Формы воспитания экологической культуры дошкольников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формы воспитания экологической культуры дошкольников
Автор: Сивирина Ольга Борисовна

Сивирина Ольга Борисовна,педагог дополнительного образования,МБОУДО «Центр развития творчества»Р.Хакасия, герногорскФормы воспитания экологической культуры дошкольниковЛюбовь к родной стране начинается с любви к природе». К. ПаустовскийЦелью экологического образования является становление экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении детей к здоровью и окружающей среде на основе соблюдения моральных и правовых норм, принятых в обществе. Задача дополнительного образования состоит в том, чтобы выпускать учеников не только с определенным запасом знаний, но и экологически грамотных ребят.В детском объединении «Почемучки» занимаются дети дошкольного возраста 5-7 лет по образовательной дополнительной общеразвивающей программе «Познаю окружающий мир . Работа по программе построена таким образом, чтобы помочь раскрыть детям сущностные особенности предметов, способствует освоению методов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивает наблюдательность, исследовательский подход к объектам окружающей действительности, способствует формированию правильного поведения в обществе.Один из путей повышения экологической грамотности детей, их родителей, эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы, взаимопроникновение разных видов деятельности, на основе интегрированного подхода к ним.Цель проведения экологических минуток — создание проблемных ситуаций. Задание для детей: найти ошибки и обосновать ответы.Большое значение в экологическом развитии придается экскурсиям. На экскурсиях дети знакомятся с многообразием живой и неживой природы, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года. Дети учатся ориентироваться на местности, знакомятся с особенностями города.Экологические сказки. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом.Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Старшим дошкольникам нравятся волшебные сказки. Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают нам глубже понять детские интересы и их направленность.Труд в природе. Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Детей учат осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.Природоохранные акции — это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Например «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), выставки поделок и рисунков «Здоровье нашей планеты в наших руках» и тр. Эксперименты и опыты. Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание в работе по экологическому воспитанию отведено опытам и экспериментам. В процессе работы дети учатся размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе.Праздники и развлечения, а также конкурсы экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Так, например, учащиеся активно участвуют во Всероссийском детском экологическом форуме «Зеленая планета » Родителями отмечено, что активное участие их детей в различных игровых квестах, конкурсах и соревнованиях, является одним из способов развития творческой активности, действенным средством экологического воспитания. Именно поэтому интеллектуальные и творческие игры и конкурсы, а также экологические проекты, разработанные и апробированные мной, рассматриваются родителями как эффективные пути выявления и развития способностей детей, приобретение опыта самостоятельной работы, расширение кругозора.Использование современных информационно-компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном дополнительном образовании– это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. В условиях Центра развития творчества возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, в том числе решая задачи экологического воспитания. Занятия в д\о «Почемучки» имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечение большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его.Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. По результатам работы стало видно, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста:Использование компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе повышает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Новые непривычные приемы объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.Таким образом, разнообразные формы и методы экологического воспитания дошкольников в своей совокупности дают возможность не только получить знания, заложить фундамент для развития жизненной компетентности каждого ребенка, но и понять сущность экологических понятий – «экологическая культура», «экологическое сознание». А формируются эти понятия на протяжении всей жизни.Список литературы:1.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М.: АРКТИ, 2004. - 320с.2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002 г., 336 с.3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. - М.: Мозаика — Синтез, 1999. - 224с.4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду//Первое сентября. - 2005.- № 17.- С.11-15.5. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008