Урок-экскурсия "Наша горная страна"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок-экскурсия "Наша горная страна"
Автор: Ляпкало Наталья Владимировна

Методическая разработка (сценарий) учебного занятия курса «Я–златоустовец»Раздел: «Наша горная страна»Тема: «Путешествие в каменную кладовую»3 классАвтор:Ляпкало Наталья Владимировна,учитель начальных классов.Златоуст 2025АННОТАЦИЯ Методическая разработка урока-экскурсии «Путешествие в каменную кладовую» курса «Я- златоустовец» составлена на основе Программы курса, Методических рекомендаций, Рабочей тетради и содержит подробный конспект двух занятий в 3 классе, отводимых на эту тему. В ней использованы материалы, соответствующие возрастным особенностям третьеклассников. Разработка включает в себя развёрнутый сценарий урока, презентацию, различные виды и формы работы на занятии, способствующие развитию интереса к предмету «Я- златоустовец», воспитанию любви к родному городу, расширению кругозора учащихся.План-конспект урока-экскурсии «Путешествие в каменную кладовую».Курс «Я – златоустовец», раздел «Наша горная страна», занятия 10-11 «Уральские самоцветы».Класс 3Автор: Ляпкало Наталья Владимировна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 15Тема: Путешествие в каменную кладовуюТип урока: Урок-экскурсияЦели деятельности учителя: Познакомить и расширить знания о горных породах и минералах, поделочных камнях и изделиях из них; развивать познавательную и творческую активность; способствовать формированию закрепления знаний о разнообразии минералов ;формировать коммуникативные способности и умения вести монолог, диалог; развитие интереса к предмету « Я- златоустовец», к изучению истории родного города, чувство патриотизма, гордость за свою Родину, любознательность и пытливость в процессе обучения.Тип занятия: Открытие нового знанияПланируемые образовательные результаты: Предметные: научиться публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; выполнять тестовые задания в рабочей тетради; формировать осознания целостности окружающего мира; расширить знания учащихся о месторождениях полезных ископаемых и минералов в окрестностях Златоуста; расширить кругозор и культурный опыт учащихся; сформировать умение воспринимать мир образно; овладевать методами наблюдения и исследования.Метапредметные: использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; активно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий.Личностные: овладеть способностью понимать учебную задачу занятия, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, уважительно относиться к иному мнению; вступать в речевое общение: пользоваться рабочей тетрадью; проявлять патриотизм к малой Родине, любовь к своей местности; способность осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач.Универсальные учебные действия: Познавательные: осознанное и произвольное высказывание в устной форме; осуществление поиска необходимой информации; сравнивание и группирование предметов, объектов.Личностные: ценить и принимать базовые ценности: «родина», «природа»; уважение к своему народу, осознанное положительное отношение к культурным и природным ценностямРегулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события.Методы и формы: Объяснительно- иллюстративный; групповая, фронтальная, индивидуальная, исследовательская работа.Образовательные ресурсы: Рабочая тетрадь «Я- златоустовец» для 3 класса. Презентация к уроку. Наглядно-дидактический материал (выставка коллекции минералов). Видеоматериалы.Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.Основные понятия: Рудник, копь, минералы, Ахматовская копь, Николае-Максимилиановская копь, авантюрин, гранат, эпидот, клинохлор, шпинель, горный хрусталь, перовскит, везувианПредварительная работа: За две недели до урока под руководством учителя несколько учеников собирают, редактируют материал по заданной теме. На уроке ученики-экскурсоводы являются полноправными ведущими наравне с учителем.Развёрнутый сценарий урока.I Организационный момент.1.Актуализация опорных знаний-Прозвенел звонок. Начинается урок. Сегодня он будет необычный. Урок-экскурсия.Ребята, скажите, что значит ЭКСКУРСИЯ?(ответы учеников: - Поездка в музей, в лес. Посещение чего-либо, где узнаем что-то новое, интересное)2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности-Правильно. Но сегодня мы никуда не поедем. Экскурсия будет ВИРТУАЛЬНОЙ, то есть, не выходя из кабинета. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте догадаться- куда мы отправимся.Слайд №1 гора-Носит бабкаСнежную шапку,Каменные бокаЗакутаны в облака. (гора)-Её подножье травянисто, Трава высока, шелковиста; Повыше- заросли кустов, Ряды колючек и шипов. Ещё повыше- хвойный лес Стволами поднят до небес.Вершина- голая скала.Скажите, кто она? (гора)-ответы учеников: - Гора. Загадки про горы. Возможно, экскурсия будет в горы.Слайд № 2 вид городаМы живём с вами в удивительном городе. Златоуст расположен среди гор.-Ребята, названия каких гор, расположенных рядом с городом и на его территории, вы знаете?-ответ учеников: Александровская сопка, Косотур, Лысая гора, Круглица, Семибратка, Зуб, Таганай и т.д.- Молодцы. Вы назвали одиночные горы. Все они расположены рядами – горными хребтами –и образуют свою горную страну-Уральские горы. В эту страну мы и отправляемся.Слайд №3 фото окрестностей городаII Изучение нового материала.Любая экскурсия интереснее, полезнее и увлекательней с экскурсоводом. Сегодня их будет несколько. 1 экскурсовод:-Уральские горы По каменным плитамВедут нас с тобоюВ страну малахита.В страну, где не счестьДрагоценных камней,В страну работящихИ добрых людей.Учитель:Наш город получил свое название по железоделательному заводу, основанному в 1754г тульскими промышленниками И.П. и В.М. Мосоловыми, который «велено именовать и писать Златоустовским». Этот завод работал на сырье, которое добывали в ближайших окрестностях. В горах геологами было открыто много месторождений полезных ископаемых, таких, как: железная руда, медь. В таких местах строили РУДНИКИ.СЛАЙД № 4 Рудник-горнопромышленное предприятие по добыче полезных ископаемых подземным или наземным способом.Больше всего руды добывалось на Орловских, Тесьминских, Семибратских и Таганайских рудниках.СЛАЙД № 5 карта рудниковНа карте Златоустовского округа в те времена было более 30 железных рудника, 6 месторождений меди. На сегодняшний день, рудники заброшены, поросли травой, кустарниками и деревьями. На этой территории расположен Национальный парк Таганай.-Ребята, кто знает, что значит «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК»?-ответы учеников: это охраняемая территория.1 экскурсовод:Слайд № 6 национальный паркНациональный парк- это особо охраняемая территория. Наш парк Таганай создавали с целью сохранения уникального растительного и животного мира, а также сбережения богатейших недр, в которых хранятся самоцветные россыпи, редкие минералы и горные породы. Горная страна «Таганай» очень популярна среди туристов. О национальном парке «Таганай» знают не только в России, но и в других странах. Наш парк широко славится своими красотами благодаря живописным горным хребтам.Слайд №7 ТаганайЗдесь раздолье для туристов. Тут можно любоваться высокими горными хребтами и удивительной каменной рекой, вытянувшейся на несколько километров. Есть тут и старинные минеральные копи.Загадка: Его в горах полным-полно, Он часто падает на дно ущелья Со скалы крутой. Он твердый, маленький, большой…. По форме разным он бывает. Его с дороги убирают.Ответ учеников: - Камень.Правильно, камень. На Урале – что ни гора, то легенда. Что ни озеро- то сказ. Что ни камень- то тайна.У нас в классе организованна выставка минералов. Предлагаю всем подойти и ознакомиться с нашими экспонатами.2 экскурсовод:Слайд №8 Ахматовская копьНет на свете геолога, который хотя бы не слышал об Ахматовской копи в Уральских горах.Слайд № 9 Копь – место добычи руды открытого типа. Примерно 200 лет назад, у подножья хребта строили поселения – на юге Косотурский завод, а на севере Титано - магнетитовый рудник. На севере руду добывали, а на юге её обогащали, т.е. металлы извлекали. Магнитские рудокопы тогда не только с железом, медью, да титаном знались, но и в других камнях разбирались. Вот так однажды, собирая грибы в лесу, семья рудокопа, отец с сыном, натолкнулись на самоцветную жилу, где оказалось более 40 минералов и драгоценных камней, среди которых особенно выделялся гранат большим разнообразием видов. Молва о драгоценной находке быстро разлетелась. После того, как местные мужики стали минералы добывать, потянулись сюда за самоцветами не только уральские копатели, но и любители камня со всей России, а и потом и мира. Так это место стало знаменитой на весь мир Ахматовской копью. В наши дни ее ещё называют «Гранатовой короной». Слайд №10, 11, 12, 13- на экране вы можете увидеть некоторые минералы с Ахматовской копи и изделия из них.3 экскурсовод:Слайд №14 Николае - Максимилиановская копьВ 3 км к северо-востоку от знаменитой Ахматовской копи расположена еще одна известная копь- Николае - Максимилиановская. Копь была открыта в 1667 году горным инженером В. И. Редикорцевым. Свое название копь получила в честь Николая Максимилиановича Романовского, Великого Князя и герцога Лейхтенбергского. Николае-Максимилиановская копь знаменита другим минералом- эпидотом. Это желтовато-зеленые, богатые гранями кристаллы, размером до 20 сантиметров в поперечнике. В копи был найден и описан новый минеральный вид – валуевит. Впервые в этой копи был открыт брусит, а также магнезиолюдвигит В Геолого-минералогическом музее Казанского Государственного университета среди экспонатов немало раритетов. Одним из них является кристалл черной шпинели весом более 21 кг из Максимилиановской копи Урала.Слайд №15, 16, 17 - на экране вы можете увидеть некоторые минералы с Николае- Максимилиановской копи и изделия из них.А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть.ФИЗМИНУТКА4 экскурсовод:Слайд № 19 вид скалыМы продолжаем нашу экскурсию. Загадка:Вот гора, она гола,Как из тёмного стекла.Не растёт на ней, увы,Ни кусточка, ни травы.И к тому ж она отвесна.Назовите это место?-ответ учеников: СкалаСлайд №20 вид с Чёрной скалыЧёрная скала – здесь расположены смотровые площадки. Перед нашим взором прекрасный вид: Двуглавая сопка, Откликной гребень, Круглица.Итак, Черная скала- одна из северных вершин Назминского хребта. Расположена на территории национального парка « Таганай» в 12 километрах к северу от города Златоуст и в 4,4 километрах к западу от Двуглавой сопки. Высота Черной скалы – 853 м. Почему Черную скалу назвали ЧЕРНОЙ? Есть несколько версий. Первоначально название скалы связывали с темным цветом горных пород, слагающих скалу – филлитов и амфиболитовСлайд №21 смотровая площадкаОднако в видимой части скалы преобладает белоснежный кварцит.Слайд № 22 белый кварцитБолее правдоподобную историю названия приводят старожилы – местные жители. В лихие 20-30-е годы прошлого столетия у одинокой скалы, окруженной дремучими пихтово-еловыми лесами, башкиры организовали тайный пункт по продаже и обмену краденных лошадей. В строжайшем секрете местные мужики передавали из уст в уста время сбора на «черный рынок». Так и стала скала называться Черной.5 экскурсовод:Слайд №23 Откликной гребеньОткликной гребень – вторая вершина хребта Большой Таганай. Высота 1155 метров. Это самая «болтливая» гора. Если в ясный безветренный день крикнуть что-нибудь, например: - Кто королева красоты? А Откликной ответит: -Ты, ты, ты….Откликной гребень иногда называют –кварцитовым драконом. Прозвище такое горе дано за схожесть её зубчатой макушки со спинным гребнем древнего ящера. Как говорили наши прабабушки, в стародавние времена даже подножье горы представляло опасность. По легенде, давным – давно жил в пещере той горы лютый зверь. Он пожирал всех без разбору: и пеших, и конных. Шел однажды мимо гребня пустынный странник, увидел зверя и взмолился к Богу, чтобы тот убил его. Бог внял его молитве, загнал зверя в глубокую пещеру и придавил вход в нее огромным камнем, а людям в горах на память оставил его голос. Иногда в ветреную погоду, когда ветер «гуляет» среди скал, кажется, что зверь стонет, воет или даже рычит.6 экскурсовод:Слайд№24 Двуглавая сопка, видДвуглавая сопка – располагается чуть южнее «болтливой» горы. Златоустовцы раньше Таганаем только эту гору называли (Малый Таганай или Ближний Таганай). На южном склоне сопки расположен так называемый скалодром, где альпинисты проводят свои тренировки. Южная вершина называется «Перья», за особенность формы скал. Её высота 1034 метра.Слайд № 25 «Перья»Северная вершина достигает высоты 1041 метр. Склоны покрыты многочисленными россыпями. Туристы называют эту вершину Бараньими лбами.Слайд №26 «Бараньи лбы»В 19 веке на склоне Двуглавой велись разработки авантюрина. Из двух глыб в Екатеринбурге были изготовлены вазы, высотой почти 1,5метра, диаметром около 2,5 метров, весом больше 4 тонн. Вазы находятся в Эрмитаже и в Павловском музее-дворце под Санкт-Петербургом.Слайд № 27 авантюрин, изделие из негоСлайд № 28 ваза, ЭрмитажСлайд № 29 КруглицаКруглица – центральная вершина хребта Большой Таганай. Высота 1178 метров, наивысшая точка всего Таганайского горного массива. Название получила за округлую форму вершины. Еще её называют Башкирской шапкой, за сходство формы с тюркским головным убором. С Круглицей связана одна легенда. В 1829 году знаменитый немецкий ученый Александр Гумбольдт путешествовал по России. При посещении Златоустовского округа был на Таганае и высказал предположение, что вершина Круглицы является конусом потухшего вулкана. С тех пор во всех путеводителях по Уралу сопку стали именовать «кратером потухшего вулкана», а серьезные ученые заговорили о возможном извержении. Но на самом деле Круглица, как и остальные вершины Таганая, к вулканам никакого отношения не имеет.Учитель:-Спасибо, нашим экскурсоводам. Ребята очень старались, готовились, волновались. А как вам работа наших экскурсоводов? Как можно оценить их работу? (ответы учеников).III Обобщение полученных знаний. Работа в тетрадях.-Предлагаю закрепить полученную информацию. В рабочих тетрадях «Я-златоустовец» на стр.21 выполните задания №1, № 2IV РефлексияСлайд № 29На занятии мне понравилось...Когда я приду домой, я расскажу маме...Мне было сложно…V Инструктаж домашнего задания Вы обратили внимание, какие красивые изделия из минералов были на слайдах? Я предлагаю вам дома пофантазировать и создать свою чудо-вазу в технике «обрывной аппликации». Рабочая тетрадь стр.22VI ИтогРебята, вам понравилось наше виртуальное путешествие в горную страну? А что больше всего запомнилось? Что-нибудь новое для себя вы узнали? Какое впечатление об экскурсии у вас осталось?На этом наш урок- экскурсия подходит к концу. Благодарим за вниманиеСписок использованной литературы:1. Тырычева Л. А. Окружающий мир в ребусах, кроссвордах и загадках. Издательство: Челябинский Дом печати, 20012. Я – златоустовец. 3 класс: методическое пособие / Администрация ЗГО; МКУ Управление образования ЗГО.- 2-е изд, исп., доп. – Златоуст, 2014г.3. Я – златоустовец. 3 класс: рабочая тетрадь / Администрация ЗГО; МКУ Управление образования ЗГО. – 3-е изд., исп., доп. – Челябинск: АБРИС , 2019. – 48 с.: ил. 4. Электронный ресурс. 5. Электронный ресурс. 6. Электронный ресурс. 7. Козлов, А. В. Златоуст – город крылатого коня / А.В. Козлов. – Златоуст: ООО «Фотомир». 2004. – 336 с.8. Косиков Н.А. Золотые россыпи былого (Записки краеведа) / Н. А. Косиков.- Златоуст 1997- 112с.9. Середа М. Прогулки по Таганаю.- М: «ДАРИКНИГИ», 2017.-198с.: ил.7810. Григорьева Е.В. Г83 Природа Южного Урала: Учебное пособие для учащихся 3(4) кл.- 2-е изд., перераб. и доп.- Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во, Юж.-Урал. Изд.-торг. дом, 2001.-144с.11. «Прогулки по Златоусту»- набор информационных листовок (16 штук). Технический редактор: Алексеева И.Е., директор ЦБС. Златоуст-200412. Золотые крылышки, Хрестоматия по литературе родного города. 1-4 кл. Редактор-составитель Бондаренко Л.И. Книга издана при поддержке ЗАО «УРАЛ-КОНТРАКТ», 2004г13. Златоустовская Энциклопедия 1т., под редакцией М.А.Тарынина, В.Г. Глыбовского. Г. Златоуст 199414.Златоустовская Энциклопедия 2т., под редакцией М.А.Тарынина, В.Г.Глыбовского. г. Златоуст 1997