Автоматизация звука Л - Волшебный мешочек
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Автоматизация звука Л - Волшебный мешочек
Автор: Зиновьева Анастасия Алексеевна
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Л]Тема: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и фразах.Цель: Закрепить правильное произношение звука [Л] в различных фонетических позициях и речевых единицах.Задачи:Коррекционно-образовательные:Автоматизировать правильное произношение звука [Л] в прямых, обратных и закрытых слогах.Автоматизировать правильное произношение звука [Л] в словах различной слоговой структуры.Автоматизировать правильное произношение звука [Л] во фразах и коротких предложениях.Расширять словарный запас по теме занятия.Коррекционно-развивающие:Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание.Развивать внимание, память, мышление.Воспитательные:Формировать положительную мотивацию к занятиям.Воспитывать усидчивость и умение слушать.Оборудование:Зеркало.Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [Л] (лампа, лодка, лимон, лук, стол, стул, пол, пила и т.д.).Слоговая таблица со слогами, содержащими звук [Л] (ла, ло, лу, лы, ле, ал, ол, ул, ыл, ел, ла-ла, ло-ло, лу-лу и т.д.).Игрушки или предметы, в названии которых есть звук [Л].Мяч.Карточки с предложениями, содержащими звук [Л].Компьютер или планшет (опционально) с играми или презентациями на автоматизацию звука [Л].План занятия:I. Организационный момент (2-3 минуты):Приветствие.Создание положительного эмоционального настроя.Проверка готовности к занятию.II. Артикуляционная гимнастика (5-7 минут):Цель: Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению звука [Л].Упражнения:"Лопаточка" (широкий язык лежит на нижней губе)."Часики" (язык двигается из одного уголка рта в другой)."Качели" (язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней)."Вкусное варенье" (облизывание верхней губы)."Лошадка" (цоканье языком).III. Постановка звука [Л] (если необходимо, 3-5 минут):Уточнение артикуляции звука [Л] перед зеркалом.Объяснение положения языка, губ и зубов при произнесении звука [Л].IV. Автоматизация звука [Л] в слогах (10-12 минут):Прямые слоги:Логопед произносит слоги (ла, ло, лу, лы, ле) четко и медленно, ребенок повторяет, глядя в зеркало.Использование слоговой таблицы: ребенок показывает на слог, логопед произносит, ребенок повторяет.Игра "Повтори за мной": логопед произносит цепочки слогов (ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы, ле-ле-ле), ребенок повторяет.Игра "Эхо": логопед произносит слог, ребенок отвечает эхом.Обратные слоги:Аналогично прямым слогам, работа со слогами (ал, ол, ул, ыл, ел).Использование слоговой таблицы.Игра "Найди пару": логопед называет прямой слог, ребенок находит соответствующий обратный слог на таблице и произносит его.Слоги со стечением согласных:Работа со слогами типа "пла", "зло", "глу", "фла" и т.д. (если уровень ребенка позволяет).Произнесение слогов с опорой на картинки или предметы.V. Автоматизация звука [Л] в словах (10-15 минут):Слова с [Л] в начале слова:Логопед показывает картинки и называет слова (лампа, ложка, лимон, лук, лапа, лодка, лес, лето, ласточка). Ребенок повторяет.Игра "Что это?": логопед показывает картинку, ребенок называет предмет, четко произнося звук [Л].Игра "Найди лишнее": на столе разложены картинки, среди которых есть одна с предметом, не содержащим звук [Л]. Ребенок находит лишнюю картинку и объясняет свой выбор.Слова с [Л] в середине слова:Работа с картинками и словами (стол, стул, пол, пила, мыло, весло, облако, школа, пальто, велосипед).Игра "Доскажи слово": логопед начинает слово, ребенок заканчивает (На столе лежит... пила. Мама моет пол... мылом).Слова с [Л] в конце слова:Работа с картинками и словами (вол, кол, мел, флаг, бал, зал, металл, журнал).Игра "Что делает?": логопед показывает картинку действия, ребенок называет слово (Например, картинка с человеком, который держит флаг – "флаг").Слова разной слоговой структуры:Постепенное усложнение: от двусложных к трехсложным и более сложным словам.Использование предметных картинок и игрушек.VI. Автоматизация звука [Л] во фразах и предложениях (10-12 минут):Простые фразы:"Ла-ла-ла, вот лодка плыла.""Ло-ло-ло, на лугу цвело.""Лу-лу-лу, я люблю еду.""Лы-лы-лы, мы нашли иглы.""Ле-ле-ле, на столе лежит."Короткие предложения:"Вот лампа.""Это лодка.""Лимон кислый.""Лук острый.""На столе лежит ложка.""Мальчик плывет на лодке.""Лето, солнце, тепло."Использование мяча:Логопед бросает мяч ребенку и называет слово или фразу со звуком [Л]. Ребенок ловит мяч и повторяет.Логопед называет слово, ребенок бросает мяч обратно и называет другое слово с [Л].Работа с карточками:Ребенок читает предложения с [Л] (если умеет читать) или логопед читает, а ребенок показывает соответствующую картинку.VII. Развитие фонематического слуха и восприятия (5-7 минут):Игра "Что услышал?": логопед произносит ряд слов, среди которых есть слова со звуком [Л] и без него. Ребенок поднимает руку или хлопает, когда слышит слово со звуком [Л].Игра "Найди звук": логопед называет слова, ребенокПродолжи этот текст непрерывно, развивая его мысли, сохраняя стиль, тон и логику повествования, но не превращая его в ответ или реплику другого человека:VII. Развитие фонематического слуха и восприятия (5-7 минут):Игра "Что услышал?": логопед произносит ряд слов, среди которых есть слова со звуком [Л] и без него. Ребенок поднимает руку или хлопает, когда слышит слово со звуком [Л].Игра "Найди звук": логопед называет слова, ребенок определяет, есть ли в них звук [Л] и где он находится (в начале, середине или конце слова). Для усложнения можно использовать картинки, где ребенок должен выбрать только те, на которых изображены предметы со звуком [Л].Игра "Перепутанные звуки": логопед произносит слова, намеренно меняя местами звуки или заменяя [Л] на другой звук. Ребенок должен исправить ошибку и произнести слово правильно. Например, "лампа" вместо "палма", "ложка" вместо "жолка".VIII. Итог занятия (3-5 минут):Краткое подведение итогов.Оценка работы ребенка, похвала за старание и успехи.Напоминание о необходимости продолжать тренироваться дома.Прощание.Рекомендации для родителей:Регулярно проводите короткие игровые занятия по отработке звука [Л] дома.Используйте игры и упражнения, предложенные на занятии.Обращайте внимание на правильное произношение звука [Л] в повседневной речи ребенка.Хвалите ребенка за успехи и поддерживайте его мотивацию.При возникновении трудностей обращайтесь к логопеду.Дополнительные игры и упражнения (по усмотрению логопеда и в зависимости от уровня ребенка):"Логопедическое лото": Карточки с картинками, на которых изображены предметы со звуком [Л]. Логопед называет слово, ребенок находит соответствующую картинку."Составь предложение": Ребенку предлагаются картинки и слова, из которых он должен составить предложение со звуком [Л]."Рифмовки и стихи": Использование коротких стихов и рифмовок, содержащих звук [Л], для закрепления его произношения в связной речи."Звуковые дорожки": Нарисовать дорожку, по которой ребенок должен пройти, произнося слоги или слова со звуком [Л] на каждом шаге."Волшебный мешочек": В мешочке лежат игрушки или предметы со звуком [Л]. Ребенок на ощупь достает предмет, называет его, четко произнося [Л].Важные моменты:Индивидуальный подход: Учитывать возраст, уровень речевого развития и особенности каждого ребенка.Игровая форма: Все упражнения должны быть представлены в игровой форме.