Программа работы с коллективом класса "Экипаж мечты""
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа работы с коллективом класса "Экипаж мечты""
Автор: Воронкова Татьяна Алексеевна
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
___________________/Т.А. Воронкова/
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №2
г. Алатырь ЧР
___________ /Ю.В.Друзина/
(приказ от__28 августа__ 2023 № 97)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2
города Алатыря Чувашской Республики
ПРОГРАММА РАБОТЫ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
С КОЛЛЕКТИВОМ КЛАССА
Экипаж мечты!
(адаптированная, модифицированная)
Составитель
Клементьева Ольга Александровна,
классный руководитель 5Б класса
Срок реализации: 2023-2029 г.г.
Алатырь, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Свободный, образованный, здоровый человек – это главное, что определяет развитие страны, её перспективы.
Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует в образовательных учреждениях системной работы, направленной на духовно – нравственное становление подростков, их гражданско-патриотическое, трудовое воспитание, создание условий для развития эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.
В настоящее время в области воспитания существует много проблем. Осложнились процессы, которые происходят в нашем обществе:
- в современных условиях, осуществления ведущей деятельности ребенка, усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т.д.);
- дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада (сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица), рост семей злоупотребляющих алкоголем, распад семьи, отягощенная наследственность;.
- ощутимое падение нравственных ценностей и норм, неблагоприятные биологические и социальные факторы, являются причинами различных отклонений в развитии детей, а последствия очень тяжелы и отражаются на всей их последующей жизни.
Эта ситуация порождает внутренние конфликты и проблемы у детей, делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.
Все это способствует нарастанию из года в год негативных тенденций среди детей, подростков и молодежи. Происходит крушение духовно-нравственных ценностей, снижается социальная активность, появляется националистический уклон, формируются потребительское настроение и уродливые формы материальных интересов; обесцениваются гражданские идеалы, наблюдается рост преступности.
В связи с вышеизложенным нужно отметить, что вопрос патриотического воспитания всегда был на особом внимании у Главы государства. Поэтому Государственная Дума Российской Федерации приняла президентский законопроект об усилении патриотического воспитания в российских школах и вузах. Он предложил расширить понятие воспитания учащихся так, чтобы оно было направлено на формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа, к природе и окружающей среде. Этим законопроектом президент предлагает сделать воспитание детей и молодежи обязательной частью образовательного процесса. Образование должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность, гражданина, объединяют общество.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Актуальность программы обусловлена тем, что по данным социологических исследований, проводимых в рамках научно-исследовательской и творческой работы МБОУ СОШ №2 г. Алатырь ЧР по созданию одного их музейных проектов, ценностные ориентации молодежи претерпели определенные изменения по сравнению с предшествующим пятилетием.
Значительная часть молодых людей (81%) настроена весьма патриотично,
верит в будущее России, считает обязательной воинскую службу для защиты рубежей Родины, хотя 100% признаются, что армия делает настоящих мужчин, но хотят служить в Армии только 57%, аргументируя свой отказ следующими причинами:
- болезнь;
- слабость;
- нежелание терять зря время;
- дедовщина.
При опросе крайне мало было названо фильмов о войне, в основном, были названы фильмы о событиях в горячих точках.
На вопрос: Хотелось бы быть похожими на героев этих фильмов?, только 45% обучающихся 5-9 классов ответили да.
Респонденты считают, что поднять престиж воинской службы могут:
- жесткая дисциплина;
- модернизация и оснащенность армии.
Службе по призыву отдают предпочтение 67% опрошенных, альтернативной – 17% , службе по контракту – 15% и не служить – 7%.
У 29% обучающихся нет примеров настоящего патриота своей страны, другие же называют в качестве примера своих пап и дедушек, ветеранов войны, Президента В.В.Путина и Министра обороны С.К.Шойгу.
Таким образом, очевидно, что проблемы героико-патриотического, гражданского воспитания приобретают сегодня особую актуальность и значение. Но сегодня важно и физическое воспитание школьников. Возвращение обучающихся в систему дополнительного образования увеличит интерес к массовому спорту, фитнесу, здоровому образу жизни.
В связи с этим была разработана Программа работы классного руководителя с коллективом класса Экипаж мечты. Программа реализуется через организацию такого воспитательного пространства, которое обеспечивает необходимые условия для полноценного воспитания достойного гражданина своей страны. А чтобы работа была интересной, избрана инновационная форма – игровая модель-проект Авиация (см. Приложение 1), что соответствует возрастным особенностям детей классного коллектива и их, в большинстве случаев, гендерной принадлежности.
Направленность программы по содержанию является духовно-нравственной; по функциональному предназначению - общекультурной; по форме организации - индивидуально-ориентированной и групповой, по времени реализации - долгосрочной.
Она разработана в соответствии с содержанием Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Федеральным проектом Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, опираясь на основные базовые ценности, прописанные в них, и с учетом социального паспорта класса и запросов родителей и государства.
Новизна заключается в том, что выбрана не только игровая модель обучения и воспитания, но эффективное использование в своей деятельности различных инновационных форм: использование современных каналов коммуникации (социальные сети, видеотрансляции, онлайн-видеоуроков, Интернет-рекламу, социальную рекламу и т.п.), участие в различных акциях, разрабатывание вместе с учениками различных проектов. Благодаря подобным инновационным формам обучения и воспитания ребята гораздо лучше усваивают материал, участвуют в военно-патриотических мероприятиях и волонтерских движениях, погружаются в события Великой Отечественной войны (через различные мероприятия), и тем самым все едины и выполняют свой долг – защиту Отечества. Учитывая, что сегодняшняя молодежь разобщена, воспитывать ее в гражданско-патриотическом и в военно-патриотическом направлении задача не из легких. Но, тем не менее, она выполнима и, более того, результативна.
Педагогическая целесообразность программы заключается в организации системного подхода к формированию нравственной основы личности обучающегося, создании условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь детям освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, способствовать выработке своего индивидуального опыта жизнедеятельности.
Программа способствует не только духовно-нравственному воспитанию детей, формированию их гражданской идентичности и любви к большой и малой Родине, но и дает практические знания и навыки, необходимые в любой жизненной ситуации, в том числе области здоровьесбережения. Комплексный подход к организации занятий обеспечиваетположительную социализацию и профилактику асоциального поведения детей.
Данная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
– принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
– формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.);
– методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
– средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение детей).
Цель программы:
Формирование личности с социально активной позицией гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Задачи для реализации программы:
1. Анализ классной ситуации.
2.Создание условий для решения задач по ФГОС:
Образовательных:
Формирование любви к родной стране, родному краю, интереса к прошлому и настоящему; формирование бережного отношения к природе и всему живому.
Воспитательных:
Воспитание чувства гордости за своих соотечественников.
Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.
Воспитание толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
Воспитание уважения к труду.
Развивающих:
Развитие нравственных чувств: чувств, связанных с самоконтролем, самодисциплиной; способность подчиняться заданным извне и добровольно выработанным для себя правилам поведения: стыда, совести, доброты, отзывчивости, сочувствия, сопереживания.
Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране.
3.Самоорганизация коллектива через систему классного самоуправления.
4. Подведение итогов реализации программы.
Отличительные особенности программы от уже существующих тем, что подход к воспитанию осуществляется комплексно, охватывая ребенка во всех направлениях постепенно, показывая значимость его личности в условиях современного государства. Реализация материалов данной программы возможна при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, познание, разные виды деятельности, соответствующие возрасту воспитанников.
Класс – это экипаж, состоящий из 3 кабинных звеньев, каждый из которых возглавляет командир.
Возрастная лестница (этапы взросления) соответствует названиям и иерархии авиационных званий:
5 класс – Рядовые;
6 класс – Сержанты;
7 класс – Лейтенанты;
8 класс – Майоры;
9 класс – Подполковники.
Содержание курса объединено в 6 воспитательных модуля:
Курс на Родину!;
Курс на семью!;
Курс на здоровье!;
Курс на природу!;
Курс на труд!;
Курс на себя!
Каждый из них состоит из 6 воспитательных блоков, соответствующим базовым ценностям Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и общешкольной Программе воспитательной работы.Воспитательные блоки
Название блока
Цель
Задачи
Результат и индикаторы их измерения
Формы проведения мероприятий
Курс на Родину!
Формирование гражданского отношения к Отечеству
-Развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
(Анкета, педагогическое наблюдение)
Беседы о государственной символике РФ и малой Родины, лекции, экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурсы рисунков и сочинений, встречи с ветеранами ВОВ.
Курс на семью!
Формирование бережного отношения к своей семье.
-Формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
-сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье. (Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей)
Беседы, конкурс рисунков и стихотворений, конкурсы сочинений праздники Семейные традиции и др.
Курс на здоровье!
Формировать мотиваци детей к здоровому образу жизни и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья.
- Расширять представления о понятии здоровый человек,
-развивать интерес обучающихся к здоровому образу жизни,
-формировать элементарные практические навыков здорового образа жизни.
Обучающиеся получат теоретические знания и практические навыки по организации режима дня, правил гигиены и здоровьясбережения. (Мониторинг здоровья)
Игры, беседы, тесты и анкетирование, круглые столы, просмотр тематических видеофильмов, экскурсии, Дни здоровья, спортивные мероприятия, конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок и др
Курс на природу!
Формирование бережного отношения к планете Земля
Воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. (Результаты выполнения творческих и проектных работ)
Беседы, конкурс рисунков, конкурс стихотворений, экскурсии в природу и др.
Курс на труд!
Формирование ценностного отношение к учебному труду, труду своему и чужому, науке, творчеству
Формировать навыки общественно-полезной и личностно-значимой деятельности
Сформирована ценностная установка учение-труд (мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях)
Общественно-полезная деятельность и др.
Курс на себя!
Формирование нравственных качеств личности
-развитие у обучающихся духовно-нравственных и моральных устоев.
-выработка умений и навыков социализации
Обучающиеся получат установку доброе отношение к миру;
-сформируется социальная культура: ценностное отношение к значимым нормам и правилам поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность;
-появится осознание ответственности человека за общее благополучие, устойчивое следование в поведении социальным нормам,
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире
(Педагогическое наблюдение, анализ творческих работ, участие в мероприятиях)
Беседы, игры, слушание, чтение и обсуждение литературных произведений, анализ жизненных ситуаций, использование элементов изо-деятельности, просмотр и анализ тематических социальных роликов и презентаций и др.
Все тематические модули предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.
Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать "продукт" того или иного воспитательного мини-проекта.
В основу программы Экипаж мечты были положены следующие принципы:
- принцип историзма и культуросообразности, предполагающий развитие воспитания в соответствии с отечественными историко-культурными традициями, ценностями и нормами национальной культуры;
- принцип гуманизации воспитательного процесса, формирование у детей гуманистического отношения к истории своей страны, объектам культуры, природе, людям и к себе;
- принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учётом возраста обучающихся, их социокультурной среды;
- принцип активности в осуществлении воспитывающего обучения;
- принцип интеграции патриотического и других видов воспитания в комплексном воздействии на мировоззрение и установки;
- принцип учёта региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей.
- принцип системности: предполагает преемственность знаний,
комплексность в их усвоении;
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: от 11 до 15 лет.
Формы и способы психолого-педагогического сопровождения реализации программы
Сопровождая ребенка в период его жизни в школе, педагоги и психологи, находящиеся рядом с ним стараются создать условия для формирования психологически здоровой личности. Формы и методы, используемые нами достаточно разнообразны, и зависят от возрастных особенностей детей.
Возраст детей
Задачи для работы
Подростковый возраст от 11-12 до 14-15 лет
Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период считается кризисным, такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомо-физиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов.
Юношеский возраст от 14 до 17 лет
В юношеском возрасте происходит интенсивное физиологическое и психическое развития. Особое значение в юношеском возрасте приобретает моральное воспитание, основные виды деятельности — учение и посильный труд, увеличивается диапазон социальных ролей и обязательств.
Психическое развитие личности в юношеском возрасте тесно связано с обучением, трудовой деятельностью и усложнением общения с взрослыми. В связи с началом трудовой деятельности отношения между личностью и обществом значительно углубляются, что приводит к наиболее четкому пониманию своего места в жизни.
В ходе практической реализации целей и задач используются различные группы методов:
- метод воздействия на чувства, сознание (эмоциональное заражение, подражание, пример, внушение, погружение);
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (совещание, беседа, лекция, диспут, практические занятия);
- методы изучения конкретной ситуации (наблюдение, анализ, социологические исследования, тестирование, анкетирование);
- методы прогнозирования возможных воспитательных последствий (моделирование, причинно-следственный анализ изучаемых процессов).
Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)
Программа Экипаж мечты является долгосрочной и определена на 5 лет реализации: 2023 - 2028 годы.
Этапы реализации:
Срок реализации этапа
(класс)
Название этапа
в рамках развития коллектива
Название этапа
в рамках практической деятельности
Сентябрь –декабрь, 2023
Проектный
Полетели
Январь, -2024гг.
(5 класс)
Организационно-практический (базовый)
От винта!
2024-2025 гг.
(6 класс)
2025-2026 гг.
(7 класс)
Май, 2027 гг.
(8 класс)
Сентябрь, 2022027-май, 2022028гг.
(9 класс)
Заключительный (аналитический)
Мягкая посадка
Проектный этап: сентябрь- декабрь, 2023 г.
Цель: сформировать первоначальное представление о классном коллективе
Задачи:
- составление социального паспорта класса;
- анкетирования по выявление интересов, потребностей, склонностей учащихся, их индивидуальных особенностей и творческого потенциала;
-выявление проблем, которые должны быть решены в ходе реализации программы;
- разработка программы;
-планирование основных мероприятий по воспитательным направлениям.
Предполагаемый результат:
- составлен социальный паспорт класса;
- выявлены интересы, потребности, склонности и индивидуальные особенности обучающихся, их творческий потенциал;
-составлена программа классного руководителя с классным коллективом Экипаж мечты;
- составлен план-график реализации программы.
2. Организационно-практический (базовый): январь, 2024- май, 2025 г.г.
Цель: сформировать в сознании обучающихся духовно-нравстственные идеалы, соответствующие базовым ценностям, прописанным в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и обучить их некоторым практическим навыкам.
Задачи:
- работа по реализация мероприятий по воспитательным блокам;
- научить обучающихся создавать свои модели классных и деловых игр, презентовать творческие проекты;
- активизация работы по вовлечению обучающихся в секции дополнительного образования в организациях дополнительного образования;
- совершентвование работы по организации классного самоуправления.
Предполагаемые результаты:
- сформированные духовно-нравственные идеалы в сознании у обучающихся;
- сформированы навыки создавать модели классной и деловой игры, применять их в осуществлении и реализации социально общественной деятельности;
- обучающиеся умеют успешно презентовать свой творческий проект на публичных мероприятиях, обучить техникам его изготовления других.
- большинство обучающихся вовлечены в систему дополнительного образования в организации дополнительного образования;
- лидеры классного самоуправления самостоятельны в принятии тех или иных решений, инициируют проведение КТД.
3. Заключительный (аналитический): сентябрь, 2027-май, 2028 г.г.
Цель: соотнести полученные результаты с поставленными в начале целями и задачами.
Задачи:
-сравнительный анализ и самоанализ изменений, произошедших с детьми в ходе реализации программы;
-подведение итогов;
-оформление и описание хода реализации и результатов программы в форме отчета.
Предполагаемые резултаты:
-проведен анализ и выявлены изменения, произошедшие с детьми по завершении реализации программы;
-составлен отчет реализации программы.
Следует отметитить, что продолжительность периодов является ориентировочной — она определяется не временем, а достигнутыми результатами, которые определяются системой диагностических исследований и другими формами определения результатов.
Формы и методы реализации программы:
Реализация программы Экипаж мечты требует традиционных и нетрадиционных форм и методов работы, направленных на создание оптимальных условий для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании, развитии учащихся, удовлетворении их индивидуальных возможностей, потребностей, интересов, раскрытия личностного потенциала каждого. В связи с этим достаточно остановиться на следующих:
– взаимодействие педагога и учащихся;
- педагог – учащийся;
- педагог – группа;
- учащийся – учащийся;
- группа – группа;
- полное или ограниченное участие педагога;
- прямое или косвенное ограничение.
Формы обучения: групповые и индивидуальные.
При групповых формах обучения у педагога появляется возможность управлять учебно-воспитательной деятельностью учащихся, распределенных по группам в составе объединения по интересам или индивидуальным особенностям.
Кооперировано-групповая форма предполагает деление объединения по интересам на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания.
Дифференцированно-групповая форма обучения объединяет учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности практических умений и навыков.
При реализации программы используется и индивидуально-групповая форма обучения. Педагог обучает учащихся различного уровня подготовленности, поочередно работая с каждым и предлагая им практические задания. Рекомендуется также парная работа над выполнением конкретного задания.
На практических занятиях с применением уникального оборудования, технических устройств, приборов и механизмов, требующих повышенного внимания при их использовании, которые невозможно эксплуатировать при групповой форме обучения, рекомендуется рассмотреть индивидуальные формы обучения.
Формы занятий
- информационно-массовые: дискуссии, диспуты, конференции, круглый стол, открытая кафедра, интеллектуальные аукционы, ринги, викторины, вечера, путешествия к истокам родной культуры, истории государства и права, живая газета, создание книг, альманахов;
-деятельно-практические: творческие группы, ячейки, экскурсии, праздники, театр-экспромт, смотры-конкурсы, , военно-патриотическая игра Зарница, соревнования, игры, тир, эстафеты, сценарные игры, туристические походы и т.д.;
- интегративные: сотрудничество со школами города, совместные фестивали, ассамблеи;
- диалогические: беседа, между ролевое общение;
- индивидуальные: доверенности, творческие задания, рефераты, индивидуальная работа и т.д.;
- наглядные: фотогалереи, видеоматериал, выставки детского творчества, книжные выставки, тематические стенды и тому подобное;
- коррекционно-развивающие: тренинги, коррекционно-развивающие занятия, игры.
Методы обучения (общие):
1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения – метод, при котором обучающиеся получают знания на занятиях во время беседы, лекции, тренинга, диспута, дискуссии, семинара, консультации, инструктажа, обсуждения; из учебной, технической, справочной литературы; через мультимедийные и экранные пособия, интернет и др.;
2. Репродуктивный метод обучения – метод, в котором применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность учащихся носит алгоритмический характер, выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях;
3. Метод проблемного обучения – метод, при котором используются самые различные источники и средства. Педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует техническую задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи;
4. Эвристический метод обучения применяется для организации активного поиска решения выдвинутых в обучении или самостоятельно сформулированных технических и познавательных задач.
5. Методы стимулирования и мотивации - целенаправленное воздействие на мотивацию учащихся, побуждающее их к определенной деятельности, подкрепленной соответствующим эмоциональным настроем и зарядом и направленной на достижение цели учебно-воспитательной деятельности (познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, создание ситуаций занимательности, создание ситуаций познавательной новизны, убеждение в значимости учения, предъявление требований, поощрения в учении) .
Для стимулирования активного поиска решения поставленных задач педагог использует элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), применяет методы: мозговой штурм, проб и ошибок, контрольных вопросов, аналогий, объединения, секционирования, модифицирования, копирования прототипов, оптимального проектирования, унификации, модификации, стандартизации, инверсии, конструирования.
Ожидаемые результаты и способы их определения
При определении ожидаемых результатов реализации программы Экипаж мечты необходимо иметь четкое представление о том, какими способами будут определены эти результаты и где будут представлены:
Ожидаемый результат
Способ определения результата
Способ и формы предъявления результатов
Сформированные в сознании обучающихся духовно-нравстственные идеалы, соответствующие базовым ценностям, прописанным в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
Анализ результатов участия детей в мероприятиях, в социально-значимой деятельности
Выставки, конкурсы фестивали, праздники, акции
Развитые у обучающихся навыки самоконтроля, самоорганизации, самоуправления
Наблюдение, участие детей в классном самоуправлении
Организация классного мероприятия
Овладение приемами организации классных и деловых игр, создания творческих проектов
Анализ приобретенных навыков, взаимное обучение
Защита проектов, демонстрация готовых изделий, выставки, презентации
Отсутствие правонарушений
Запрос в ОПДН МО МВД России "Алатырский" и КДН и ЗП администрации г. Алатырь
Справки - отчеты заместителю директора по воспитательной работе
100% - ное посещение СДО
Опрос обучающихся и их родителей, контроль посещения секций
Аналитические справки
Оценка эффективности реализации Программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свобода человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
- отсутствие детей с асоциальным поведением;
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий.
Формы подведения итогов реализации программы
За каждое выполненное дело обучающийся получает самолетики в цвет российского флага, означающие: белая – на 3, голубая – на 4, красная – на 5. Особо отличившимся выдается Золотая звезда. При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно - прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
5 класс – Рядовые
Цель:
Ожидаемый результат:
Способы определения и предъявления результатов
- Сформировать ценностно-смысловые установки обучающихся средней школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества,
- заложить основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,
- способствовать реализации творческого потенциала обучающихся в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлению самореализации и самоопределения,
- познакомить с государственной символикой своего региона;
- Дети научатся адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей,
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,
- учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.
- узнавать государственную символику своего региона,
- описывать достопримечательности родного края,
- находить на карте, свой регион и его главный город,
-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний,
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Анализ приобретенных навыков, взаимное обучение.
Защита проектов, самопрезентация
Содержание программного курса
Воспитательный модуль Курс на Родину! (7 часов)
История праздника День народного единства
Овеянные славою флаг наш и герб
Чтоб защитником стать
Рыцарский турнир
Герои России
Они сражались за Родину… Книга памяти.
Беседа Что такое гражданственность
Воспитательный модуль Курс на семью! (8 часов)
Знакомьтесь: пятиклассник
Семь Я
Беседа Что такое толерантность
Новый год у ворот.
Выпуск новогодней стенгазеты
Чудо Рождества
Пасха в народной традиции
Мир семейного очага – Международный женский день
Воспитательный модуль Курс на здоровье! (4 часа)
Уроки доктора Айболита
Здоровому все здорово
Минздрав предупреждает
День здоровья и спорта
Воспитательный модуль Курс на природу! (3 часа)
Природа моего края. Конкурс Юный эрудит
Природа в опасности
Проводы зимы
Курс на труд! (3 часа)
Страна книг (Экскурсия в библиотеку)
Акция Чистый парк
Ветеран живет рядом
Курс на себя! (6 часов)
Пусть царит на земле доброта
Беседа Что такое сострадание
Беседа Что такое уважение
Как избежать конфликта. Сюжетно-ролевые игры
Отношения со сверстниками.
Что значит быть бережливым?
Резерв – 3-4 часа
Итого: 34-35 часов
6 класс – Сержанты
Цель:
Ожидаемый результат:
Способы определения и предъявления результатов
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну;
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы;
- -формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены;
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье;
- дети занимают активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
- Беседы о государственной символике РФ и малой Родины, о Государственном устройстве нашей страны, о формировании представления важных законах нашей страны, презентации о родном крае, конкурс рисунков, разучивание Гимна РФ, песен о родном крае;
- презентации Судьба моего родственника, фотовыставка Я и моя семья,
-рассказы ребят о профессиях предков,
-совместный праздничный вечер с родителями;
- конкурс рисунков Береги природу - наш дом, Цветник у школы, конкурсы рисунков и творческих работ
Защита проектов, самопрезентация
Содержание программного курса
Воспитательный модуль Курс на Родину! (7 часов)
Акция Адреса заботы - выявление людей, нуждающихся в помощи
Тематические классные часы Чувашия – родимый край!
Познавательно-игровая программа "Мой дом – Россия!"
В этом мире все равны - урок толерантности
Проведение патриотического часа Мужество, доблесть, слава
Проведение классных часов на темы: Память о героях не уйдёт в забвенье, "Хлеб войны"
Воспитательный модуль Курс на семью! (9 часов)
Профессия моих родителей.
Классный час Моя родословная.
Создание истории своей семьи по документам, фотографиям, реликвиям, создание своего генеалогического древа.
День отца
Их именами названы улицы нашего поселка
Конкурс Что значит быть хорошим сыном, дочерью?
Беседа Забота о родителях – дело совести каждого
Совместные вечера дети + родители + учитель
День матери
Воспитательный модуль Курс на здоровье! (4 часа)
Час общения Влияние курения на организм
Классный час Разговор о правильном питании.
Курить или не курить – вот в чем вопрос
Классный час Выход есть – живи без наркотиков.
Воспитательный модуль Курс на природу! (3 часа)
Защита проекта Путешествие в природу. По следам уходящего лета Оформление фотовыставки.
Природная среда и безопасность человека – классный час. Выпуск листовок.
Проведение экскурсий в природу. Ядовитые змеи и насекомые. Великая страна КРОССВОРДИЯ – составление кроссворда.
Курс на труд! (4 часа)
Школьный день - вместе (День школы)
Наши классные обязанности
Работа в классе Наш уютный класс
Укрась территорию школы
Курс на себя! (7 часов)
Мальчик с девочкой дружил. Формирование этических и нравственных представлений о взаимоотношениях мальчиков и девочек.
Толерантная личность – какая она?
Какие впечатления о школе я оставлю себе на память?
Наши классные обязанности
Работа в классе Наш уютный класс
Культура внешнего вида
Поверь в себя
Резерв – 1 час
Итого: 35 часов
7 класс – Лейтенанты
В 2021 – 2022 году в школе начала реализовываться Программа воспитания. Именно на ее основе составлялся тематический план и план-график, определялась цель, ожидаемые результаты и способы их определения.
Цель: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2)
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования и способы их определения
Направления
Характеристики (показатели)
Способы определения
Гражданское
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, в современном мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным символам России, праздникам, традициям народа России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории российской государственности.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод.
Ориентированный на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной (добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.).
Принимающий участие в жизни школы (в том числе самоуправление), местного сообщества, родного края.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Диагностика обучающихся направленная, на выявление уровня формирующейся гражданственности.
Анализ участия в общественных делах школы и города
Анализ участия в школьном и классном самоуправлении
Патриотическое
Сознающий свою этнокультурную идентичность, любящий свой народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.
Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою общероссийскую культурную идентичность.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего народа, своего края, других народов России, Российской Федерации.
Знающий и уважающий боевые подвиги и трудовые достижения своих земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников Отечества в прошлом и современности.
Знающий и уважающий достижения нашей общей Родины – России в науке, искусстве, спорте, технологиях.
Диагностика уровня патриотической воспитанности
Анализ сочинений и публичных выступлений
Анализ участия в патриотических мероприятиях школы и города
Духовно-нравственное
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры своего народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.
Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России ценностям и нормам.
Ориентированный на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы культурного наследия народов России и человечества; испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку, литературе, культурному наследию многонационального народа России
Диагностика поведенческих аспектов личности
Анализ выхода из проблемных ситуаций
Анализ участия в Диалоге культур
Анализ участия в творческих и научных конкурсах по МХК и истории родного края
Эстетическое
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание его эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей.
Знающий и уважающий художественное творчество своего и других народов, понимающий его значение в культуре.
Сознающий значение художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве.
Диагностика формирования эстетического начала обучающихся
Анализ участия в творческих и научных конкурсах по МХК, музыке, ИЗО
Анализ посещения объединений системы добполнительного образования художественно-эстетичекого направления
Анализ участия и результативности в творчеких делах школы и города
Физическое
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности человека в обществе, значение личных усилий человека в сохранении здоровья своего и других людей, близких.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной, интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других, стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического состояния своего и других людей, готовый оказывать первую помощь себе и другим людям.
Диагностика сформированности навыков ЗОЖ
Анализ посещения объединений системы добполнительного образования физкультурного направления
Анализ социально-психологического тестирования
Мониторинг социальных сетей обучающихся на наличие опасных групп
Трудовое
Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и других людей.
Выражающий готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний.
Сознающий важность обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в обществе.
Понимающий необходимость человека адаптироваться в профессиональной среде в условиях современного технологического развития, выражающий готовность к такой адаптации.
Понимающий необходимость осознанного выбора и построения индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Диагностика уровня сформированности трудовых навыков
Анализ профориентационной работы в классе
Анализ участия в хозяйственно жизни класса
Анализ посещения объединений системы добполнительного образования технического и предпрофессионального направления
Экологическое
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны окружающей среды, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
Понимающий глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры в современном мире.
Выражающий неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде.
Сознающий свою роль и ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий готовность к участию в практической деятельности экологической, природоохранной направленностей.
Диагностика сформированности экологических ценностей
Анализ участия в природоохранной и волонтерской деятельности
Анализ участия в иссдедовательской деятельности
Познавательное
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом индивидуальных способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий личные навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, первоначальные навыки исследовательской деятельности.
Диагности уровня сформированности читательской, информационной и языковой культуры
Анализ участия в выставках, конкурсах и научно-практических конференциях разных направлений
Содержание программного курса
Воспитательный модуль Курс на Родину! (7 часов)
Акция Доброта живет рядом - выявление людей, нуждающихся в помощи
Тематические классные часы Я живу в России
Познавательно-игровая программа "Богатыри земли русской"
Я такой же как ты - урок толерантности
Проведение патриотического часа Имеем право гордиться
Проведение классных часов на темы: Победы живет, пока о ней помнят, "Блокадный хлеб"
Воспитательный модуль Курс на семью! (9 часов)
Буду как папа!.
Классный час Традиции дома.
Продолжение работы над созданием истории своей семьи по документам, фотографиям, реликвиям Летопись семьи
День отца Моя гордость – папа
Их именами названы улицы нашего города
Конкурс Дочки-матери
Беседа Старости почет
Совместный вечер-дискуссия Нужна ли человеку семья?
День матери
Воспитательный модуль Курс на здоровье! (4 часа)
Час общения День без сигареты
Классный час Эта вкусная вредная пища.
Умей сказать нет
Классный час Игромания – проблема десятилетия.
Воспитательный модуль Курс на природу! (3 часа)
Защита проекта Лес – наше богатство
Оформление фотовыставки Красота зимы
Природная среда и безопасность человека – классный час. Выпуск листовок.
Проведение экскурсий в природу. Ядовитые растения. Великая страна КРОССВОРДИЯ – составление кроссворда.
Воспитательный модуль Курс на труд! (4 часа)
Чистота – залог здоровья (благотворительная акция по уборке школьной территории)
Создание классной галереи (выращивание комнатных растений)
Профориентационное занятие – экскурсия Кем быть?
Аллея ветеранов
Воспитательный модуль Курс на себя! (7 часов)
Один за всех и все за одного. Формирование этических и нравственных представлений о взаимоотношениях в классе.
Толерантная личность – какая она?
Мой след в жизни школы?
Наши классные обязанности
Работа в классе Наш уютный класс
Классика всегда в моде
Это простое слово НЕТ
Резерв – 1 час
Итого: 35 часов
ПЛАН-ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
5 класс – Рядовые
Дата
Наименование мероприятия
Место и время проведения
Контингент и количество участников
Ответственные
Здравствуй, школа
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Знакомьтесь: пятиклассник
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45,
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Страна книг (Экскурсия в библиотеку)
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Семь Я. Русские писатели о семье
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Пусть царит на земле доброта
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Уроки доктора Айболита
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Беседа Что такое сострадание
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
История праздника День народного единства
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Беседа Что такое уважение
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Минздрав предупреждает
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Как избежать конфликта. Сюжетно-ролевые игры.
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Беседа Что такое гражданственность
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Овеянные славою флаг наш и герб
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Новый год у ворот.
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Выпуск новогодней стенгазеты.
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Чудо Рождества
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Здоровому все здорово
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Беседа Что такое толерантность
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Беседа Чтоб защитником стать
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Герои России
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Рыцарский турнир
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Что значит быть бережливым?
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Мир семейного очага – Международный женский день.
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Проводы зимы
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Отношения со сверстниками.
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Природа моего края. Конкурс Юный эрудит
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Природа в опасности
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Пасха в народной традиции
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Они сражались за Родину… Книга памяти
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Ветеран живет рядом
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Акция Чистый парк
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
День здоровья и спорта
МБОУ СОШ №2, каб.17,
13.45
5 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Резерв 3-4 часа
ИТОГО 34-35 часов
6 класс – Сержанты
Дата
Наименование мероприятия
Место и время проведения
Контингент и количество участников
Ответственные
Защита проекта Путешествие в природу. По следам уходящего лета
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Акция Адреса заботы - выявление людей, нуждающихся в помощи
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Наши классные обязанности
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Профессия моих родителей.
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45,
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Мальчик с девочкой дружил. Формирование этических и нравственных представлений о взаимоотношениях мальчиков и девочек.
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Классный час Разговор о правильном питании.
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Тематические классные часы Чувашия – родимый край!
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Классный час Моя родословная.
Создание истории своей семьи по документам, фотографиям, реликвиям, создание своего генеалогического древа.
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Оформление фотовыставки.
Природная среда и безопасность человека – классный час. Выпуск листовок.
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Час общения Влияние курения на организм
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Культура внешнего вида
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
День отца
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Работа в классе Наш уютный класс
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Здоровые люди – здоровая планета!
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Познавательно-игровая программа "Мой дом – Россия!"
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Толерантная личность – какая она?
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Беседа Забота о родителях – дело совести каждого
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Великая страна КРОССВОРДИЯ – составление кроссворда о природе
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Классный час Память о героях не уйдёт в забвенье
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Укрась территорию школы
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Поверь в себя
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Конкурс Что значит быть хорошим сыном, дочерью?
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
День матери
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Курить или не курить – вот в чем вопрос
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Проведение патриотического часа Мужество, доблесть, слава
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Беседа Мои права и обязанности
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Классный час Выход есть – живи без наркотиков.
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Их именами названы улицы нашего поселка
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Какие впечатления о школе я оставлю себе на память?
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Школьный день - вместе (День школы)
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Проведение экскурсий в природу. Ядовитые змеи и насекомые.
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Час общения Кто я? Какой я? Хочу и надо
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
"Хлеб войны"
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Совместные вечера дети + родители + учитель
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
6 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Резерв 1 час
ИТОГО 35 часов
7 класс – Прапорщики
Дата
Наименование мероприятия
Место и время проведения
Контингент и количество участников
Ответственные
Тематический классный час Я живу в России
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Продолжение работы над созданием истории своей семьи по документам, фотографиям, реликвиям Летопись семьи
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Классный час Игромания – проблема десятилетия.
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
День матери
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Природная среда и безопасность человека – классный час. Выпуск листовок.
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Создание классной галереи (выращивание комнатных растений)
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Один за всех и все за одного. Формирование этических и нравственных представлений о взаимоотношениях в классе.
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Акция Доброта живет рядом - выявление людей, нуждающихся в помощи
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Я такой же как ты - урок толерантности
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Их именами названы улицы нашего города
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Мой след в жизни школы?
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Классный час Традиции дома.
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Совместный вечер-дискуссия Нужна ли человеку семья?
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Работа в классе Наш уютный класс
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Познавательно-игровая программа "Богатыри земли русской"
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
День отца Моя гордость – папа
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Классный час Эта вкусная вредная пища.
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Защита проекта Лес – наше богатство
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Беседа Старости почет
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Толерантная личность – какая она?
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Проведение патриотического часа Имеем право гордиться
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Буду как папа!.
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Оформление фотовыставки Красота зимы
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Классика всегда в моде
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Умей сказать нет
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Аллея ветеранов
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Проведение классных часов на темы: Победы живет, пока о ней помнят, "Блокадный хлеб"
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Профориентационное занятие – экскурсия Кем быть?
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Конкурс Дочки-матери
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Час общения День без сигареты
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Чистота – залог здоровья (благотворительная акция по уборке школьной территории)
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Спорт – это здорово
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Проведение экскурсий в природу. Ядовитые растения. Великая страна КРОССВОРДИЯ – составление кроссворда.
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Наши классные обязанности
МБОУ СОШ №2, каб.17,
15.45
7 класс, 21 чел.
Клементьева О.А., классный руководитель, специалист (по согласованию)
Ресурсное обеспечение программы
Кадровые
Методические
Материально-технические
заместитель директора по ВР
- заместитель директора по УВР
- социальный педагог
- школьный библиотекарь
- учителя -предметники
- классные руководители
- члены совета школы
Закон РФ Об образовании, Законы ЧР Об образовании, Стандарты второго поколения Внеурочная деятельность, программы внеурочной деятельности, настольная книга классного руководителя, журналы Халăх шкулӗ, журналы Классный руководитель
- ксерокс, принтер
- электронные учебники
- мультимедиапроектор
- фотоаппарат
- школьная и классная библиотека
Список литературы
Барышников Е. Н., Петрова Т. И. Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель. Новое содержание//Современные подходы к методологии и технологии воспитания. – М.,20077. Стр.75.
Воспитательная система массовой школы/ Под ред. Новиковой Л.И. –М.2012.
Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски/ Под ред. Н. Л. Селиванова. – М., 2005.
Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. – М. 2009.
Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. – М.: 2006.
Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. Практика административной работы в школе. – 2014, №1
Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. – М. 2012.
Якиманская И. С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. – М. 2016.