Криотерапия - здоровьесьерегающая технология для детей дошкольного возраста
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Криотерапия - здоровьесьерегающая технология для детей дошкольного возраста
Автор: Голушко Евгения Александровна
КРИОТЕРАПИЯ – КАК СОВРЕМЕННАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕГолушко Евгения АлександровнаКаждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того что живешь.Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы предполагаем состояние полного физического, психического и социального благополучия.Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной и становление ценностей здорового образа жизни.ФГОС предусматривает инклюзивное образование с детьми с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся дети с тяжелыми нарушениями речи.В настоящее время проблема своевременного преодоления особенностей развития дошкольников с нарушениями речи является достаточно актуальной. Своеобразие сочетания первичных и вторичных нарушений в общей структуре речевого дефекта детей определяет необходимость отбора наиболее оптимальных и эффективных методов и приемов логопедической работы. В связи с этим возникла необходимость использования нетрадиционных форм работы.Академик В. М. Бехтерев доказал о влиянии манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.Несмотря на то, что в арсенале у педагогов есть много технологий, методов и приемов, мы открыли для себя современную, интересную и продуктивную здоровьесберегающую технологию - криотерапия.Дословно, криотерапия переводится с греческого, как лечение холодом (kryos – холод, therapya – лечение). В широком же смысле, под понятием криотерапия, подразумевается использование холода в лечебных и оздоровительных целях.Криотерапия – одна из современных нетрадиционных технологий коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.Особенность данной технологии–развитие речевых и двигательных функций с использованием дозированного воздействия холода на нервные окончания пальцев и мышц лица, что обладает благотворными свойствами.Эффект основан на изменении деятельности сосудов, первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких движений, как следствие, улучшает процесс развития речи.Криотерапия в коррекционной работе способствует:• снятию гипотонуса мышц лица;• устранению гиперсаливации;• благоприятному воздействию на мышцы мелкой моторики и их двигательных функций;• стабилизации эмоционального фона;• снятию психоэмоционального и физического напряжения;• развитию навыков позитивной коммуникации;• развитию навыков импрессивной и экспрессивной речи.Новым в нашей системе работы является включение криотерапии во все разделы коррекционной деятельности.Нами были определены этапы внедрения криотерапии в коррекционно-развивающую деятельность с детьми и содержание работы на каждом этапе.Задачи первого этапа (диагностического)• выявить уровень заболеваемости детей;• определить уровень сформированности артикуляционной моторики;• разработать индивидуальный образовательный маршрут дальнейшей коррекционной работы.На втором этапе (основном) реализуются задача – ввести криотерапию в коррекционный процесс обучения.Введение криотерапии осуществляется по уровням, с постепенным увеличением времени взаимодействия со льдом, с чередованием теплых и холодных процедур.Методика проведения криотерапии1 уровень – взаимодействие со льдом.Данный уровень включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:1 категория игрВзаимодействие со льдом 5-7 секунд.2 категория игрВремя взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.3 категория игрВремя взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.4 категория игрНаиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.Определение игр осуществляется с учетом индивидуальных образовательных маршрутов.2 уровень – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.3 уровень - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.Для развития артикуляционной моторики определенны иное содержание уровней:1 уровень – взаимодействие со льдом.С целью повышения эффективности коррекции выраженных речедвигательных нарушений (гипотонуса) и устранение гиперсаливации мы так же используем элементы криотерапии.Данный уровень включает в себя действия, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:1 категория игрВзаимодействие со льдом 5 секунд.2 категория игрВремя взаимодействия со льдом увеличивается до 10 секунд.3 категория игрВремя взаимодействия со льдом и холодом до 20 секунд.4 категория игрНаиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом 30 секунд.Игры сопровождаются речевым материалом.2 уровень – выполнение артикуляционной гимнастики.Комплекс артикуляционных упражнений зависит от последовательности постановки звуков.3 уровень – самомассаж мышц лица.Курс состоит из 10 ежедневных сеансов.Противопоказания к применению криотерапии:1. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией;2. При индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода);3. При обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др.);4. С осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми, гипервозбудимыми детьми.Подготовка оборудования и атрибутов для занятий с использованием криотерапииПроведение криотерапии не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в специальных емкостях разной формы (контейнер для замораживания льда, подставка от шоколадных конфет, песочные формочки и т. д.). Чтобы лед был прозрачным, мы замораживаем кипяченую воду комнатной температуры. Для придания льду цвета мы добавляем пластинки разных цветов, а не используем краски и красители, которые могут вызвать аллергическую реакцию. Перед тем как давать детям играть со льдом, споласкиваем его холодной водой, чтобы он не примерзал к пальцам.Для игр со льдом мы замораживаем пластмассовые буквы, мелкие игрушки и различные геометрические фигуры в разных формочках.Занятия проводятся на столе с двумя емкостями для льда и теплой воды (до + 40С).Для защиты одежды от влаги, дети надевают клеенчатые фартуки.По окончанию работы со льдом дети протирают руки одноразовыми полотенцами.Самомассаж рук выполняют с использованием разных предметов: шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок, щётки с жёстким ворсом и т. д.Задача третьего этапа (заключительного) – формировать положительную мотивацию к дальнейшему оздоровлению организма путем закаливания через решение коррекционных задач.Для внедрения криотерапии в коррекционную работу активно вовлекаются родители. Для родителей разработаны буклеты «Что такое криотерапия», «Игры, которые лечат», которые содержат информацию о значении криотерапии в оздоровлении детей, а так же рекомендации по проведению игр со льдом.Для повышения общей грамотности родителей по применению криотерапии организован мастер-класс на тему «Загадочные льдинки» с целью обучения приемам работы со льдом через игры по развитию речи детей.Использованные формы работы с родителями позволили добиться хороших результатов, поддержать интерес совместной деятельности, положительный настрой и желание творить.Обобщая результаты, можно сделать выводы: содержание и выделенные этапы работы определены верно, заметен рост интереса к коррекционным занятиям. Таким образом, внедрение криотерапии способствовало благоприятному влиянию на общее оздоровление организма детей, повышению познавательной активности и эффективному усвоению учебного материала по всем разделам.