Проблема развития и обучения ребенка с интеллектуальными нарушениями.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблема развития и обучения ребенка с интеллектуальными нарушениями.
Автор: Щербакова Людмила Михайловна
Проблема развития и обучения ребенка с интеллектуальными нарушениями. На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития. По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Выходят в мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Дети абсолютно не социализированы. С этого учебного года нашу группу посещает ребенок ОВЗ, с интеллектуальными нарушениями. Интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) считается стойкое необратимое нарушение психического и интеллектуального развития, которое связано с органически обусловленным недоразвитием или ранним (до трех лет) повреждением головного мозга ребенка. Структура дефекта при интеллектуальной недостаточности характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития познавательной деятельности, в особенности мышления и личности. При этом тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических функций. Иерархичность - в преимущественном недоразвитии познавательных функций, и прежде всего абстрактного мышления. Мышление имеет конкретный, ситуационный характер: дети испытывают наибольшие затруднения в процессах обобщения, в понимании причинно-следственных отношений.В своих эмоциональных переживаниях, так же, как и в мыслительной деятельности, этот ребенок не может отделить главное от второстепенного, в связи, с эти он проявляет бурные эмоциональные реакции по ничтожным поводам и слабо реагировать на серьезные жизненные события. Актуальными для него являются лишь непосредственные переживания, он не может оценить возможные последствия тех или иных поступков, событий. С трудом формируются абстрактные понятия добра и зла, чувства долга, способность к самоконтролю и прогнозированию последствий своих поступков. При поступлении этого ребенка в нашу группу мы столкнулись со следующими проблемами: Неготовность педагогов работать в условиях инклюзии: трудности в понимании и реализации подходов к обучению детей с интеллектуальными нарушениями. Так как не имеем специального образования в этой области; Мы прошли курсовую подготовку, …..Нами была разработана Индивидуальная адаптированная программа, предназначенная для ребенка с интеллектуальными нарушениями. В содержание индивидуальной программы включены коррекционно-развививающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития ребенка и его потенциальных возможностей. Основная цель программы: обеспечение коррекции нарушений ребенка, оказание ему квалифицированной помощи с учетом возрастных особенностей и особых индивидуальных потребностей. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач: - создать условия для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью в целях обогащения его социального опыта; - осуществлять необходимую коррекцию недостатков в психофизическом развитии ребенка (формирование и коррекция высших психологических функций в процессе коррекционно-развивающих занятий ); - формировать умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним; - включить родителей ребенка (законных представителей) в коррекционнопедагогический процесс.Пока этот процесс идет очень тяжело. 2)-проблема. Непринятие родителями здоровых детей идеологии инклюзивного образования: нежелание обучать своих детей в группе с детьми, имеющими ОВЗ; Это обуславливается тревогой о качестве образовательного процесса, о том, насколько комфортно будет чувствовать себя здоровый ребенок, не будет ли он ущемлен в правах, в результате того, что при появлении ребенка с ОВЗ в группе общеразвивающего вида повышенное внимание педагога будет уделено именно такому воспитаннику.3) Неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с инвалидностью. Да, здесь у нас появилась большая проблема, дети стали бояться этого ребенка, если по началу они относились к нему хорошо, пытались подружиться. То видя как он агрессивно настроен, стали его бояться. Несмотря на все проблемы инклюзивное образование способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости, и что немало важно, подталкивает современное общество к изменению отношения к ним, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями здоровья.