Использование программы MS POWERPOINT в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование программы MS POWERPOINT в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Автор: Оплетаева Оксана Владимировна
Использование программы MS POWERPOINTв образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаО.В. Оплетаева,воспитатель высшей квалификационной категорииСистема дошкольного образования проживает сегодня период серьезного обновления. Изменились формы организации образовательной деятельности, программы, социокультурная среда, в которой растут современные дети. Мы живем в такое время, что интерактивные технологии быстро проникают в дома, школы, офисы, и, наконец, в дошкольные учреждения. Так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС ДО является созданная интерактивная среда, позволяющая существенно расширить возможности взаимодействий ребенка с информационными ресурсами.В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет довольно длительную историю (около 20 лет), но в дошкольном учреждении такого распространения компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу педагога (в том числе и педагога дошкольного образовательного учреждения) без использования информационных ресурсов. Использование информационных коммуникационных технологий дает возможность обогатить, качественно обновить образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях и повысить его эффективность [1].Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (персональный компьютер, мультимедиа, различное программное обеспечение) для достижения педагогических целей.Информационные коммуникационные технологии в образовании – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.Особое внимание в применении информационных коммуникационных технологий в образовательной деятельности уделяется мультимедийным средствам.Мультимедиа – это интерактивные (диалоговые) системы, обеспечивающие одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, статическими изображениями и текстами [4].Мультимедиа технологии, как часть информационных коммуникационных технологий дают возможность предоставить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации и звука. Детей привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить эмоции от увиденного своими словами, с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому материалу. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.Следует отдать должное мультимедийным презентациям.Мультимедийная презентация – это учебные материалы, подготовленные с помощью программы PowerPoint [3], которая входит в программный пакет Microsoft Office начиная с самых первых его версий. Программные средства подготовки публикаций типа PowerPoint позволяют оформить представляемую информацию в едином стиле с использованием видеоэффектов, значительно улучшающих ее восприятие [2].Слово «презентация» само по себе подразумевает замечательное оформление.Интерактивность презентациям придают гиперссылки, причем как внутри файла (переходы по слайдам), так и на внешние источники. Они очень удобны при работе с презентациями больших размеров со сложной схемой, где необходим переход по слайдам в определенном, нужном педагогу порядке, а не линейно (последовательно). Для отчетности педагог может использовать такие средства визуализации как диаграммы и графики. В программе PowerPoint имеется удобный встроенный инструмент для построения графиков.Чтобы «оживить» презентацию часто используют анимацию, под которой понимают как движения каких-либо объектов, так и добавленные Gif-анимации и видеоролики.Для детей дошкольного возраста целесообразно комментировать презентацию, для этого на слайды добавляют различные готовые звукозаписи (имитация голосов зверей, птиц, звуки природных явлений и прочее) или наговорить звуковой файл, используя специальные программы работы со звуком. Также программа PowerPoint позволяет интегрировать различные совместимые с ней приложения. К примеру, можно вставить объект Windows Media Player.В более новых версиях данная программа имеет собственный инструмент звукозаписи, получения видео с видеокамеры, получения изображения со сканера или фотокамеры. Собственные инструменты рисования, бесчисленное количество графических клипов, замечательных шаблонов и многое другое.Познакомимся более подробно с работой в программе MS PowerPoint. Любой документ, созданный в данной программы представляет собой набор отдельных, но взаимосвязанных кадров, называемых слайдами. Каждый слайд имеет собственный уникальный номер, присваиваемый по умолчанию в зависимости от его места нахождения в общей структуре. По умолчанию последовательность смены слайдов в программе имеет линейную структуру. Слайды могут содержать объекты самого разного типа, например: фон, текст, таблицы, графические изображения и т.д. При этом на каждом слайде присутствует как минимум один объект – фон, который является обязательным элементом любого слайда.Мультимедийная презентация для детей дошкольного возраста имеет свою специфику. В силу того, что у детей не сформирован навык чтения или сформирован слабо, презентация должна включать в себя минимум текстовой информации и максимум объектов визуализации.Текстовый материал может быть представлен в виде названий слайдов или коротких вопросов к слайду. Буквы должны быть крупными, легко читаемыми, контрастными по отношению к фону, чтобы дети, осваивающие навык чтения, могли самостоятельно прочитать слова. Основное содержание слайдов должно состоять, прежде всего, из аудиовизуального ряда, видео, подборки фотографий или серии предметных картинок, что в наилучшей степени отвечает наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.Рассмотрим алгоритм создания мультимедийной презентации на примере интеллектуальной игры «Что, где, когда?» для детей старшего дошкольного возраста. Работа по созданию презентации будет проходить в несколько этапов.На первом этапе работа по созданию презентации начинается с составления плана презентации. На листе бумаги рисуем структуру презентации, схематическое изображение слайдов и продумываем, какой текст, рисунки, фотографии или другие материалы будут включены в тот или другой слайд. Составляется список рисунков, фотографий, звуковых файлов, видеороликов (если они необходимы), которые будут размещены в презентации. Определяем текстовую часть презентации. Находим заранее информацию по теме будущей презентации и загружаем её в текстовый файл. Сохраните его в отдельную папку на своем компьютере.Подготавливаем необходимые изображения и сохраняем их в той же папке.Второй этап. Запускаем программу PowerPoint, для этого следует выполнить следующую команду: нажать кнопку Пуск – Все программы –Microsoft Office – PowerPoint.При помощи команды «Создать слайд» (на вкладке Главная) выбираем макет нового слайда. Выбранный макет можно применить не только сразу ко всей презентации, но и указать для каждого слайда по отдельности.Чтобы создать новую презентацию на основе шаблона PowerPoint, выполняем команду «Файл – Создать». В появившемся окне, в группе «Шаблоны» выбираем действие «Пустые и последние» и делаем двойной щелчок мыши по кнопке «Новая презентация».Для придания презентации желаемого внешнего вида, на вкладке «Дизайн» переходим в группу «Темы» и выбираем нужный дизайн фона документа. При помощи команд «Цвета», «Эффекты» и «Стили фона» добиваемся подходящего цветового решения.Третий этап. Переходим к непосредственному наполнению презентации информацией.На 1 слайде в поле «Заголовок слайда» вводим название «Познавательная викторина «Что, где, когда?». Не забываем, что информация на слайде должна быть хорошо читаемой, поэтому оформляем текст в соответствии с требованиям. На 2 слайде добавляем текстовую информацию – загадку. Текст можно набирать самим, а можно скопировать из заранее подобранного текстового документа Вставляем на слайд картинку–отгадку на загадку (это будет Лесовичок), для этого в открывшемся окне «Вставка рисунка» выбираем нужный файл. Размер изображения можно изменить, выделив рисунок и потянув его за уголок. К добавленной картинке применяем анимацию, для этого на вкладке «Анимация» переходим в группу «Анимация» и выбираем нужный эффект. В поле «Изменение эффекта» указываем начало анимации, её направление и скорость изменения. В нашей презентации к объекту будут применены следующий настройки: анимация – масштабирование, начало по щелчку, продолжительность – медленно.На 3 слайде по центру вставляем картинку Лесовичка и орешка. На орешке печатаем цифру 1. Затем выделяем орешек с цифрой 1, копируем его и вставляем шесть раз. Располагаем картинки орешка вокруг Лесовичка, выделяем каждую цифру 1 меняем ее на другое число (с 1 до 6).Создаем аналогично нужное количество слайдов. Слайды 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 – «Загадки - отгадки» оформляем по аналогии второго слайда (вставляем текстовую информацию – загадки, картинки – отгадки, добавляем анимацию входа к картинкам).Четвертый этап. Добавление гиперссылок. Переходим на третий слайд. Выделив цифру 1, выполняем команду «Вставка» – «Гиперссылка». В появившемся окне «Вставка гиперссылки» выбираем «Связать с» и «Местом в документе». В центре диалогового окна находим нужный слайд (в нашем случае Слайд 4) и нажимаем ОК. После добавления гиперссылки цифра стала подчеркнутой, это означает, что гиперссылка настроена правильно. Во время демонстрации презентации при нажатии на нее будет осуществляться переход на 4 слайд.Аналогично настраиваем гиперссылки для остальных числовых данных.Переходим на 10 слайд. На вкладке «Вставка» в группе «Фигуры» выбираем в «Управляющую кнопку: возврат» и помещаем ее в нужное место на слайде, например правый или левый нижний угол. При добавлении такой кнопки появится окно, в котором следует выбрать нужный слайд (на который с текущего слайда нужно сделать переход)» и нажмите ОК. Для добавления такой управляющей кнопки на остальные слайды нужно просто ее скопировать и вставить на эти слайды, при этом настройки гиперссылки сохранятся. На слайдах с 12 по 17 в текстовой рамке «Заголовок слайда» напечатаем названия заданий: «Разрезные картинки», «Подбери слова», «Разложи отдельно», «Животные и их детеныши», «Загадки-обманки», «Найди и раскрась животных». Данные слайды оформляем по аналогии второго слайда (вставляем текстовую информацию – загадки, картинки, добавляем анимацию входа к картинкам).Переходы для смены слайдов делают презентацию PowerPoint более эффектной. Для добавления одинаковых переходов между слайдами, на вкладке «Анимация» щелкаем по эскизу слайда и в группе «Переход к следующему слайду» выбираем эффект смены слайдов.Для просмотра получившейся презентации выполняем команду «Показ слайдов» или клавиша на клавиатуре F5. Если слайды нуждаются в корректировке (а этого не избежать), возвращаемся к слайдам, нажав клавишу на клавиатуре «Esc».Откорректированную презентацию сохраняем при помощи команды «Сохранить как» – «Презентация PowerPoint».Получается один файл с заданным именем и расширением .pptx.Наша интерактивная игра готова.Применение программы PowerPoint в образовательном процессе ДОУ становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.Используемая литература.Закон об образовании в РФ [Электронный ресурс] : Режим доступа ; - 06.11.2016. Могилев, А.В. Информатика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; под ред. Е.К. Хеннера. –5-еизд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 848с. Цифровые образовательные ресурсы и Интернет-ресурсы [Электронный ресурс].- Режим доступа ;: . - 06.11.2016.