"Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Автор: Семченко Наталия Викторовна
«Формирование словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два - три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного методического учения», писал К.Д. Ушинский. Он впервые в отечественной педагогике подчеркнул значение обучения ребёнка на родном языке ( из истории известно, что обучение в семьях среднего и высшего сословия осуществлялось на французском, немецком и других иностранных языках). К.Д. Ушинский обосновал необходимость первоначального преподавания русского языка. Им были поставлены три цели обучения. Первая из которых - развитие словарного запаса ребёнка с привлечением наглядности и его жизненного опыта.Сторонницей и последовательницей взглядов К.Д.Ушинского была Е.И.Тихеева, подчеркивающая, что «лингвистическое воспитание ребёнка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке». Ею была разработана система занятий по обогащению словаря с использованием наблюдений, экскурсий, рассматриванием картин, дидактических игр и т.п. Е.И. Тихеева делает акцент на необходимость ранней диагностики и специально организованного коррекционного обучения детей с нарушением речи.Дальнейшее развитие теории и практики методики развития речи осуществила Е.А. Флерина, в области исследований которой находилось эстетическое воспитание дошкольников средствами художественного слова.Н.К. Крупская в своих педагогических трудах рассматривала вопрос о формировании речи детей. Она считала речь основой умственного воспитания, словарь - его богатство, важной стороной речи. «Словарь дошколят не ширится, не ширится горизонт... Ребят надо учить слушать, развивать их речь». Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.Немаловажное значение придавали проблеме формирования правильной речи мвслители - гуманисты, просветители, педагоги XVIII - XIX веков. (Ж.Ж. Руссо, М.Ю.Ломоносов, В.Г. Белинский, Я.А. Каменский, К.Д Ушинский)Формирование современной методики развития речи являлось результатом коллективного труда ученых и методистов - практиков. На современном этапе методика развития речи совершенствуется вследствие изменения социально - политических условий, изменений в системе образования в связи с достижениями научно - технического прогресса остаётся наиболее актуальной в наши дни.Актуальность выбранной темы.Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.Детский сад - первое звено в системе народного образования. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Педагоги начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной работы в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов.Речь - величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.Говорить - это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы. Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка.В современном мире вопрос развития речи детей дошкольного возраста стоит особенно остро. Каждый второй ребёнок нуждается в коррекции развития речи. Можно выделить множество причин появления такого количества нарушений развития речи:Ухудшение здоровья;Снижающийся уровень бытовой культуры;Существенное снижение общения родителей и детей;Бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров;Агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, иностранными мультфильмами;Снижение уровня речевой культуры в обществе;Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка;Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речиАктуальность выбранной мною темы работы подтверждает документ «Федеральный, Государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года, где прописаны требования к структуре образовательной программы дошкольного образования. В содержании программы должны быть четко представлены направления развития и образования детей, одним из которых является речевое развитие. Это направление включает в себя задачу по обогащению активного словаря детей, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.Всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что к числу важнейших задач образовательного процесса с дошкольниками является формирование у них связной речи, а формирование словаря является базой для формирования связной речи детей.Богатый словарный запас ребёнка играет огромную роль для полноценного развития Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.Современный ребёнок к пяти годам в норме свободно овладевает всей системой родного языка: говорит связно, полно излагает свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывает рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от 4 до 5 тысяч слов.По данным А.Н.Гвоздева, в словаре у четырёхлетнего ребёнка наблюдается 50.2% существительных, 27.4% глаголов, 11.8% прилагательных, 5.8% наречий, 1.9% числительных, 1.2% союзов, 0.9% предлогов, 0.5% междометий и частиц.Анализ приведённых данных свидетельствует о том, что дети дошкольного возраста чаще употребляют существительные и глаголы. Это объясняется тем, что у них есть потребность в этих словах. Остальные части речи употреблялись гораздо реже в связи с тем, что понятия о признаках находятся в стадии формирования, поскольку у них ещё не сформировано само ощущение признака. Анализируя словарный запас детей в возрасте 6-7 лет, можно выделить наиболее употребляемые слова в речи детей: существительные- «мама», «мальчик», «девочка», «люди»; прилагательные - «маленький», «большой», «хороший», «плохой»;, глаголы - «пойти», «поговорить»; отмечается преобладание в словаре у детей слов, обозначающих людей.Психологическими исследованиями установлено, что значение слова на всех этапах развития ребёнка не остаётся неизменным, а напротив, претерпевает сложнейшее развитие. На самых ранних этапах развития слова не разграничиваются друг от друга. Слово выступает для ребёнка как компонент целой ситуации, которая включает в себя ряд неязыковых явлений. В процессе совместной деятельности со взрослым ребёнок узнаёт и запоминает названия отдельных предметов, их свойств, качеств, действий.Несформированность высших психических процессов не дает возможности ребёнку усвоить многочисленные понятия, названия предметов, признаков, действий, явлений окружающей жизни. Поэтому исследователи отмечают перенесение названия одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом. Ребёнок использует слово для названия ряда предметов, которые имеют один или несколько общих признаков, а также общефункциональное назначение предметов..По мере развития словарного запаса значение слова постепенно уточняется. Это связано с усвоением детьми новых слов, уточнением их значения и дифференцированным употреблением известных слов. Слово становится для ребёнка самостоятельным знаком. Усвоив предметные, конкретно отнесённые значения, ребёнок овладевает логическими операциями.По мере развития слово начинает обозначать отдельные признаки предмета или стороны явления.Слово постепенно приобретает функцию обобщения и начинает выступать в качестве средства формирования понятий. Значение слова развивается от конкретного к абстрактному, обобщенному.В ходе овладения активным словарём, ребёнок упражняется в связывании слов - образуются словесные связи, формируется словоизменение и словообразование.Овладение ребёнком средствами языка протекает на протяжении всего дошкольного возраста. Потребность в его речевом общении стимулирует его к овладению языковыми средствами. Ребёнок проходит путь от отсутствия речи, появления первых лепетных слов до фразовой речи.Работая с детьми, имеющими речевые нарушения мне часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда на предложение поговорить с детьми, по какой - либо теме (фрукты, животные, одежда и т.д.)дети говорят о каком-то одном, или двух характерных признаках, обсуждаемого предмета.Мои опасения и наблюдения подтвердили результаты проводимого обследования детей. Из 14 обследуемых детей, имеющих диагноз ОНР, только 4 ребёнка хорошо справились с предложенными заданиями, у других детей возникли трудности.Проведённый мониторинг детей с общим недоразвитием речи показал:Бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудность актуализации словаря, более значительное, чем при норме, преобладание пассивного словаря над активным, а так же несформированность структуры значения слова. Наиболее важными причинами бедности словарного запаса у наших детей является низкий уровень развития их познавательной деятельности, ограниченность представлений об окружающем мире.Прежде всего, отмечаются существенные количественные различия активного и пассивного словаря. Словарь детей очень своеобразен. Некоторые дети не знают названий многих предметов, которые их окружают (перчатки, будильник, кружка), особенно названий частей предметов (обложка, рукав, рама).В словаре детей с ОНР преобладают лишь существительные с конкретным значением. Усвоение же слов с абстрактного значения вызывает большие трудности.У многих детей в речи отсутствуют слова обобщающего характера(мебель, посуда, овощи и т.д.). Многочисленные ошибки наблюдаются в обозначении животных и их детёнышей (у кошки - киска; у собаки - собаченочек; у лошади - лошадёнок).В активном словаре отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных. На вопрос: кто как передвигается, дети дают такие ответы: «Лягушка идёт.» «Змея идёт». «Птичка идёт». В речи детей имеется лишь незначительное количество глаголов с приставками, которые чаще всего дети заменяют бесприставочными глаголами (пришёл - шёл;, перешёл - шёл).Дети с ОНР очень редко употребляют слова, обозначающие признаки предметов. Часто они называют лишь основные цвета (красный, зелёный, синий); величину (большой - маленький); вкус (сладкий, вкусный). Противопоставление же по признакам (длинный - короткий, толстый- тонкий, высокий - низкий) в речи детей почти не встречаются. Дети чрезвычайно редко употребляют прилагательные, обозначающие внутренние качества человека.Очень ограничено количество употребляемых детьми наречий. Они употребляют, в основном, такие наречия, как «здесь, там, туда, потом...»Обозначая предметы, дети часто смешивают слова одного рода, вида. Так, словом рубашка обозначаются и кофта, и рубашка, и свитер, и куртка; словом ботинки - и сапоги, и ботинки, и туфли, и калоши. Неточности в употреблении слов обозначаются трудностями дифференциации как самих предметов, так и их обозначений.Пассивный словарь детей с общим недоразвитием речи гораздо больше активного, но он актуализируется с большим трудом: часто для воспроизведения слова требуется наводящий вопрос.Цель, задачи, педагогические принципы обучения.В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии ребёнка имеет игра. Её характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Особенно дидактические, они закрепляют и уточняют словарь, изменение образования слов, упражняют в составлении связных высказываний. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность многократно упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.Работая с детьми, я заметила, что лучшего результата можно достичь тогда, когда ребёнок вовлечен в интересную для себя деятельность. Важно побудить ребёнка к речевой деятельности, стимулировать его речевую активность, как в процессе ежедневного общения, так и в процессе специально организованного обучения. Поэтому в своей работе, направленной на формирование словаря, я решила использовать дидактические речевые игры.Такие игры помогут:Обеспечить количественное накопление слов;Освоить социально закрепленное содержание слов;Овладеть значением слов;Освоить обобщающее значение слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;Проникнуть в образный строй речи и умение пользоваться им;Активизировать словарь.При выборе темы, я, прежде всего, преследовала коррекционные цели и учитывала особенности детей с общим недоразвитием речи.Целью моей работы в этом направлении является:Создание условий для обогащения словаря детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через активное использование в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности дидактических игр.Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:Расширять объем словаря параллельно с расширением представлений об окружающем мире. Под этой задачей я понимаю систематическое ознакомление детей с новыми словами, трудными для самостоятельного усвоения. С психологической точки зрения этот процесс представляет собой увеличение количества понимаемых слов, расширение пассивного словаря. Обогащение речи детей, в первую очередь, провожу за счет введения знаменательных слов (существительных, прилагательных, глаголов, числительных, наречий).Закреплять и уточнять словарь ребёнка. Эта задача выдвигается в соответствии с особенностями детей дошкольного возраста. Ребёнок нуждается в многократном повторении слов для их запоминания. Но совместно с закреплением решаю ещё одну задачу: уточнение смысла слова, углубление его значения.Активизировать словарь детей. Учу детей употреблять в речи наиболее точное, подходящее слово, стараюсь формирповать точность и ясность речи. Стараюсь увеличить количество используемых в речи слов.Развивать память, восприятие, мышление.Создавать положительный эмоциональный настрой, способствующий речевой деятельности и повышающий её результативность.В настоящее время появилось много дидактических игр. Традиция использования этих дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагогике, получила своё развитие в трудах учёных и в практической деятельности многих педагогов.В отечественной педагогике авторами дидактических игр являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П.Усова, Е.И Удальцова, А.И.Сорокина, А.К.Бондаренко и др..Особый вклад в дошкольную педагогику внес Фридрих Фребель. Он разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. Он был убеждён, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле слова, а в организации дидактической игры.По определению места игры в образовательном процессе детского сада Мария Монтессори близка к позиции Фридриха Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это пустая игра, не оказывающая влияние на развитие ребёнка.По мнению Е.И.Тихеевой эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей зависит от того, насколько они интересны ребёнку, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие задачи в дидактических играх Е.И.Тихеевой предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок). Именно она считала, что дидактическая игра даёт возможность развивать речь ребёнка. Е.И.Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.В своём опыте я хочу показать влияние дидактических игр и лексических упражнений на формирование словаря детей с общим недоразвитием речи.Планируя и осуществляя работу по заинтересовавшей меня проблеме, я руководствовалась следующими принципами:Принцип развития отражает четкую ориентацию работы воспитателя на развитие личности ребёнка. Развивать - это значит сделать сильнее, дать окрепнуть, помочь созреть духовно, умственно,культурно; пережить процесс перехода от одного состояния в другое, более качественное. Данный принцип опирается на учение Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития»Принцип доступности, когда предлагаемый материал и объяснения взрослого понятны и хорошо воспринимаются детьми; материал и игры подбираются с учётом возраста и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;Принцип систематичности и последовательности,когда обучение детей ведётся регулярно от простого к сложному, с опорой на предыдущий усвоенный материал;Принцип наглядности основывается на том, что ребёнок дошкольного возраста в основном мыслит, опираясь на конкретные предметы и явления; каждое занятие строится с максимальным использованием наглядных средств: игрушек, картин, таблиц, муляжей и т.д.;Принцип диалогического общения рассматривает диалог, как неотъемлемое условие взаимодействия субъектов образовательного пространства, отражает тесную связь взаимной и тесной активностью, искренностью взаимопониманием воспитателя и ребёнка. Именно диалог воспитателя с ребёнком проецирует установку на разумное усвоение. Основная задача диалога - развитие партнёров, где другой становится посредником в освоении ценностей культуры. Реализация данного принципа в образовательном пространстве ДОУ обеспечивает ребёнку уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, инициативность, самостоятельность - т.е. атмосферу, стимулирующую активность дошкольника, его любознательность, чувство собственного достоинства.Принцип доверительного сотрудничества подразумевает открытость, активность всех субъектов образовательного процесса. В данном контексте имеется в виду сотрудничество систем: «ребёнок - педагог», «ребёнок - родители», «педагог - родители». Доверительность вызывает у ребёнка желание подключиться к социально - значимой деятельности в качестве полноправного партнёра. Появляется осознание причастности к совместному делу, социальной востребованности, переживание радости, удовлетворения от расширения собственного опыта.. Доверительное сотрудничество воспитателя и ребёнка в этот период ориентировано не на обмен информацией, а на осмысление, систематизацию устоявшихся в сознании идей, ценностных приоритетов, и выявление главного между ребёнком и педагогом. Доверительные отношения с детьми, учёт индивидуальности ребёнка, его точки зрения, эмоционального состояния - необходимые условия для развития личности. Таким образом, достижение доверительного сотрудничества с ребёнком - процесс длительный, и внутренним его критерием становятся общечеловеческие духовные ценности.Принцип комплексности, прикотором проблема развития лексической системы у детей решается не только проведением специально отведённых для этого занятий, но и во всех других видах деятельности, а также в свободное время, на прогулке, в домашних условиях;Принцип научности, когда выполняя предлагаемые задания, дети усваивают серьёзные необходимые в дальнейшем категории и понятия;Принцип дифференцированности, при котором индивидуальный подход к ребёнку везде должен сочетаться с его персональными умениями и возможностями;Принцип здоровьесберегающий реализует в образовательном пространстве ДОУ обобщённое целостное представление о психологическом и соматическом здоровье ребёнка.Принцип учёта «зоны ближайшего развития», когда проблема развития речи у детей строится с учетом успешного обучения в общеобразовательной школе, а в частности предупреждение ошибок при чтении и письме (дислексии, дисграфии). обучение не должно опираться на достигнутый уровень, а всегда должно опережать его, идти вперёд. Ребёнку необходимо приложит усилия для овладения новыми знаниями.Известно, что ведущей деятельностью ребёнка в период от3 до 7 лет является игровая деятельность, поэтому обучение становится эффективнее, если оно осуществляется в играх: дидактических, сюжетно - ролевых, настольно - печатных и т.д.Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом нужно помнить и о возрастных особенностях детей, и о тех отклонениях в речевом развитии, которые характерны для детей с общим недоразвитием речи. Необходимы такие методические приёмы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребёнка. Важно постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.Дидактическая игра - средство обучения, поэтому я стараюсь использовать её при усвоении любого программного материала и провожу на любых занятиях, а также включаю в коррекционные занятия, прогулки. Дидактическая игра может представлять собой и особый вид деятельности.В дидактической игре создаются такие условия, в которых ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный опыт.Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально - положительного отношения к заданию.Поэтому, для того, чтобы разнообразить учебную деятельность детей, в своей работе я широко использую дидактическую игру.В работе стараюсь использовать различные формы организации детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная, очень эффективным приемом является работа в парах и взаимопроверки. В этом случае внимание детей концентрируется дважды: во -первых, вовремя выполнения своей работы, во-вторых, во время проверки работы товарища.Методы и приёмы обученияУсвоение программного материала зависит от правильного выбора методов и приемов обучения.Наглядные методы (наблюдение, рассматривание картин и иллюстраций, предметов);Словесные методы (использование художественного слова, загадки, стихи, потешки, скороговорки);Проблемно - поисковый метод. Суть данного метода в том, что ребёнку не всегда даются конкретные знания, а создаётся проблемная ситуация, ребёнок сам добывает данные знания;Игровой метод - использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания. Например, дети изображают героев сказки «Теремок», проговаривая числительные;Метод успеха. Необходима постоянная стимуляция, поэтому воспитатель должен предусматривать возможные затруднения и ненавязчиво помочь ребёнку. Например, герой благодарит за помощь;Репродуктивный метод. Уточнение и воспроизведение действий по образцу. Например, персик большой, красный, круглый, сочный, а банан?Условия достижения основных задач:Одним из составляющих успеха является грамотное построение развивающей среды. Организация предметно - развивающей среды является одним из условий построения образовательного пространства группы. Создание предметно - развивающей среды соответствует требованиям ФГОС к условиям программы дошкольного образования. Построение предметно - пространственной развивающей среды - это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.Я стараюсь организовать предметно - пространственную среду так, чтобы она была:Содержательно - насыщенной (насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы);Трансформируемой (предполагает возможность изменений предметно - пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;Доступной (свободный доступ к играм, игрушкам, материалам)Полифункциональной (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, модулей, детской мебели);Вариативной (наличие различных пространств, разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей);Безопасной( соответствие всех элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования)Работу по развитию словаря я начинаю с обследования (см. Приложение). Наблюдаю за детьми в игровой деятельности, в общении со взрослыми, беседовала с родителями, проводила анкетирование родителей.Важнейшим условием развития речевой культуры детей дошкольного возраста является работа над словом, которую я рассматриваю во взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.Основная работа по развитию словаря детей проводится на занятиях по речевому развитию и на коррекционных занятиях. Особенностью работы по обогащению и активизации словаря, занимающей значительное место в речевой работе, является её связь со всеми видами деятельности дошкольников. Познавая окружающий мир, они усваивают точные названия предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей, углубляют и уточняют знания и представления. Так, формируя у детей знания, умения и навыки, необходимые для выполнения физкультурных упражнений, изобразительной деятельности, конструирования и т.д., воспитатель учит понимать и употреблять слова, которые обозначают используемые в данной деятельности предметы, действия, движения. Познавая окружающий мир, ребёнок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойства, связи, отношения.Развитие лексической стороны речи у детей с ОНР - одна из задач коррекционного обучения и воспитания. Это необходимо как для наиболее полного преодоления речевого недоразвития, так и для подготовки детей к школьному обучению.В основе коррекции лежит работа по формированию познавательной сферы и семантической стороны речи. В своей работе материал, предлагаемый детям, я подбираю по тематическому принципу, что способствует его усвоению и запоминанию, в то время, как многократное повторение слова позволяет быстрее вводить его в активную речь.Основное внимание в словарной работе уделяю накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей жизни.Развивающая речевая среда в группеРаботу по формированию словаря начинаю с занятий, посвященных первичному ознакомлению с предметами. Использую игры: «Угадай игрушку», «Что напутал Незнайка», «Кто больше увидит и назовет», «оденем куклу на прогулку», «Напоим мишку чаем» и т.д. Основная цель этих игр - ввести в речь детей названия предметов и некоторых действий с ними. Очень эффективен на таких занятиях прием сюрпризности появления предметов: «чудесный мешочек», «посылка», «домик, в котором живут игрушки». Дальнейшее развитие словаря происходит по мере углубления знаний о предметах, ознакомления с их качествами, свойствами. Дошкольников знакомлю не только с названиями предметов, но и с их назначением, особенностями строения.Большое внимание уделяю пониманию и употреблениюд обобщающих понятий (стол, стул, диван - это мебель;, апельсин, яблоко, лимон - фрукты). Ребёнок сам называет овощи, ягоды, если его спросить: «Какие ты знаешь фрукты (ягоды)». Дети с удовольствием играют в игру «Назови лишний предмет».В старшем дошкольном возрасте в активный словарь детей вводим названия предметов, входящих в группы овощей, фруктов, продуктов питания; всех предметов обихода, название транспорта, профессий людей; название животных, птиц.Для обогащения. Уточнения и расширения словаря детей стараюсь использовать объекты их ближайшего окружения: то, с чем они сталкиваются дома, в детском саду, на улице. Необходимо вводить в словарь детей не только названия предметов, но и названия их деталей, частей; названия не только цветов, но и их оттенков; названия не только формы и величины предметов, но и материала, из которого они сделаны (металл, пластмасса, стекло, фарфор и др)Происходит дальнейшее обогащение словаря за счет глаголов. Использую очень эффективную игру «Кто как передвигается» (летают, плавают, ползают, прыгают). Дети учатся различать различные действия одного и того же животного. Например: собака стоит, сидит, лежит, спит, бежит, лает, ест, играет. Аналогично рассматриваем возможные действия кошки, лисы, медведя и других животных. Для характеристики действий подбираются и такие глаголы, которые более тонко характеризуют данные действия (крадётся, скрывается, выслеживает и т.д.). Нравится детям и игра с мячом «Кто как голос подаёт». Например, изучая домашних животных, детям предлагаем следующие слова: корова мычит, лошадь ржет, коза блеет, свинья хрюкает, собака лает, кошка мяукает и т.д.).С целью закрепления вновь усвоенных ребёнком действий в дальнейшем ему предлагаем следующие вопросы: «кто рычит?», А кто мычит?», «Кто лает?» И наоборот: «Что делает собака?» Можно надеяться, что в результате всех этих игр и упражнений ребёнок прочнее усвоит названия действий животных и в дальнейшем будет свободно употреблять в своей речи соответствующие глаголы.Широко использую в своей работе ИКТ. В группе сделана подборка видеофильмов, аудиозаписей, презентаций, которые широко использую в своей работе.Показываю детям и способы словообразования при помощи приставок. Например: ребёнок через дорогу переходит. А заяц? (перебегает). А птица? (перелетает). А змея? (переползает). А если бы мальчик плыл через реку, то что бы он делал? (переплывал). В результате этих упражнений к ребёнка вырабатывается прочный навык употребления правильного употребления приставочных глаголов.Важное место в развитии умений правильно передавать в речи оттенки слов занимают упражнения на различение употребления знакомых детям имён прилагательных. Сначала дети учатся образовывать уменьшительные названия качества предмета (новенький, кругленький, толстенький...) Для закрепления данного навыка знакомые детям слова необходимо использовать при составлении словосочетаний и предложений («У девочки 7голубой бант, а у куклы голубенький бантик».). Знакомлю детей с прилагательными, обозначающими вкусовые качества (соль соленая, лимон кислый, лук горький, конфеты сладкие, ягоды кисло-сладкие). Продолжаю работу по определению и называнию основных и промежуточных цветов. Поскольку для многих детей это сложно, то я, пытаясь им помочь, изготовила игру «Назови: какого цвета» (белая берёза, красная клюква, серый слон...) в дальнейшем знание детьми цветов можно закреплять в играх: «Какого цвета твоё платье (рубашка)? «Что бывает синего цвета?»Очень важно, чтобы помимо ознакомления с окружающим ставились и чисто речевые задачи. Для этого после рассматривания предметов, называния их, необходимо закреплять эти слова в различных словесных играх и упражнениях, которые расширяют смысловое содержание слова и помогают детям самим создавать самые разнообразные словосочетания. Например, игра «Что бывает высокое (длинное, широкое, жидкое, узкое и т.д.)? Здесь можно провести сравнение: что выше (дерево или человек)?В таких упражнения дети учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлечённого слова «высота».На вопрос о том, что бывает широким, ребёнок отвечает: река, дорога, лента и т.п. Затем можно спросить, побуждая ребёнка к сравнению: «А что шире: ручеёк или река?» Такие игры можно проводить с самыми различными словами. Когда ребёнок рассматривает предмет, его спрашиваем6 какой он. Ставится задача: назвать больше признаков предмета. Когда же берётся один признак, дети подбирают к нему самые разнообразные предметы. В таких упражнениях уточняется смысл слов, и они выступают перед ребёнком в самых разнообразных сочетаниях.В своей работе стремлюсь развивать у детей желание узнать, что означает новое слово, учу замечать незнакомые слова, составлять из слов словосочетания и предложения (игры: «Какое что бывает?», «Кто что умеет делать и т.п.) Одновременно можно развивать у детей понимание многозначности слова, ориентировку в сочетаемости разных слов («идёт» - можно сказать про человека, автобус, часы, мультфильм). Начинаю знакомить детей с многозначными словами, используя материал для игры «Многозначные слова». Например, находить на картинке предметы, которые называются одним словом (игла у ежа, у ёлки, швейная, медицинская)Необходимым условием уточнения и расширения словаря детей является практическое усвоение наиболее распространённых случаев многозначности слов. Работу в это направлении целесообразно начинать с подбора существительных, в которых перенос смысла определяется конкретными наглядными признаками (шляпка гриба, шляпка девочки). Использую следующие дидактические игры: «Найди ручку», «Найди ножку», «почему так называют?». Эти игры помогают детям узнавать значения новых слов - разных частей речи - существительных, прилагательных, глаголов; определять лексическое значение слова в зависимости от контекста, понимать значение некоторых многозначных слов.Работа над синонимами преследует практическую цель научить ребёнка выбирать наиболее подходящее слово и избегать повторений в своей речи. С этой целью я использую задания на подбор слов, близких по смыслу. Работа над синонимами приучает детей вдумываться в смысл употребляемых слов, правильно сочетать слова.Часто недооценка работы над синонимами приводит к тому, что многие дети говорят: «суп хороший, на улице хорошо, платье хорошее, рисунок хороший». И дело здесь не только в ограниченности словаря, нои в том, что ребёнок не привык пользоваться богатством родного языка. Наиболее многозначными в русском языке являются глаголы.. Например, в словосочетаниях «весна идёт», «мальчик идёт», «машина идёт», слово «идёт» приобретает разные значения. Можно предложить ребёнку заменить слово 2идет» на другое, близкое по смыслу. Так к словосочетанию «машина едет» можно подобрать такие слова: едет, мчится, несётся, летит и др.Работа над антонимами полезна тем, что приучает детей к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира: по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу и т.п. Подбор антонимов вначале производим также с помощью наглядного материала. Например, детям показываю картинки с изображением высокого и низкого дома, большого и маленького яблока, короткого и длинного карандаша и т.д. Использую в своей работе небольшие четверостишья:Скажу я слово высоко,А ты ответишь...(низко).Скажу я слово далеко,А ты ответишь...(близко).Скажу тебе я слово трус,Ответишь ты...(храбрец).Теперьначало я скажу -Ну, отвечай...(конец).После предварительной работы с картинами в дальнейшем ребёнку предлагаем подобрать слова с противоположным значением без опоры на наглядность (игра «Наоборот» - с мячом). Взрослый бросает мяч ребёнку и произносит слово, а ребёнок - другое с противоположным значением. Например, горячий - холодный, светлый - тёмный, добрый - злой и т.д.Для обогащения речи ребёнка наречиями важно при каждом удобном случае объяснять, что предметы могут находиться от нас далеко или близко, располагаться высоко или низко, что ходить можно быстро или медленно, разговаривать громко или тихо.Большой простор для обогащения речи ребёнка наречиями представляет характеристика действий животных. Например:Заяц оглядывается трусливо.Медведь идёт неуклюже.Лиса крадётся осторожно.Волк смотрит зло.Корова мычит протяжно.Жаворонок поёт звонко.Дятел стучит глухо.Ворона каркает громко.Чайка кружит плавно.Собака лает отрывисто.Слон идёт величаво.Олень бежит грациозно.Черепаха ползёт медленно.В подготовительной группе продолжается работа с детьми по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяю развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. Особое внимание уделяю работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов, антонимов, многозначных слов, формирую умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации, например, игра «Что вы видите вокруг?», «Скажи по-другому», «Наоборот».Продолжаю работу по образованию сложных слов (пчеловод, снегоход, соковыжималка, пылесос и т.д.), подбор родственных слов (снег, снежинка, снежный, снеговик...)К содержанию словарной работы относится ознакомление детей с элементами русской фразеологии. Фразеологические обороты - устойчивые неразложимые словосочетания, своеобразные выражения, непереводимые дословно на другой язык. В своей работе приучаю детей воспринимать, т.е. слышать, понимать и отчасти запоминать и использовать отдельные, простые по содержанию, доступные им выражения из народно - разговорной фразеологии, в том числе устойчивые обороты русского фольклора, пословицы и поговорки. Детям трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих («на седьмом небе, вот тебе и раз, капля в море, мастер на все руки, водой не разольёшь, держать себя в руках, золотые руки, светлая голова, горячее сердце»). К сожалению, многие дети не могут объяснить этих очень образных выражений «своими словами», и нередко говорят, что «железное сердце - это значит, оно сделано из железа».Ещё более сложной работой для детей с общим недоразвитием речи является понимание пословиц и объяснение их переносного смысла. Поэтому стараюсь их использовать с детьми седьмого года жизни. Для начала можно преджложить детям два - три варианта объяснений пословицы, из которых дети должны выбирать подходящий. Чтобы дети научились понимать и объяснять смысл пословиц, полезно при каждом удобном случае их использовать. Своеобразием словарной работы является запрещения вульгаризмов, просторечных слов, являющихся отступлением от литературной нормы. (прётся, башка и т.д.)Для активизации словаря эффективным является составление загадок самими детьми. Очень важно, чтобы ребёнок мог не только назвать предмет, но и правильно обозначить его качества, действия с ним. Очень нравится детям игра «Говорящее радио», в которой дети описывают внешний вид друг друга.Большую трудность для усвоения детьми представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики; они называют отвлечённые числа и порядок предметов при счёте. Обогащение речи числительными происходит, в основном, на занятии по развитию элементарных математических представлений. Также дети знакомятся с математическими терминами: «последующее, предыдущее, плюс, минус, равно, больше, меньше, задача и т.д.При поступлении в группу компенсирующей направленности сюжетно - ролевая игра большинства детей бывает лишённой творчества; дети не умеют договариваться во время игры, распределять роли, они не в состоянии длительно играть. Игра таких детей, как правило, примитивна, не отражает действительности в полной мере, не всегда является ведущей формой деятельности, как это положено в дошкольном возрасте. Поэтому воспитателю приходится обучать детей игре. Если в группах общеразивающей направленности для детей достаточно создать условия для игры, то детей с общим недоразвитием речи приходится учить играть..Как показывает опыт, ведущие роли, выполняемые воспитателем, неохотно поддерживаются детьми. С гораздо большей готовностью они включаются в игру, если воспитатель играет любые второстепенные роли.. Например, встанет с другими детьми в очередь в «магазин», вежливо поговорит с «продавцом» при полном внимании всех детей. Они с удивительной охотой начинают «лечить» «заболевшего» воспитателя в своей больнице, причёсывать его в своей «парикмахерской». А диалог, который происходит между воспитателем и любым из играющих, непроизвольно вызывает у всех детей повышенный интерес. И никого не приходится уговаривать слушать, что говорит воспитатель, и стараться повторять за ним. Все и так загипнотизированы его необычной ролью. Воспитатель играет с ними на равных. Дети в такой игре расковываются, становятся активнее, смелее, изобретательнее. Включаясь в игру, я всегда стараюсь помнить, что помимо обогащения игровой деятельности детей, желательно максимально повышать их умственную и речевую активность. Так, будут полезны вопросы воспитателя во время различных ролевых игр. Например, «доктору»: «Доктор, почему вы бинтуете мне руку?»; «продавцу»: «Скажите, пожалуйста, какую гирю вы поставили на весы? Почему?; «парикмахеру»: «Почему вы накинули мне пелерину?»Вопросы активизируют воображение ребёнка, заставляют малыша думать, отвечать, использовать в своей речи необходимые для данной игры слова - термины, обозначения, а всех остальных - подражать беседующим во время игры.Работа с родителямиВзаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (логопеды, воспитатели) действуют согласованно.Однако подобное согласованное взаимодействие возникает не сразу. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы; приобщаются к проблемам своих детей.Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на первом этапе родителей стараемся убедить в том, что их роль в речевом развитии ребёнка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи - сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.Развитая речь в понимании многих родителей - это умение читать ( и писать - хотя бы печатными буквами) как максимум умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся как можно раньше научить своего ребёнка читать и писать, при этом многие важные стороны развития ребёнка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребёнка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо - только необходимое средство, которым на определённом этапе ребёнок овладевает для своего последующего полноценного развития.Ежегодно в начале учебного года мы проводим обследование состояния речи ребёнка по следующим разделам: произносительная сторона (звукопроизношение и речевой слух), словарь, грамматический строй речи, связная речь. Обследуется также развитие мелкой моторики рук, с которой, как известно, теснейшим образом связано нормальное речевое развитие ребёнка..Цель обследования - выявление уровня речевого развития каждого ребёнка и группы в целом на начало учебного года; определение результативности по речевому развитию детей за предыдущий год, т.е. динамики речевого развития за год (кроме первичного обследования).Обследование речи - трудоёмкий процесс, на который обычно уходит две недели. От его результатов зависит планирование работы по развитию речи: анализ материалов обследования даёт чёткую и ясную картину речевого развития каждого ребёнка группы.Результаты обследования доводим до каждого родителя. Делаем это в индивидуальной беседе, преследуя цель: заручиться поддержкой родителей для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития. В беседе отмечаю слабые и сильные стороны развития речи ребёнка, намечаю пути оказания помощи в развитии речи и дальнейшего её совершенствования.Тогда же «распределяем обязанности» между детским садом и семьёй, иными словами определяем, что будем делать мы (педагоги), а что родители.. Объем их работы по развитию речи ребёнка в каждом конкретном случае получается разный. Это зависит от многих причин: от уровня речевого развития ребёнка; от сложности речевых недостатков; от состава семьи; от желания родителей участвовать в мероприятиях по развитию речи своего ребёнка и пр.Я стараюсь объяснить родителям, что их участие в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребёнком и пр. - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устраняются от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребёнок.Регулярно провожу консультации для родителей. Наиболее актуальными являются следующие темы: «Единство требований детского сада и семьи», «Поощрение и наказание - основные методы воспитания», «Чего нельзя допускать в семье», «О воспитании у детей самостоятельности» м т.п.Объясняем родителям задание, данное учителем-логопедом. Родителям не всегда бывают понятны термины, названия некоторых звуков и т.д. Всё это подробным образом стараюсь объяснить каждому родителю. Особенно тщательно такую работу проводим в самом начале обучения, когда для родителей всё новое.Регулярно знакомлю родителей с играми, игровыми упражнениями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал, учитываю большую загруженность родителей ежедневными домашними делами. Поэтому, рекомендую играть со своими детьми прямо на кухне. Интересными и эффективными для детей будут игры «Помогаю маме» (ребёнок может перебрать любую крупу), «Волшебные палочки» (игры детей со спичками, с отрезанными головками), «Давай искать на кухне разные слова», «Какие слова можно вынуть из борща?», «Угощаю», «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга», «Приготовим сок».Мы ввели в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель которой - расширять словарь ребёнка; объяснять лексическое значение слов. Один раз в неделю - в выходной день, родители дарят ребёнку новое для него слово: не просто называют его, но и обязательно объясняют значение. Выбор слов зависит от лексической темы прошедшей недели. Каждый понедельник дети приносят подаренные им слова в детский сад и знакомят с ними окружающих. Новые слова записываются и складываются в коробочку. Периодически достаём копилку слов и проводим разнообразные игры. Например, бумажки со словами высыпаются в шляпу. Дети по очереди вытягивают бумажки, воспитатель зачитывает слово, а ребёнок объясняет его значение. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Кто больше наберёт фишек, тот и выиграл. Можно играть по-другому: воспитатель по очереди достаёт бумажки со словами и разъясняет их лексическое значение, не называя их. Ребёнок, который правильно назвал слово, также получает фишку.Мною разработан комплекс занятий по обогащению словаря детей в домашних условиях с использованием дидактических игр.Дидактические игры и упражнения способствовали вовлечению в процесс сохранных анализаторов (зрительного и тактильного). Предметы, картинки, пособия, вопросы, условия игр были ясны и понятны детям и родителям, привлекали внешне. Например, изготовленные своими руками игры пот теме «Осень»: «Четвёртый лишний», «Загадай, мы отгадаем», «Исправь ошибки», «Я начну, а ты закончи», «Скажи наоборот», «День рождения зайца» и др. Родители активно играли и выполняли задания по развитию грамматического строя речи, вспоминали с помощью каких средств можно обогатить словарь ребёнка, развивать интерес к слову, к речи, расширить знания и кругозор, что послужит хорошей базой для успешного обучения в школе. Потому как параллельно с развитием речи у ребёнка тренируется память, внимание, он учится размышлять, анализировать, делать выводы, анализировать и фантазировать и родители в этом убедились сами, играя в игры «Подбери слово - стоит..., идет..., лежит..., сидит...», «Угадай, кто я?» - где по названному слову должны догадаться кто это. Например, медлительная, пучеглазая, скользкая, выносливый и т.д..Родители с пониманием отнеслись к теме - обогащения словаря детей и активно приняли участие в создании условий и развивающей среды. С их помощью были изготовлены пособия и дидактические игры.Я убедилась в том, что дети, с которыми больше играют - обладают большим количеством запаса слов. А также участьие родителей в игре необходимо для проявления интереса у детей к самому процессу игры, то есть давать детям новые ситуации, в которых появятся новые слова и выражения, а ещё необходимо с детьми разговаривать по существу их игр, тем самым обогащая их словарь.Результаты:Я разработала диагностический материал по обследованию и обогащению словаря детей в старшей и подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. (приложение)Проведённая работа, позволила увидеть, что дети приобрели навыки речевого общения. Заметно обогатился словарь за счет перехода из пассивного в активный, подбора синонимов, антонимов, омонимов. Сформированы видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, транспорт...) и отвлеченных (добро, красота...), обобщающие понятия с их последующей дифференциацией (транспорт: наземный, воздушный, водный...). Дети заметно легче стали объяснять лексическое значение слов, их многозначность, осмысливать образные выражения и фразеологические обороты. Расширяющийся словарный запас дети стали активизировать в самостоятельных высказываниях. Обогатились представления об окружающем мире..Результаты, проведённой диагностики показали, что формирование словаря требует дальнейшей планомерной работы и специально организованного обучения.Необходима постоянная индивидуальная работа, а именно:Обогащение словаря, за счет накопления количественных слов: существительных, прилагательных, глаголов, числительных, наречий;Закрепление и уточнение словаря, появление в лексике понятия многозначных слов, обобщающих понятий;Выведение слдоваря из пассивного в активный, увеличение количества слов, лексическое значение, которых точно понимается ребёнком;Понимание и употребление в речи сининимов и антонимов;Понимание и употребление обобщающих понятий;Понимание и употребле6ние фразеологических оборотов, образных выражений.Перспектива:Продолжать создавать и совершенствовать условия для обогащения словаря детей с помощью дидактических игр и упражнений.Изучать новинки методической литературы, периодических изданий.Систематически посещать методические объединения, курсы повышения квалификации.Продолжать работу по педагогическому просвещению родителей, периодически обновлять консультативный материал.Активно участвовать в жизни детского сада, подготовить консультационный материал для педагогов.Библиография:Аркин Е.А. «Ребёнок в дошкольные годы» Под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова; Москва: Просвещение, 2000Валитова И.Е. «Психология развития ребёнка дошкольного возраста: задачи и упражнения» -учеб. Пособие - 2-е изд. - МН 2002 - 160 с.Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. «Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития» - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж «МОДЭК», 2001 - 256 с.А.Н.Гвоздев «Вопросы изучения детской речи»Громова О.Е. Инновации — в логопедическую практику /Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008г.-232с. .Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.: Монография. — СПб.: КАРО, 2006. — 240с. (48).. Коноваленко В.В.ДСоноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.З-й уровень,!!! — период. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: Изд-во. ГНОМ и Д.2002- 104с.Лосев П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет:Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения. -М.: ТЦ. Сфера, 2005. -112с.Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. — СПб.: КАРО, Дельта +,2004. — 336с.- (Популярная логопедия).Максаков А.И. Правильно ли говорит Ваш ребёнок: Книга для воспитателя детского сада. - 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1988 - 159 с.Нищева Н.В. Организация коррекционно — развивающей работы в старшей логопедической группе детского сада. СПб.: 2004. 120с.Сековец. Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ. — М.: АРКТИ, 2006. -368 с.Смирнова Л.Н.Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: «Мозаика- Синтез»,2006. — 80с.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез,2006. -96 с.Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.: Изд — во ГНОМ и Д, 2001.-32с.