Поликультурное образование в ДОО
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Поликультурное образование в ДОО
Автор: Высоцкая Галина Владимировна
В условиях кардинальных изменений, происходящих в обществе, реализации федеральных государственных образовательных стандартов актуальным становится переосмысление ряда методологических, методических и психолого-педагогических аспектов организации деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе проблем, связанных с поиском оптимальных путей поликультурного образования детей.Наличие образовательных условий для обучающихся в культурно разнородной группе, учитывающих культурные особенности детей; формирование межкультурной (кросс-культурной) компетентности педагогов, понимаемой как комплекс знаниевого, мотивационно-ценностного и поведенческого компонентов; осуществление государственной политики по поддержанию культурного многообразия в обществе и общенациональных ценностейВ основе поликультурного образования лежит идея культуры мира, культуры без границ. Процессы миграции, рост культурной разнородности общества, борьба этнических групп за возможности сохранения и развития собственной культурной самобытности и др. явились причиной разрабатываемой в разных странах теории поликультурного образованияПолучение ребенком знаний о многокультурном мире. Содержание образовательного процесса обогащается дополнительными и трансформируемыми знаниями. Которыми обучающиеся оперируют с точки зрения различных культур.Реализация психолого-педагогических условий, создание образовательного пространства для организации культурных практик детей, актуализации толерантной гражданской позиции ребенка.Бесспорно то, что педагог, работающий в группе с полиэтническим составом воспитанников, должен получить образование, которое предполагает языковую подготовку иноязычных детей, готовность формировать этническую идентичность ребенка, связанную с развитием у детей мировосприятия: миропонимания (знания и представления) и мироотношения (оценочные высказывания, интерес) дошкольниковЭто может быть достигнуто в том случае, если педагог знает о культурах детей, посещающих дошкольную образовательную организацию, и приобщает детей в разных формах к традициям разных народов.Приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, национальным праздникам и обрядам, общение с авторитетными носителями ценностей поликультурализма из разных субкультур – общественных деятелей, телезвезд, спортсменов и др.В современном российском образовании данный подход может быть реализован путем интеграции задач и содержания патриотического, интернационального и нравственного воспитания.Наряду с использованием в условиях современных образовательных организаций традиционного педагогического инструментария (продуктивные виды детской деятельности (в том числе, в этнических изобразительных техниках), чтение художественной литературы) мы обращаемся к игровым технологиям, технологиям проектной деятельности, средствам музейной педагогики; видеотехнологиям, в том числе, мультипроектам).Технология проектной деятельности позволяет строить образовательный процесс на активной основе, через целесообразную деятельность ребенка, сообразуясь с его личными интересом и личными целями.Мы разработали долгосрочный проект: «Живут в России разные народы».Ставящий перед нами цель: формирование у детей, интереса и уважения к другим национальным культурам; воспитание патриотизма, чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей. В рамках проекта мы использовали как традиционные педагогические технологии и средства, так и современные. О некоторых из них мы сейчас вам расскажем.Наши педагоги разработали детский календарь праздников, придерживаясь его мы прожили интересный и познавательный год.Семья – самая главная ячейка общества. Без нее невозможно существование и государства. Поэтому наш проект мы решили начать именно с праздника – День семьи. Семья была и остается хранительницей духовно-нравственных ценностей, национальной культуры и исторической преемственности поколений. Мы захотели узнать о семейных традициях наших воспитанников. В ходе бесед с детьми, мы выяснили, что они имеют недостаточно знаний о традициях, обычаях, культуре своего родного народа. Мы решили создать книгу семейных традиции семей наших воспитанников.Сколько семей – сколько и примеров традиций можно найти в мире. Но иногда они бывают такими интересными и необычными, что сразу начинаешь задумываться: «А не придумать ли мне чего-нибудь наподобие?» Задавшись этим вопросом, мы разработали и провели родительские собрания, на которых были приглашены несколько поколений семей воспитанников. Они поделились своими традициями и обычаями. Нами были розданы буклеты с интересными советами по созданию своих семейных традиций. Мы также познакомили родителей с традициями детского сада и группы.Одной из традиций нашей группы - утреннее приветствие на родном языке.Всемирный День защиты детей является отличным поводом для праздника, но, кроме этого, еще и поводом задуматься. Вспомнить о том, что нужно соблюдать и уважать права каждого ребенка. Нужно вспомнить о тех детях, которые защищены меньше всего – дети с ограниченными возможностями; дети – сироты; дети – мигранты. Они всегда рядом с нами и так же хотят внимания и заботы.Ежегодно в нашем детском саду проходит развлечение, посвященное этому празднику на который мы приглашаем детей из нашего микрорайона.Радость и удовольствие сопровождают этот праздник, он проходит на улице шумно и весело. Каждый раз мы отправляемся в сказочное путешествие. В этот раз мы отправились в другие страны. Для поддержки интереса к культуре других народов мы с детьми разучили новые подвижные игры «Хлибчик», «Ручеек», «Дорогая Арина», «Скок-перескок», «Угадай и догони», «День и ночь».Все дети любят двигаться и теперь играют в них на прогулке и в группе. А мы, пополнили свою методическую копилку, создав сборник игр народов России.Среди большого количества российских праздников нельзя не выделить День народного единства, который отмечается 4 ноября. Этот праздник не является новым праздником, а символизирует возвращение к старым традициям. Сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры поможет средства музейной педагогики. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах мини-музеевСоздание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.Оформление мини-музея.Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки.Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.Открытие экспозиции «Сундучок национальных предметов» с приглашением детей и их родителей.Важная особенность мини-музеев в развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Еще один замечательный международный праздник —16 ноября отмечается День толерантности.Толерантность – это гармония в многообразии, путь к миру и согласию. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Как объяснить такое сложное понятие детям? Мы нашли необычный подход к этой проблеме используя в своей работе видеотехнологии. Дети любят смотреть мультфильмы, и мы создали необычный видеоролик «Толерантность». С его помощью легко и доступно ребенок понимает сложные понятия и находит свои примеры.2 апреля отмечается Международный день детской книги. В течение года мы знакомили наших воспитанников с множеством сказок. Знакомство со сказками разных народов помогло нам расширить словарь воспитанников, развивать любознательность, воспитывать уважение к мудрости народных сказок. Итогом этого знакомства стала презентация сборника сказок «Сказки разных народов».8 апреля – в нашей стране отмечается День российской анимации – подходящий повод дать детям представление о том, как создаются мультики. Это не только увлекательное занятие для детворы, но и творческий процесс, который оказывает благотворное влияние на способности ребёнка. В нашем детском саду организована студия детской мультипликации «В гостях у сказки» и разработана программа «Мультстудия».Работа над созданием мультфильма несёт неоценимую пользу в развитии детского потенциала: развивается творческое мышление, логика, внимательность, повышаются коммуникативные навыки, тренируется мелкая моторика рук, прививаются терпение и усидчивость. Общие знания о специфике работы над анимационным фильмом дают представление о технологиях создания кино, формируют уважительное отношение к коллективному труду и, что очень важно, повышается образование ребенка в контексте современного искусства. Процесс создания мультфильма интересен и увлекателен, и в конце трудоемкой работы ребёнок получает результат в форме законченного видеопродукта.Наши мультфильмы создаются в различной технике, татарская сказка «Волк и лиса» (пластилиновая анимация), русская сказка «Теремок» (пластилиновая анимация), сказка сочиненная детьми «Сказка о дружбе народов» (перекладка). У каждой страны, есть свой праздник, который объединяет нацию чувством гордости за доблестные подвиги предков, которые останутся в памяти потомков навечно. Такой праздник есть и в России. Это День Победы, который отмечают 9 мая. В каждой семье есть свои герои ушедшие на фронт, многие не вернулись… Но память об их подвиге мы будем хранить вечно в своих сердцах. Уже второй год в нашем детском саду мы приобщаем наших воспитанников и их родителей к всероссийской акции «Бессмертный полк». В России 22 июня отмечается День памяти и скорби один из самых печальных дней в истории страны. В этот день мы склоняем головы перед всеми погибшими в жесткой схватке с врагом, перед поколением советских людей, принесших нам Победу и подаривших нам будущее. Мы этого никогда не забудем и не позволим забыть никому. Мы с нашими воспитанниками участвовали во всероссийской акции «Свеча памяти», а в этом году мы создали книгу памяти.Анализ современных подходов к организации поликультурного образования детей указывает на перспективность и педагогическую целесообразность конструирования воспитательно-образовательного процесса с учетом культурного многообразия детской группы в дошкольной образовательной организации и коллектива обучающихся начальной школы.Широкий круг технологий и педагогического инструментария поликультурного образования, их образовательно-развивающий потенциал предоставляют современному педагогу возможности совершенствования своего профессионального мастерства с учетом потребностей мультикультурного общества.Источник: