"Современные образовательные технологии в ДОУ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Современные образовательные технологии в ДОУ
Автор: Широтова Ирина Анатольевна
Современные образовательные технологии в ДОУ В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Основные требования (критерии) педагогической технологии:К числу современных образовательных технологий можно отнести:здоровье сберегающие технологии;технологии проектной деятельноститехнология исследовательской деятельностиинформационно-коммуникационные технологии;личностно-ориентированные технологии;технология портфолио дошкольника и воспитателяигровая технологиятехнология «ТРИЗ» технологии предметно – развивающей средыВыделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий: Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 4 группы:Технологии сохранения и стимулирования здоровья. динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)подвижные и спортивные игрыконтрастная дорожка, тренажерыстретчингритмопластикарелаксацияТехнологии обучения здоровому образу жизни. утренняя гимнастикафизкультурные занятиябассейнточечный массаж (самомассаж)спортивные развлечения, праздникиДень здоровьяСМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)Игротренинги и игротерапияЗанятия из серии «Здоровье» Коррекционные технологиитехнология коррекции поведенияарттерапиятехнологии музыкального воздействиясказкотерапиятехнология воздействия цветомпсихогимнастикафонетическая ритмикаТехнологии проектной деятельностиЦель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.Классификация учебных проектов:«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью; «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах; «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.Типы проектов:по доминирующему методу: исследовательские,информационные,творческие,игровые,приключенческие,практико-ориентированные.по характеру содержания: включают ребенка и его семью,ребенка и природу,ребенка и рукотворный мир,ребенка, общество и его культурные ценности.по характеру участия ребенка в проекте: заказчик,эксперт,исполнитель,участник от зарождения идеи до получения результата.по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы,в контакте с другой возрастной группой,внутри ДОУ,в контакте с семьей,учреждениями культуры,общественными организациями (открытый проект).по количеству участников: индивидуальный,парный,групповой,фронтальный.по продолжительности: краткосрочный,средней продолжительности, долгосрочный.Технология исследовательской деятельностиЦель исследовательской деятельности в детском саду – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.Надо отметить, что применение проектных и исследовательских технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации или проводя эксперименты.Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: эвристические беседы;постановка и решение вопросов проблемного характера;наблюдения;моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);опыты;фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;подражание голосам и звукам природы;использование художественного слова;дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;трудовые поручения, действия.Содержание познавательно-исследовательской деятельностиОпыты (экспериментирование)Состояние и превращение вещества.Движение воздуха, воды. Свойства почвы и минералов.Условия жизни растений.Коллекционирование (классификационная работа) Виды растений.Виды животных.Виды строительных сооружений.Виды транспорта.Виды профессий.Путешествие по картеСтороны света. Рельефы местности.Природные ландшафты и их обитатели. Части света, их природные и культурные «метки» – символы.Путешествие по «реке времени»Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды). История жилища и благоустройства.Информационно-коммуникационные технологииМир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).Информатизация общества ставит перед педагогами дошкольниками задачи:идти в ногу со временем,стать для ребенка проводником в мир новых технологий,наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности,повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации. Требования к компьютерным программам ДОУ:Исследовательский характерЛегкость для самостоятельных занятий детейРазвитие широкого спектра навыков и представленийВозрастное соответствиеЗанимательность. Преимущества компьютера:предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;обладает стимулом познавательной активности детей;предоставляет возможность индивидуализации обучения;в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. ИКТ в работе современного педагога:Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.5.Личностно – ориентированная технологияЛичностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый – ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности. 6.Технология портфолио дошкольникаПортфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.Существует ряд функций портфолио:диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. РуденкоРаздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю…» («Мне нравится…», «Обожаю, когда…»), в которой будут записаны ответы ребенка.Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.Раздел 4 «Я мечтаю…». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о…», «Я бы хотел быть…», «Я жду, когда…», «Я вижу себя…», «Я хочу видеть себя…», «Мои любимые дела…»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).Раздел 7 «Посоветуйте мне…». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.Технология «Портфолио педагога»Современное образование нуждается в новом типе педагога:творчески думающим,владеющим современными технологиями образования,приемами психолого-педагогической диагностики,способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,умением прогнозировать свой конечный результат.У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.Игровая технология Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.Технология «ТРИЗ»Технология решения изобретательских задач Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ – педагоги это: – формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз – творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материалаТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ – технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы. Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.Разработана схема с применением метода выявления противоречий:Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.Технология интегрированного обученияИнтегрированное занятие отличается от традиционного использования межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.Интегрирование – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия. Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии:сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа «докажи», «объясни».11.Технологии создания предметно-развивающей средыСреда, в которой находится ребёнок, во многом определяет темпы и характер его развития и поэтому рассматривается многими педагогами и психологами как фактор развития личностиЗадача педагогических работников в детском саду состоит в умении моделировать социокультурную, пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить, развивать способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.Построение предметно-развивающей среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. ЛитератураБелая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр “Сфера”, 2009.Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. М.: МИПКРО, 2012.145с.Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. “Айрис пресс”, М., 2009.