Проект по опытно – экспериментальной деятельности для детей 1 младшей группы (2-3 года) тема: «МАЛЕНЬКИЕ ПОЧЕМУЧКИ»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект по опытно – экспериментальной деятельности для детей 1 младшей группы (2-3 года) тема: «МАЛЕНЬКИЕ ПОЧЕМУЧКИ»
Автор: Никитина Евгения Сергеевна
Проект по опытно – экспериментальной деятельности для детей 1 младшей группы (2-3 года)тема: «МАЛЕНЬКИЕ ПОЧЕМУЧКИ» Воспитатель: Никитина Е. С. 2020 г. Тип проекта: опытно - экспериментальный, групповой. Продолжительность: краткосрочный (5 дней) Вид проекта: групповой, игровой. Предмет исследования: вода, снег, лед. Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатель, родители. Актуальность: Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Дети получают каждый день новые представления о живой и неживой природе. Задача взрослых – расширить кругозор детей, развивать их познавательную активность. Познакомить с элементарными опытами с водой, снегом и льдом, с целью развития интереса к экспериментированию из природного материала. В 2-3 года ребенок лучше воспринимает полученную информацию, если задействованы все органы чувств, если он сможет не только увидеть, но и потрогать, понюхать, поиграть, сделать что-то своими руками. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим видом деятельности, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемым объектами окружающего мира. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Требования к программе дошкольного образования рекомендует проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Мы, воспитатели, в доступной и игровой форме знакомим детей со свойствами этих материалов. Поэтому, важно научить детей использовать в игре знания, полученные в ходе реализации проекта. Проблема: У детей недостаточно сформированы представления о воде. Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Задачи: - познакомить детей с водой, ее значением, со снегом, льдом и свойствами; - развивать умение наблюдать с помощью игр, сравнивать, обобщать и делать простейшие выводы; - воспитывать бережное отношение к воде; - развивать коммуникативные способности, кругозор, логическое мышление у детей через совместное речевое творчество, чтение художественной литературы, дидактические игры, опыты; - воспитывать гуманное отношение к окружающему миру посредством чтения литературы, бесед; - воспитывать у детей дружеские отношения и умения совместно работать в коллективе, побуждать обращаться к взрослым с вопросами; - развивать умение пользоваться опорными схемами-картинками. - активизировать речь детей и обогащение словарного запаса. - формировать наблюдательность у детей младшего дошкольного возраста через игры и экспериментирования, путем создания благоприятной обстановки. Работа с родителями: - ознакомление родителей с проектной деятельностью; - консультация для родителей «Маленькие исследователи» (приложение 1 ); - буклет для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность для детей дома»; - изготовление родителями макета «Аквариума»; Привлечение родителей к пополнению развивающей среды пособиями (плавающими, заводными игрушкам для аквариума) Планируемый результат: - у детей будут сформированы элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений; - дети узнают о свойствах воды ( прозрачная, льется, без запаха, без вкуса ); снега (белый, холодный, в тепле тает, можно окрасить, снег – это замерзшая вода ); лед ( твердый, холодный, в горячей воде тает быстрее, чем в холодной ) в процессе практических опытов; - у детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов; - обогащение словарного запаса, развитие связной речи, памяти, коммуникативных навыков. Формы работы: - опытно – исследовательская деятельность; - игровая деятельность ( дидактические игры ) - НОД – познание, коммуникация, художественная литература; - продуктивная деятельность – рисование Этапы реализации проекта: 1 этап – подготовительный ( подготовка материалов, оборудования для экспериментирования, подбор загадок, стихотворений, подбор методической литературы, картотека опытов, разработка конспектов, разработка консультаций для родителей, привлечение родителей к проектной деятельности ) 2 этап – основной - совместная деятельность детей ( беседы; наблюдения, экскурсия, рассматривание предметных картинок с сюжетами использования воды, снега и льда; чтение художественной литературы; проведение игр; опытов) Родитель:- Консультация « Маленькие исследователи» (приложение 1);- буклеты «Опытно-экспериментальная деятельность детей дома»; - изготовление макета «Аквариума» 3 этап – заключительный (результат) Перспективное планирование проектаВывод: Проект длился 5 дней. Во время проведения проекта «Почемучки» дети всесторонне исследовали воду, снег, лед в экспериментальной зоне группы, рассмотрели, потрогали, понюхали снег, воду, лед, попробовали воду на вкус. Все дети с большим интересом проявляли активность при проведении опытов, делали выводы. В ходе проекта у детей возник интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о воде, снеге, льде. Хорошо знают, что вода не имеет цвета, она может быть разного вкуса (сладкая, соленая), может быть разной температуры, что тяжелые предметы тонут; снег – белый, холодный, в тепле превращается в воду, что его можно окрасить; лед – холодный, прозрачный, в тепле и в горячей воде тает быстро. Во время проекта дети сблизились друг с другом, активизировалась речь, у детей развились наблюдательность, внимание, научились элементарному сравнению холодный - теплый, тонет – не тонет. в течении всего проекта дети с удовольствием рисовали пальчиками дождик, играли в подвижные и дидактические игры, внимательно слушали художественные произведения, была проведена беседа «Для чего нужна вода», рассматривали иллюстрационно – наглядный материал. Приложение 1 Консультация для родителей «Маленькие исследователи». Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!»Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно – исследовательская направленность в поведении малыша была и ранее. Но теперь он интересуется не только внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие – то скрытые особенности объекта.Почему спрятан бабушкин зонтик? Во – первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: « Ах я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти! Алешенька, посмотри своими острыми глазкам, где мой зонт?» Это самое настоящее социальное экспериментирование.Почему малыш решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и теперь, ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи – кот Васька. Это действие – игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию, что говорит о высоком интеллекте малыша.Почему налил воду в дедушкины галоши? Дедушка хвалился своими галошами: старые, а не промокают! Малыш произвел испытание предмета на его функциональную пригодность, и это говорит о том, что малыш уже понимает функциональное назначение вещей ближайшего окружающего пространства.Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что без шапочки гулять нельзя, почему же собака может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, малыш уже видел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепной памяти крохи и его добром сердце. Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства и никакого порицания.Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он на качает на качелях свое ведерко, наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну часть качелей вверх и смотрит, как опускается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых, и они пробуют отвлечь ребенка более безопасными занятиями. Однако действия малыша не лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов и сам находит способы их действенного обнаружения, продолжает накапливать информацию об окружающем мире.Если у родителей не хватает терпения принимать эти «шалости» , это значит, что они не до конца понимают интеллектуальных потребностей своего ребенка. Что же делать? Играть, экспериментировать вместе с ним! Показывать, пояснять, направлять детское любопытство в нужное русло.Что появилось нового в детском экспериментировании к концу 2 года? Любопытство малютки постепенно под руководством родителей переходит в новое качество: оно начинает приобретать черты любознательности. Однако, хотя самостоятельность ребенка заметно выросла, он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его один на один с окружающим миром нельзя. Взаимодействия с крохой – самый главный «дипломатический» прием воспитания в этот замечательный период его жизни.Приложение 2 Конспект НОД по рисованию пальчиками в первой младшей группе «Капает, капает дождик» Цель: Формировать умение рисовать пальчиками, передавать в рисунке впечатление от окружающей жизни, закреплять умение узнавать и правильно называть синий цвет. Задачи:Развивающая: учить рисовать пальчиками, учить передавать в рисунке впечатление от окружающей жизни, учить узнавать и правильно называть синий цветОбучающая: развивать чувство цвета и ритма, эстетическое восприятие и желание рисовать.Воспитательная: воспитывать любознательность, интерес к нетрадиционным методам рисования.Материалы и оборудование: Листы белой бумаги с предварительно нарисованными травой и тучами, пальчиковые краски синего цвета в розетках на каждого ребёнка, влажные салфетки, клеёнка для застилания стола, мольберт, зонтик для игры.Предварительная работа:Рассматривание иллюстрации и чтение стихотворения В. Берестовой «Туча с солнышком…», ознакомление с синим цветом.Ход работы:Воспитатель читает стихотворение В. Берестовой «Туча с солнышком…»Туча с солнышком опятьВ прятки начала играть.Только солнце спрячется –Тучка вся расплачется.А как солнышко найдётся –В небе радуга смеётся.После прочтения стихотворения, воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Солнышко и дождик».После игры воспитатель приглашает детей сесть на свои места. Воспитатель на мольберте показывает как из тучки идёт дождик. Объясняя как рисовать пальчиками - окунуть в краску кончик пальца и ставить на бумаге при этом сопровождает ритм отпечатков ритмом слов «кап – кап – кап».Перед тем как начать рисовать воспитатель предлагает детям сделать пальчиковую гимнастику.Дождик – дождик,Полно лить,Малых детушекМочить!Подушечки правой (левой) руки прижать к столу.Попеременно постукивать ими по поверхность стола.Затем каждый ребёнок рисует дождь. Во время всего занятия воспитатель следит за осанкой детей и за правильностью приёмов рисования.В конце занятия воспитатель с детьми рассматривают все рисунки, задавая вопросы: Что рисовали? Каким цветом?Рисунки детей выставляются на стенде.Приложение 3 НОД по закреплению представлений о свойствах водыТема: «Водица, водичка»Цель: формировать представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.Задачи:образовательные:- закреплять представления о свойствах воды (чистая, прозрачная, течёт);- путем исследовательской деятельности познакомиться со свойствами предметов (резины, камня, установить сходства и различия между предметами и их свойствами;- побуждать детей обследовать предметы, высказывать свои предположения, делать выводы;развивающие:- развивать словарь и диалогическую речь;- развивать тактильно - кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук;- развивать интерес к экспериментированию;- развивать слуховое внимание и восприятие;воспитательные:- способствовать развитию конструктивного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками;- уточнить и закрепить правила безопасного поведения у водоемов, безопасного поведения во время игр с камнями;- воспитывать аккуратность во время игр с водой, бережное отношение к воде.Оборудование и материалы: емкости для игр с водой, кукла Таня, малые резиновые мячи, камни; музыкальная колонка, ноутбук, телевизор, влажные салфетки, эмблемы мяча на каждого ребенка.Звуковое сопровождение: запись mp 3 «Плач куклы».Видеосопровождение: презентация «Звуки воды» (видео «водопроводный кран», видео «Дождь», видео «Ручеек в лесу», видео «Море»).Словарная работа: мяч - мягкий, легкий, круглый (разноцветный, резиновый, гладкий; камни – твердые, холодные, тяжелые; тонет - не тонет; водопроводный кран, ручеек журчит.Ход занятия:Воспитатель: I. Воспитатель: - Ребята, вы слышите, кто-то плачет? (звучит «Плач куклы»).- Да это оказывается к нам пришла кукла Таня! … Что случилось, Танечка? Воспитатель читает стихотворение А. Барто:Наша Таня громко плачет,Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь!Не утонет в речке мяч!Воспитатель: - Давайте пожалеем куклу! (дети гладят куклу).-Ребята, давайте мы с вами поможем Тане, чтобы она не плакала? Тогда давайте вместе подумаем: утонул мячик в воде или нет? (Ответы)- А проверить хотите? (Ответы) Тогда сейчас мы пройдём за столы и будем с вами проверять. Только для начала давайте вспомним с вами правила работы с водой. Скажите водой можно брызгаться? А почему? Правильно, брызгаться не надо, потому что вы будете все мокрые, а ещё вода может попасть на пол и можно поскользнуться и упасть. Проходите. Пойдем с нами Танечка. II. 1. Воспитатель: - Посмотрите, у нас есть маленький мячик. Это, наверное Танечкин мяч, который она потеряла на речке? Возьмите его и покатайте в руках (массаж ладоней).- Какой формы мяч? (круглый). Какого цвета? (разноцветный).- Какой он на ощупь? (колючий или гладкий). Нажмите на мячик: твердый или мягкий? (мягкий). Легкий или тяжелый? (легкий).Воспитатель: Как вы думаете, если наш мяч опустить в воду что получится? Давайте посмотрим. Опускайте мячи в воду. Утонули мячи? (нет) Правильно, мячики не утонули, они плавают. Почему? (они легкие, резиновые, у них внутри воздух).- Ну вот, Танечка, мяч лёгкий. Не расстраивайся. Он не тонет в воде! Но ты, Танечка, никогда больше не играй у речки одна, без взрослых!- А сейчас ребятки вытирайте ваши ручки и идите ко мне. (Убрать мячики и салфетки со столов).2. Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч!»Воспитатель: - Детки, а теперь мы поиграем с вами! Хотите превратиться в веселые мячики? Раз, два, три… превратились все в мячи!(Одеть каждому ребенку на шею эмблему мяча.)Мой веселый, звонкий мяч!Ты куда пустился вскачь?Синий, красный, голубой,Не угнаться за тобой! (дети прыгают).Вот какие мячики: девочки и мальчики!А теперь шагаем, ножки поднимаем.Вот так, вот так ножки поднимаем (дети шагают на месте)- Молодцы! А сейчас давайте надуемся как мячики, вдохнем носиком воздух. А теперь выдохнем воздух – все сдулся мячик.(Дети делают дыхательную гимнастику для восстановления дыхания 2-3 раза)- Детки, присаживайтесь на свои стульчики (куклу посадить рядом).3. Воспитатель: - Кукле Танечке очень понравилось с вами играть, посмотрите, что же она еще вам принесла? (камни).-Правильно, это камни. Наверное, Танечка нашла их на речке, где играла с мячиком?- Давайте потрогаем камни. Какие они - твердые или мягкие? Постучите (твердые). Тяжелые или легкие? (тяжелые). Камни тяжелые, твердые. Как можно играть с камнями? Можно камнями бросаться? (закрепляем правила безопасной игры). А как вы думаете, камни могут плавать, как мячики? (предположения детей). Давайте проверим. Проходите за столы. Спокойно опускаем камешки в воду. Утонули? (утонули.) Почему камни утонули? (потому что они тяжелые.) Посмотрите, камни в воде видно? Видно. А почему? (потому что вода прозрачная).- Вытирайте ручки и садитесь на стульчики.4. Дети садятся на стульчики. Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, где живет водичка? А давайте посмотрим, где она живет?Видео «Звуки воды»:- звук воды, бегущей из водопроводного крана. Что это? Водопроводный кран. А что из него бежит? Конечно водичка. Значит, она в водопроводном кране живет? Живет. Воду нужно беречь, когда умываемся сильно не открывать. А после умывания обязательно закрывать.- шум дождя; Ребята, а на улице бывает много воды? Мы с вами, когда на прогулку одеваем сапожки? (если идет дождик). Что вы видите? Дождик?- журчание ручейка; Что мы видим? Ручеек бежит. Послушайте, как он журчит. Значит, водичка и в ручейке живет?- шум моря. Что это? Море. Посмотрите, какое оно огромное. Послушайте, как оно шумит. Оказывается водичка и в море живет.Ну вот, мы и узнали где живет водичка и Танечке рассказали.III. Вам интересно сегодня было играть? Мы сегодня узнали, что мячи не тонут в воде, потому что они легкие, они сделаны из резины и внутри у них воздух, а камни тонут, потому что они тяжелые, твердые. С камушками надо играть осторожно, бросать их нельзя! Узнали где живет водичка. И еще мы знаем, что у речки, у моря нельзя играть без взрослых. Наша кукла Таня это все запомнила и вы тоже. Молодцы. Приложение 4 Беседа с детьми в первой младшей группе«Можно ли жить без воды» Цель: обогащение знаний детей о воде как природном объекте, формирование понимания необходимости беречь воду.Задачи:1. Дать детям элементарные представления о воде, ее влиянии на окружающий мир.2. Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований.3. Обогатить словарный запас детей по данной теме.Ход беседы:В:— Ребята сегодня я хочу поговорить о воде, можно ли жить без воды?В:— Дети, для чего нам нужна вода?Дети: пить, умываться, купатьсяВ: А еще для чего?Д: поливать цветы, стирать, мыть посуду.В: Правильно, молодцы дети. Цветы без воды завянут. Одежда и посуда будут грязные. Без воды мы не сможем приготовить еду.В: Ребята, а еще вода нужна птицам, животным, рыбам. Рыбы без воды погибнут, потому что они в воде живут.В: А сейчас давайте немного отдохнем. (предлагает физкульминутку)Физкультминутка:Вы слыхали о воде?Говорят, она везде. В луже, в море, в океане.И в водопроводном кране.Мы привыкли что вода –Наша спутница всегда.Без нее нам не умыться.Не наесться, не напиться.О чем, мы сегодня говорили?Д: О воде.В: Могут ли растения, птицы, животные и люди жить без воды?Д: Нет.— Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали. После чего детям читается произведение К. Чуковского «Мойдодыр». Приложение 5 Конспект занятия-экскурсии в прачечную детского сада Цель: познакомить детей с трудом прачки в детском саду.Задачи:1. Сформировать представления о труде прачки в детском саду.2. Развивать умения детей анализировать, делать обобщения, отвечать на вопросы.3. Активизировать внимание детей.4. Обогатить словарный запас; способствовать развитию связной речи и логического мышления.5. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослого.Предварительная работа: игровая ситуация «Постираем кукольную одежду». Ход занятия - экскурсии:младший воспитатель уносит полотенца детей в прачечную детского сада.Воспитатель:- Куда подевались наши полотенца? Где они? Надо их поискать.Воспитатель:- Я, кажется, знаю, куда делись наши полотенца! Ребята, а вы хотите узнать, где они? Отправляемся на поиски полотенец. Дети с воспитателем приходят в прачечную детского сада.Беседа с сотрудником прачечной:- Надежда Васильевна, вы не видели наши полотенца?- Конечно, видела. Мне принесла полотенца Елена Васильевна, чтобы я их постирала, высушила и погладила.Воспитатель:- Ребята, смотрите как тут интересно! Это стиральные машины, в них стирают бельё, чтобы оно было чистое. Это центрифуга в ней бельё очень сильно отжимают. Это машина для сушки белья, в ней бельё сушат. Надежда Васильевна, какие ещё машины помогают вам в нелёгкой работе? (Показ и рассказ работы прачки). Для чего нужна гладильная доска? (Ответы детей). Правильно! Гладить бельё, чтобы наши полотенца были мягкие и гладкие. Ребята, можно трогать горячий утюг? Правильно, нельзя – можно обжечься! Смотрите, а вот и наши полотенца! Надежда Васильевна повесила их после стирки сушиться на верёвочку. Спасибо вам, Надежда Васильевна, за работу!Надежда Васильевна:- Пожалуйста, приходите ещё в гости!Воспитатель:- Вот и нашлись наши полотенца. Теперь вы знаете, куда пропадают наши полотенца. Когда они высохнут, Надежда Васильевна их погладит, а Елена Васильевна принесет их нам в группу. Воспитатель:- Ребята, а вы умеете стирать? Приглашаю всех на танец – стирку. Ребята за воспитателем повторяют движения:1. «Стираем полотенце». Вытягиваем руки вперед и начинаем их сгибать – разгибать.2. «Полощем полотенце». Размахиваем руками вправо – влево.3. «Отжимаем и вывешиваем полотенца сушиться на веревочку». Поднимаемся на носочки, руки вверх.4. «Постирали – можно и попрыгать!» Прыжки на месте, руки на поясе.Итог:Ребята, где стирают бельё в детском саду? Какие машины – помощники там есть? Вам было интересно узнать, где стирают наши полотенца? Приложение 6 Опыт «Узнаем, какая вода» Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества). Ход: загадка:Она и в озере,Она и в лужице,Она и в чайникеУ нас кипит.Она и в реченькеБежит, журчит. (Вода) Сегодня мы с вами больше узнаем о воде; познакомимся с ней поближе. Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода? Люди пьют воду; варят еду; моют грязные фрукты и овощи; каждый день моют руки и лицо; поливают растения, чтобы не засохли; вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов; люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду. Сегодня мы с вами превращаемся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, её свойства. Вы готовы? Тогда в путь!(У детей на столе 2 стакана: 1 – пустой, 2 – с водой).Воспитатель: Перелейте воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему?Дети: Вода льется, потому что она жидкая.Вывод: Вода – жидкость, ее можно наливать, переливать. Воспитатель: Какого же цвета тогда вода?Дети: У воды нет цвета. Никакого.Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветная. Вода меняет цвет.Воспитатель: А я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите в этом убедиться?Дети: Да.Воспитатель: Возьмите краску и размешайте ее в стакане с водой. Что произошло с водой?Дети: Вода поменяла свой цвет (синий, красный, желтый, зеленый).Вывод: Вода меняет свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили. Вода прозрачная.(На столе у детей карточки с картинками).Воспитатель: Возьмите рисунок у себя на столе и посмотрите на него через стакан с водой, на свою руку. Видите, руку, рисунок?Дети: Да.Воспитатель: Что можно сказать о воде?Дети: Вода прозрачная.Вывод: Вода прозрачная. У воды нет запаха.(На столе у детей стакан с водой).Воспитатель: Вы чувствуете запах, когда мама печет вкусные пироги, как пахнут цветы? Понюхайте воду, чем она пахнет?(Дети берут стаканчики с водой, нюхают).Дети: Ничем не пахнет.Вывод: Вода не имеет запаха. У воды есть вкус. (Детям предлагается только кипяченая вода. На столе стоят пиалы с сахаром, солью, ложечки, стакан с водой).Воспитатель: А теперь я предлагаю вам попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая, соленая, кислая, горькая?Дети: Нет никакого вкуса.Вывод: У воды нет вкуса.Воспитатель: А теперь возьмите ложечки и положите себе в стакан вещество, которое стоит у вас на столе, размешайте и попробуйте воду. Какая она стала на вкус?Дети: Сладкая, соленая.Вывод: Вода меняет вкус в зависимости от того, что в нее добавили. Приложение 7 «Что тонет, что не тонет» Цель: познакомить детей со свойствами различных материалов; закрепить знания свойств воды: легкие игрушки в воде плавают, а тяжелые камни – тонут. Описание опыта: Беру куклу и кидаю мяч в таз с водой.-Ой, Таня, что ты делаешь? Ребята, Таня развеселилась, стала играть с мячиком. Мяч подпрыгнул и упал в таз с водой.- Не плач Таня, не утонет мяч. Посмотрите и вы ребята, мяч не тонет, он плавает.- Ваня, что делает мяч? (плавает, не тонет).-Серёжа, ты тоже посмотри, что с мячом? (плавает, не тонет). И т.д.- Правильно. Мяч не утонул, он плавает в воде. Мяч резиновый, он лёгкий. Поэтому он не тонет, а плавает.- А вот Аня сейчас возьмёт камушек и тоже бросит его в воду (ребёнок выполняет действие).- Что случилось с камнем? Ваня подойди и посмотри.-Правильно. Камень лежит на дне таза. Он тяжёлый, поэтому и утонул. -Иди Серёжа, брось камушек. Что случилось с камушком? (утонул, лежит на дне таза). Дети кидают камушки в тазик. - Что случилось с камнем? А что с мячиком? (ответы детей).-Правильно. Мячик – резиновый и легкий, он не тонет, а плавает. Камень – тяжёлый. Он утонул, лежит на дне таза.-Поняла Таня? ( кукла говорит спасибо).-Пожалуйста, Таня. Ребята, Тане надо спешить к другим детям и рассказать обо всём, что с ней произошло сегодня. До свидания, Таня.- И нам тоже надо идти и всё рассказать и показать ребятам. Приложение 8 «Снег и его свойства » Цель: расширить и закрепить представления об основных признаках, учить наблюдать, развивать логическое мышление, речь, делать выводы.Описание опыта:Воспитатель приносит в ведерке снег. Показывает детям:- Посмотрите, что лежит у меня в ведерке. Кто знает, откуда я его принесла?- Как вы думаете, если взять снег в руки, какой он? (холодный).Предлагает детям поочерёдно взять снег в руки. Вы чувствуете, какой холодный снег? (хоровой и индивидуальные повторения). - Давайте погреем свои ручки, подуем на них, как я (Воспитатель показывает, как надо дуть на ладони). - Вы чувствуете, как идет тепло? Что ты чувствуешь, Егор? А ты, Маша? (индивидуальные повторения).Воспитатель предлагает детям сесть за стол, на котором заранее стоит тазик со снегом и небольшие совочки. - Давайте положим снег в блюдца. - А теперь скажите, какого цвета снег? Если дети затрудняются назвать цвет, педагог называет сам: снег белого цвета.- Посмотрите, что у меня в кружке? Показывает всем детям: переливает воду из кружки в стеклянный стакан.- Ведь кружку я наполняла снегом. А куда же делся снег? ( Снег растаял)Объясняет детям: на улице холодно, поэтому снег лежит и не тает, а как только мы принесли в теплое помещение, он сразу начал таять и превратился в воду.В тазике снег тоже превратится в воду, но не сразу, а постепенно, ему понадобится на это время. Когда солнышко начнет пригревать сильнее, весь снег на улице начнет таять. - А скажите, можно ли пить эту воду, из растаявшего снега? (Нет, эту воду пить нельзя, она грязная).- А откуда тогда можно пить? (Из крана, чайника).- А почему из крана, чайника, воду пить можно, а из растаявшего снега нельзя? ( Она грязная). - А теперь пока наш снег не растаял, давайте попробуем его покрасить и посмотрим, что с ним произойдет, когда он растает. (снег впитывает краску и окрашивается) Приложение 9 «Тающий лёд».Оборудование: Тарелка, миски с горячей водой и холодной водой, кубики льда, ложка, Воспитатель предлагает отгадать, где быстрее растает лёд — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. А еще лед в воде не тонет. Давайте мы с вами это посмотрим. Берите ледышки и положите в воду. (Ответы детей). А еще что может произойти со льдом? А вот мы сегодня можем увидеть, как тает лед в горячей и холодной воде. А пока наши льдинки будет таять, мы поиграем в игру. Ребята, в какой сказке была ледяная избушка? Что случилось с избушкой? А почему растаяла?Физминутка. (играем в игру «снежинки и лед»- когда воспитатель говорит снежинки, дети тихо бегают по залу, а на слово – лед, «твердеют», останавливаются и замирают). Посмотрите наш лед немножко уже растаял. Откуда это заметно? (уменьшился лед). По окончании занятия подводим детей к нашему опыту. Что случилось со льдом? Приложение 10 Опыт «Круговорот воды в природе». Цель: формировать у детей представления о круговороте воды.1. Нам потребуется один пакет на «молнии», вода, пищевой краситель (синего цвета).2. Подкрасить небольшое количество воды, капнув в нее 4-5 капель синего пищевого красителя.3. Для большего правдоподобия на пакете можно нарисовать тучки и волны, а затем налить подкрашенную воду.4. Запечатать пакет и с помощью липкой ленты приклеить его к окну. Результата придется немного подождать, но оно того стоит. (Дети смогут наблюдать, как дождь льется прямо в маленькое море).