Организация летнего отдыха детей в ДОУ: калейдоскоп возможностей
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация летнего отдыха детей в ДОУ: калейдоскоп возможностей
Автор: Серикова Анна Андреевна
Организация летнего отдыха детей в ДОУ: калейдоскоп возможностейЛето – дивная пора, распахнутая навстречу детству. Это время, когда можно решить множество задач в работе с дошкольниками. Летнюю работу с детьми в детском саду не зря называют оздоровительной. Важно использовать каждый погожий денёк для укрепления здоровья детей и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и любить удивительный мир растений и животных. Лето щедро дарит нам бескрайние возможности для развития познавательных способностей дошкольников.ФГОС ДО рассматривает комплексно-тематический подход в организации педагогического процесса как необходимое условие повышения качества дошкольного образования. [1, c. 220] В связи с этим, основные задачи работы в летний период:создание условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма;реализация системы мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности;осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.Особую роль в организации летнего отдыха играет педагогическое мастерство. Именно педагог призван обогатить художественно-творческий опыт дошкольников, создать волшебное пространство для творческих проявлений. Он должен поддерживать, стимулировать и развивать свободное творчество детей, рождённое их желаниями и интересами. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, положенный в основу работы с детьми в летний оздоровительный период, позволяет осуществлять образовательный процесс в двух основных организационных моделях: совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей.Одним из путей реализации базисного содержания дошкольного образования и обеспечения всестороннего развития ребёнка является интеграция этого содержания в условиях специально организованного педагогического процесса. Интеграция содержания, основанного на взаимодействии разных видов детской деятельности, инициирующих самостоятельность и активность ребёнка и удовлетворяющих его основные потребности, даёт ему возможность использовать полученную информацию, способы и средства деятельности в новых условиях, обеспечивает связь с личным опытом, а также взаимодействие детей и взрослых. Волшебным инструментом, обеспечивающим организацию педагогического процесса, становится планирование, предполагающее творчество педагогов. Оно становится регулятором их профессиональной деятельности, способствует глубокому пониманию задач развития детей, обеспечивает целеполагание и рефлексию, помогает выстраивать стратегию и тактику воспитательно-образовательной работы.[1, с. 6]Планирование – это взгляд в будущее, набросок плана действий, важнейшее звено любой деятельности, включающее постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов. Для успешной деятельности ДОУ необходим план, обладающий следующими характеристиками:единством (цели каждой подструктуры ДОУ прочно связаны); непосредственностью (опора, как на краткосрочное, так и на долгосрочное предвидение);гибкостью (возможность адаптироваться в случае изменения условий);прогностичностью (возможность прогнозировать конечный и промежуточный результаты).Планирование включает цели работы в определенный период, общий смысловой содержательный контекст, позволяющий педагогу видеть перспективы и «опорные точки», задающие целостность педагогического процесса; соответствующие формы организации образовательного процесса. Составной частью такого планирования становятся развивающие занятия во взаимодействии с детской деятельностью вне занятий — с игрой, с наблюдениями на прогулке и др.В практической деятельности детского сада отдаётся предпочтение перспективному планированию. По нашему мнению, эта модель:учитывает взаимосвязь между различными разделами работы с детьми;обеспечивает систематичность и последовательность в работе;обеспечивает единство в работе воспитателей.В основу комплексно-тематического планирования положен прием погружения детей в тему, который дает им возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что хочет донести до них педагог. Тематика дней может быть самой разнообразной и неограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания детей, позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Таким образом, системное и последовательное планирование работы в летний период поможет использовать это время во благо детей, расширить их кругозор, развить любознательность, воспитать бережное отношение к природе.Планируя летнюю оздоровительную работу, мы стараемся увеличить и разнообразить двигательную активность детей наряду с закаливающими мероприятиями. Общие закаливающие мероприятия в нашем дошкольном учреждении проводятся на протяжении повседневной жизни ребенка и предусматривают правильный распорядок дня, рациональное питание, ежедневные прогулки, сон с доступом свежего воздуха, воздушный и температурный режим в помещении. К специальным закаливающим мероприятиям относятся световоздушные и солнечные ванны, хождение босиком, игры с водой. При закаливании мы обеспечиваем оптимальное сочетание температуры воздуха и одежды детей, максимальное пребывание детей на воздухе. Утреннюю гимнастику и прием детей летом проводим на участке, так как именно в теплое время года значительно улучшаются условия для развития движений детей. Кроме этого, физкультурные занятия также проводятся на свежем воздухе, на спортивной площадке. На спортивных и игровых площадках обеспечивается:закрепление и совершенствование различных видов движений у детей (ходьбы, бега, прыжков, лазания, бросания, ловли и метания);развитие физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости);воспитание положительных нравственно-волевых качеств.Библиографический список:1.Баранова И.Б Планирование летней оздоровительной работы в ДОУ. Справочник старшего воспитателя ДОУ. 2010, № 6, с. 122.Вераксы Н.Е. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - 3-е изд., и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.3.Лаврентьев В.В. Играй вместе с нами! Педсовет: журнал. – 2011. - № 5 – С. 6 - 13 4.Работа с детьми в летний период. Методическое пособие /Авт.-сост. Н. М. Кислова. – М.: ТЦ Сфера, 2007 – 114с. (Вместе с детьми)5.Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Лето»: М.: «Издательство скрипторий 2003, 2013-128с.6.Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха. – М. – 2011.7.Шошина Н.А. План летней оздоровительной работы в ДОУ. (Управление ДОУ) Дошкольная педагогика. – 2011. - № 4. – С. 50 – 57.