Формирование здорового образа жизни детей с ОВЗ как важное направление учебной и воспитательной деятельности .
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование здорового образа жизни детей с ОВЗ как важное направление учебной и воспитательной деятельности .
Автор: Юматова Татьяна Николаевна
Тема доклада :Формирование здорового образа жизни детей с ОВЗ как важное направление учебной и воспитательной деятельности .Моей темой по самообразованию является: «Применение здоровьесберегающих технологий как реализация личностно-ориентированного подхода к воспитательному процессу».В рамках работы над темой по самообразованию мною была разработана программа «Быть здоровым - здорово!». Программа по формированию основ здорового образа жизни для обучающихся 1 – 11 классов.Сегодня я хотела кратко осветить основные аспекты программы. Актуальной проблемой и предметом первоочередной важности было и остается сохранение и укрепление здоровья обучающихся ОВЗ, формирование системы основ здорового образа жизни. Школа – идеальное место для формирования здорового образа жизни и реализации оздоровительных программ, так как большую часть времени дети проводят в школе. Ребенок обладает потенциалом развития, и педагог может предоставить возможность каждому реализовать свои возможности.Основная цель программы «Быть здоровым – здорово!» создание механизма формирования здоровьесберегающей среды в школе для детей с ОВЗОхрана здоровья – приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усвоить полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Цели программы:-формирование мотивации безопасного поведения (вредные привычки) и здорового образа жизни;-выработка практических навыков здорового образа жизни;-формирование культуры здоровья у обучающихся посредством развития здоровьеформирующей и здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.Задачи программы:-формировать у обучающихся через цикл учебных предметов и внеурочных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здорового образа жизни;-создавать и внедрять здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательный процесс;-пропагандировать здоровый образ жизни и формировать основы культуры здоровья;-вовлекать обучающихся во внеклассную и внешкольную работу по формированию здорового образа жизни через внеурочную работу и проектную деятельность; -расширять и обогащать словарный запас школьников;-привлекать психолого-медико-педагогическую службу школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния обучающихся.В начальной школе на первый план выдвигается развивающая функция обучения, что обеспечивает становление младшего школьника и раскрытие его индивидуальных особенностей. В средней школе основной психофизической характеристикой 12-16-летних подростков является их направленность на осознание себя как личности. Это делает мотивацию получения конечного, полезного результата обучения (приобретение знаний, укрепление здоровья, успешность в жизни) первостепенной. Педагог прослеживает преемственность между особенностями развития в начальной школе, возможностями самопознания и самореализации в подростковом критическом периоде с учетом темпов полового созревания, показателями адаптации (наличие или отсутствия заболевания; особенности поведения, в том числе и девиантного).Системный подход к решению важной задачи по внедрению здоровьесберегающей технологии обучения в школе ведется с учетом физического, социально-личностного, познавательного развития ребенка по направлениям:- первичная профилактика (соблюдение санитарно-гигиенических требований и целесообразный режим учебных занятий);-вторичная профилактика (коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья;-обучение здоровому образу жизни.Структура программыПрограмма «Быть здоровым – здорово!» включает следующие темы: - 1-4 классы: «Я и мир», «Я - человек, личность, частица природы и социума», «Я и мое здоровье», «Я знаю, как идти по пути к здоровью», «Я учусь отслеживать свое здоровье». На уроках даются понятия о здоровье и здоровом образе жизни. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - 5-8 классы: «Особенности физического и психического развития человека в подростковом возрасте», «Здоровье подростка и влияющие на него факторы», «Здоровый образ жизни и его составляющие», «Навыки здорового образа жизни», «Социальное развитие подростка и его взаимоотношения с окружающими». Проводятся уроки здоровья и осваиваются навыки здорового образа жизни.- 9-11 классы: «Здоровье и образ жизни молодежи», «Общие понятия о здоровье», «Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества», «Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний», «Правовые основы сохранения и укрепления продуктивного здоровья», «Брак и семья», «Основы семейного права в Российской Федерации», «Личные права и обязанности супругов; права и обязанности родителей; права несовершеннолетних детей», «Личностная безопасность в экстремальных ситуациях: в школе; на улице; на природе», «Защита своей жизни и здоровья, оказание само и взаимопомощи». Формируется система сознательного понимания культуры здоровья.Программа предусматривает проведение традиционных уроков, общешкольных «Дней здоровья», объектовых тренировок, экскурсий, участие в конкурсах, выставках рисунков и плакатов, проведение различных спортивно-массовых мероприятий, сюжетно-ролевых и дидактических игр. Разработаны и проводятся на общеобразовательных уроках упражнения фонетической ритмики, физкультминутки, релаксационные паузы, динамические перемены.Беседы о здоровье и здоровом образе жизни проводят педагоги, узкие специалисты, специалисты их наркодиспансера, отдела полиции, прокуратуры и т.д. Используются авторские разработки медиауроков по формированию здорового образа жизни педагогов школы.Обучение по программе «Быть здоровым – здорово!» проводится в течение всего года. Это и «Дни здоровья», и внеклассные мероприятия, соревнования,конкурсы, проекты. К разработке сценариев и проведению привлекаются учителя, классные руководители, воспитатели, учителя физической культуры, узкие специалисты. Заключительное занятие по формированию здорового образа жизни проходит в виде сюжетно-ролевой игры (младшее звено), объектовой тренировки (среднее звено), представления проектов и медиапрезентаций (старшее звено).Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью практического задания (рисунок, поделка, плакат, медиапрезентация, проект), где освещаются основные вопросы курса.Итог:Любой выбор, любой труд, который будет способствовать укреплению здоровья детей – это необычайно благородная и благодарная роль. Результатом и наградой будет осознание внесения своего вклада в то, чтобы здоровье детей стало лучше, а жизнь нравственнее, чтобы сегодняшние дети стали духовно и физически здоровыми личностями на благо себе и Отечеству. Необходимо воспитать человека для общества с высокой культурой здоровья и оптимального образа жизни, способного самостоятельно творить свое здоровье, реализовываться и проявлять творческие способности.