Развитие речи при изучении математики


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи при изучении математики
Автор: Карнаухова Ирина Николаевна

«Развитие речи при изучении математики»Карнаухова Ирина Николаевна, учитель математики, филиал МОУ Романовская СОШ им.И.В.Серещенко в содгорное2025 годПрирода щедро наделила человека, но два ее дара трудно переоценить. Именно они помогли ему стать человеком. Мы имеем в виду две особенности, свойственные только человеку: способность мыслить и передавать свои мысли, имеющуюся у него информацию другим людям посредством речи.Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимы каждому. В них нуждается ученый и руководитель предприятия, врач и преподаватель, агроном и рабочий, политический деятель и крестьянин. Вот те причины, в силу которых развитие речи является основной задачей начиная с детского сада до аспирантуры. От того, насколько успешно удастся решить эти задачи, зависит многое, и прежде всего прогресс общества, научно-техническое развитие, экономическое и культурное процветание. Общество, которое не заботится о наращивании своего интеллектуального потенциала, обречено на деградацию, на потерю ранее завоеванных позиций. Вот почему все члены педагогического коллектива — математики и физики, биологи и лингвисты, историки и географы — обязаны не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно настойчиво приучать учащихся к правильной, ясной, убедительной, четкой и краткой, но одновременно насыщенной смыслом речи.Математика, в том числе и школьная, имеет огромные возможности для воспитания привычки к логически совершенной речи. Чтобы успешно ответить на вопрос преподавателя, провести доказательство теоремы или самостоятельно решить задачу, нужно не просто заучить материал, а самостоятельно размышлять. Ученик, не разобравшись в идее доказательства, обязательно при ответе допустит ту или иную неточность; для правильного ответа он должен понять систему рассуждений, ту мысль, которая положена в их основу. Опытный преподаватель без  труда  определит,   понял  учащийся   материал или заучил; в математике это выясняется однозначно. Ученик должен показать в своем ответе умение не столько запоминать, сколько разбираться в структуре рассуждений, смысле условий теоремы, знать значение каждого слова в определении, самостоятельно мыслить. При этом учитель математики должен обращать внимание на речь ученика, на ее точность, краткость, логическую полноту и обоснованность рассуждений. В математической речи не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки. Впрочем, к этому следует стремиться и в обычной речи, поскольку лишние слова затрудняют понимание существа вопроса, на них затрачиваются внимание, время и мысль слушателя. Все такие слова и фразы следует безжалостно выкинуть за ненадобностью. Лишние слова и даже предложения могут быть сказаны для оказания эмоционального воздействия на собеседника или на группу учеников, для выяснения связей с практическими задачами или с другими научными дисциплинами. Но такие слова нельзя считать лишними, они педагогически и логически оправданны, поскольку ведут к лучшему пониманию дела, к проникновению в суть предмета, к выяснению связей с другими проблемами.Мы должны с детства воспитывать культуру речи у наших молодых граждан, прививать привычку, о которой раньше говорили: «Мыслям должно быть просторно, а словам тесно». Речь должна быть убедительной, краткой, ясной и одновременно изящной, возбуждающей мысль и эмоции. Нужно убедить молодое поколение, что истинные красота и величие слова состоят в простоте, четкости и доступности.К сожалению, на практике нередко математики не обращают должного внимания на то, как отвечает ученик, на небрежность его речи, а ограничиваются лишь содержанием ответа, его математической правильностью. Мы считаем это недопустимым. Математик не может проявлять безразличие не только к содержанию, но и к форме ответа. Ведь то, что может сделать учитель математики, порой затруднительно для преподавателя литературы или истории, Действительно, именно на уроках математики школьник должен привыкать к краткой, предельно четкой и логически отточенной речи. Именно на уроках математики следует приучать к тому, что даже в обычной речи следует избегать пустой болтовни, засоренной лишними словами и фразами, которые лишены смысловой и эмоциональной нагрузки.Предмет математика – сложный предмет, наиболее трудоёмкий. Математика требует высокого умственного напряжения, развития мышления. Для сознательного усвоения знаний по математике необходимо умение логически мыслить, грамотно рассуждать, анализировать. Но в первую очередь ребёнок должен ясно, точно, кратко излагать свои мысли, правильно строить предложения. Не секрет, что сейчас дети мало читают. Внимание к важности грамотной математической речи формирует у учащихся и более внимательное отношение к тексту учебника. На уроках дети читают фрагменты текста, я при этом обращаю внимание детей на выразительность речи, ее громкость, четкость, особо уделяя внимание четкому проговариванию окончаний. Понимать смысл читаемого - этому должен научиться ребенок, а учитель обязан помочь ему. Начав работать в 5-м классе, я сталкиваюсь с проблемой слабой математической речи учащихся. Поэтому передо мною встала задача: как развить речь учащихся на уроках математики, чтобы к выпускному классу они могли логически мыслить, правильно рассуждать, что для них является необходимым условием для глубокого и осознанного усвоения математики, сдачи экзаменов.Качествами, определяющими эту речь, должны служить:
  • Полная ясность выражаемых мыслей;
  • Научность;
  • Соблюдение правил синтаксиса;
  • Литературность.
  • Для того чтобы обеспечить правильное употребление учащимися математических терминов, обозначающих понятия, каждый из этих терминов не только сообщается мной, но и изучается происхождение термина, дословный перевод, научный смысл. Стараюсь обратить внимание учащихся на такие выражения и формулировки, с которыми они встречаются впервые. Речь учащихся на уроках математики должна быть подчинена тем общим законам, которые учащиеся изучали на уроках родного и русского языков. Наибольшее количество ошибок и искажений в речи учащихся встречается при чтении составных количественных числительных. Также большое внимание я уделяю тому факту, что при чтении выражений названия букв по падежам не изменяются: 3у – “три игрек”, а не “три игрека”. По моему мнению, эффективным средством для развития языка учащихся может служить выработку у них правильной письменной речи. Решение текстовых задач также способствует развитию речи. Для этого каждый ребенок должен прочесть ее условие сам, уяснить основной вопрос задачи, сформулировать вопросы и суметь ответить на них при решении задачи. Начиная с первых уроков математики, дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, вести необходимые записи языком математики. Начиная с 5 класса, я начинаю обучать детей составлению плана текстовой задачи (краткую запись). План решения задачи, план ответа, план доказательства теорем и т.д.), Эти объяснения должны быть написаны вполне грамотным и притом непременно связным языком, а не в виде отрывочных, сокращенных предложений, непонятно и неточно выражающих мысль. Внедряя в практику учащихся составление объяснений, которые имеют форму связного рассуждения, последовательно излагающего каждый этап решения, я приобретаю очень действенное средство и широкое поле для развития правильной письменной речи учащихся. В развитие речи учащихся играет роль даже такая мелочь, как умение задать вопрос. Правильно сформулированный и в нужное время заданный вопрос может помочь ученику с возможно большей точностью излагать свои мысли, правильно строить предложения, употреблять только нужные слова и этим достигать необходимой краткости. На уроках геометрии, ученик, вызванный к доске, не только выполняет задание учителя, а еще этому ученику одноклассники задают дополнительные вопросы по пройденному материалу. Если на заданный вопрос дается не правильный ответ, то на него отвечает ученик, который задал этот вопрос. Я со своей стороны слежу за тем, чтобы вопросы и ответы звучали правильно, в противном случае мы совместно со всем классом исправляем ошибки.Два дара природы свойственны только человеку: способность мыслить и передавать свои мысли посредством речи. Проблема развития устной и письменной математической речи школьника остаётся всегда актуальной в учебной практике.Специфика математики такова, что она вносит существенный вклад в развитие интеллекта и мышления школьника. В свою очередь развитие мышления самым непосредственным образом связано с развитием речи обучаемого. Математика должна содействовать выработке у учащихся привычки к полноценному мышлению и к четкой, ясной, выразительной и логически полноценной речи. В непосредственной связи с развитием мышления находится воспитание культуры речи. Нередко учителя внимательны только к содержанию, которое излагает учащийся, но не очень следят за тем, как он говорит. Такой подход не может считаться оправданным. Учитель не может оставлять без внимания недостатки речи учащихся. Конечно, чтобы формировать устную и письменную математическую речь школьника, учитель сам должен показывать её образцы. Каждое слово учителя, каждый сделанный им жест должны содействовать восприятию учащимися предмета изложения, процессу усвоения учебного материала. Если учитель рассказывает так, что его не приходится переспрашивать, удается сэкономить время на ненужных вопросах и ответах, вызванных нелогичным изложением материала, то у учеников складывается цельность представления о том, что излагает учитель.На уроке я стремлюсь к тому, чтобы у учащихся возникла потребность слушать мои объяснения, что развивает у них коммуникативные компетенции. В ходе изложения очень важно интонацией выделять главное, делать необходимые записи на доске, поддерживать учебный диалог, выдерживать паузы, использовать современные средства обучения, предлагать учащимся делать необходимые записи. Всё это обеспечит активизацию деятельности учащихся на уроке. Точность и лаконичность математической речи способствует не только усвоению математических знаний, умению описать ход решения задачи, числового выражения, сознательному выполнению действий, но и обучает математическому языку как специфическому средству коммуникации в его сопоставлении с реальным языком. Грамотный математический язык является свидетельством четкого и организованного мышления. Владение этим языком, понимание его математического смысла позволяет переводить математические высказывания с русского языка, на математический и наоборот. Задания такого характера необходимо выполнять письменно и устно. Например: 1) Перевести высказывания с русского языка на математический язык:
  • Число а кратно семи,
  • Число b положительное,
  • Сумма утроенного квадрата числа c и куба числа d.
  • 2) Перевести с математического языка на русский:
  • a*(с+d)
  • ab + c
  • m - cd.
  • Одной из важнейших задач обучения является формирование у детей умения получать и запоминать информацию на слух, обрабатывать и преобразовывать ее. В ряду различных имеющихся в нашем распоряжении каналов информации слуховой занимает второе место после зрительного, поэтому развивать его возможности у детей крайне важно. Это пригодится им в жизни – умение слушать лекцию, слушать собеседника, слушать и слышать. Кроме того, важно формировать, у обучающихся грамотную и точную математическую речь. Решать эти задачи помогают математические диктанты.Математические диктанты разнообразны:
  • диктанты, составленные лишь из теоретических вопросов, созвучных тем, что приводятся в учебнике после каждой главы;
  • диктанты, часть которых включает теоретические вопросы, а часть – простейшие практические задания по соответствующей теме, не требующие больших записей;
  • диктанты, полностью состоящие из практических заданий,
  • словарные диктанты, служащие для проверки того, как учащиеся усвоили правописание математических терминов.
  • Чтобы успешно писать такие диктанты, ученик должен «почаще заглядывать» в текст учебника, изучать теорию, а не только решать примеры. Математический диктант1.Закончите предложение: «Числа, употребляемые при счете называются…..»  2. Сколько десятков и сколько сотен в числе 832?3.  Запишите цифрами число: пятьсот сорок восемь тысяч семь  4. Какое число следует за числом 2999?5. Запишите цифрами число  12 миллиардов 4 миллиона 30 тысяч. К сожалению, ученик с хорошей речью в современном обществе – редкость. И, к сожалению, часто встречается ситуация, когда у школьника, имеющего «3» по литературе, по другим предметам гуманитарного цикла – «4» и даже «5». Некоторые учителя-предметники при ответе ученика не обращают внимания на низкий уровень его речевой культуры. Хотя развитие речи учащихся – общепедагогическая проблема, и работать над её решением надо каждому педагогу, начиная с самого себя в первую очередь. Речь учителя должна быть образцом высокой речевой культуры.Учащиеся на уроках математики должны привыкать к краткой, чёткой, логически обоснованной речи. Именно в математике мы должны приучать к тому, что даже в обычной речи следует избегать слов и фраз, которые не несут смысловой нагрузки. Речь учащихся на уроках математики должна быть подчинена тем общим законам, которые учащиеся изучали на уроках русского языка. Дети должны правильно употреблять падежи; не опускать в речи союзы: если, т.к.; правильно произносить числительные, строить предложения.Например: нужно помнить, что названия латинских букв x, y, z мужского рода, остальных латинских букв – среднего рода. Например,- “а равно пяти”, “с равно минус семи”, “икс равен минус трем”.- при чтении выражений названия букв по падежам не изменяются: 3у – “три игрек”, а не “три игрека”.- названия всех греческих букв в математике принято читать в среднем роде, и они так же не изменяются по падежам.При работе с учебником обращаю внимание учащихся на рубрику “Говори правильно”. Напоминаю учащимся о том, что в русском языке у терминов нет уменьшительно-ласкательной формы. Совершенно недопустимо использование в математической речи уменьшительно-ласкательных форм терминов, например перпендикулярчик, отрезочек, треугольничек. При изучении темы «Пропорции» по математике в 6 классе учащиеся неоднократно проговаривают определение о том, что пропорция – это равенство двух отношений». Только правильно записав пропорцию, можно с ней продолжать работу. Или, перпендикуляр – кратчайшее расстояние от точки до прямой, и строить его нужно под прямым углом к этой прямой. Уделяю особое внимание употребляемой математической фразеологии и настойчиво обогащаю ею научный стиль речи учащихся. Например: “Простым числом называется число, делящееся только на единицу и само на себя” (пропуск слова “только” полностью аннулирует это определение)Слово «точка» образованно от глагола ткнуть и означает результат мгновенного дотрагивания. А «между двух соседних точек - прямая – самый краткий путь, иначе слишком много кочек необходимо обогнуть». Если дети не правильно изобразят на рисунке прямоугольный треугольник, то и решить задачу, связанную с ним будет достаточно трудно. Дополнительный материал о терминах, математических понятиях сообщаю под рубрикой «Это интересно». При выполнении заданий на закрепление ЗУ применяю игровые формы, такие как “Угадай-ка”, «Найдите ошибку» ребусы, викторины, головоломки и т.п.Использую в своей работе зарифмованные правила. Стихи легче запоминаются детьми. Например:«Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».При раскрытии скобок применяю правила:«Перед скобкой вижу плюс, ничего я не боюсь.Скобки смело раскрываю, значит, правило я знаю»;«Минус повстречается – будьте осторожны:Скобки раскрываются, знаки заменяются на противоположные» и т.п.Каждому человеку приходится выражать словами свои мысли, впечатления, желания, предположения, и во всех случаях нужно добиваться, чтобы требуемое передавалось точно, без искажений и возможности превратного толкования. А для этого необходимо, чтобы лишние слова и ненужные детали не затемняли основного содержания, чтобы каждый произносил все то и только то, что требуется для полноценного понимания дела. Но если это нужно в повседневной жизни, то тысячекратно необходимо для педагогической работы.Преподавателю, пожалуй, более чем представителям большинства профессий следует постоянно обращать внимание на свою речь и непрерывно ее совершенствовать, добиваясь безукоризненной правильности и прозрачности. Каждое слово учителя, каждый сделанный им жест должны способствовать восприятию учащимися предмета изложения, процессу запоминания, содействовать развитию мышления учащихся. Речь учителя должна быть не только грамматически и литературно правильной, насыщенной идейным содержанием, но и эмоциональной, чтобы владеть вниманием учащихся, направлять их сознание к достижению определенной цели.Обучение может приносить радость каждому обучающемуся, и этого следует добиваться; при этом возникает полезный и для ученика и для учителя интеллектуальный контакт, позволяющий избежать насильственного процесса передачи знаний, когда учащийся сопротивляется, а учитель пытается заставить его получить очередную порцию новых сведений. Мне неоднократно доводилось наблюдать на уроках математики отсутствие интереса у ряда учеников к предмету. Я пыталась выяснить причину такого безразличного отношения к приобретению нового и пришла к выводу, что причин для этого может быть несколько. На первое место я поставила бы непонимание того, о чем говорит учитель, возникшее из-за того, что где-то раньше произошел разрыв понимания. Вторая причина — формальное изложение материала. Учитель не привел достаточных доводов для введения нового, и учащиеся не видят необходимости получения этого, как им кажется, ненужного знания. Третья причина — ученик настолько увлечен чем-то другим, что отрицает необходимость изучения предмета, который его не интересует и отнимает время, мешает целиком отдаться предмету его увлечения. И, наконец, есть учащиеся, которые не желают заниматься ничем, что требует малейшего умственного напряжения. К каждой из перечисленных категорий учащихся нужны различные меры для восстановления нормального отношения к процессу обучения.Преподаватель, особенно в начале обучения, должен так излагать предмет, чтобы заинтересовать учащихся, быть доступным для понимания. Ни в коем случае не должно быть места скуке, она — нежелательная гостья в любую пору обучения.Литература:1. Журнал «Математика в школе» №6 1995 г. 2. И.А. Гибш «Развитие речи в процессе изучения школьного курса математики».3. Атаханов, Р. А. Математическое мышление и методика определения уровня его развития / Р. А. Атаканов. - М.; Рига: Издатель Росказов А. И., 2000.-208 с.4. Великанов, Ю. Б. Развитие речи учащихся на уроках математики / Ю. Б. Великанов // Методологические знания как основа развивающего обучения математике. - Н. Новгород. - 1995. - С. 81 - 90.