"Говорящая" среда в детском саду в соответствии с ФОП ДО
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Говорящая" среда в детском саду в соответствии с ФОП ДО
Автор: Сапраненко Ирина Альбертовна
«Говорящая среда в ДОО»Большую часть своего времени дети проводят в стенах детского сада. Поэтому главное в работе педагога - создание благоприятного микроклимата и специальные условия для комфортного пребывания каждого ребенка.Суть технологии «Говорящая среда» – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности.«Говорящая» среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Это третий педагог, где ребенок сам делает свои открытия, реализует свои задумки и воплощает свои идеи.Она даёт ребёнку возможность ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативность, понять собственную значимость. Ребёнку необходимо чувствовать себя хозяином в детском саду, где он проводит больше времени, чем в семье.Воспитатель – не якорь, который сдерживает активность, инициативность, эмоциональное развитие детей, а – маяк, который устраняет все препятствия, мешающие ребенку пойти и спокойно взять то, что ему необходимо для творчества, для создания уголка, где он сможет побыть один, воспользоваться любой мебелью в группе и т. дПоэтому слово НЕЛЬЗЯ в условиях «говорящей» среды не используется…Ребёнок, получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности, может по своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс.Главная задача данной технологии : модернизировать образовательную среду в группе, чтобы в ней было не только уютно, комфортно и безопасно, но познавательно и интересно детям.Рассмотрим несколько элементов данной технологии.Первый элемент « Говорящей среды» « Я пришел».Элемент « Я пришел» помогает создать условия для формирования предпосылок математической грамотности у старших дошкольников. А малышам помогает успешно социализироваться и почувствовать свою значимость , ценность и понимание, что он важная часть большого коллектива. Что его ждут и ему рады.Размещать этот элемент лучше всего в раздевалке, тогда родители станут вашими помощниками и вместе с детьми будут заполнять стенд.Расскажите ребятам для чего нужен этот элемент, как его заполнять. Старшие дошкольники могут помочь в изготовлении и оформлении данного элемента. Когда дети приходят в детский сад, перед тем, как зайти в группу, они размещают на стенде свою фотографию, картинку или рисунок.Разместите на стенде и фотографии воспитателей, тогда малыши смогут видеть, кто сегодня их ждет в группе.Для старших дошкольников оставьте место или разместите рядом таблицу, в которой ребята будут отмечать количество девочек и мальчиков.Второй элемент «Детское расписание».Как часто родители заглядывают в расписание занятий?А бывает такое, что дети интересуются, а что сегодня у нас будет?Чем мы будем заниматься?Именно для решения таких вопросов и создан элемент « Детское расписание». Для того, чтобы сделать этот элемент с малышами, можно наклеить готовые картинки в таблицу, а со старшими ребятами самостоятельно нарисовать занятия. Разместить детское расписание лучше в раздевалке, чтобы его могли видеть и родители и дети.Третий элемент «Адвент-календарь».Адвент-календарь- это календарь ожидания. Он помогает детям вести отсчет до необходимой им даты, а также каждый день наполняет интересными заданиями и игрой.Рассмотрим книжный адвент-календарь. Книжный адвент- календарь – это календарь в ожидании знакомства с книгой. Какой он может быть?-конвертики, кармашки или коробочки с иллюстрациями из произведений , фото авторов или заданиями, книжными сюрпризами на каждый день.-Изготовить книжный адвент -календарь можно на один месяц или по желанию сразу на год, на определенные темы, события, проект или посвятить его одному автору.-Определить список авторов, литературу-Добавить к списку произведения, которые планируете читать малышам перед сном.-Выбрать также для книжного адвент-календаря произведения в соответствии с рекомендуемым планом календаря знаменательных дат на учебный год или в соответствии с тематическим планированием.- А еще можно оставить и пустой кармашек с записью «Здесь может быть твоя книга»- это если в группе есть книгообмен среди детей или ребята приносят свои домашние книги.Четвертый элемент «Моя читающая семья».Мы с вами понимаем, что взаимодействие с родителями является важной частью нашей работы. Возможно ли увлечь в мир книг не только детей, но и взрослых? Как замотивировать семью на домашнее чтение? Как сделать уютные вечера с книгой традицией современной семьи? В этом нам поможет семейный марафон « Моя читающая семья». Для его создания необходимо продумать, как будет выглядеть элемент- таблица, лабиринт, плакат. Подобрать мини картинки произведений исходя из возраста ваших воспитанников. Для этого можно воспользоваться перечнем литературы из ФОП ДО. Повесить элемент на видном и в доступном месте для детей и родителей. Рассказать ребятам , как пользоваться этим элементом. Составьте для родителей приглашение поучаствовать в семейном марафоне. Расскажите о правилах и возможных бонусах от участия. После того, как ребенок с родителями прочитают книгу из списка, они заштриховывают свою ячейку. Стоит подумать, сколько будет длиться ваш марафон и будет ли приз самой активной читающей семье. Рядом с таким элементом можно разместить контейнер, коробочку или полочку для книг , которые можно взять из сада. Хорошей традицией может стать обмен книгами между родителями.Личность развивается в деятельности. Можно уверенно сказать, что технология «говорящей» среды – современная и актуальная форма работы, где качество труда детского сада оценивается по качеству тех условий и процессов, в которых каждый ребенок получает максимум возможностей для своего развития.«Говорящая» среда дает детям возможность почувствовать себя в своем пространстве полноправными владельцами, проявить активность и инициативность, осознать свою значимость, ощутить свой личный вклад в общее дело.«Говорящая среда» как средство развития познавательной мотивации, инициативности и самостоятельности у дошкольников» На современном этапе дошкольной педагогики актуален вопросФормирования познавательной мотивации у детей возраста в личностно-ориентированной модели образования. И для педагогов встает вопрос об организации наиболее эффективной развивающей предметно – пространственной среды (далее – РППС), о выборе более продуктивных, эффективных игр, подходящих для развития познавательной мотивации у воспитанников, обладающих каждый своим индивидуальным маршрутом развития.Важно организовать развивающую предметно пространственную среду таким образом, чтобы она носила личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия с детьми. И в этом плане максимально будет отвечать этим требованиям систематическое участие самих детей и их родителей в оформлении группового пространства.При оформлении РППС в соответствии с темой недели или реализуемым проектом все получаемые новые знания, впечатления, эмоции и идеи ребята смогут отобразить в продуктах творчества, перенести их в групповое пространство. Тогда окружающая дошкольников среда действительно станет развивающей. «Говорящая среда»- это процесс и результат наполнения группового пространства демонстрационными материалами и продуктами детского и совместного детско-взрослого реализуемого проекта.«Говорящая среда» позволяет дошкольникам погрузиться в тему недели или проекта, а также видеть результаты своей деятельности, использовать их в дальнейшей познавательной, коммуникативной деятельности, повышает интерес всех ребят к участию в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.Ребятам «Говорящая среда» позволяет чувствовать себя свободно и комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи, менять окружающее пространство по собственному замыслу, т.к. они знают, что и где расположено в группе.Педагогу «Говорящая среда» рассказывает о приоритетах воспитанников в выборе вида и содержания деятельности. Это помогает эффективно планировать дальнейшее взаимодействие с детьми, а также индивидуальную работу с ними.Родителям «Говорящая среда» наглядно демонстрирует, наполнена жизнь детей в детском саду. А возможность принять участие в оформлении ее отдельных элементов совместно с детьми мотивирует родителей на погружение в жизнь своего ребенка в детском саду, позволяет организовать практическое, продуктивное взаимодействие детского сада с семьями воспитанников.Задачи совместного с детьми создания и дальнейшего использования элементов «Говорящей среды»:расширять круг представлений об окружающем мире;развивать первичные представления о себе, других людях, объектахокружающего мира;развивать познавательную мотивацию, любознательность инициативность детей;развивать воображение и творческие способности детей;способствовать формированию интереса к систематическому участию дошкольников в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;воспитывать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий;развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональнуюотзывчивость, сопереживание;развивать речь, как средство общения, обогащать активный словарь.Результативность использования метода «Говорящая среда» для педагогов:- Развитие познавательной мотивации и творческих способностей детей;- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляциисобственных действий у детей;- Формирование позитивных установок к различным видам труда итворчества;- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;- Создание условий для взаимодействия и сотрудничества ДОУ с семьей;- Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.Результативность для детей заключается в следующем:Формирование познавательной мотивации, инициативности, самостоятельности;Развитие творческих способностей;Повышение интереса к участию в совместной деятельности с детьми ивзрослыми.Результативность для родителей:Систематическое участие в выборе тем проектов;Активное участие в оформлении «Говорящей среды» по разным темам;Повышение инициативности и творческой активности членов семеВажно при организации «Говорящей среды» учитывать этапыразвития познавательного интереса:постановка проблемы;определение источников получения информации;осуществление познания посредством разнообразного содержательного общения с взрослыми;систематизация и обобщение полученного опыта;отражение освоенного опыта в процессе разнообразной детской деятельности: сюжетно-Ролевые игры, проекты, создание макетов, проведение опытов и т.д.создание своими руками элементов развивающей среды (мыслительнойкарты, интерактивного стенда, ленты времени и др.).Развивающий эффект «Говорящая среда» имеет лишь в том случае, если в ней между взрослыми и детьми достаточно устойчиво сохраняются доброжелательные взаимоотношения, а педагог выступает в роли товарища и партнера.Таким образом, с помощью «Говорящей среды» можно изменить активность детей,Способствовать развитию инициативности, самостоятельности, желания участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, оказыватьПоложительное влияние на эмоциональное состояние и самооценку дошкольников.Эффективные элементы «Говорящей среды»Группа состоит из центров активности.В каждом центре «Говорящая среда» дает возможность ребенкуощутить и увидеть себя в «своем» пространстве; проявить активностьи понять собственную значимость. В каждом центре ребенка ждет интересное задание, упражнение, игра, познание. Элементы «Говорящей среды» напрямую связаны с текущей деятельностью и возрастными особенностями детей.Продукты детской деятельности можно разместить на окнах, боковых поверхностях стеллажей, вдоль батарей на проволоке с прищепками, в центре сюжетно-ролевых игр, в центре книги, в центре науки и природы, в центре развития речи, в центре искусства. Это могут быть: мнемотаблицы, творческие работы, авторские дидактические игры, созданные совместно с детьми маркеры игрового пространства и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, авторские дидактические игры, книжки-малышки, календарь погоды.Следует не допускать в развивающей предметно- пространственной среде следующих недостатков:«Пустая» середина - отсутствие зонирования;Большое количество «музейных экспонатов»;Недостаточная функциональность центров активности («Они вот туда пройдут и там поиграют»);Недоступность оборудования («Я все достану, если они попросят», «Тут у нас все хранится – им можно брать», «Ставьте стульчики на место»);Мало мест для отдыха (подушки, маты и т.д.);Отсутствие в среде продуктов детского творчества (взамен – чужоетворчество).Экран настроенияВ настоящее время эмоциональное развитие - очень важный показатель развития личности ребёнка. Можно научить ребенка управлять своим настроением, но для этого нужно научить его отслеживать свое эмоциональное состояние и правильно его оценивать.«Игра-бродилка»- это один из старейших классов настольных игр, с помощью которой решаются такие задачи как: - Создание необходимых условий для развития инициативы, самостоятельности.-Поддержание интереса детей в изготовлении напольной игры ходилки-бродилки.-Развитие логического мышления, внимания, воображения, коммуникативных и социальных навыков; творческого мышления и мелкой моторику.-Воспитание дружелюбия, умения действовать в команде;Каждому игроку провести свою фишку по маршруту, а расстояние, на которое игрок может продвинуть свою фишку определяется броском кубика.«Умный пол» - это своего рода интерактивное пространство. С помощью данного инструмента решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи, поддерживается инициатива и самостоятельность детей в различных образовательных областях, развиваются творческое и логическое мышление, а также двигательная активность.«Умный пол» – это напольная проекция, которая создана для движения ребенка и детской игры через взаимодействие с изображенными на полу макетами или схемами. Попадая на территорию проекции, ребенок своими движениями выполняет игровые действия и решает образовательные задачи.Технология «Путешествие по реке времени» - это игровая формаотображения на бумаге постепенного видоизменения конкретного предмета, созданного человеком, в течение разных временных эпох, от прошлого кнастоящему, в процессе изучения определенной темы.Дидактическое пособие «Река времени» – это длинный лист илинесколько скрепленных в одну линию листов бумаги, на которых дети с педагогом изображают, как определенный предмет выглядел в древности, в прошлом веке и как он видоизменился в настоящем времени. Дошкольникам также интересно пофантазировать и изобразить, как он будет выглядеть в будущем. Временные эпохи могут изображаться символами, понятными детям, или подписываться словами.Визуализация скрытых элементов «Говорящей среды»- это надписи практически на всех контейнерах, сделанные печатными буквами или надписи с символом, картинкой для учета индивидуальных особенностей детей конкретной группы. Так же к визуализации относятся – мнемотаблицы и инструкции – мотиваторы.Визуализация необходима, во первых, для зрительного восприятияправильного написания слов; во вторых - для запоминания печатных букв, их узнавания, в третьих, чтобы вызвать у старших дошкольников желание учиться читать.