Интегрированный урок – эффективная форма реализации межпредметных связей
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированный урок – эффективная форма реализации межпредметных связей
Автор: Воробьева Марина Владимировна
Статья Интегрированный урок – эффективная форма реализации межпредметных связей
Преподаватель ГПОУ ЯО Ярославского колледжа управления и профессиональных технологий- Воробьева Марина Владимировна,
Интегрированный урок – эффективная форма реализации межпредметных связей
Одной из главных задач современного образования является подготовка обучающихся кжизни в обществе. Решение данной задачи возможно через формирование различного рода необходимых компетенций. Наиболее эффективным способом их формирования является интеграция учебных дисциплин. Помимо этого, интегрированное занятие способно оживить образовательный процесс, позволяет рационально использовать учебное время. Интегрированные уроки способствуют формированию целостного взгляда на окружающую действительность, позволяют воспринимать взаимосвязи различных явлений ипроцессов жизни. В условиях введения вобразование ФГОС вприоритете становятся межпредметные связи, которые считаются высшим уровнем среднего образования. Не секрет, что многие преподаватели испытывают серьезные затруднения при реализации принципов осуществления межпредметных связей. Тогда преподаватели обращаются кметодическим рекомендациям, где указывается, что основной эффективной формой реализации межпредметных связей является интегрированное занятие или урок. Что же такое интегрированный урок?
Интегрированный урок — это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
Специфика интегрированного урока заключается втом, что его проводят иорганизуют два или более преподавателя, либо один преподаватель, имеющий квалифицированную подготовку по нескольким смежным дисциплинам. При подготовке интегрированного урока особенно важно продумать методику его проведения. Часто интегрированному занятию предшествует опережающие домашние задания различного типа, которые выполняются либо студентами вашей группы, либо отдельными обучающимися. Домашнее задание так же имеет свою особенность: оно задается не по одному, апо нескольким дисциплинам сразу.
Итак, принятая классификация интегрированных занятий:
организация ипроведение занятия двумя иболее педагогами разных учебных дисциплин;
организация ипроведение занятия одним преподавателем, который имеет базовую подготовку по дисциплинам, подвергающимся интеграции;
создание не только одного интегрированного занятия, но иразработка интегрированных тем или разделов, апри возможности икурсов.
Для правильного построения интегрированного занятия необходимо определить основные его отличия от традиционной формы урока. Основная часть интегрированного урока, вотличии от традиционного, наиболее вариативна, так как включает разнообразие изучаемых явлений, которые подразумевают применение разных методов обучения иорганизации познавательной деятельности обучающегося.
Интегрированный урок результативен, если реализованы следующие дидактические задачи: тема должна быть актуальна, содержать проблему и межпредметные связи.
Интегрированный урок, взависимости от работы иактивности обучающихся, подразумевает возможность выставление отметок по нескольким учебным дисциплинам. Таким образом, интегрированные уроки всовременном учебном процессе приобретают важную изначимую роль. Именно поэтому в нашей педагогической работе мы планируем применять как интегрированные занятия, так и интегрированные уроки иногда по абсолютно разным и на первый взгляд несмежным предметам.
Как же возникла идея интегрированного урока по бухгалтерскому учету и экономике организации на тему, Амортизация основных средств.
Основой интеграции стала взаимодополняемость содержания некоторых тем рабочих программ этих предметов для студентов специальности Экономика и бухгалтерский учет и Операционная деятельность в логистике:
Данный урок имел познавательно - воспитательную направленность. В ходе урока обучающиеся получили возможность расширить и углубить знания о способах начисления амортизации и сравнить их применение в разных отраслях и предметных областях; совершенствовать навыки по их начислению, сформировать навыки использовать разные способы на практике и целесообразность их применения (через совместную творческую деятельность).
В результате интегрированного урока в части Амортизация основных средств обучающиеся овладели различными видами учебной деятельности:
- научились ставить учебные цели;
- искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
- понимать смысл их применения;
- выполнять задания в группах;
- выражать свое мнение и обосновывать применение способа;
- оценивать свою деятельность на уроке.
Применение в образовательном процессе интегрированных уроков, способствует эффективной реализации межпредметных УУД.
В результате интегрированного урока в части Экономика организации обучающиеся овладели различными видами учебной деятельности:
- проводить анализ творческих объектов, использовать различные способы расчетов;
- выполнять проект и анализировать результаты работы.
- планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
- овладели этапами выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический);
В ходе интегрированного урока использовались методы проектов, коллективного обсуждения, сравнение и анализ основных способов.
Так как современное образование ставит задачу сформировать уобучающихся целостную картину мира, то интегрированный урок открывает значительные возможности перед преподавателем и студентами для приобретения разносторонних, более углубленных знаний, используя информацию по нескольким предметам, с возможностью формирования метапредметных УУД.
В результате интегрированного занятия у обучающихся сформировалось одно из главнейших умений: перенос знаний из одной отрасли вдругую. Данный факт позволяет развивать критическое мышление, аналитическую деятельность. Благодаря всему выше перечисленному, достигается целостное восприятие, окружающей ученика, действительности. Таким образом, поставленные задачи в ходе интегрированного урока были реализованы в полном объеме.
Помимо этого интеграция позволила сформировать творческие способности самостоятельной, толерантной, ответственной личности. Интегрированное занятие организовано таким образом, чтобы способствовать реализации дифференцированного подхода кполучению информации изнаний обучающихся. Интегрированный урок открыл возможности для разных категорий обучающихся, взависимости от их способностей, возможностей и интересов. Обучающимся предлагались различные методы получения иусвоения знаний: от творческого поиска, проекта, глубокого, подробного анализа изучаемых процессов и обсуждения изученной информации. Следовательно, входе участия винтегрированном занятии устудентов развилось умение обобщать, систематизировать, анализировать полученные знания из нескольких источников и предметов, сформировалась преемственность полученных студентами знаний.
Преподаватели при подготовке урока тесно взаимодействовали между собой,применялось обязательное кураторство над деятельностью обучающихся при выполнении интегрированного, опережающего домашнего задания, использовались приемы обратной связи, обеспечивалась преемственность между его этапами. Также при подготовке интегрированного урока учитывались возрастные особенности обучающихся, возможности группы, отношения между обучающимися. Организация интегрированных занятий подразумевает особую четкость, продуманность илогическую взаимосвязь изучаемой информации по предметам.
Особо необходимо отметь, что интеграция предполагает увеличение объема самостоятельной работы обучающих, так как расширяется тематика изучаемого материала по предметам.
Данный интегрированный урок рекомендуется провести ввиде бинарного занятия, азанятие разделить на несколько этапов— страниц.