козлят».Конкурс №6 «Горит Кошкин дом»Ведущая: - Приглашаются желающие «пожарные». Ставятся стулья, на спинки которых, накинуты пиджаки, вывернутые наизнанку. По сигналу ведущей «Пожар!» «пожарные» бегут к стульям, выворачивают рукава пиджаков, надевают пиджаки на себя, застегивают пуговицы, садятся на стул. Побеждает тот, кто первым выполнит все условия конкурса.Конкурс № 7 «Путаница»Ведущая:- Вам необходимо исправить ошибки в стихотворениях:Наша Маша громко плачет:Уронила в речку мячик. (Таня)Идет медведь, качается,Вздыхает на ходу:«Ох, доска кончается,Сейчас я упаду» (Бычок)Жил старик со своею женоюУ самого синего моря. (Старухой)Плутовка к деревуНа цыпочках подходит.Вертит хвостом,С лягушки глаз не сводит… (Вороны)Конкурс №8 «Творческий»Ведущая:- Молодцы, вы показали хорошие знания детских литературных произведений. А в заключение нашей встречи предлагаю творческое задание: на столах лежат листы бумаги, краски. Ваша задача: нарисовать вашего любимого литературного героя. Успехов в работе!В конце игры - викторины обучающиеся получают призы.