«Свойства воздуха».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Свойства воздуха».
Автор: Вечканова Татьяна Владимировна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Свойства воздуха»Цель: закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается; легче воды). Развивать способность, анализировать, сравнивать, делать умозаключения. 3) Воспитывать умение слушать воспитателя, четко следовать его инструкциям;Материал: банки с водой, камни, мел, пуговицы; пластмассовая бутылка, воздушные шарики, миска с горячей водой, миска со снегом; деревянная линейка, шнурок, половина апельсинаХод занятия:1. Орг. момент (дети заходят, становятся в круг)2.Вводная часть. (2 минуты)Воспитатель: - Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуете ее отгадать:Через нос проходит путь,И обратно держит путь.Он невидимый, и все же,Без него мы жить не можем.(Воздух)Воспитатель: - Правильно, это воздух.Воспитатель: А что такое воздух?Дети: это то, чем дышат люди, растения, животныеВоспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг - направо, налево, вверх, вниз, по сторонам.   Я воздуха не вижу.  А вы видите воздух?Дети: нет, не видим, он невидимый.Воспитатель: наверное, у   воздуха есть свои секреты, правда?Дети: Да.Воспитатель: а вы хотите раскрыть эти секреты? (Да)Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хотя мы его не видим. Попробуем поймать воздух ладонями. Повторяйте за мной.3.Основная часть.1.Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение» (2минуты)                                  Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха.  Предлагает детям сделать то же самое. Спрашивает у них: что они почувствовали? (подул ветерок). Какой воздух? (прохладный, холодный воздух).Воспитатель: правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить. Делают вывод: вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый.2.Работа по компаниям.Наблюдение «Воздух легче воды» (5 минут)Воспитатель: Мы вдыхали и воздух попадал нам прямо в легкие, а в других предметах, например таких как камень, пуговица, мел, есть воздух? Воспитатель показывает по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, пуговица, мел и пр.) (ответы детей) давайте это проверим.Работа по компаниям.-Я попрошу вас сесть за столы так, как вы обычно сидите (дети садятся). У каждой компании стоит банка с водой и предметы в коробочке. Сейчас вы возьмете по одному предмету в правую руку и по моей команде, на счет 3, одновременно опустите предмет в банку и понаблюдаете, что будет происходить (дети выполняют)Воспитатель: что вы видели, когда предметы потонули?Дети: из них выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх.Воспитатель: что это за пузыри поднимаются на поверхности воды?Дети: Пузыри – это воздух.Воспитатель: куда двигались камешки, кусочки мела и пуговицы? Воспитатель: Предметы падали вниз на дно, потому что они тяжелее воды? (Ответы детей) –Куда поднимались пузырьки воздуха? (Вверх). Пузырьки поднимались вверх, потому- что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее.Делают вывод: второй секрет воздуха – воздух легче воды.3. Демонстрация опыта (4минуты)Воспитатель: но это еще не все секреты воздуха.  Разворачивайтесь ко мне. Посмотрите. Что сейчас будет происходить.— Вот здесь у меня два ведра, в одном - горячая вода, а в другом – снег. Возьму пластмассовую бутылку из холодильника и надену на нее возд.  шарик(Воспитатель берет холодную пластмассовую бутылку из холодильника, надевает на горлышко воздушный шарик, затем ставит бутылку в миску с горячей водой).Воспитатель: что происходит с шаром?Дети: Он надувается.(Воспитатель ставит бутылку в таз со льдом и снегом.)Воспитатель: что происходит с шаром?Дети: Шар не надувается.Делают вывод: третий секрет воздуха - При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.Игра (3- минуты): Я знаю, что вы очень внимательные дети, а сможете за 5 секунд встать в круг на ковре? (Воспитатель отворачивается и считает, дети строятся) Возьмитесь за руки. Что произойдет с воздухом, если его нагреть?  (Дети, держась за руки, расширяют круг).  Что произойдет с воздухом, если его охладить? (Дети, держась за руки, сужают круг)Упражнения повторяют 4-5 раз.4. Демонстрация опыта (4 минуты)Воспитатель: Ребята, а как вы думаете имеет ли воздух вес? (Выслушиваем варианты ответов). А давайте сейчас попробуем его взвесить? У нас даже будут для этого специальные весы. Рассаживайтесь полукругом лицом к окну. Всем удобно? (Воспитатель выносит весы) Я взяла линейку и привязала к ее центру веревку. Взяла два одинаково надутых шарика, подвесила их на наши весы и уравновесила линейку. А теперь проколем один шарик.- Что произошло?Дети: Надутый шарик опустился вниз. Значит он тяжелее лопнувшего.Воспитатель: можем проткнуть и второй шарик (Бах). Весы снова уравновесились. Вот вам и четвертый секрет- воздух имеет вес.5. Наблюдение- А теперь встаньте пожалуйста (Дети встают)Наблюдение «Чем пахнет воздух»Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?Дети: Нет.  (Воздух не имеет запаха).Воспитатель подготавливает половинку апельсина. Дети закрывают глаза, а воспитатель дает понюхать каждому ребенку апельсин пластмассовой бутылочке Воспитатель: А сейчас мы поиграем, вы должны будете с закрытыми глазами по запаху угадать предмет, который лежит у меня в бутылочке- Что это было? (Апельсин)- А приятно ли он пахнет?- Ребята, оказывается, есть столько прекрасных запахов и вам наверняка хотелось бы, чтобы вас окружали всегда только приятные запахи.- А скажите, всегда ли на улице у нас хорошо пахнет? (Нет)А какие предметы загрязняют воздух.(машины – выхлопными трубами, трубы заводов, свалки, сигареты, пожары).- А как вы думаете нужно ли беречь воздух? (Конечно, воздух как и любой природный дар нуждается в нашем бережном отношении)А как можно очистить воздух? (сажать больше деревьев, цветов, пылесосить, мыть полы).- А может ли каждый из нас это делать?- Ребята, я недавно читала книгу и нашла одно замечательное стихотворение, его вам прочитает Рада (Чтение стихотворения)Так давайте же реки Беречь и моря, Чтоб ручьи на земле Протекали не зря. Чтобы воздух был чистым, Прозрачной вода, Чтоб планете родной Не грозила беда.4. ИтогиВоспитатель: Мы с вами узнали 5 секретов воздуха. О каких секретах воздуха вы сможете рассказать мамам и папам? (загибают пальчики и перечисляют свойства воздуха). Вот мы с вами поиграли и не заметили, как наше занятие подошло к концу. И чтобы в нашей группе воздух стал свежим, выйдем. а Татьяна Сергеевна проветрит нашу группу.