Организация подвижных игр с детьми дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация подвижных игр с детьми дошкольного возраста
Автор: Макарова Татьяна Михайловна

Источник: интернетОрганизация подвижных игр с детьми дошкольного возраста С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее развитие ребенка. Свой важный и ничем не заменимый вклад в определение оптимального двигательного режима дошкольников с учетом индивидуальной вариативности в показателях их здоровья и развития призвана внести игровая деятельность и в первую очередь те ее виды, основу которых составляет свободное детское движение. Подвижная игра – незаменимое средство физического воспитания ребенка, пополнения его знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ловкости, глазомера, быстроты реакции, подвижности, пластичности, формирования личностных морально-волевых качеств. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых физических и познавательных умений. В играх у детей развивается интеллект, фантазия, воображение, память, речь. Сознательное выполнение правил игры формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется такие личностные качества, как, активность, честность, дисциплинированность, справедливость. В процессе игры происходит всестороннее гармоничное развитие ребенка. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Развивающий эффект подвижных игр заключается в том, что увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Таким образом, подвижные игры представляют собой важное средство решения задач физического воспитания дошкольников.   Подвижные игры классифицируются по разным параметрам:  - по возрасту (игры для детей младшего дошкольного возраста, среднего дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста); - по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью); - по видам движений (игры с бегом, с метанием, с прыжками, с лазанием и т.д.); - по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры). К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы, он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка и т.д. Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры включают игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, кегли и т.п.); игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.). Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими, которое предполагает соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т.д.), в которых он соревнуется. Игры с элементами соревнования используются преимущественно, в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Важными характеристиками подвижной игры являются: - цель игры; - содержание игры; - правила игры; - игровые роли. Этапы развития подвижной игры: - Разучивание игры. - Повторение подвижной игры. - Усложнение подвижной игры. Подвижные игры являются неотъемлемой частью физического воспитания и обучения. Игры и развлечения в воде способствуют воспитанию у детей смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности. В основном игры проводятся в заключительной части занятия. И продолжительность ее может быть от 3 до 7 минут. Организация подвижных игр для детей раннего и младшего возрастов отличается простотой правил, групповым исполнением действий в игре, наглядностью и образностью, активным участием педагога в исполнении ролей ловишки, музыкальным сопровождением и четким разделением сигналов к началу и окончанию игры. в сюжетных играх уместно использование простых речитативов и подражания животным. В играх без сюжета типа задания - лучше использовать простые задания на распределения по цвету, размеру и форме предмета. В средней группе дети постепенно начинают приучаться к соревновательному способу проведения игр. Это могут быть игры наперегонки в паре или тройке участников. Дети стартуют с соперником по одному сигналу и выполняют соревновательное задание индивидуально «Кто быстрее». Также дети легко дифференцируются на команды. И соревнуются командами выполняя задание все одновременно (собери шарики, перенеси предмет). В средней группе увеличивается количество сюжетных игр их можно применять в зависимости от тематической направленности занятия. Сезонные игры характеризуются образностью заданий. (Зимой – «Два Мороза», «Заморожу», «Снежки», «Снежинка», «Путешествие на льдине», весной – «Воробьи и кот», «Вороны», «Сосульки», летом – «Бабочки на цветы», «Осиное гнездо», «Лохматый пес», Осенью – «собери овощи и фрукты по корзинам», «Зайцы и морковка», «Осенние листочки» и т.д. В работе со старшими дошкольниками игры используются для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений, для достижения устойчивости и гибкости навыков. В старшей группе основу игр составляют эстафеты и соревнования командами и в личном первенстве. Также детям очень нравятся динамичные игры на выбывание такие как «Вышибало», «Охотник и утки», «Нырки», «Кот и мыши». Игры с перекличками - «Гуси лебеди» и т.д. В подготовительной группе можно использовать игры с усложненными правилами, добавляя к знакомым играм усложняющие условия.